Исследование сердечного ритма сотрудников с разным уровнем редукции личных достижений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №30 (320) июль 2020 г.

Дата публикации: 24.07.2020

Статья просмотрена: 104 раза

Библиографическое описание:

Стародубец, О. Д. Исследование сердечного ритма сотрудников с разным уровнем редукции личных достижений / О. Д. Стародубец, К. В. Рыбакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 30 (320). — С. 253-255. — URL: https://moluch.ru/archive/320/72827/ (дата обращения: 17.12.2024).



Современный человек привык оценивать все — себя, свое поведение, внешность, других людей и их особенности, их отношение к миру и многое другое. Людям психологически сложно жить «в мире оценок», потому что человек понимает, что все, что он делает и не делает, будет подвергнуто оценке со стороны общества. Еще сложнее жить в таком мире людям, которые негативно оценивают себя, свои достижения или считают, что они вовсе не способны чего-то достичь. Негативное, можно сказать, враждебное отношение к себе не лучшим образом сказывается на физическом здоровье человека, потому что накопленные эмоции, неприязнь способствуют повышению давления, учащению или замедлению сердечного ритма, работа сердца становится нестабильной, неритмичной и сердечная мышца изнашивается быстрее. Конечно, не только наличие эмоционального напряжения сказывается на работе сердечной мышцы, но чем человек будет как можно меньше испытывать эмоциональное напряжение, тем выше шанс того, что ритмы сердца не будут нарушены и продолжительность жизни увеличится.

Стабильная, ритмичная работа сердца — залог стабильности работы человеческого организма в целом. Сердечный ритм измеряется путем подсчета количества ударов сердца в минуту, для каждой возрастной категории существует диапазон ударов сердца. Если же количество ударов больше или меньше указанного диапазона, то с помощью ЭКГ диагностируется нарушение сердечного ритма — аритмия. Причин нарушений сердечного ритма достаточно много, рассмотри их подробнее. Кардиальные причины — патология сердечной мышцы и процессов, за счет которых работает сердце. Экстракардиальные причины — те, которые связаны с работой внутренних органов организма — приемы различных препаратов, пагубные привычки (алкоголь, курение). Психогенные причины — длительное нахождение организма в состоянии тревоги, стресса, возбуждения. Эти психические явления держат в напряжении нервную и эндокринную системы, и это тоже отражается на работе сердечной мышцы [1]. В основе нарушений сердечного ритма могут лежать самые разные явления, нарушение может касаться разных структур сердца, с учетом всех этих факторов ученные создавали классификации аритмий. Одной общепринятой классификации аритмий не существует, но для большинства классификаций основаниями для выделения типов аритмий являются причины нарушений и структура, в которой произошло нарушение.

В основу классификаций аритмий в большинстве случаев лежит причина аритмии. Таким образом, аритмии можно разделить на те, которые возникли из-за нарушения образования импульса, проведения импульса, и аритмии, возникшие в результате комбинированных нарушений ритма. Аритмии возникшие вследствие нарушения образования импульса, в свою очередь, делятся на номопные и гетеротопные. В данной работе рассматриваются номотопные аритмии. Номотопные аритмии делятся на: синусовую тахикардию, синусовую брадикардию, синусовую аритмию, синдром слабости синусового узла [2].

Выше было сказано, что существуют психогенные причины аритмий. То есть, аритмия может появиться из-за того, что человек в течение долгого времени испытывает стресс, переживает тревогу и многое другое.

В рамках данного исследования было выдвинуто предположение, что редукция личных достижений может стать причиной аритмий. Для личности человека характерно стремление не только, например, к самопознанию, но и к общественному признанию, к одобрению социума. Редукция личных достижений — это стремление человека отрицательно относиться к себе, обесценивать свои личностные и профессиональные достижения. Чаще всего редукцию личных достижений ярко видно в отношении сотрудника к работе. Эти сотрудники относятся к работе с безразличием, не стремятся двигаться по карьерной лестнице, потому что не верят в свои силы и уверены, что ничего у них не получится. Редукция личных достижений рассматривается как один из симптомов профессионального выгорания личности. Редукция личных достижений может быть причиной аритмий, так как человек находится в постоянном напряжении, он неприятен самому себе, даже самые элементарные дела, поручения, просьбы могут вызвать бурю негативных эмоций, так как самооценка занижена, человек не стремиться замечать свои успехи, не верит в свои силы, считает себя безнадежным.

Данное исследование направленно на выявление сердечного ритма сотрудников с разным уровнем редукция личных достижений. Для исследования уровня редукции личных достижений была использована шкала «редукция личных достижений» «Методики диагностики профессионального «выгорания» (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н. Е. Водопьяновой). Измерения сердечного ритма производилось на устройстве психофизиологического тестирования УПФТ-1/30 «Психофизиолог». Выборкой исследования послужил кадровый состав одной из частей МЧС России по г. Благовещенску в количестве 66 человек, из них 32 женщины и 34 мужчины. В исследовании приняли участие сотрудники следующих подразделений: психологи, инженеры по технике безопасности, инспекторы пожарной безопасности.

