Профилактика неуспеваемости на уроках математики и физики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 3 октября, печатный экземпляр отправим 7 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №31 (321) июль 2020 г.

Дата публикации: 02.08.2020

Статья просмотрена: 12 раз

Библиографическое описание:

Вноровская, А. В. Профилактика неуспеваемости на уроках математики и физики / А. В. Вноровская, Л. В. Добровольская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 31 (321). — С. 120-123. — URL: https://moluch.ru/archive/321/72994/ (дата обращения: 19.09.2020).



Проблема неуспеваемости по математике и физике всегда остро стояла в школе. Для решения любой проблемы нужно выявить ее причину.

Можно выделить следующие основные причин неуспеваемости:

− очень низкая мотивация к обучению или полное ее отсутствие (нет желания и интереса);

− Неполное отслеживание западающих тем по материалу (сейчас в этом вопросе огромную помощь может оказать модуль МСОКО системы АСУ РСО).

− низкие способности самого ребенка;

− низкий уровень обученности по результатам начальной школы;

− родительский контроль обучения ребенка очень низкий или отсутствует полностью;

− плохое здоровье учащихся, включая отрицательное вредных привычек действие на организм ребенка;

− непонятное объяснение материала самим педагогом.

Неуспеваемость это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой. [1]

Мотивация — это причина, побуждающая ребенка учиться. Все что делает человек происходит только благодаря мотивации. Дети с хорошей мотивацией настойчивы и добиваются поставленных целей. Если мотивации нет, то нет причины использовать свой интеллектуальный потенциал. Поэтому очень важным является мотивационный этап.[1]

Мотивационный этап это постановка целей и задач урока (создание учебно-проблемной ситуации), которые сообщают учащимся зачем они изучают данную тему. [1]

Интерес это инструмент для побуждения учащихся к глубокому познанию предмета, развивающий их способности. [3]

Все эти вышеперечисленные термины являются основной движущей силой при обучении.

Математика — царица всех наук, а физика, так или иначе, является частью многих из них. В изучении других наук математическая грамотность играет огромную роль. Если ребенок не знает таблицу умножения, основные арифметические формулы, не умеет работать с дробями у него будут проблемы при решении физических задач и не только.

Физика создаёт у учащихся представление о научной картине мира, формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение, показывает нравственную ценность научных знаний, является основой научно — технического прогресса. Физика — везде и всегда вокруг нас и играет большую роль в нашей жизни. Но все тщетно, если учиться не интересно.

Когда познавательный интерес присутствует, то ребенок активен на уроке, он хочет и будет учиться. Повышается качество знаний и эффективность процесса обучения, формируются положительные мотивы учения. Отсутствие интереса приводит к тому, что на уроке ребенок не слушает и не слышит, отвлекается, не понимает материал и это ведет к той самой неуспеваемости, которую школа пытается победить из года в год.

Так что же такое познавательный интерес и как его вызвать? Познавательным интересом называют избирательную направленность личности, обращённую к области познания, к её предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. [1]

Познавательные интересы учащихся к физике складываются из интереса к окружающим явлениям, процессам, законам; из стремления разобраться в том, что и как происходит в окружающей нас действительности.

Этапы развития познавательного интереса

I. Любопытство — удивление: возникновение интереса при просмотре опыта, слушании рассказа или примера из истории физики, объяснения необычного явления и другое.

II. Стремление узнать больше: более глубокое ознакомление с предметом, учащиеся задают вопросы, стараются самостоятельно найти ответы на свои вопросы и вопросы товарищей, устраивают дискуссии.

III. Познавательный интерес: дети стремятся к прочным знаниям по предмету и умению применять их на практике.

Показатели уровня развития интересов и познавательной активности учащихся на уроке:

  1. Активность участия на уроке.
  2. Активность выступления с докладами.
  3. Желание разобраться в явлениях, объяснить суть их процессов
  4. Самостоятельность подведения итоги, обобщения.
  5. Самостоятельное проведение экспериментов, работа с физическими приборами в кабинете и дома.
  6. Изучение тем по физике за пределами учебной программы.
  7. Участие во внеклассной работе по физике.

Формы и методы развития познавательной активности

1) Игровая деятельность ( устный опрос с мячом, «Молекулы», «Диффузия», «Крокодил»)

2) Эксперимент

Большой интерес учащихся вызывают экспериментальные задания, особенно те, что можно выполнить дома.

Так, в 6 классе, одним из домашних заданий является сборка гигрометра, изучение устройства, принципа действия и сборки простейшего электромагнита. Выполняя экспериментальные задания, учащийся понимает что, как и зачем он должен сделать, а положительный результат приносит чувство удовлетворения, и желания изучать дальше.

