Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса | Статья в журнале «Юный ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Юный учёный №1 (4) январь 2016 г.

Дата публикации: 31.12.2015

Статья просмотрена: 19 раз

Библиографическое описание:

Ёрш К. В., Айрумян Г. С. Внеурочная деятельность как составная часть учебно-воспитательного процесса // Юный ученый. — 2016. — №1. — С. 70-71. — URL https://moluch.ru/young/archive/4/241/ (дата обращения: 17.10.2019).



 

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС) — формулирует основную педагогическую цель, а именно воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

В соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеурочную деятельность. Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся является внеурочная деятельность.

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить целый ряд очень важных задач:

                    обеспечить благоприятную адаптацию ребёнка в школе;

                    оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;

                    улучшить условия для развития ребёнка;

                    учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.

Организации внеурочной деятельности строится на основе портрета выпускника основной школы, заявленной в стандарте:

                    любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

                    осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;

                    активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, нации и творчества;

                    активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;

                    умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;

                    социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

                    уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

                    осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;

                    ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

Создавая и осуществляя внеурочную деятельность учитель изучает и учитывает в дальнейшем интересы и потребности учащихся. В обычной школе внеурочная деятельность строится на основе того, на что способен учитель, то есть его возможностей. К примеру, наличие педагога, занимающегося и увлекавшегося музыкой, ведёт к созданию музыкального коллектива, а педагога увлекающегося вязанием, к появлению соответствующего кружка. Так учитель планирует тематику своих занятий и классных часов.

Общественно полезный труд — один из основных компонентов системы трудового воспитания младших школьников. Я считаю, что общественно полезный труд воспитывает у детей трудолюбия, стремление к созданию, творческую инициативу и другие нравственные качества. Также общественно полезный труд развивает в детях самостоятельность, саморазвитие, в какой-то степени проявляет любовь к природе, к людям, к животным, ко всему окружающему миру.

Когда учитель организует какие-либо работы (труд) на цветнике, в саду, в школьном дворе, в питомнике, он вполне может выработать у учащихся жизненно необходимые практические навыки. К примеру, если это касается сада, то как посадить то или иное растение, и как за ним ухаживать. Всё это формирует в ребёнке такие качества, как ответственность, внимательность, аккуратность.

Формирование этих качеств очень важно для процесса воспитания учащихся. Конечно же, воспитание должно осуществляться в соответствии с возрастными особенностями, с тем, как работают в школе, и где живёт и учится сам ребёнок. Помимо школы, дома родители должны целенаправленно развивать и улучшать трудовое воспитание своего ребёнка. Если ребёнка постоянно приучать к этому, то приобретённые знания и умения по хозяйству, превратят труд в привычку, которая не будет отягощать ребёнка, а станет его потребностью.

Особое значение для трудового и нравственного воспитания ребёнка имеет коллективно общественно полезная деятельность. Во внеурочное время представляются возможности включать детей в разнообразные виды коллективного труда, развивать у них на этой основе чувство причастности к общественной жизни и труду взрослых, воспитывать коллективизм, общественную активность и сознательную дисциплину.

В процессе трудового воспитания необходимо обогащать школьников новыми знаниями, развивать у них познавательные интересы, мышление и творческие способности. Причём используемые во внеурочное время форма и методы, то есть экскурсии, встречи, общественно полезная работа, кружковые занятия, викторины и конкурсы позволяют решать эти задачи эффективно, с учётом возможностей местного края, интересов детей. Реальное дело, практические занятия дают простор для проявления детской инициативы, выдумки, творчества, сообразительности.

Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы — вводные, по общению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин. Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.

Только за целесообразно организованных межличностного общения, общественно полезной деятельности, обучение происходит полноценный психическое развитие и личностное становление ребёнка.

 

Литература:

 

  1.                http://plotnikova.ucoz.ru/load/standarty_2_pokolenija/vneurochnaja_dejatelnost_v_voprosakh_i_otvetakh/2–1-0–175 Внеурочная деятельность в вопросах и ответах.
  2.                http://moh-school.ru/documents/fgosnoo/ ФГОС НОО
  3.                Евладова Е. Б. Программно — методическое обеспечение внеурочной деятельности классного руководителя.
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, внеурочное время, полезная деятельность, полезный труд, трудовое воспитание, начальное общее образование, ценность труда, познающий мир, Федеральный Государственный образовательный стандарт.


Похожие статьи

Труд как воспитательный элемент современного общества

трудовая деятельность, трудовое воспитание, труд, воспитание, творческий труд

Внеурочная деятельность как составная часть... Внеурочная деятельность в начальной школе

4. Поскольку внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и...

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) большое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного...

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Внеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками

Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)...

Развитие содержания и технологии внеурочной деятельности...

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для решения задач начального образования, а именно обеспечение разнообразия организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого...

Теоретические основы организации внеурочной деятельности...

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, внеурочная деятельность, личностные результаты изучения курса «Биология», направления внеурочной деятельности. В условиях реализации Федерального...

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Согласно концепции модернизации казахстанского среднего образования, которая определяет цели общего образования на современном этапе, важной задачей воспитания в начальной школе является формирование у младших школьников инициативности...

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

– использовать в урочное и внеурочное время наиболее рациональные формы и методы

Общая заинтересованность ребенка в образовательном процессе может основываться не на самой

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего...

Похожие статьи

Труд как воспитательный элемент современного общества

трудовая деятельность, трудовое воспитание, труд, воспитание, творческий труд

Внеурочная деятельность как составная часть... Внеурочная деятельность в начальной школе

4. Поскольку внеурочная деятельность тесно связана с основным образованием и...

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС НОО

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) большое внимание уделяет внеурочной деятельности обучающихся, определяет ее важное место в образовательном процессе.

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в учебном...

Внеурочная деятельность — это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом -осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного...

Внеурочная деятельность как средство достижения...

Внеурочная деятельность входит в часть учебного плана, формируемого участниками

Внеурочная деятельность понимается как деятельность, организуемая во внеурочное время для

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт (ФГОС)...

Развитие содержания и технологии внеурочной деятельности...

В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для решения задач начального образования, а именно обеспечение разнообразия организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого...

Теоретические основы организации внеурочной деятельности...

Ключевые слова: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, внеурочная деятельность, личностные результаты изучения курса «Биология», направления внеурочной деятельности. В условиях реализации Федерального...

Особенности организации внеурочной работы в начальной школе

Согласно концепции модернизации казахстанского среднего образования, которая определяет цели общего образования на современном этапе, важной задачей воспитания в начальной школе является формирование у младших школьников инициативности...

Организационно-педагогические условия реализации внеурочной...

внеурочная деятельность, начальная школа, внеурочная деятельность школы, начальное общее образование, образовательное учреждение, образовательный процесс, основная образовательная программа...

Использование здоровьесберегающих технологий в урочное и во...

– использовать в урочное и внеурочное время наиболее рациональные формы и методы

Общая заинтересованность ребенка в образовательном процессе может основываться не на самой

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего...

Задать вопрос