Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 27 апреля, печатный экземпляр отправим 1 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №29 (267) июль 2019 г.

Дата публикации: 20.07.2019

Статья просмотрена: 612 раз

Библиографическое описание:

Майорова, К. А. Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования / К. А. Майорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 29 (267). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/archive/267/61675/ (дата обращения: 19.04.2024).



Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены личностно-значимые результаты учащихся при ее реализации в рамках изучения школьного курса биологии.

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, внеурочная деятельность, личностные результаты изучения курса «Биология», направления внеурочной деятельности.

В условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) особое значение уделяется организации внеурочной деятельности школьников.

Внеурочная работа рассматривается как «обязательная часть образовательного процесса в школе, осуществляемая в формах, непохожих на ту, что осуществляется непосредственно на уроках, и направленных на результат планируемых результатов изучения основной образовательной программы» [1, С. 19–21].

Внеурочная деятельность связывает все без исключения виды работы, способствующие воспитанию, социализации и обучению школьников. Она рассматривается составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени воспитанников.

Правильно организованная система внеурочной работы способствует формированию познавательных потребностей и способностей любого воспитанника. Она гарантирует воспитание свободной личности, обеспечивая его успешное существование в современном мире, т. е. успешность его социализации.

Внеурочная деятельность предусмотрена ФГОС ООО, в котором определены основные направления такой деятельности [3].

Для реализации внеурочной работы разработано значительное количество программ, которые дают возможность подобрать собственный вариант работы в образовательном учреждении [4–7]. Они широкие возможности использования разнообразных форм деятельности учащихся (проектная деятельность, игровая деятельность, экологический практикум, интеллектуальные марафоны, квесты и др.).

Реализация таких программ обеспечивает не только расширение и углубление имеющихся у школьников знаний, но, что немаловажно, — их духовно-нравственное воспитание благодаря личному участию в том или ином виде деятельности.

Одной из отличительных особенностей внеурочной деятельности в соответствии с требованиям ФГОС ООО является достижение воспитательных результатов, которые, по мнению С. Ю. Бочкаревой, распределяются согласно трём уровням [2].

Первый уровень результатов рассматривается как получение подростком социальных знаний (о социальных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), изначального представления общественной действительности и повседневной жизни.

Для достижения этого уровня результатов особое значение имеет связь учащегося со своими учителями. Так, в разговоре о соблюдении прав человека и гражданина обучающийся не только воспринимает информацию от педагога, но и сопоставляет ее с образом самого учителя. Информации будет больше доверия, в случае если сам педагог культивирует соблюдение этих норм.

Второй уровень результатов выражается в приобретении подростком навыка переживания и положительного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Родина, природа, общество, знания, труд, уровень культуры), ценностного взаимоотношения к социальной действительности в целом. С целью достижения данного уровня результатов особенное значение имеет связь школьников между собою на уровне класса, школы, т. е. в социальной образовательной среде.

Третий уровень результатов связан с приобретением подростком опыта независимого социального действия, что позволяет ученику стать, гражданином, свободным человеком. Самостоятельное социальное действие ученика обеспечивает формирование тех гражданских качеств, которые необходимы в постоянно меняющихся социальных условиях.

Достижение рассмотренных выше уровней результатов внеурочной деятельности свидетельствует о ее результативности для развития личности ученика.

Школьный курс биологии основной школы располагает большими возможностями для организации внеурочной деятельности. Содержание предмета «Биология» обеспечивает формирование таких личностно значимых для ученика результатов, как: использование различных языковых средств для выражения своих мыслей, ведение диалога на основе взаимного уважения к одноклассникам и учителю, отстаивание своей позиции доброжелательным поведением к оппонентам, развитие познавательных интересов на основе изучения темы, адекватное оценивание своих возможностей при достижении определенных целей, формирование экологического сознания, установление и сравнение разных точек зрения [8, С. 106–161].