3) Принцип наглядности. Просмотр видеоролика и его анализ, ответы на вопросы.

4) Самостоятельная работа с учебником. Умение выделить главное в тексте, найти ответ на вопрос, сделать вывод.

5) Групповая работа:

  1. Организация самостоятельной работы учащихся на уроке.
  2. Подготовка и проведение уроков — семинаров, конференций, дискуссий.
  3. Самостоятельная постановка эксперимента, обсуждением его результатов, выводов.

При изучении физики самым важным является не столько возбуждение познавательного интереса, сколько сделать сам урок интересным, чтобы дети хотели прийти на следующее занятие и узнать еще больше.

6) Занимательность это свойство предметов, явлений, процессов, которое способно вызвать у обучающихся чувство удивления, обострить внимание.

Используя на уроке занимательный материал, я ставлю вопросы: «Как?», «Почему?», «Зачем?». Тогда занимательный материал вызовет познавательную активность учащихся, поможет им выяснить причинно — следственные связи. Это рассказы — загадки, задачи — шутки, кроссворды по пройденной теме, рассказы и картинки с ошибками, некоторые виды дидактических игр, нахождение ошибок в сказках.

Занимательность позволяет разрядить обстановку при изучении сложных тем.

7) Место физики в жизни.

В 7 классе, когда физика появляется как новый предмет, показываю список самых известных и успешных людей в мире и акцентирую внимание на том, что большая часть из них имеет техническое образование.

Кроме того, всегда привожу примеры и жизненные ситуаций, где может пригодиться знание физики.

Как вести себя в грозу? Что делать при встрече с шаровой молнией? Как поступить, если попал на поверхность под напряжением? Как безопасно пройти по веревочному мосту? Как уменьшить возможность серьезного травмирования при падении? И многое другое.

Ну уроках математики и физики более слабые учащиеся не понимают и не могут сделать многие задания. Чтобы им помочь, можно организовать работу следующим образом:

− более сильные учащиеся работают самостоятельно, а учитель помогает отстающим;

− разбить детей на малые группы, где более сильные учащиеся помогают более слабым.

Насколько качественно будет ребенок учиться в основной и средней школе во многом зависит от его обучения в начальной школе. Если ребенок не знает таблицу умножения, не умеет работать с метрическими единицами, не владеет устным счетом, то научить его десятичным и обыкновенным дробям и действиям с ними (сокращение, деление, умножение, вычитание и сложение, решение уравнений) практически невозможно. Кроме того, слабоуспевающие детки, плохо и медленно читают. Это значит, что на прочтение и осмысление материала им требуется больше времени.

Если встречаются учащиеся с такими проблемами нужно постараться как можно быстрее их корректировать. Отслеживать западающие темы можно в специальной тетради. Составить график работы со слабоуспевающими учащимися. Самое главное в борьбе с неуспеваемостью — индивидуальная работа и помощь родителей.

Кроме того, необходимо планировать урок так, чтобы можно было сохранить здоровье учащихся: дозировка домашних заданий, физминутки, движение во время игровых форм, проветривание класса, использование визуализации и многое другое.

Чтобы все учащиеся смогли усвоить новый материал, необходимо:

1) На этапе контроля. Нужно специально контролировать усвоение трудных вопросов занятия, а также материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. Разрешить дольше готовиться у доски, использовать наглядные пособия, схемы, плакаты, сделать темп опроса медленнее, разрешать. Подбадривать похвалой, хорошей оценкой.

2) Изложение нового материала.

В течение урока проверяем степень усвоения материала. Привлекаем слабоуспевающих учащихся к подготовке схем, плакатов, поиска дополнительной информации по теме, поощряем вопросы по теме.

3) Самостоятельная работы учащихся

Включать в содержание работы упражнения по устранению допущенных типичных ошибок, повторение пройденного материала. Учить планировать работу, выполнять ее с достаточной скоростью, осуществлять самоконтроль. В системе давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Давать четкие инструкции по выполнению работ, алгоритмы решения задач. Разбивать задания на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях простых. Показать наиболее простые рациональные способы решения задач. Стимулировать самостоятельные действия слабоуспевающих учеников.

Урок сделают интересным использование различных форм проведения урока, сочетания постановки учебной проблемы в занимательных опытах или вопросах и самостоятельной работы с учебником; фронтальных опытов и последующей беседы с учащимися, визуализации процессов. Систематическая работа со слабоуспевающими учащимися по развитию познавательного интереса к изучению математики и физики, своевременное обнаружение «белых пятен» в усвоении учебного материала позволят провести профилактику неуспеваемости учащихся.

Литература:

1. http://infourok.ru/nauka-fizika-doch-udivleniya-i-lyubopitstva-601506.html?

2. http://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2016/12/25/chto...ny-neuspevaemosti-po?

