Деловая игра — интеграция (история-обществознание) «Историческое собеседование» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (327) сентябрь 2020 г.

Дата публикации: 11.09.2020

Статья просмотрена: 311 раз

Библиографическое описание:

Камчатнов, Г. А. Деловая игра — интеграция (история-обществознание) «Историческое собеседование» / Г. А. Камчатнов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 37 (327). — С. 121-123. — URL: https://moluch.ru/archive/327/73551/ (дата обращения: 19.10.2024).



Статья является методической разработкой деловой игры. Через «собеседование» с исторической личностью учениками осваивается биографический (исторический) и обществоведческий материал. Деловая игра направлена на развитие основных метапредметных умений.

Ключевые слова: деловая игра, собеседование, история, обществознание, группа, метапредметные умения, школа, рефлексия, аналитика, соискатель.

Author describes the method of a business game. Through «interviewing» a historic person not only do the pupils study their biography (historical context), but also learn about the social context. The game is targeted at developing basic cross-curricular skills.

Key words: business game, interview, History, Social Studies, group, cross-curricular skills, school, reflection, analytics, candidate.

На уроках истории часто нет возможности остановится подробно на биографии той или иной личности, а личности в истории встречаются весьма примечательные. Как же быть? Учитель может рассказать интересно и увлекательно, но как тогда быть с выполнением программы и развитием учеников? Можно давать ученикам темы для докладов, развивать их способности работать с информацией и монологическую речь докладчика, но нет уверенности, что другие ученики будут их слушать. Конечно, можно применить приёмы активного слушания, то есть формулирование вопросов, «до и после», но обратит ли внимание докладчик на те моменты биографии, которые хотелось усилить?

Выход из этих затруднений пришел неожиданно на одном из уроков обществознания в 9 классе, во время изучения темы трудового законодательства и процесса устройства на работу: родилась идея урока-собеседования!

Замысел заключается в том, чтобы «устроить» на работу какую-нибудь историческую личность, отправить ее на собеседование в нашу школу или крупную компанию в нашей или другой стране, разумеется, на руководящую должность — личности-то в истории масштабные. Для этого нам потребуется объединить исторический материал с социальным. В части истории нужно будет достаточно подробно узнать биографию и роль личности в историческом процессе, со стороны курса обществознания выяснить, как должен вести себя человек на собеседовании, а также понять и примерить на себя роль принимающей стороны, то есть отдела кадров, «представители» которого и будут проводить собеседование. Таким образом, данный формат урока позволяет создать условия для формирования большого количества, личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий и соответственно развития метапредметных компетентностей.

Цель такого рода деловой игры можно сформулировать так: интерпретация исторического и социального теоретического материала для решения актуальной практической задачи старшими школьниками.

Деловая игра «Историческое-собеседование» проходит в 3 основных этапа:

– этап подготовки;

– деловая игра;

– рефлексия.

На этапе подготовки игры ученики распределяются по группам:

– соискатель;

– внешняя аналитика;

– фактическая аналитика;

– HR-группа (кадровики).

Количество участников каждой группы определяется учителем или количеством учеников, желающих принять активное участие в игре.

Из учеников, не задействованных в «игре», либо сформировать группу экспертов, которые, разработав собственные критерии, будут оценивать весь процесс в целом или каждую группу в отдельности, либо предложить им подготовить вопросы для участников игры на этапе рефлексии.

Для более качественной подготовки и работы групп учитель может подготовить участникам материалы, ссылки с необходимой информацией: общие правила собеседования, самопрезентации, языка жестов; материалы по проведению интервью с кандидатами на должность, выявляющие его предрасположенность к работе в команде или индивидуально, руководить или подчиняться, проектные направления или рутинные процессы и так называемую «модель успеха» и т. д.

