Данная статья посвящена особенностям коммуникации в мобильных мессенджерах. В статье также рассматриваются основные функции и закономерности использования e-moji.
Ключевые слова :e-moji, интернет-коммуникация, мессенджеры
The given article is devoted to the peculiarities of communication in mobile messengers. The article also reviewed the main functions and regularities of e-moji.
Key words: e-moji, internet communication, messengers
В настоящее время происходит расширение границ коммуникативного пространства. Данная тенденция обусловливается научно-техническим прогрессом, который предоставляет любому человеку возможность использовать ресурсы электронных средств связи в сети Интернет [Ускова]. Интернет-коммуникация имеет свою специфику и функционирует по принципиально другим правилам, нежели устная и письменная речь, ее развитие способствовало появлению необходимости в дополнительном инструменте, способном передавать эмоции коммуникантов и повысить эффективность интернет-коммуникации — таким инструментом стали e-moji.
Emoji — акроним из японских слов e (絵 — картинка) и moji (文字 — символ, письменный знак) [Демченко]. В виртуальном общении e-moji, в первую очередь, используются для передачи эмоционального состояния коммуникантов. Пользователям предоставляется выбор из целого набора e-moji, которые ассоциируются с определенными эмоциями, например, улыбающиеся или хмурые лица указывают на радость или грусть соответственно. Однако нельзя не отметить, что поскольку e-moji используются сознательно, они служат инструментом для передачи коммуникативных сигналов и не обязательно представляют реальные эмоции отправителя.
К ключевым функциям e-moji относятся:
1) функция дублирования — выражается в интенсификации значения текстового сообщения, что позволяет акцентировать внимание получателя на определенной идее;
2) функция замещения — предполагает замещение как лексических единиц, так и какого-либо понятия или образа;
3) смыслообразующая — e-moji могут выстраиваться в целые предложения и замещать не только отдельные слова, но и целые тексты;
4) функция придания дополнительного значения — выступая в качестве дополнительного инструмента e-moji способны смягчить или усилить сообщение, передать юмор, сарказм или иронию;
5) функция самоидентификации — так как e-moji могут изображать людей с разным цветом кожи, разных возрастов, обозначать представителей различных религиозных концессий, представителей мужского, женского пола и небинарных персон, людей с ограниченными возможностями и т. д. — они позволяют идентифицировать себя в виртуальном мире и являются инструментом самовыражения.
Интернет обуславливает существование совершенно нового стиля речи. Выраженное в письменной форме, интернет-общение характеризуется такими существенными признаками разговорной речи, как спонтанность, интерактивность и наличие невербального контекста. Данный вид коммуникации реализуется в мессенджерах — приложениях или сайтах, специально предназначенных для мгновенного обмена текстовыми сообщениями, фото, видео-, аудиофайлами.
Коммуникация в мобильных мессенджерах характеризуется:
1) доминированием разговорной лексики, частым употреблением жаргонизмов и просторечий, ведь интернет-пространство относительно свободно от цензуры;
2) употреблением односложных и простых грамматических конструкций, неполной структурой предложений;
3) отклонениями от орфографической нормы, которые часто носят ситуативный характер;
4) практически полным «игнорированием» пунктуационных знаков, особенно запятых;
5) использованием аббревиатур и акронимов;
6) использованием e-moji, хэштегов как способов выражения чувств и эмоций, категоризации контента;
7) частым употреблением неологизмов.
По состоянию на март 2020 года в стандарте Unicode насчитывается 3304 e-moji, однако использование e-moji зависит от операционной системы и/или производителя используемого устройства. Изображения e-moji немного различаются в каждой их систем, хотя и отражают одно и то же понятие. Компания Apple чаще и быстрее других добавляет новые возможности и новые знаки (например, выбор цвета кожи для используемого e-moji). Именно поэтому, часто e-moji, отправленные с устройства Apple, не распознаются на устройствах Android. В настоящее время клавиатура e-moji на устройствах с IOS содержит 8 категорий: смайлики и люди, животные и природа, еда и напитки, мероприятия, путешествия и места, объекты, символы и флаги мира для каждой страны.
Анализ использования e-moji в мессенджерах позволил выделить следующие закономерности:
1) чаще всего e-moji используются парами, а не одиночно;
2) женщины используют e-moji чаще, чем мужчины;
3) чем моложе пользователь, тем больше e-moji он использует;
4) e-moji используются с социокультурным контекстом: афроамериканцы используют символы, обозначающие людей или жесты, с темным цветом кожи; люди нетрадиционной сексуальной ориентации — значки ЛГБТ-сообщества и т. п.
Для того чтобы понять значение e-moji, пользователь должен иметь общие знания о символах и социальных ситуациях — кроме того, опыт наблюдения, как они используются в определенном контексте, их значения или коннотации. Следует отметить, что значение определенных e-moji может быть основано на личном контексте, а не быть универсально понятым.
Поскольку мы все больше времени проводим в Интернете, требования к визуальным формам важны для социальных взаимодействий. Хотя сам язык и способен полностью выражать сложные эмоции и идеи, e-moji чрезвычайно полезны в цифровом коммуникативном пространстве, так как они позволяют передать четкое, краткое и в какой-то степени универсальное сообщение.
Более того, e-moji уже давно вышли за рамки интернет-коммуникации и стали частью массовой культуры: литературные произведения переводятся на язык e-moji, по ним снимают мультфильмы; мотивы e-moji встречаются в архитектуре и других видах изобразительного искусства. На сегодняшний день e-moji являются неотъемлемым инструментам маркетинга, существует даже международный день e-moji.
Еще рано говорить о том, что e-moji станут, понятным для всех, «языком будущего», однако история возникновения e-moji и их популярность позволяет заключить, что их развитие будет продолжаться и, возможно, пойдет по совершенно новому, эволюционному пути.
Литература:
- Ускова, А. И. Эмодзи как феномен цифровой коммуникации xxi века / А. И. Ускова. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://www.alba-translating.ru/ru/ru/articles/2019/uskova-2019.html (дата обращения: 08.07.2020).
- Анастасия, Демченко Язык эмодзи::) или:(? / Демченко Анастасия. — Текст: электронный //: [сайт]. — URL: https://expert.ru/russian_reporter/2018/24/yazyik-emodzi-ili/media/321951/#anchor-1#anchor-1 (дата обращения: 08.07.2020).