Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 августа, печатный экземпляр отправим 13 августа
Опубликовать статью

Молодой учёный

Мессенджер как новый объект коммуникативной лингвистики

Филология, лингвистика
02.11.2020
2425
Поделиться
Библиографическое описание
Гребельник, Т. В. Мессенджер как новый объект коммуникативной лингвистики / Т. В. Гребельник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 44 (334). — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/archive/334/74686/.


В данной статье рассматривается история возникновения системы мгновенного обмена сообщениями, описываются её общие принципы и функциональные особенности, дается определение понятия «мессенджер» как современной формы коммуникации. Актуальность данной статьи определена широким распространением мессенджеров в системе коммуникативного взаимодействия.

Ключевые слова: информационные технологии, информация, интернет-коммуникация, мессенджер, речь, язык .

The article examines the history of the emergence of the instant messaging system, describes its general principles and functional features, gives a definition of the concept of «messenger» as a modern form of communication. The relevance of this article is determined by the widespread use of instant messengers in the system of communicative interaction.

Key words: information technology, information, Internet communication, messenger, speech, language.

Так как язык существует одновременно и в обществе, и во времени, то никто ничего не может в нем изменить.

Фердинанд де Соссюр

Исследование языка электронных коммуникаций как современной формы общения в настоящее время является очень перспективным направлением и вызывает заметный интерес, а также привлекает внимание отечественных (Н. Д. Арутюнова, Н. Г. Асмус, Н. Б. Лебедева, О. Б. Сиротинина, К. А. Филиппов и др.) и зарубежных лингвистов (D. Crystal, P. T. O Conner, S. Miller, D. Angell, I. Pierozak, P. Lapointe и др.).

Система общественных отношений тесным образом связана с развитием информационного пространства, а ее формирование и развитие напрямую зависит от изменений, происходящих во всех сферах жизнедеятельности. Массовое внедрение и развитие новейших информационных технологий позволили человечеству перейти на абсолютно новую ступень развития — информационную.

Смену мировоззрения на рубеже тысячелетий подготовила революция в области коммуникаций и информации, достигшая широких масштабов. Информация превратилась в глобальный, неистощимый ресурс человечества, вступившего в новую эпоху развития цивилизации — эпоху интенсивного освоения этого информационного ресурса и «неслыханных возможностей» феномена управления. Именно информация, управление и организация, как могучие локомотивы прогресса, умчали развитые страны в новую цивилизацию 1, с. 3.

Характерное для современного общества широкое распространение информационных технологий, стремление к освоению новых форм общения привели к появлению особого вида коммуникативного взаимодействия между людьми, получившего в науке название компьютерно-опосредованной коммуникации (от англ. computer-mediated communication), или интернет-коммуникации 3, с. 1.

В рамках данной статьи обратимся к изучению вопроса истории возникновения и распространения одной из новых форм общения в рамках данного вида коммуникации — мессенджера, который представляется нам до конца не изученным объектом коммуникативной лингвистики.

Этимология слова мессенджер восходит к англ. слову «messenger», что в переводе означает «курьер» или «связной» 9, с. 12.

Несмотря на множественность уже существующих определений понятий «мессенджер», все они, на наш взгляд, идентичны в своей интерпретации.

Так, А. С. Головко характеризует мессенджеры как новое поколение сервисов мгновенных сообщений, которые сегодня ориентированы на мобильные устройства и смартфоны 2, с. 2.. П. В. Колозариди и А. В. Ильин рассматривают мессенджеры как программу, мобильное приложение или веб-сервис для мгновенного обмена сообщениями 5. Д. В. Соколова понимает мессенджеры как сервис мгновенного обмена сообщениями, действующий на базе программируемого приложения с помощью интернет-подключения 8.

Обобщая предложенные выше определения, отметим, что все они подчеркивают такие свойства рассматриваемой системы, как опосредованность (через устройство, телекоммуникационную сеть Интернет) и мгновенность (режим реального времени) коммуникации. При этом необходимо сказать и о более широких возможностях мессенджера: передавать не только текстовую информацию, но и видеопослания, изображения, звуковые сигналы.