Таблица 1

Распределение респондентов в зависимости от уровня редукции личных достижений (в процентах)

Уровень редукции личных достижений

Низкий уровень

Ниже среднего

Средний

Выше среднего

Высокий уровень

Количество респондентов

50

21,2

22,7

4,6

1,5

Данные представленные в таблице свидетельствуют о том, что редукция личностных достижений у сотрудников МЧС России наблюдается крайне редко. У 93,9 % сотрудников уровень редукции личных достижений не превышает средних значений, это значит, данные сотрудники не имеют стремления негативно относиться к себе, обесценивать свои достижения. У 4,6 % сотрудников и 1,5 % был диагностирован уровень редукции личных достижений выше среднего и высокий, соответственно. Это говорит о том, что у этих сотрудников возможно наличие тенденций к проявлению аутоагрессии, негативного отношения к себе, успех какого-либо дела не просто не замечается, а не считается возможным. Таким образом, подавляющее большинство сотрудников не имеет стремления обесценивать свои поступки и отрицательно к себе относиться.

Таблица 2

Распределение респондентов в зависимости от типа сердечного ритма (в процентах)

Тип сердечного ритма

Тахикардия, синусовый ритм

Нормокардия, синусовый ритм

Нормокардия, синусовая аритмия

Нормокардия, ригидный ритм

Брадикардия

Количество респондентов

4,6

75,7

15,1

3,1

1,5

Данные из таблицы 2 демонстрируют, что для большинства сотрудников характерна нормокардия и синусовый ритм. Синусовый ритм — это показатель того, что ритм сердца не нарушен, нормокардия — количественный показатель работы сердца, показывает, что сердечные сокращения происходят 60–100 раз в минуту. Для 4,6 % сотрудников так же характерен синусовый ритм, но частота сердечных сокращений 100 и более ударов в минуту, что является отклонением от нормы. У 1,5 % респондентов наблюдается количественное отклонение сердечных сокращений от нормы — брадикардия (менее 60 сокращений в минуту). У остальных респондентов наблюдается нормокардия, но имеются нарушения сердечного ритма. Так у 15,1 % сотрудников наблюдается синусовая аритмия, а у 3,1 % ригидный ритм. Ригидный ритм характеризуется короткими интервалами между ударами сердца, доходящими до 0,05 секунды, а синусовая аритмия характеризуется неравномерностью промежутков времени между сердечными сокращениями.

Для выявления взаимосвязи редукции личных достижений и сердечного ритма сотрудников МЧС использовался критерий ранговой корреляции Р. Спирмена. При уровне значимости в 0,05 связь между уровнем редукции личных достижений и типом сердечного ритма прямая слабая (r=0,214). Данные таблиц 1 и 2 показывают, что сотрудников, имеющих уровень редукции личных достижений выше среднего и высокий и сердечный ритм, характеризующийся нормокардией и синусовым ритмом большинство. Однако нет оснований считать, что если у сотрудников с низкими показателями по шкале «редукция личных достижений» оптимальный сердечный ритм, то у сотрудников с высокими показателями по той же шкале будут выявлены нарушения сердечного ритма. Подводя итог можно сказать, что на данной выборке гипотеза не нашла подтверждения.

Литература:

  1. Семенова Д. С. / Что такое аритмия: причины, признаки и устранение нарушений сердечного ритма. — Режим доступа: https://yandex.ru/health/turbo/articles?id=6870&text=причины+нарушений+сердечного+ритма&ids=6870&utm_source=yandex&utm_medium=search&utm_campaign=yandex-searchster&utm_content=article&saas_webreqid=1594788213624675–1609904257922764977200297-production-app-host-vla-web-yp-175 (дата обращения 10.05.2020)
  2. Пропедевтика внутренних болезней: учебно-методическое пособие по организации самостоятельной работы студентов (для студентов III курса лечебного факультета) / Буевич Е. И. и др. — Барнаул: Изд-во ГОУ ВПО «Алтайский государственный медицинский университет», 2010. — 360 с.
Основные термины (генерируются автоматически): сердечный ритм, уровень редукции, достижение, синусовый ритм, сердечная мышца, синусовая аритмия, сотрудник, редукция, ригидный ритм, эмоциональное напряжение.


Похожие статьи

Разработка стратегии коррекции уровня фрустрации у химически зависимых людей в процессе психологического консультирования

Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Внутренняя картина здоровья у подростков с разными типами привязанности

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Стратегии совладающего поведения у студентов с разным уровнем агрессии

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Использовании алгоритмов в коррекции дизорфографии у школьников с учётом зоны ближайшего развития

Особенности образа «Я» у подростков с различным уровнем конфликтности

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Похожие статьи

Разработка стратегии коррекции уровня фрустрации у химически зависимых людей в процессе психологического консультирования

Факторы толерантного сознания у семейных пар с разным социальным статусом детей в структуре семьи

Внутренняя картина здоровья у подростков с разными типами привязанности

Формирование жизненной компетентности у детей с интеллектуальными нарушениями через занятия социально-бытовой ориентации

Стратегии совладающего поведения у студентов с разным уровнем агрессии

Формирование мануального праксиса в работе по коррекции графомоторных навыков у детей младшего школьного возраста с дизартрией

Развитие эмоционально-коммуникативной сферы у детей с ОВЗ с использованием игрового набора Фребеля (из опыта работы)

Использовании алгоритмов в коррекции дизорфографии у школьников с учётом зоны ближайшего развития

Особенности образа «Я» у подростков с различным уровнем конфликтности

Метод танцевально-двигательной терапии в групповом консультировании младших школьников с повышенным уровнем тревожности

Задать вопрос