Автор: Езушина Елена Валентиновна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №11 (58) ноябрь 2013 г.

Дата публикации: 05.11.2013

Статья просмотрена: 1797 раз

Библиографическое описание:

Езушина Е. В. Роль внеурочной деятельности и дополнительного образования детей в формировании личностных результатов образования у кадетов (из опыта работы с кадетскими классами в условиях общеобразовательных учреждений) // Молодой ученый. — 2013. — №11. — С. 587-589.

С введением ФГОС в современном образовании на смену формально — знаниевой пришла современная личностно-деятельностная парадигма, в основе которой лежит компетентностный подход. С этой точки зрения, главная задача школы состоит не в том, чтобы передать обучающемуся сумму знаний, а в том, чтобы содействовать ему в овладении способами деятельности, позволяющими действовать в социуме, предметной области, способствовать воспитанию и развитию личности ученика.

По замыслу разработчиков Стандарта, поскольку были определены новые результаты образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов, совершенно логично, что были предложены новые ресурсы. И вот одним из таких ресурсов является внеурочная деятельность.

Федеральный государственный образовательный стандарт определяет внеурочную деятельность как важнейшую сферу школьной жизни и составную часть образовательного процесса школы. Под внеурочной деятельностью подразумевают все те виды деятельности школьника, кроме учебной на уроке, в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Стандарту, внеурочная деятельность рассматривается в двух планах. Во-первых, как сфера индивидуализации обучения, где каждый школьник может выбрать индивидуальную образовательную траекторию, а во-вторых, как сфера воспитания, формирования российской идентичности у школьника.

Внеурочная деятельность, по сути, тесно связана с урочной деятельностью и является ее логическим продолжением. Поскольку не всегда на уроках, возможно, действительно сформировать новые качества и отследить, как эти качества личности формируются и развиваются. Поэтому термин «внеурочная деятельность» очень удачен, потому, что он объединяет и то, что происходит на уроке, и то, что происходит в других формах, уже привычных для нас: кружках, секциях, экскурсиях, творческих объединениях, фестивалях, школьных праздниках и вечерах. Благодаря организации внеурочной деятельности жизнь после уроков становится единым и системным процессом, направленным на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Во многих образовательных учреждениях наряду с общеобразовательными классами стали открываться классы с изменённым статусом — кадетские классы. Основными отличительными особенностями кадетского класса являются не только форма одежды, символы или использование ритуалов общения, принятых в военной среде, но и реализация различных программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ.

Внеурочная деятельность в кадетских классах МОУ СОШ № 54 города Волгограда организована в соответствии со Стандартом по направлениям развития личности:

-          духовно-нравственное;

-          спортивно-оздоровительное;

-          социальное;

-          общеинтеллектуальное;

-          общекультурное;

-          проектная деятельность реализуется через все направления.

-          Целью духовно-нравственного направления является освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике.

-          Спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре.

-          Социальное направление помогает детям освоить разнообразные способы деятельности: трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить самооценку, активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству.

-          Общеинтеллектуальное направление предназначено помочь детям освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность.

-          Общекультурная деятельность ориентирует детей на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков.

Направления внеурочной деятельности ФГОС явились содержательным ориентиром и основанием для разработки соответствующих рабочих программ, а также выбора модели организации внеурочной деятельности.

Внеурочная деятельность в кадетских классах МОУ СОШ № 54 организована по 11 программам. За основу была взята оптимизационная модель организации внеурочной деятельности, которая предусматривает участие в ней педагогических работников учреждения: педагога-психолога, педагогов дополнительного образования, педагогов начальной школы, а также использовались возможности муниципального образовательного пространства.

При планировании внеурочной деятельности учитывалась конкретная образовательная ситуация в школе: наличие школьного музея, посвященного истории создания и боевого пути 38–7-Гвардейской мотострелковой Сталинградско — Корсуньской краснознаменной бригады, наличие кадетских классов с элементами казачества, детские творческие объединения «Гусельки», «Жаворонушки», «Казачата-волгарята», запросы родителей как основных заказчиков образовательных услуг, а также интересы школьников. Наряду с этим, МОУ СОШ № 54 является региональной площадкой по патриотическому воспитанию школьников по теме: «Военно-патриотическое воспитание кадетов в условиях реализации этнокультурного (казачьего) компонента содержания образования».

Наличие серьезной и целенаправленной работы по патриотическому и духовно — нравственному воспитанию подрастающего поколения и послужило основой для разработки программы внеурочной деятельности, направленной на воспитательный результат.

В целях расширения дополнительных образовательных услуг школа активно взаимодействует с учреждениями дополнительного образования: МОУ ДОД ЦДТТ, Центром дополнительного образования для детей «Истоки», районной детской библиотекой, спортивно — бальным клубом «Максима», спортивным клубом боевых искусств «Торнадо» — тхэквондо». С этими учреждениями подписаны договора о сотрудничестве.