Обратимся к истории появления мессенджеров. Их массовое использование для передачи мгновенных текстовых сообщений началось с 1996 года. Первым мессенджером, из известных на сегодняшний день, стал «ICQ» (в переводе с англ. языка «I seek you» — я ищу тебя). В создании программы для общения в Интернете и локальных сетях приняли участие четверо израильских школьников (Арик Варди, Яир Голдфингер, Сефи Вигисер, Амнон Амир). Постепенно программа распространялась среди друзей и знакомых и в скором времени приобрела известность во всем мире.

Однако это было первое поколение мессенджеров, созданное исключительно для персональных компьютеров. Вслед за «ICQ» появились и другие программы для мгновенного обмена сообщениями: AIM, MSN, QQ, NateOn, Google Talk, Miranda, QIP, Skype и многие другие. Далее, совершенствуясь и развиваясь, мессенджеры приобретали все большую популярность и на сегодняшний день являются современным средством коммуникации, доступным большинству.

Первые сообщения были исключительно в текстовом режиме, впоследствии коммуникативное пространство и техническое оснащение мессенджера расширялось: появлялись дополнительные графические элементы, смайлы и стикеры, а также мультимедийные элементы (картинки, фотографии, видеоролики, музыка). Введение дополнительных знаков улучшает понимание с точки зрения содержания сообщения, а также помогает налаживать эмоциональную связь общающихся в процессе коммуникации. Конечно, уместность использования смайлов и стикеров напрямую зависит от характера отношений и степени их официальности, и определяет тональность общения.

На сегодняшний день использование мессенджеров приобретает колоссальную популярность среди всех возрастных групп населения России. Конечно, молодежь и поколение среднего возраста используют их наиболее активно, однако, в последнее время этот процесс вовлек и людей более старшего поколения. Безусловно, такая популярность обусловлена удобством общения, минимизацией временных затрат и, естественно, тем, что люди стараются «идти в ногу со временем» и использовать наиболее актуальные средства связи.

Рассматривая функциональные особенности мессенджера с точки зрения технических возможностей, Е. Ю. Манукова и Захарова М.В в своей работе «Использование сервисов мгновенного обмена сообщениями в современной массовой коммуникации» выделяют следующие традиционные функции мессенджера:

  1. чат (текстовый, голосовой, видеочат)
  2. передача файлов;
  3. инструменты для совместной работы в режиме реального времени;
  4. напоминания и оповещения;
  5. звонки на компьютер;
  6. возможность отправки SMS;
  7. хранение истории общения с контактами;
  8. индикация сетевого статуса присутствия собеседников (в сети или отсутствует), занесенных в список контактов 6.

Определяя мессенджер в качестве объекта коммуникативной лингвистики, мы считаем возможным выделить следующие его функции:

  1. контактная — установление взаимного контакта между собеседниками;
  2. информационная — в процессе общения происходит обмен сведениями, мнениями, решениями;
  3. побудительная — призывает и направляет собеседника на выполнение определенных действий;
  4. координационная — взаимное согласование действий при организации совместной деятельности;
  5. перцептивная — понимание партнерами друг друга (их состояний, переживаний, намерений);
  6. эмотивная — взаимный обмен эмоциями и переживаниями между коммуникантами;
  7. статусная — понимание и восприятие своего места в системе отношений (деловых, межличностных, статусных);
  8. воздействующая — влияние на изменение поведения, намерений, мнений, представлений, решений, действий партнера.

Выделение данных функций предполагает рассмотрение коммуникации в мессенджере как процесса взаимодействия между людьми, протекающего в режиме реального времени в соответствии с определенным контекстом.

Мы полагаем, что комплексное сочетание технических и коммуникативных функций определяет востребованность использования современных мессенджеров.

Создание новых коммуникативных сфер, к числу которых относятся мессенджеры, оказывает огромное влияние на изменения в языке, что вызывает особый интерес исследователей.