Для их достижения возможно использование таких направлений организации внеурочной деятельности, как: общеинтеллектуальное, духовно-нравственное, общекультурное. Они могут быть реализованы при использовании разрабатываемых нами программ внеурочной работы: «Здоровый образ жизни», «Тайны природы», «Юный эколог»

Литература:

  1. Архипова, О. В. Жизнь после уроков: радость познания [Текст] /О. В. Архипова //Дополнительное образование и воспитание. — 2016. — № 12. — С. 19–21.
  2. Бочкарёва, С. Ю. Уровни воспитательных результатов внеурочной деятельности [Электронный ресурс]/ C.Ю Бочкарёва/ https://infourok.ru/urovni-vospitatelnih-rezultatov-vneurochnoy-deyatelnosti-3167178.html (дата обращения 01.06.2019).
  3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа [Текст] / сост Е. С. Савинов. — М.: Просвещение, 2011. — 342 с.
  4. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная биология» [Электронный ресурс] / / https://infourok.ru/rabochaya-programma-vneurochnoy-deyatelnosti-zanimatelnaya-biologiya-klassi-2593623.html (дата обращения 6.06.2019).
  5. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Алгоритм успеха» [Электронный ресурс] // https://botana.biz/prepod/biologiya/opbuoyfp.html (дата обращения 18.05.2019).
  6. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «За страницами биологии» [Электронный ресурс] // https: //sch13satka.educhel.ru/uploads/20600/20558/section/325445/vneur.deyat/vneur.d.OOO/Za_stranicami_biologii.PDF?1518420195435 (дата обращения 25.05.2019).
  7. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Юный эколог» [Электронный ресурс] // https: //nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2017/09/11/rabochaya-programma-po-vneurochnoy-deyatelnosti-yunyy-ekolog (дата обращения 30.05.2019).
  8. Сивоглазов, В. И. Биология. Методические рекомендации. Примерные рабочие программы. 5–9 классы [Текст]: учеб. пособие для общеобразоват. организаций / В. И. Сивоглазов. — М.: Просвещение, 2017.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, уровень результатов, внеурочная работа, образовательное учреждение, основное общее образование, особое значение, приобретение подростком, Федеральный государственный образовательный стандарт, школьный курс биологии.


Ключевые слова

внеурочная деятельность, Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, личностные результаты изучения курса «Биология», направления внеурочной деятельности

Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как...

Стандарты (ФГОС) – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Внеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного

Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)...

Реализация Основной образовательной программы через...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, Основная образовательная программа, направление, начальная школа, дополнительное образование, Начальное общее образование, внеурочное время, образовательное учреждение, III...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся...

Методические советы по разработке и оформлению рабочих...

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и...

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе...

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется не только во время учебных занятий, но и через внеурочную...

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная

Использование возможностей школьного и дополнительного...

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование, личностный результат обучения...

Похожие статьи

Формы организации внеурочной деятельности подростка, как...

Стандарты (ФГОС) – совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования.

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Внеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками образовательного

Уровни планируемых результатов внеурочной образовательной деятельности

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)...

Реализация Основной образовательной программы через...

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, Основная образовательная программа, направление, начальная школа, дополнительное образование, Начальное общее образование, внеурочное время, образовательное учреждение, III...

Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное...»

Внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных на основании запросов обучающихся...

Методические советы по разработке и оформлению рабочих...

Организация внеурочной деятельности в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов вызывает много вопросов и главный из них — разработка рабочих программ курсов внеурочной деятельности.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и...

Метапредметные и предметные результаты обучения в процессе...

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования основная образовательная программа основного общего образования реализуется не только во время учебных занятий, но и через внеурочную...

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной...

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования

Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, основная образовательная

Использование возможностей школьного и дополнительного...

ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный процесс, умение, общее образование, познавательная деятельность, социальный опыт, современное образование, воспитательный процесс, основное общее образование, личностный результат обучения...

Задать вопрос