Коммуникативная функция смайлов в современном интернет и SMS-общении | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Коренец, Илья. Коммуникативная функция смайлов в современном интернет и SMS-общении / Илья Коренец, Илья Щербаков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 28.1 (132.1). — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/archive/132/36785/ (дата обращения: 19.10.2024).



Статья посвящена изучению коммуникативных функций смайлов в современном интернет-дискурсе современной молодежи и особенности их использования. Статья предназначена для широкого круга читателей, вызовет большой интерес у молодого поколения, а также обязательно заинтересует читателей, изучающих коммуникативные стратегии.

Ключевые слова: смайл, коммуникативное общение коммуникативная функции, SMS, Интернет.

Общение, как один из важнейших факторов формирования современного человека, считается естественной потребностью любого социального существа. Эта черта все время была присуща и человеку, поэтому специфика и форма общения всегда характеризовалась историческим этапом развития общества. Так, на данный момент времени жизнь каждого индивида, входящего в состав современного социума, связана с современными телекоммуникациями, интернет-технологиями, которые характеризуют новым видом виртуально сетевого взаимодействия посредством сети Интернет.

В процессе интерактивного общения, ни мимики, ни жестикуляции друг друга — всего того, что способствовало бы адекватному пониманию. Тем более, что во время интернет-общения использование длинных периодов текстов, абзацев, описывающих эмоции, чувства, переживания, является некорректным. Приоритетным считается построение фразы более лаконично и информативно достаточной. Так как, основное назначение интерактивного общения — передача информации с максимально возможной скоростью. Но при этом собеседники стремятся к максимально понятности, этикетной и толерантности в процессе коммуникации. С этой целью используются такие средства невербального общения, как параграфемы, в частности смайлики.

Ведь, как и в литературе, в сети Интернет всевозможные человеческие чувства — гнев, радость, сострадание — изображались длинными блоками текста, причем авторы кроме непосредственно слов могли использовать только знаки препинания. Это было долго и неэффективно. И, чтобы сэкономить время, но в то же время выразить чувства и эмоции пользователи стали привлекать к разговору театральные ремарки. Но и это оказалось слишком длинным. Вскоре ремарки были заменены короткими сочетаниями стандартных компьютерных символов — смайликами [2].

Что же такое смайлик? Смайлики (от англ. smile — улыбка) — это значки, составленные из знаков препинания, букв и цифр, обозначающие какие-либо эмоции. Смайлик, если посмотреть на него, повернув голову на 90 градусов, — это рожица, сложенная из цифр, букв, знаков препинания и других клавиатурных символов. На сегодняшний день смайлик является, пожалуй, лучшим способом передать чувства и эмоции при виртуальном общении. Маленькие забавные рожицы, которые вставляются в текст, избавляют от необходимости писать длинные тексты о ваших переживаниях — одним-единственным смайликом можно описать целое событие. Сложно сказать, кто первым придумал смайлик. Наиболее интересная версия приписывает авторство его создания В. В. Набокову, который в апреле 1969 года сказал в интервью корреспонденту газеты ―The New York Times Олдену Уитмену: ―I often think there should exist a special typographical sign for a smile — some sort of concave mark, a supine round bracket / «Мне часто приходит на ум, что надо придумать какой-нибудь типографический знак, обозначающий улыбку, — какую-нибудь закорючку или упавшую навзничь скобку». Другие утверждают, что ещѐ в декабре 1963 года американский художник Harvey Ball создал первое графическое изображение эмоции в виде 2 точек и дуги в жёлтом круге по заказу компании The State Mutual Life Assurance. Это изображение впоследствии использовалось во многих компаниях, торговых марках и слоганах. Но известным всему миру смайлик стал лишь в 1970-е, когда был придуман слоган ―Have a Happy Day. Улыбка с таким девизом сразу стала хитом, и вскоре смайлик появился на эмблемах, открытках, футболках и бейсболках — одним словом, на всем, что может быть быстро продано. Ну, а привычный компьютерный смайлик:-) изобретен профессором Скоттом Фалманом (англ. Scott E. Fahlman), его и считают «официальным отцом» смайлика. Сегодня смайлики можно увидеть в электронной почте, в социальных сетях, на сайтах, на значках, на календарях, а также на любой поверхности, где их только можно нарисовать.