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Интерес_(чувство)

4. https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/poznavatelnyj-interes-i-ego-razvitie/

Основные термины (генерируются автоматически): познавательный интерес, учащийся, ребенок, самостоятельная работа, урок, физик, занимательный материал, мотивационный этап, начальная школа, учебная программа.


Похожие статьи

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Познавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне.

Формирование мотивации на уроках физики | Статья в сборнике...

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок

Формирование познавательной мотивации студентов. учебная деятельность, студент, учебная мотивация, успех, мотив, тип...

Развитие познавательного интереса на уроках математики

познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс обучения, урок, интерес, подростковый возраст, учебный процесс, учитель, школьник. Приёмы развития познавательных интересов на уроках... Познавательный интерес — это интерес...

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной...

Применение самостоятельной работы на уроках информатики...

самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, учащийся, работа, самостоятельная деятельность учащихся, урок, учебный процесс, познавательный интерес, самостоятельная работа учащихся... Пути развития познавательного интереса у...

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной...

Данный вид учебной деятельности не только удовлетворяет интеллектуальные потребности ученика, но и развивает разные стороны его личности — умение

Из обычного урока сделать праздник.

Начальная школаначальный этап становления человеческой личности.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные учебные действия. Одной из ключевых проблем педагогики на современной этапе можно считать — активизацию учебной познавательной деятельности учащихся.

Использование средств математики в процессе формирования...

Проблеме развития познавательного интереса посвящены многочисленные работы психологов, педагогов и методистов. В работах Л. С. Выготского, Г. И. Щукиной и других авторов раскрыта сущность познавательного интереса, его роль в учебно-воспитательном процессе.

Нестандартные формы и методы проведения уроков в младшей...

Мотивация учебной деятельности. – Расширение кругозора учащихся и др. подведение итогов, урок, игра, математическая игра, учебная деятельность, учебная работа, учебный материал, команда болельщиков, конкурс...

Развитие положительной мотивации учения младших школьников...

учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень, ребенок, школа.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация.

Похожие статьи

Познавательный интерес и его развитие в процессе обучения...

Познавательный интерес — это направленность личности на окружающий мир, которая характеризуется такими свойствами, как активность и избирательность, желание познать предметы и явления окружающего мира и происходит на положительном эмоциональном фоне.

Формирование мотивации на уроках физики | Статья в сборнике...

познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, устный счет, учебный материал, групповая форма обучения, урок

Формирование познавательной мотивации студентов. учебная деятельность, студент, учебная мотивация, успех, мотив, тип...

Развитие познавательного интереса на уроках математики

познавательная деятельность, познавательный интерес, учебная деятельность, процесс обучения, урок, интерес, подростковый возраст, учебный процесс, учитель, школьник. Приёмы развития познавательных интересов на уроках... Познавательный интерес — это интерес...

Формирование познавательного интереса к обучению путем...

Опыт работы в школе показал, что в развитии интереса к предмету нельзя полностью полагаться на содержание изучаемого материала. Сведение истоков познавательного интереса только к содержательной стороне материала приводит лишь к ситуативной...

Применение самостоятельной работы на уроках информатики...

самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, учащийся, работа, самостоятельная деятельность учащихся, урок, учебный процесс, познавательный интерес, самостоятельная работа учащихся... Пути развития познавательного интереса у...

Интеллектуальная игра как мотиватор познавательной...

Данный вид учебной деятельности не только удовлетворяет интеллектуальные потребности ученика, но и развивает разные стороны его личности — умение

Из обычного урока сделать праздник.

Начальная школаначальный этап становления человеческой личности.

Пути развития познавательного интереса у подростков

Ключевые слова: познавательная деятельность, познавательный интерес, универсальные учебные действия. Одной из ключевых проблем педагогики на современной этапе можно считать — активизацию учебной познавательной деятельности учащихся.

Использование средств математики в процессе формирования...

Проблеме развития познавательного интереса посвящены многочисленные работы психологов, педагогов и методистов. В работах Л. С. Выготского, Г. И. Щукиной и других авторов раскрыта сущность познавательного интереса, его роль в учебно-воспитательном процессе.

Нестандартные формы и методы проведения уроков в младшей...

Мотивация учебной деятельности. – Расширение кругозора учащихся и др. подведение итогов, урок, игра, математическая игра, учебная деятельность, учебная работа, учебный материал, команда болельщиков, конкурс...

Развитие положительной мотивации учения младших школьников...

учебная мотивация, учебная деятельность, учитель, ученик, учебный материал, образовательный процесс, урок, уровень, ребенок, школа.

учебная деятельность, уровень, III, уровень мотивации, мотив, учащийся, класс, учебная работа, школа, мотивация.

Задать вопрос