По мнению Е. И. Горошко и Е. А. Земляковой, язык, используемый в коммуникации с помощью программ мгновенного обмена сообщениями, существенно отличается как от письменной, так и от устной формы нормированного литературного языка. Благодаря быстроте отправки и получения сообщений в мессенджерах речь все более и более приобретает черты устной. Использование специальных графических символов — эмотиконов — для передачи эмоций, применение паралингвистических символов, лаконичных и выразительных сокращений позволяют говорить о существовании нового устно-письменного типа речи 4, с. 3..

О. К. Голошубина полагает, что речевой жанр «разговор в мессенджере» родился в результате трансформации и взаимопроникновения речевых жанров «разговор» и «письмо». Он представляет обычное повседневное общение, только в письменной форме 3.

На наш взгляд, характер общения в мессенджерах, а также уровень и стилистические особенности во многом зависят от социальной роли коммуникантов, уровня их владения языком, коммуникативных намерений. Мы не исключаем, что в результате такого взаимодействия формируется особая форма языка интернет-коммуникаций, а также происходит образование нового стиля интернет-общения, характерными особенностями которого выступают спонтанность, включение элементов разговорной речи, сочетающихся с письменной формой.

Таким образом, процесс коммуникации с использованием мессенджеров на сегодняшний день является высоко востребованным. К главным преимуществам таких программ относятся удобство, простота и функциональность использования, общедоступность и распространенность. Можно предположить, что, совершенствуясь и развиваясь, мессенджеры в скором времени будут представлять собой полноценный канал медиапотребления. Именно поэтому весьма актуальной и интересной является тема дальнейшего изучения их функционирования в современном коммуникативном пространстве.

Литература:

  1. Абдеев Р. Ф. Философия информационной цивилизации / Р. Ф. Абдеев. — М.: ВЛАДОС, 1994. — 336 с.
  2. Головко А. С. Мессенджеры как инструмент Relationship marketing в продвижении спортивного клуба / А. С. Головко. — Режим доступа: http://elibrary.ru/download/elibrary_30013539_27305886.pdf, свободный. — Заглавие с экрана. — Яз. Рус.
  3. Голошубина О. К. Разговор в мессенджере как специфический жанр интернет-коммуникации» / О. К. Голошубина // Вестник Омского университета. — 2015. — № 1. — С. 208–212.
  4. Горошко Е. И. Полиформатный мессенджер как жанр 2.0 (на примере мессенджера мгновенных сообщений Telegram) / Е. И. Горошко, Е. А. Землякова // Жанры речи. — 2017. — № 1 (15). — С. 92–100.
  5. Колозариди П. В. Мессенджеры в городской среде: гибридные формы и новые практики/ П. В. Колозариди, А. В. Ильин // Шаги. Социология. — 2016. — Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/v/messendzhery-v-gorodskoy-srede-gibridnye-formy-i-novye-praktiki-1, свободный. –Заглавие с экрана. — Яз.Рус.
  6. Манукова Е. Ю. Использование сервисов мгновенного обмена сообщениями в современной массовой коммуникации / Е. Ю. Манукова, М. В. Захарова // Современная филология. Мат-лы V Междунар. науч. конф. Самара, 2017. С. 85−87.
  7. Обзор сервисов обмена мгновенными сообщениями / Корпорация связи. [Электронный ресурс] Режим доступа: URL: http://www.corporacia.ru/
  8. Соколова Д. В. Дистрибуция новостного контента в мессенджере Telegram / Д. В. Соколова // Медиаскоп. — 2017. — № 4. — Режим доступа: http://mediascope.ru/2380
  9. Шаронин П. Н. Роль мессенджеров в современном медиапространстве / П. Н. Шаронин, Е. В. Козлова // Медиаэкономика 21 века. — М.: Изд-во ИП Шаронин Павел Николаевич. — 2017. — № 2. — С. 12–15 с.
  10. Иванько А. Ф. Кибер-коммуникации. Особенности мессенджера Telegram / А. Ф. Иванько, М. А. Иванько, А. Е. Баранова // Молодой ученый. 2017. — № 12. — С. 16−20.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
информационные технологии
информация
интернет-коммуникация
мессенджер
речь
язык
Молодой учёный №44 (334) октябрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 50-53):
Часть 1 (стр. 1-69)
Расположение в файле:
стр. 1стр. 50-53стр. 69

Молодой учёный