В коммуникативном общении, в том числе и интерактивном, важным является впечатление, произведенное на собеседника или слушателя. Внешнее впечатление складывается не только из вербальной составляющей, но и из целого ряда паралингвистических элементов (жестов, мимики, интонации), которые, по крайней мере, при первом контакте воспринимаются бессознательно. В эмоциональном воздействии смайлика как элемента паралингвистики следует различать бессознательное воздействие и намеренное. Возможность бессознательного невербального воздействия связана, по-видимому, с возникновением у коммуникантов инстинктивных ассоциаций. Возможно, успех смайликов обусловлен еще и тем, что они напоминают нам наши первые детские рисунки. Ведь рисование — один из главнейших приемов риторики, оно делает речь наиболее доходчивой и запоминающейся, поскольку затрагивает не только разум, но и эмоции читателей. Психологический и нравственный опыт детства, как известно, в значительной мере определяет инстинктивные реакции человека на те или иные воздействия в течение всей жизни. Неосознанная знаковость детских впечатлений надолго (или навсегда) определяет выбор приоритетов. Вследствие этого информация, передаваемая смайликом, воспринимается неосознанно, нашим подсознанием. Таким образом, она затрагивает не только разум, но и чувства реципиента.

Нам представляется очень важным то обстоятельство, что смайлик передает чаще всего именно улыбку. На роли улыбки в коммуникации следует остановиться отдельно. Не случайно многие современные пособия по психологии общения советуют своим читателям как можно чаще улыбаться и демонстрировать всякого рода положительные эмоции, уверяя, что это существенно влияет на самоощущение и способствует коммуникативному успеху. Участники реальной коммуникации довольно часто прибегают к такому методу, в том числе как к средству маскировки негативных эмоций. Интересно еще и то, что смайлик как символ улыбки может быть введён в коммуникацию намеренно, например, для маскировки чувств или эмоций. Известно, что в Америке, на родине смайлика, характерно открытое и яркое выражение положительных эмоций, пусть даже не всегда искренних [1].

Азиатский смайлик принял совсем другой вид — его можно прочесть, не переворачивая, он содержит больше символов. Характерной чертой азиатских смайликов является акцент на глазах, а не на губах, как это принято в Америке. Связано это, очевидно, с тем, что в восточных культурах возбраняется открытое проявление эмоций. Это прослеживается во всей культуре Востока, даже японские мультфильмы аниме или манго являются показательными в этом смысле. Герои этих мультфильмов изображаются с неестественно большими глазами и маленьким ртом, глаза занимают практически всё лицо. Все эмоции в этих мультфильмах выражаются изменением формы глаз и символами возле них. Такие же символы можно встретить и в азиатских смайликах. Нужно отметить, кстати, что азиатские смайлики в сети не прижились [2].

В заключение следует подчеркнуть, что невнимание к иной культуре, навязывание другому народу собственных культурных ориентиров, существующих в своей стране в качестве нормы поведения, становится источником непонимания, нежелания взаимодействовать, неприязненного отношения представителей различных народов друг к другу. Для России, к сожалению, характерна бытовая неулыбчивость, она также является пока еще нормой в нашей стране. Смайлики же позволяют выражать эмоции, не опасаясь осуждений за чрезмерную открытость. А улыбка, как известно, способствует налаживанию продуктивной коммуникации не только в сети Интернет, но и в жизни.

Литература:

  1. Here is the NetLingo ever-growing list of smileys enjoy! [Электронный ресурс]//URL: http://lektsiopedia.org/lek4–99328.html(дата обращения: 20.10.2016)
  2. NetLoreTeX, символы, смайлик, улыбка, эмоции, японцы [Электронный ресурс]//URL: http://www.netlore.ru/smiley/ (дата обращения: 20.10.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): смайлик, эмоция, SMS, Америка, интерактивное общение, коммуникативное общение, сеть, символ, улыбка.


