Библиографическое описание:

Зубайраева Р. М., Лорсанова Л. С. Нестандартные формы и методы проведения уроков в младшей школе в целях повышения познавательной активности учащихся [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — СПб.: Свое издательство, 2015. — С. 96-99.

 

Роль начальной школы в становлении личности трудно переоценить, так как любая школа начинается с начальной. В современных условиях бурного развития начального образования, появления альтернативных программ и систем обучения усилилась активность учителей младших классов в направлении поиска эффективных путей обучения и воспитания школьников.

Обучение и воспитание на первой ступени обучения так же ориентируется на формирование положительного мотива в учебной деятельности школьника. А мотивы, как правило, связаны и с познавательными интересами учащихся, и с потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениями и главная роль в этом, конечно, отводится учителю. Насколько подготовлен педагогически и методически учитель, насколько он владеет приемами и методами организации учебного труда, насколько он сможет сделать учение увлекательным, творческим, настолько и можно прогнозировать конечный результат.

Нестандартный урок — это импровизированное учебное занятие, нетрадиционную (не установленную) структуру. Взгляды педагогов на нестандартные уроки расходятся: одни видят в них прогресс педагогической мысли, правильный шаг в направлении демократизации школы, а другие наоборот, считают такие уроки опасным нарушением педагогических принципов, вынужденным отступлением педагогов под напором обленившихся учеников, не желающих и не умеющих серьезно трудиться.

Признаки нестандартных методов подготовки и проведения урока: несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения; используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной работой; привлекаются для организации урока люди разных профессий; достигается эмоциональный подъем учащихся через оформление кабинета, использования НИТ; выполняются творческие задания; проводится обязательный самоанализ в период подготовки к уроку, на уроке и после его проведения; создается временная инициативная группа из учащихся для подготовки урока.

Нестандартные формы проведения уроков предполагают:

А. Использование коллективных способов работы. Обязанности распределяются с учетом индивидуальных особенностей детей и их интересов.

Б. Развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску. Материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять и запомнить

В. Заинтересованное отношение к учебному материалу. При подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты

Г. Активизация деятельности учащихся. Это активные участники учебно-воспитательного процесса

Д. Овладение способами управления коллективной деятельностью. Уроки учат слушать, анализировать, спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению других

Е. Становление новых отношений между учителем и учащимися. Учащийся становится партнером педагога по творчеству, в атмосфере сотрудничества

Ж. Оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе. Эта оценка для них более значима, чем оценка педагога.

В подготовке нестандартных уроков принимает участие не только учитель, но и учащиеся, так как значительное время на таком уроке отводится представлению домашних заготовок. Появляется возможность дифференцировать обучение, расширяются рамки учебной программы, поднимается авторитет даже самого слабого ученика. В зависимости от целей конкретного урока и специфики темы формы занятий могут быть различны. Чтобы уйти от однотипности структуры урока, чтобы преодолеть стереотипность в обучении, сделать урок радостным и интересным, учитель планирует, строит урок в соответствии со своим опытом, настроением, темпераментом.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Развитие ребенка на уроках происходит по-разному. Все зависит от того, что именно понимается под развитием.

Если иметь ввиду, что развитие — это наращивание знаний, умений и навыков производить определенные действия (складывать, вычитать, анализировать, обобщать и развивать память, воображение и т. д.) — такое развитие обеспечивается именно традиционными уроками. Нетрадиционные уроки в начальной школе по-прежнему занимают значительное место. Это связано с возрастными особенностями младших школьников, игровой основой данных уроков, оригинальностью их проведения.

Различают несколько видов нетрадиционных уроков, часто использующихся в обучении учащихся младшей школы.

 Урок-экскурсия. Учебные туристические походы и экскурсии являются одним из необходимых элементов в процессе обучения. Это подтверждается тем, что учащиеся в ходе экскурсий непосредственно соприкасаются с объектами природы. Экскурсии — это источник накопления раздаточного материала, средство укрепления здоровья учителя и учащихся. В зависимости от времени проведения, цели и содержания экскурсии их можно разделить на программные-учебные и внепрограммные, проводимые в порядке личной инициативыучителя во время внеклассной, кружковой деятельности.

Организация и проведение экскурсий осуществляется в три этапа:

  1.      Подготовительный, включает выбор и знакомство учителя с маршрутом экскурсии и объектами наблюдения на нем, составление тематических заданий для учащихся, разработку плана маршрута и т. п.
  2.      Основной, или собственно экскурсия охватывает выполнение заданий по маршруту, составление учащимися описаний, сбор образцов горных пород и минералов, а также, если это необходимо, и растений для гербариев, фотографирование географических объектов экскурсии, зарисовки.
  3.      Заключительный этап включает подведение итогов экскурсии и оформление ее результатов: стендов, альбомов, фотомонтажей, выставок и т. п., написание отчета. На экскурсии необходимо строгое соблюдение правил техники безопасности всеми ее участниками. Результаты экскурсии должны широко обсуждаться в ученической среде и систематически использоваться на уроках и в других формах организации учебного процесса.

Урок-праздник. Весьма интересной и плодотворной формой проведения уроков является урок-праздник. Эта форма урока расширяет знания учащихся о традициях и обычаях, существующих, в странах и развивает у школьников способности к общению, позволяющих участвовать в различных ситуациях межкультурной коммуникации.

 Урок-интервью. Вряд ли стоит доказывать, что самым надежным свидетельством освоения изучаемого предмета является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью — это своеобразный диалог по обмену информацией. На таком уроке, как правило, учащиеся овладевают определенным количеством частотных клише и пользуются ими в автоматическом режиме. Оптимальное сочетание структурной повторяемости обеспечивает прочность и осмысленность усвоения. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Например: ”Свободное время”, “Планы на будущее”, “Биография” и т. д. Во всех этих случаях мы имеем дело с обменом значимой информацией. Однако при работе с такими темами, как «Моя школа» или «Мой город», равноправный диалог теряет смысл, поскольку партнерам незачем обмениваться информацией. Коммуникация приобретает чисто формальный характер. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению предмета, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

 Интегрированный урок. В современных условиях обучения предмета в школе все более острую необходимость приобретают постановка и решение важных общедидактических, педагогических и методических задач, имеющих целью расширить общеобразовательный кругозор учащихся, привить им стремление овладеть знаниями шире обязательных программ. Одним из путей решения этих задач является интеграция учебных дисциплин в процессе обучения предмета. Межпредметная интеграция дает возможность систематизировать и обобщать знания учащихся по смежным учебным предметам. Повышение образовательного уровня обучения с помощью межпредметной интеграции усиливает его воспитывающие функции.

Литература играет большую роль в эстетическом развитии учащихся. Тексты художественных произведений являются важнейшим средством приобщения учащихся к культуре. Знания о выдающихся представителях культуры, о конкретных произведениях искусства приобретаются в процессе чтения. Основными целями интеграции предмета с гуманитарными дисциплинами являются: совершенствование коммуникативно-познавательных умений, направленных на систематизацию и углубление знаний, и обмен этими знаниями в условиях речевого общения; дальнейшее развитие и совершенствование эстетического вкуса учащихся.

Уроки-соревнования. Цель урока — закрепление умений решать задачи разных типов. Заранее формируются команды и жюри. Жюри подбирает задачи, готовит оборудование для постановки экспериментальных задач и материал для кратких сообщений по теме. Начинается урок с одного такого сообщения (делает член жюри); затем — разминка (решение командами качественных задач; демонстрируется опыт — требуется его объяснить); далее — конкурс капитанов (решение экспериментальных задач); в это время прослушивается еще один рассказ.