Первая группа, «соискатель», состоит из одного, максимум — двух человек. Это — соискатель рабочего места и, возможно, его технический помощник — человек, который будет помогать искать информацию и готовить выступление. Задачи этой группы:

– изучить биографию и исторический путь выбранной личности;

– выяснить правила поведения соискателя на собеседовании;

– усвоить правила самопрезентации (язык телодвижений, речевые приемы);

– интерпретировать исторический материал таким образом, чтобы выглядеть в глазах «работодателя» в выигрышном свете;

– быть готовым объяснить «незавидные» моменты биографии так, чтобы они не испортили общее впечатление о соискателе.

Эта группа — одна из основных. От качества ее подготовки и «вхождения» в роль зависит половина успеха всей игры. Участники этой группы, вероятнее всего, получают наиболее весомое развитие различных компетенций. Действительно, изучение биографии, правил самопрезентации и непосредственно проживаемый опыт группового собеседования дает наиболее эффективный образовательный результат. При этом, формат игры и понимание того, что информацией владеет не только «герой», развивает критическое мышление и требует более глубокого анализа информации по сравнению с обычным представлением в форме пересказа или сообщения.

Вторая группа — группа внешней аналитики — состоит из двух и более участников. Задачи группы:

– изучение правил самопрезентации;

– изучение и «чтение» языка телодвижений;

– отслеживание грамотности речи выступающего;

– разработка критериев оценки внешнего вида, поведения и речи соискателя;

– аргументированная оценка и вывод по поведению соискателя.

Работа этой группы развивает различные метапредметные навыки. Так, соотнесение теоретической информации с информацией, поступающей в процессе наблюдения за поведением реального человека — навык переработки информации — анализ, синтез, интерпретация. Опыт разработки критериев оценки, а также работы по этим критериям в роли эксперта — оценка своих действий и соотнесение их с действиями другого, оценить правильность выполнения познавательной задачи, и, что не менее важно, выстроить правильную коммуникативную модель при «экспертном» оценивании, это очень непросто дается детям подросткового возраста.

Третья группа — фактическая аналитика. Эта группа может состоять из неограниченного числа участников, но педагогу в этом случае необходимо грамотно выстроить работу многочисленной группы, чтобы каждый ученик занимал активную познавательную позицию, а также рассчитывать время, которое уйдет на работу большой группы.

Задачи этой группы:

– изучение биографического пути соискателя;

– выявление в выступлении соискателя фактических ошибок;

– формулирование вопросов на уточнение представленного фактического материала;

– формулирование вопросов, содержащих просьбу прокомментировать ту или иную историческую ситуацию, сознательно или бессознательно упущенную соискателем;

– аргументированная оценка и вывод о работе соискателя с фактическим материалом.

Работа этой группы развивает такие метапредметные умения как: организация совместной познавательной деятельности с одноклассниками, переработка информации, критическое мышление, установление причинно-следственных связей, формулирование выводов.

Четвертая группа — это группа «кадровиков» — «HR-группа». В ее состав входит от двух до пяти человек. Задачи этой группы провести финальную часть собеседования, заключающуюся в непосредственном интервью состоящего из вопросов и CASE-заданий соискателю для выявления его потенциала и формулирования его характеристики как работника.

Задачи этой группы:

– изучить материал по проведению интервью;

– сформулировать или выбрать важные и интересные (с точки зрения целей данной группы) вопросы;

– выработать тактику интервью и взаимодействия внутри группы;

– провести интервью;

– сформулировать аргументированную характеристику исторической личности как работника организации;

– прийти к совместному итогу — принять на работу или отказать соискателю.

Работа этой группы также является определяющей, ведь от уровня ее подготовленности зависит качество всей деловой игры. Как и ученик, находящийся в роли соискателя, участники этой группы должны пройти по тонкой грани понимания сути игры, так как, интервьюируя историческую личность, они должны говорить и с учеником (своим современником) тоже. В свою очередь ученик-соискатель тоже понимает, что, отвечая на вопросы «HR-группы», должен отвечать от лица исторической личности, исходя из своего понимания биографии и характера этой личности. То есть важно понимать, что во времена, из которых к нам на собеседование пришла историческая личность, не было тех ситуаций, в которые ее ставят современные CASE-задания группы кадровиков. Есть, конечно, вариант, при котором и HR-группа переработает свои задания сообразно эпохе соискателя и CASE — «Вы прилетели в незнакомый город на очень важную встречу. Выходите из самолета, встреча через час в центре города. Вдруг Вы обнаруживаете, что у Вас нет ни денег, ни документов. Ваши действия?» должен будет превратиться в CASE — «Вы прибыли с дипломатической миссией в страну неприятеля. Через час Вы должны быть у принимающей стороны. Сходя с корабля, Вы обнаруживаете, что у Вас нет ни верительной грамоты, ни рекомендательных писем. Ваши действия?». Этот вариант может быть интересен, но потребует более глубокого погружения в эпоху и будет больше похоже на спектакль, нежели на деловую игру и решать будет другие задачи.

Работа этой группы предполагает развитие командного взаимодействия с целью выведения соискателя на «чистую воду», определения его способности к командной или индивидуальной работе. Выявит его тип референции и т. п. Для чего разрабатывают перечень вопросов, в рамках которого происходит интервью. Иначе говоря, задавая провокационные вопросы, перекрестным способом, группа пытается получить непосредственную реакцию, а не «заготовку» соискателя. Важно отметить, что в группе происходит работа с информацией полученной от других групп для представления полной картины и принятия окончательного решения по соискателю. В работе этой группы следует особо выделить формирование таких метапредметных умений как гибкость мышления, поиск аналогий и умение вести диалог.

На этапе проведения игры группы выступают поочередно — соискатель — внешняя аналитика — фактическая аналитика — HR-группа. После выступления всех групп, группы внешней и фактической аналитики, выступает с заключительным словом, подводя аргументированный итог своей работы с данным соискателем. В результате у HR-группы складывается окончательная картина и она формулирует свой аргументированный итог собеседования.

Важным этапом является рефлексия. Замечу, что и без рефлексии игра может пройти очень успешно, но без личностного прироста, а также реального понимания собственных дефицитов и настоящего успеха. В процессе анализа и озвучивания того, что было сделано в процессе «игре», для «игры», почему она удалась или нет, какие моменты можно усилить в работе кого-то из участников или групп, что можно улучшить в следующий игре, происходит осознание важности и полезности проделанной работы, а значит результат «игры» будет значительней. Если провести два подряд собеседования, то рефлексия может быть глубже так как, на фоне сравнения, многие моменты проступают ярче и лучше поддаются осмыслению и анализу

Таким образом, урок — игра-собеседование, является мероприятием, влияющим на развитие основных групп метапредметных умений:

− умение планировать и осуществлять свою деятельность;

− умение работать в коллективе;

− умение осуществлять познавательные действия;

− коммуникативных умений.

Также можно заметить, что этот формат урока можно использовать для проведения интегрированного мероприятия в любой предметной области, ведь на собеседование может прийти физик или химик со своим открытием, инженер с изобретением и т. д., а для их оценки понадобятся соответствующие предметные знания.

Основные термины (генерируются автоматически): группа, деловая игра, историческая личность, работа этой, CASE, задача этой, фактическая аналитика, внешняя аналитика, работа, собеседование.


Похожие статьи

Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)

Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...

Эффективность использования ролевых и деловых игр на уроках иностранных языков

В статье автор подчёркивает, об эффективности использования ролевых и деловых игр проблемной направленности. Которые носят весьма продуктивный характер, что выражается в имитации, моделировании социально значимых отношений между участниками игры, в у...

Понятие и сущность компетенции «финансовая грамотность» руководителя образовательной организации

Научная работа и педагогическая практика, рассматриваемая в настоящей статье, заключена в формировании у руководителя образовательной организаций компетенции «финансовая грамотность» посредством прохождения образовательной программы, формируемой трем...

Квесты на уроке английского языка как эффективное закрепление пройденного учебного материала

В данной статье авторы анализируют проблему недостаточного внимания к индивидуальным особенностям учеников в школьной программе и предлагают использование уроков-квестов для практического применения знаний в игровой форме

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

Об организации занятий по учебному проектированию студентами технологического образования

Статья посвящена проблеме организации занятий учебного проектирования студентами технологического образования. Методическая подготовка учителя технологии с учётом организации учебного проектирования учащихся предполагает разбираться в вопросах психол...

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение»

В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.

Текст-описание как тип монологической речи

Статья посвящена вопросам обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана. В частности, рассматривается преподавание практической стилистики, обучение построению монологического текста и речи, а также одному из функционально-смысловых типов р...

Дискуссионный клуб как способ реализации предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе

Предметно-языковая интеграция отвечает современным требованиям, предъявляемым к качеству подготовки выпускника неязыкового вуза. В статье исследуются вопросы, связанные с возможностями ее реализации при подготовке бакалавров и обсуждаются проблемы ис...

Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении географии, английскому языку, информатике и ИКТ

Данная статья затрагивает актуальные вопросы методики преподавания английского языка, географии, информатики и ИКТ, реализации ФГОС, важности интегрированных уроков, также приведена классификация технологий: Технология объяснительно — иллюстративного...

Похожие статьи

Проблемы организации проектной работы при обучении английскому языку (направление «Журналистика»)

Проект как метод обучения английскому языку важная часть учебной деятельности студентов. Статья рассматривает один из наиболее эффективных типов проектов, а именно профессионально-ориентированный проект. Его главная задача проанализировать подход жур...

Эффективность использования ролевых и деловых игр на уроках иностранных языков

В статье автор подчёркивает, об эффективности использования ролевых и деловых игр проблемной направленности. Которые носят весьма продуктивный характер, что выражается в имитации, моделировании социально значимых отношений между участниками игры, в у...

Понятие и сущность компетенции «финансовая грамотность» руководителя образовательной организации

Научная работа и педагогическая практика, рассматриваемая в настоящей статье, заключена в формировании у руководителя образовательной организаций компетенции «финансовая грамотность» посредством прохождения образовательной программы, формируемой трем...

Квесты на уроке английского языка как эффективное закрепление пройденного учебного материала

В данной статье авторы анализируют проблему недостаточного внимания к индивидуальным особенностям учеников в школьной программе и предлагают использование уроков-квестов для практического применения знаний в игровой форме

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

Об организации занятий по учебному проектированию студентами технологического образования

Статья посвящена проблеме организации занятий учебного проектирования студентами технологического образования. Методическая подготовка учителя технологии с учётом организации учебного проектирования учащихся предполагает разбираться в вопросах психол...

Некоторые аспекты интерпретации понятий «задание» и «упражнение»

В статье раскрыта сущность понятия «задание» с позиции известных психологов и дидактов, охарактеризованы функции упражнений и заданий применительно к урокам родного языка.

Текст-описание как тип монологической речи

Статья посвящена вопросам обучения русскому языку в технических вузах Узбекистана. В частности, рассматривается преподавание практической стилистики, обучение построению монологического текста и речи, а также одному из функционально-смысловых типов р...

Дискуссионный клуб как способ реализации предметно-языковой интеграции в неязыковом вузе

Предметно-языковая интеграция отвечает современным требованиям, предъявляемым к качеству подготовки выпускника неязыкового вуза. В статье исследуются вопросы, связанные с возможностями ее реализации при подготовке бакалавров и обсуждаются проблемы ис...

Интегрированные уроки как форма реализации компетентностного подхода в обучении географии, английскому языку, информатике и ИКТ

Данная статья затрагивает актуальные вопросы методики преподавания английского языка, географии, информатики и ИКТ, реализации ФГОС, важности интегрированных уроков, также приведена классификация технологий: Технология объяснительно — иллюстративного...

Задать вопрос