Модель социально-экономического образования в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (319) июль 2020 г.

Дата публикации: 19.07.2020

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Малыгина, О. В. Модель социально-экономического образования в школе / О. В. Малыгина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 149-152. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72661/ (дата обращения: 28.02.2021).



Актуальность введения ФГОС СОО обусловлена современными тенденциями в обществе, связанными с инновационным развитием и модернизацией современной школы в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта «Образование».

«Создание эффективной национальной системы финансового просвещения в настоящее время является актуальной стратегической задачей российского общества», — считает кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и методологии ИЭП ННГУ им. Н. И. Лобачевского Н. Н. Калинкина [1.с.4].

Ключевое событие сентября 2020 года — переход на реализацию стандартов второго поколения на уровне среднего общего образования. ФГОС СОО выдвигает особые требования к организации образовательного процесса в старшей школе: профильность, индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальный проект для каждого старшеклассника, организация внеурочной деятельности на уровне СОО для успешной социализации обучающихся [5. с.1] и т. д.

Ещё два года назад нашей школе и мне, как классному руководителю будущего 10 класса и методисту, предстояло обеспечить решение задач:

− определить профиль и углубленное изучение отдельных предметов;

− спланировать предпрофильную подготовку для профессионального самоопределения обучающихся;

− создать условия для реализации индивидуальных учебных планов;

− организовать сопровождение старшеклассников психологом и классным руководителем в индивидуальной образовательной траектории.

Образовательный запрос выпускников основной школы, планирующих обучение в 10 классе, весной 2018 года показал следующие результаты: 55 % обучающихся интересует профильная математика, 62 % — обществознание, 20 % -география.

Совместно с коллегами, мною накоплен опыт по преподаванию интегрированных элективных курсов «Экономика моей семьи» в 7 классе, «Как стать успешным на рынке труда» в 8–9 классе, дифференцированного и интегрированного преподавания географии и математики в 8–9 классе на базовом и продвинутом уровне.

Школой накоплен многолетний опыт сотрудничества с социальными партнерами — ФГБОУ ВО «Чайковский государственный институт физической культуры», ЧФ Пермского национального исследовательского политехнического университета, Совет микрорайона «Текстильщик», МБУ ММЦ «Ровесник», МАУ ДДТ «Искорка».

Ориентируясь на социальный заказ и опыт работы коллектива по реализации системно — деятельностного подхода в образовательной деятельности, выбор был сделан в пользу социально-экономического профиля, в основе которого заложено формирование общей культуры, выработка адекватных представлений о социуме и мире в целом, сути экономических явлений и процессов. Ведущая роль уделяется привитию школьникам финансовой и социально — экономической грамотностей, формированию способности к построению жизненных стратегий для успешного самоопределения в будущем, семейных и трудовых ценностей, развитию индивидуальности, выработке навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях.

Принципы общешкольной модели социально-экономического образования:

− непрерывности и преемственности, т. е. охватывает все образовательные уровни, урочную и внеурочную деятельность;

− ситуационности , когда интегрируются характерные особенности данной конкретной ситуации в ключевые факторы будущего;

− индивидуализации, как право выбора образовательной траектории и жизненной стратегии на основе личных и профессиональных интересов и склонностей;

− вариативности — определяет широкий спектр видов, форм и способов организации курсов, занятий, событий и т. д.;

− развития у учащихся личностных ресурсов и надпредметных навыков в контексте личностного развития и формирования эффективной стратегии будущего.

Модель социально-экономического образования МБОУ СОШ № 11 г. Чайковский, Пермский край

Рис. 1. Модель социально-экономического образования МБОУ СОШ № 11 г. Чайковский, Пермский край

Содержательные линии модели.

С 2017 года совместно с учителем математики Батуевой Л. Н. апробирован интегрированный элективный курс для 7 класса «Экономика моей семьи» (рецензент Пысина Н. В., к. п. н., доцент Санкт-Петербургского ГУ), цель которого формирование основ экономической грамотности через изучение домашнего хозяйства для успешной социализации подростков.

Первые экономические знания ребенок получает в семье. Именно семья является фундаментом для социализации и получения первых экономических расчетов и проб. Отношения к труду, саморазвитию и достижениям также закладываются семьей. Свою эффективность показала бонусная программа, которая способствует развитию аналитических умений и построению индивидуальной траектории движения в предмете. Каждый вид учебной деятельности (работа на уроке, выполнение мини-проекта, практикума, домашняя работа и т. д.) имеют бонусную стоимость. Оценивать бонусами может учитель, одноклассник или группа учащихся. Особо приветствуется самооценка. Уже в начале полугодия ребята совместно с родителями выбирают для себя интересные и посильные задания, проекты, мини-исследования, за выполнение которых они набирают от 50 до 100 бонусов и получают соответствующую оценку. Ежегодно больше половины учащихся курса набирают от 180 до 200 бонусов, что позволяет фиксировать их активную жизненную позицию и высокую познавательную стратегию [3. с.414]

В рамках элективного курса предпрофильной подготовки для 8–9 классов «Как стать успешным на рынке труда» [2 c65](рецензент В. Я. Фокин, к.э.н, доцент, ЧФ ФГБОУ Пермский НИПУ) учащиеся включаются в проектную деятельность по построению личного образовательно-профессионального пространства, продуктом которого является «Портфолио учащегося». Кроме набора грамот и дипломов, «Портфолио» содержит результаты образовательной деятельности: личный профессиональный план, презентация «Профессия, которая мне интересна», «Профессиональное древо своей семьи» и результаты личных социально-педагогических диагностик по профессиональному самоопределению.

Знакомство учащихся 5–6 классов с азами финансовой грамотности проходит через модульный краткосрочный курс внеурочной деятельности «Финансовая грамотность». Ключевая идея курса — включение учащихся в школьные и дистанционные олимпиады, конкурсы, мини-проекты и выставки по экономике и финансовой грамотности.

Старшая школа занимает особое место в современном образовании. По результатам выпускников старшей школы судят об эффективности работы учителя, школы и всей системы общего образования.

Образовательная деятельность социально-экономического профиля на уровне СОО в школе

Рис. 2. Образовательная деятельность социально-экономического профиля на уровне СОО в школе

Интегрированные элективные курсы не только углубляют и расширяют предметные знания, но и формируют метапредметные и надпредметные навыки, необходимые для учебной и профессиональной деятельности как в настоящем, так и в будущем.

Например: итоговым занятием курса «Политическая карта мира» стал интегрированный практикум — погружение «Оценка международного события уходящего года», которое заинтересовало старшеклассника. Продуктом деятельности является презентация, где отражены следующие позиции: событие уходящего года; страны-участники, влияние события на мировые отношения или мировое хозяйство; оценка события ведущими политиками и собственная оценка, прогнозы дальнейшего развития событий.

После выступления учащиеся задают вопросы, высказывают свою точку зрения, участвуют в дискуссии, а педагоги оценивают метапредметную деятельность: публичное выступление, аргументация в дискуссии, умение работать с текстом.

Особое место занимает внеурочная деятельность старшеклассников. Под руководством Дреминой Инги Анатольевны, научного сотрудника отдела воспитания и социализации ИРО Пермского края разработана и апробируется модель внеурочной деятельности старшей школы «FOCUS будущего».

Цель: освоение старшеклассниками надпредметных навыков, позволяющих принимать решения, осуществлять самоконтроль, управлять ресурсами времени, уметь работать в команде, проявлять лидерство через активное взаимодействие и неформальное общение в рамках 6 образовательных модулей и индивидуальных проб в пространстве системы ключевых дел школы.

Один из образовательных модулей — краткосрочный курс «Тайм-менеджмент или управление временем» — это система приемов, позволяющих человеку эффективно организовать деятельность по достижению поставленных целей [4. с.3], доказал свою результативность в рамках программы деятельности классного руководителя.

Продолжается системная работа по созданию новых элективных курсов, системы мониторинга обучающихся старшей школы, апробируются краткосрочные курсы внеурочной деятельности, спроектирована бизнес — игра «Успешная компания» для обучающихся 1- 4 классов.

Таким образом, в статье обобщен опыт по апробации модели социально-экономического образования в школе. Следует отметить, что уровень потенциала педагогического коллектива позволяет успешно приступить к реализации модели в 2020–2021 учебном году.

Литература:

  1. Буйлова, Д. В. Формирование у учащихся финансовой грамотности на уроках обществознания / Д. В. Буйлова. — Текст: электронный // электронная библиотека УрГПУ: [сайт]. — URL: (дата обращения: 14.07.2020).
  2. Вечерин, А. В. Представления старшеклассников о рынке труда / А. В. Вечерин. — Текст: непосредственный // География в школе. — 2007. — № 4. — С. 65–67.
  3. Кадралиева, М. А. Формирование жизненных стратегий у учащихся / М. А. Кадралиева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 16. — С. 413–415.
  4. Меркулова, Т. В. Тайм-менеджмент для детей, или Как научить школьников организовывать свое время / Т. В. Меркулова, Т. В. Беглова. — Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2011. — 40 c. — Текст: непосредственный.
  5. Приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования — Текст: электронный // городской методический центр: [сайт]. — URL: https://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/uchebnaya-literatura/normativnye-dokumenty/prikaz-minobrnauki-rossii-ot-6-oktyabrya-2009-g-413.html (дата обращения: 14.07.2020).
  6. Экономическое образование старшеклассников общеобразовательной школы в условиях рыночных отношений. — Текст: электронный // disserCat: [сайт]. — URL: (дата обращения: 14.07.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, старшая школа, класс, образовательная деятельность, социально-экономическое образование, классный руководитель, моя семья, общее образование, особое место, Пермский край.


Похожие статьи

Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания...

Кроме урочной деятельности я организую и внеурочную деятельность.

Рис. 1. Классный час «Моя семья — мое богатство». Как требует новый стандарт, содержание было выстроено на основе

Взаимодействие семьи и школы является эффективным средством воспитания детей.

Модель внеурочной деятельности учащихся 5–9 классов по...

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Библиографическое описание: Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности

В выборе путей формирования социальной компетентности особое внимание следует уделить проектированию целей, перспектив и...

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Она проводится с обучающимися школы после уроков учителями-предметниками, классным руководителем и педагогами...

Роль внеурочной деятельности и дополнительного...

Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования детей в формировании личностных результатов образования у кадетов (из опыта работы с кадетскими классами в условиях общеобразовательных учреждений).

Теоретические основы организации внеурочной деятельности...

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО.

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию...

Внеурочная деятельность как составная часть...

В обычной школе внеурочная деятельность строится на основе того, на что

Особое значение для трудового и нравственного воспитания ребёнка имеет коллективно общественно полезная

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему...

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной...

Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году представлена

Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему...

Похожие статьи

Взаимодействие семьи и школы как средство воспитания...

Кроме урочной деятельности я организую и внеурочную деятельность.

Рис. 1. Классный час «Моя семья — мое богатство». Как требует новый стандарт, содержание было выстроено на основе

Взаимодействие семьи и школы является эффективным средством воспитания детей.

Модель внеурочной деятельности учащихся 5–9 классов по...

Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, в части создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в художественную, техническую, эколого-биологическую, спортивную и другую деятельность.

Внеурочная деятельность как средство формирования...

Библиографическое описание: Богачева, Г. Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности

В выборе путей формирования социальной компетентности особое внимание следует уделить проектированию целей, перспектив и...

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

Внеурочная деятельность — это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности. Она проводится с обучающимися школы после уроков учителями-предметниками, классным руководителем и педагогами...

Роль внеурочной деятельности и дополнительного...

Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования детей в формировании личностных результатов образования у кадетов (из опыта работы с кадетскими классами в условиях общеобразовательных учреждений).

Теоретические основы организации внеурочной деятельности...

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО.

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию...

Внеурочная деятельность как составная часть...

В обычной школе внеурочная деятельность строится на основе того, на что

Особое значение для трудового и нравственного воспитания ребёнка имеет коллективно общественно полезная

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему...

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной...

Внеурочная деятельность учащихся это деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году представлена

Особое внимание при этом обращается на формирование у школьников интереса к

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему...

Задать вопрос