В рамках системы по патриотическому и духовно- нравственному воспитанию обучающихся в образовательном учреждении разработаны программы «Юный кадет», «Семейное наследие. Традиции казачества», целью которых является развитие гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей у кадета. На занятиях по данным программам юные кадеты получают как образовательную, так и воспитательную подготовку. Программа предусматривают комплекс воспитательных мероприятий: встречи с ветеранами, тематические вечера, посещение музеев, огоньки, экскурсии по местам боевой славы, участие в социальных акциях «Дети — детям», «Согреем детские сердца», «Обелиск», «Ветеран живет рядом», «Письмо пожилому человеку», направленных на формирование гражданской идентичности, личностного отношения к социально-значимым идеям и ценностям, связанных с любовью к Родине.

На занятиях академического хора «Истоки» казачий фольклор не просто изучается. Цель несколько иная: приобщиться к казачьей культуре, пережить, прочувствовать неиссякаемую любовь, исходящую от казачьего быта, традиций. Смысл занятий с детьми не в копировании обрядов, а в том, чтобы через них всколыхнуть в детских душах ту любовь ко всему родному, которая в них заложена, но, которая пока дремлет.

В кадетских классах реализуется программа «Основы православной культуры». Целью программы является знакомство с православными ценностями, отраженными в традициях, святынях православной культуры, житиях святых, героях — патриотах Отечества, все то, что можно назвать «лоном национального опыта, духа и уклада». На занятиях кадеты знакомятся с традициями и культурой нашей страны, осваивают нравственные нормы поведения, учатся различать добро и зло, любить свою Родину. Особенно интересной является творческая деятельность по подготовке к праздникам и знаменательным датам. Традиционными стали праздники, посвященные Рождеству и Пасхе. В рамках программы организуются экскурсии по городу, выставки поделок и рисунков. В будущем планируются встречи со священниками в рамках «Часов духовного общения». Занятия ведет педагог дополнительного образования из Центра дополнительного образования для детей «Истоки».

Система по патриотическому воспитанию подразумевает участие кадетов в научно-практических конференциях, в конкурсах «Родничок», «Пасхальная радость», в исследовательских работах и проектах различной направленности.

Спортивно-оздоровительное направление, наряду с программой дополнительного образования по тхэквондо, представлено программой внеурочной деятельности «Будем беречь здоровье». Данная программа представляет собой цикл бесед, направленных на развитие у младших школьников представлений о здоровом образе жизни, рациональном питании как составной части здорового образа жизни и способствует формированию полезных привычек. Главное в данной программе — это идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скрепленной взаимопониманием. В ходе реализации этой идеи проявляется возможность помочь ученикам разбудить в себе лучшие качества, в том числе и заботу о своем здоровье.

В рамках социального направления у юных кадетов реализуются программы «Лесенка роста», «Познаю себя и других», разработанные специалистами социально-педагогической службы — школьным психологом и социальным педагогом. Система занятий по программам способствуют развитию таких личностных качеств у кадетов, как самооценка, которая необходима как базовый компонент учения; внутренней позиции школьника, одного из проявлений идентичности; принятие роли кадета, положительного отношения к школе, к своему новому статусу.

Программы общеинтеллектуальной и общекультурной направленности: «Моя малая родина», «Мы — исследователи», театральная студия «Юный актер», «Занимательная информатика» способствуют расширению информационной картины мира, способствуют развитию умения использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Таким образом, в процессе реализации программ внеурочной деятельности и дополнительного образования в МОУ СОШ № 54 у выпускников кадетских классов к моменту окончания школы должны быть сформированы следующие качества личности:

-         активная гражданская позиция;

-         чувство патриотизма, верности Родине и готовности служения Отечеству;

-         духовность, нравственность, личная и общественная ответственность;

-         способность к саморазвитию.

Литература:

1.                  Письмо Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного Стандарта общего образования / Методические материалы по организации внеурочной деятельности в образовательных учреждениях, реализующих общеобразовательные программы начального общего образования.

2.                  Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. — М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

3.                  Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. — М.: Просвещение, 2010 г. (Стандарты нового поколения).

4.                  Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. Пособие для учителей. В 2 ч. Под. ред. А. Я. Данилюка. — М.,: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

Основные термины (генерируются автоматически): дополнительного образования, внеурочной деятельности, дополнительного образования детей, организации внеурочной деятельности, учреждения дополнительного образования, педагогов дополнительного образования, общего образования, опыта работы, условиях учреждения дополнительного, основного общего образования, программ внеурочной деятельности, Социализация личности детей, с учреждениями дополнительного образования, Центром дополнительного образования, Внеурочная деятельность, учреждении дополнительного образования, педагог дополнительного образования, с программой дополнительного образования, Роль дополнительного образования, Центра дополнительного образования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос