Одним из важнейших принципов бюджетной системы является принцип эффективности использования бюджетных средств.
Целями законодательного регулирования этой сферы является прозрачность осуществления государственных закупок, а также поддержание благоприятного конкурентного климата. Для достижения этих целей государство принимает меры по упорядочению процедур осуществления закупок. Однако положительный результат недостижим в случае игнорирования такого фундаментального принципа права, как эффективность использования бюджетных денежных средств.
Повышение уровня эффективности расходования бюджетных средств было одним из основных тезисов ежегодных бюджетных посланий Президента Российской Федерации, например, в бюджетном послании Президента РФ от 13.06.2013 г. «О бюджетной политике в 2014–2016 годах» говорится о том, что приоритетным направлением бюджетной политики является решение задач, направленных на повышение эффективности расходов. [1.С.141]
Непосредственное нормативное закрепление данного принципа содержится в ст. 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указывающей на то, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием. [2.С.25]
В ст.2 Федерального Закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» указывается на то, что это законодательство основывается, в том числе и на положениях Бюджетного кодекса. Однако в ст.12 данного закона можно наблюдать несоответствие положениям ст. 34 БК РФ, в которой указывается данный принцип. В законе о контрактной системе говорится лишь о «необходимости достижения заданных результатов».
Однако стоит отметить, что в законодательстве о контрактной системе есть институты обоснования и нормирования в сфере закупок. Закон о контрактной системе в ч.1 ст.19 определяет нормирование через требования к закупаемой заказчиком продукции (в том числе предельные цены продукции) и (или) нормативные затраты на обеспечение функций заказчиков, включая территориальные органы и подведомственные казенные учреждения.
Обеспечение эффективности использования бюджетных средств — актуальный вопрос теории и практики в бюджетном праве, который рассматривается учеными-современниками.
На современном этапе категория «эффективность» продолжает оставаться достаточно дискуссионной. Выделяются разные подходы к ее классификации, определению содержания и возможности оценки.
Ряд авторов определяют понятие эффективность как результативность деятельности какой-либо материальной системы. По мнению В. В. Ковалева, «эффективность — это соотношение между полученным результатом и некоторой характеристикой фактора (ресурса), использованного для достижения данного результата». [3.С.424]
Т. А. Вершило отмечает, что эффективность использования бюджетных средств достигается двумя путями:
1) использованием наименьшего объема средств
2) использованием определенного бюджетом объема средств.
То есть эффективность может выражаться, непосредственно, в денежном эквиваленте, либо в наименьшем значении этого эквивалента, который понадобится для достижения определенного результата. [4.С.23]
Д. Ю. Завьялов утверждает, что «эффективность в классическом понимании является соотношением результата к затратам (материальным, временным, трудовым издержкам ) , и вкладывать в понятие эффективности иной смысл недопустимо». [5.С.6]
Ю. А. Крохина определяет эффективность как наличие положительной связи между результатами, полученными вследствие расходования бюджетных средств, и объемом произведенных бюджетных расходов. [6.С.201]
Таким образом, все рассмотренные подходы к пониманию сущности эффективности бюджетных расходов можно разделить на две группы:
Первая группа: ученые считают, что эффективность бюджетных расходов — это соотнесение достигнутого (достигаемого) результата с произведёнными затратами. Вторая группа: исследователи определяет эффективность бюджетных расходов как получение максимального результата при использовании имеющихся ресурсов или минимальный расход ресурсов для предоставления услуг надлежащего качества и объема.
На практике государственные служащие ориентируются на экономию бюджетных средств — зачастую не задумываясь о качествах, условиях и гарантии на товар или услугу. В результате часто приобретается товары низкого качеств, либо наоборот заключают государственные (муниципальные) контракты по цене выше рыночной или на необоснованно дорогие товары и услуги.
По мнению автора, таким примером по данным официального сайта закупок(zakupki.gov.ru) являются закупки № 0865300002418000075; № 0865200000318000277на покупку автомобилей, превышающих необходимые требования.
Таким образом можно отметить, что принцип эффективности использования бюджетных средств может быть реализован лишь в совокупности элементов — экономности и результативности, а в сфере государственных(муниципальных) закупок — нормирования и обоснования закупок. Следовательно, оба эти института должны отвечать своим целям.
Литература:
- Гашимли Х. Г. Принцип Эффективности использования бюджетных средств в публичных закупках // Актуальные проблемы административного, финансового и информационного права в России и за рубежом. 2016. — 141с.
- Чегринец Е. А. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств в Российской Федерации // Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2009. -25с.
- Ковалев В. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. М.: Проспект, 2012.-424с.
- Вершило Т. В. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств: правовые проблемы реализации // Финансовое право. 2012. № 5. -23с.
- Завьялов Д. Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов: сравнительный анализ // Финансы. 2008. № 10. -6с.
- Астафуров Н. В. Проблемы эффективности осуществления государственных и муниципальных расходов // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2009.№ 2. -201с.
- Тишутина О. И., Михайлов А. В. Бюджетные расходы: вопросы эффективности, результативности и разработка системы показателей оценки // Проблемы современной экономики. 2012. № 4 (44). -195с.