В условиях образовательной среды нового поколения невозможно проводить обучение не прибегая к использованию ИТ. Одним из достоинств нетрадиционных уроков с использованием средств ИТ является его эмоциональное воздействие на учащихся, которое направлено на формирование у школьников личностного отношения к изученному, на развитие различных сторон психической деятельности учащихся. На таких уроках у детей младшего школьного возраста формируются умения и желание учиться, складывается алгоритмический стиль мышления, закладываются знания и навыки не только конкретного учебного предмета, но и владения средствами ИТ, без которых невозможно дальнейшее успешное обучение. Применение мультимедийных презентаций позволяет сделать уроки более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным.

Использование нестандартных форм и методов — одно из важных средств обучения, т. к. они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы, собственно учебной деятельности. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему у них формируются более прочные, глубокие знания.

 

Литература:

 

  1.      Бексултанова З. М. Использование произведений русской литературы на уроках географии в целях повышения познавательного интереса учащихся [Текст] / З. М. Бексултанова, Л. Л. Джамалдаева, Р. А. Гакаев // Инновационные педагогические технологии: материалы II междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 4–6.
  2.      Гакаев Р. А. Образовательные технологии на уроках географии в условиях современной школы [Текст] / Р. А. Гакаев, М. А. Иразова // Образование и воспитание. — 2015. — № 3. — С. 4–7.
  3.      Гакаев Р. А., Чатаева М. Ж. Преподавание географии в школе и его значение как междисциплинарного учебного предмета. Научное мнение. 2014. № 4. С. 156–159.
  4.      Гакаев Р. А. Экскурсии как познавательная деятельность на уроках литературы и географии [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ю. Нуцулханова, С. С. Авхадов // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 1–5.
  5.      Гакаев Р. А. Лекция как ведущий компонент системы вузовского образования [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — С. 62–64.
  6.      Гакаев Р. А. Формирование географических и исторических знаний учащихся комбинированным использованием картографического материала [Текст] / Р. А. Гакаев, Т. Ш. Хадаев // Педагогическое мастерство: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 5–8.
  7.      Гакаев Р. А. Статистические методы освоения географических дисциплин бакалавров по направлению подготовки «География» [Текст] / Р. А. Гакаев // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2. — С. 31–35.
  8.      Гакаев Р. А. Элементы краеведения на уроках географии в современной школе [Текст] / Р. А. Гакаев, М. Ж. Чатаева // Школьная педагогика. — 2015. — № 2. — С. 22–25.
  9.      Давлетмирзаева Ф. А. Нестандартные уроки в преподавании географии в условиях современной школы [Текст] / Ф. А. Давлетмирзаева // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2015 г.). — Самара: Асгард, 2015. — С. 71–74.
  10. Лорсанова А. А. Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы [Текст] / А. А. Лорсанова, Л. С. Лорсанова // Инновационные педагогические технологии: материалы III междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 7–11.
  11. http://www.bankreferatov.ru/referats/17ECC78283C5DF1BC325687F0048BE7B/UROC.DOC.html
  12. http://xreferat.com/71/4261–1-netradicionnye-formy-urokov-kak-sposob-razvitiya-interesa-k-uchebe-u-deteiy-mladshego-shkol-nogo-vozrasta.html
  13. http://www.bestreferat.ru/referat-136315.html
  14. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2014/03/25/sochetanie-traditsionnykh-i-netraditsionnykh-form
  15. http://nsportal.ru/shkola/administrirovanie-shkoly/library/2014/02/11/netraditsionnye-uroki-v-nachalnoy-shkole
Основные термины (генерируются автоматически): познавательной активности учащихся, деятельности учащихся, проведения уроков, знания учащихся, уроках географии, методы проведения уроков, познавательной деятельности учащихся, целях развития познавательной, уроках русского языка, Активизация деятельности учащихся, учащихся младшей школы, познавательными интересами учащихся, Оценка деятельности учащихся, Похожая статья, знания учащихся о традициях, эмоциональный подъем учащихся, общеобразовательный кругозор учащихся, индивидуальных задатков учащихся, знаний учащихся комбинированным, психической деятельности учащихся.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос