Допрос является одним из основных и наиболее эффективных следственных действий, применяемых в процессе расследования различных видов преступных деяний. Как отмечает О. Я. Баев, «...допрос есть следственное действие, заключающееся в получении от лица и фиксации в установленной процессуальной форме показаний о фактах и обстоятельствах, имеющих или могущих иметь значение для установления истины по расследуемому или рассматриваемому судом уголовному делу» [1].
Посредством проведения допроса может быть получен значительный объем информации, необходимой для раскрытия совершенного преступления и сохранившейся лишь в памяти очевидцев и непосредственных участников деяния, которая не может быть получена при осмотре места происшествия. Таким образом, сведения, полученные в результате допроса, в совокупности с данными осмотра места происшествия позволяют следователю смоделировать полную картину произошедшего. Кроме того ряд существенных для дела обстоятельств, в частности особенности формирование преступного умысла, мотивы, цели, элементы подготовки к совершению преступления, распределение ролей преступников и другое, может быть выявлено только посредством осуществления допроса.
Поскольку допрос представляет собой непосредственное взаимодействие следователя и фигуранта уголовного дела, то для достижения поставленных целей данного следственного действия необходимо, помимо процессуального положения допрашиваемого лица, учитывать также особенности его личности для выбора наиболее подходящей тактики ведения допроса.
В этом плане справедливо утверждение А. А. Протасевича: «Распознавание образа допрашиваемого создает предпосылки для решения ряда важных тактических задач… В первую очередь таких задач, как определение следователем приемов установления и поддержания психологического контакта с допрашиваемым. Важнейшей задачей, опирающейся на те же основания, является распознавание и преодоление лжи допрашиваемого» [2].
Исследователи в сфере страхования выделяют два типа мошенников в зависимости от психологических и личностных особенностей лиц, совершающих данные преступления: «случайный» и «профессиональный» [3].
В роли «случайных» страховых мошенников, как правило, выступают добропорядочные и законопослушные граждане, относящиеся к «среднему классу» населения и имеющие небольшой относительно стабильный доход. Совершения мошенничества в сфере страхования зачастую видится им способом решения собственных финансовых проблем.
«Случайные» мошенники, в случае выявления правоохранительными органами совершения ими инсценировки наступления страхового события, морально подавлены, угнетены и испытывают сильное душевное волнение, вследствие чего легко подвергаются психологическому давлению следователя. Тем не менее, использовать данный прием в подобных случаях в основном неуместно, предлагается действовать, по сути, наоборот.
Так, при допросе «случайного» мошенника в сфере страхования следователю необходимо демонстрировать уверенность в себе и своей правоте, доброжелательное отношение, а также доходчиво объяснять свою позицию и необходимость дачи допрашиваемым правдивых показаний по делу. Допрос в таких случаях рекомендуется проводить в кабинете следователя, которому привычная обстановка придаст уверенности и спокойствия, а «случайного» мошенника заставит нервничать, не позволит сосредоточиться и последовательно изложить заготовленную им версию произошедшего, что и должен использовать следователь для изобличения преступника.
В числе действенных приемов склонения допрашиваемого к даче правдивых показаний в рассматриваемой ситуации называют обращение к выявленным следователем заранее положительным качествам «случайного» мошенника. Также эффективным приемом установления коммуникативного контакта с допрашиваемым является разговор о его семье, детях или родителях при обязательном условии проявления искренности следователя.
Успешно применяется при допросе «случайных» мошенников такой тактический прием как подробное разъяснение следователем допрашиваемому положений УК РФ, регламентирующих возможность смягчения наказания за совершенное мошенничество в страховой сфере, с приведением конкретных вариантов, соответствующих ситуации. Не менее эффективно акцентирование внимания допрашиваемого на предупреждении его об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Причем данный прием демонстрирует свою действенность и в отношении мошенников-«профи».
«Профессиональные» страховые мошенники обладают определенными личностными качествами, осложняющими проведение его допроса и получение в связи с этим необходимых сведений и признательных показаний. Так, данные мошенники имеют криминальный опыт, обладают устойчивыми взглядами антисоциального поведения, легко налаживают контакт с разными людьми и втираются в доверие, владеют знаниями психологии, страхового дела, юриспруденции, грамотно излагают свои мысли, изобретательны и, как правило, внешне привлекательны, им присуща излишняя самоуверенность в собственной безнаказанности. И заранее заготовлено алиби. Л. А. Сухомлинова также замечает: «Говоря о психических качествах личности, занимающейся мошенничеством, необходимо выделить определенную стойкость характера. Как правило, это люди, представляющие характер организации и реализации правоохранительной деятельности; опытные, знающие, в чем их могут уличить, и какие доказательства могут быть против них собраны» [4].
В связи с вышеуказанными особенностями личности «профессионального» мошенника организация его допроса требует от следователя более тщательной и длительной подготовки. Следователю необходимо собрать как можно больше информации о совершенном деянии, подлежащем допросу лице, а также подготовить весь набор доказательств, подтверждающих виновность последнего.
М. М. Уразбахтин, рассматривая допросы мошенников в области автострахования, писал: «Спокойная, размеренная беседа с допрашиваемым снимает его внутреннее напряжение, уменьшает тем самым его волнение и готовность к устному «бою» со следователем, а отсутствие в беседе разговоров, касающихся автотранспортной индустрии, даст повод допрашиваемому думать о том, что его пригласили на допрос для “галочки”, а не для реального расследования преступления, что внутренне успокоит и ввергнет в заблуждение подозреваемого, и он может проговориться или упомянуть вскользь о каких-то, по его мнению, неважных моментах преступления, что, естественно, в свою очередь, может дать следователю дальнейшее понимание ситуации или вектор хода расследования и допроса» [5].
Чтобы вывести «профессионального» мошенника на чистую воду, следователю следует проводить допрос максимально подробно, уделяя внимание различным деталям. В начале допроса он выясняет общие моменты, в том числе особенности заключения договора страхования и наступления страхового события. Если следователь уделяет пристальное внимание деталям, относящимся к данной группе вопросов, мошенник, как «случайный», так и «профессиональный», в любом случае находясь в состоянии повышенного психического напряжения, может допустить определенные срывы, такие как проговорки, неадекватное поведение, агрессию. Особенно эффективна данная тактика при проведении повторного допроса, если мошенник уже допрашивался ранее по факту расследуемого преступления. Расчет с использованием максимальной детализации здесь идет на то, что вымышленные детали запоминаются плохо и при повторении показаний могут быть изменены или упущены допрашиваемым.
Ложность показаний «профессионального» мошенника наиболее эффективно изобличается имеющимися доказательствами: показаниями свидетелей, результатами проведенных очных ставок, использованием при производстве допроса вещественных и других доказательств совершения мошенничества, заключений экспертиз. Использовать при допросе такого преступника необходимо только те доказательства, достоверность которых бесспорна. Предъявлять соответствующие доказательства относительно исследуемого факта или события следует в порядке нарастающей силы и только после того, когда мошенник будет допрошен относительно ранее изложенных фактов, в тот момент, когда психическое состояние допрашиваемого, по мнению следователя, более всего подвержено воздействию.
Таким образом, особенности личности преступника, совершающего мошеннические действия в сфере страхования, имеет определяющее значение для выбора тактики подготовки и проведения его допроса. В связи с этим важно установить личностные особенности подозреваемого заблаговременно до начала организации следственного действия.
Литература:
- Баев О.Я. Тактика следственных действий: учебное пособие. Воронеж: НПО «Модэк», 1995. С. 94.
- Протасевич, А.А. Монологи. Криминалисты о своей науке, призванной адекватно противостоять современной преступности. Иркутск: Изд-во Иркутск. гос. эконом. академии, 1999. С. 106.
- Трубкина О.В. Особенности первоначального этапа расследования мошенничества в сфере страхования, совершенного в отношении материальных интересов страховых компаний: дисс. … канд.юрид.наук. Иркутск, 2015. С.62.
- Сухомлинова Л.А. Технико-криминалистические и организационные основы выявления и расследования мошенничества в сфере обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: дис. … канд. юрид. наук. Волгоград, 2008. С. 93.
- Уразбахтин М.М. Криминалистическая методика расследования мошенничества в области автострахования: дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д., 2013. С.122.