Ключевые слова

Интернет, смайл, коммуникативное общение коммуникативная функции, SMS

Похожие статьи

Использование интерактивных карт в веб-приложении на стеке MERN для улучшения функционала журнала путешествий

Современные информационные технологии находят свое применение практически во всех как бытовых, так и профессиональных сферах жизнедеятельности человека. Одним из актуальных направлений использования программных решений является сфера туризма и путеше...

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста

В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...

Маркетинговая коммуникация в социальных сетях — решение в условиях кризиса

С каждым днем все больше интернет-пользователей используют социальные сети, которые стали актуальным каналом и для маркетологов, которые всегда ищут новые возможности донести свои сообщения до более широкого круга пользователей. Социальные сети в сил...

Специфика медиапотребления молодого поколения

Изучение медиапотребления молодого поколения на сегодняшний день приобретает особую значимость, поскольку молодежь большую часть своей жизни проводит в виртуальном пространстве, потребляя разного рода контент. Социальные сети являются одними из самых...

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Интернет-ресурсы в обучении испанскому языку

В данной статье рассматривается актуальность использования Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку с целью развития межкультурной и коммуникативной компетенций, а так же насколько важно осуществлять грамотный подбор подобного материа...

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Чат-бот как современное средство интернет-коммуникаций

В данной статье речь пойдет о чат-ботах как современных средствах интернет-коммуникаций, имеющих способность выстроить новую линию взаимоотношений между бизнесом и потребителями.

Непосредственное и опосредованное общение современных подростков

Представлены результаты анкетирования подростков, направленного на выявление влияния интернета на выбор приоритетного вида общения, оценки подростками приоритетных видов деятельности в интернете, представлений о дружбе и друзьях.

Похожие статьи

Использование интерактивных карт в веб-приложении на стеке MERN для улучшения функционала журнала путешествий

Современные информационные технологии находят свое применение практически во всех как бытовых, так и профессиональных сферах жизнедеятельности человека. Одним из актуальных направлений использования программных решений является сфера туризма и путеше...

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Социальная сеть как интерактивная форма взаимодействия с родителями детей раннего возраста

В статье говориться о взаимодействии педагога с родителями детей раннего возраста с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей, в частности с привлечением виртуальной информационной площадки на платформе социальной сети ВКонтакт...

Маркетинговая коммуникация в социальных сетях — решение в условиях кризиса

С каждым днем все больше интернет-пользователей используют социальные сети, которые стали актуальным каналом и для маркетологов, которые всегда ищут новые возможности донести свои сообщения до более широкого круга пользователей. Социальные сети в сил...

Специфика медиапотребления молодого поколения

Изучение медиапотребления молодого поколения на сегодняшний день приобретает особую значимость, поскольку молодежь большую часть своей жизни проводит в виртуальном пространстве, потребляя разного рода контент. Социальные сети являются одними из самых...

Игра как метод формирования межличностных отношений у детей младшего школьного возраста

В статье представлена актуальность и важность формирования межличностных отношений у младших школьников, определения основных понятий по проблеме, теоретически обоснована эффективность использования игры для оптимизации коммуникативных умений детей м...

Интернет-ресурсы в обучении испанскому языку

В данной статье рассматривается актуальность использования Интернет-ресурсов в процессе обучения иностранному языку с целью развития межкультурной и коммуникативной компетенций, а так же насколько важно осуществлять грамотный подбор подобного материа...

Информационно-новостные особенности текстов СМИ в социальных сетях

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями посредством метаязыка, основанного на интернет-мемах, рассматриваются причины их появления и особенности их функционирования.

Чат-бот как современное средство интернет-коммуникаций

В данной статье речь пойдет о чат-ботах как современных средствах интернет-коммуникаций, имеющих способность выстроить новую линию взаимоотношений между бизнесом и потребителями.

Непосредственное и опосредованное общение современных подростков

Представлены результаты анкетирования подростков, направленного на выявление влияния интернета на выбор приоритетного вида общения, оценки подростками приоритетных видов деятельности в интернете, представлений о дружбе и друзьях.

Задать вопрос