В статье рассматривается актуальная проблема буллинга. На основании проведённого эмпирического исследования представлен анализ ситуаций травли в школе, дается характеристика видов объектов и субъектов буллинга.
Ключевые слова: травля, буллинг, школа, издевательства.
С появление самоизоляции может показаться, что один из не спадающих вопросов — буллинг — начал исчезать, однако, это не так. Он все так же актуален и требует рассмотрения [6, c.4].
Травля (или буллинг) — это определенный вид группового насилия, которое может осуществляться как эмоционально, так и физически [7, c.6].
Эмоциональное насилие, как понятно из названия, вызывает у жертвы именно эмоциональное напряжение и понижает ее самооценку. Частыми примерами этого вида насилия являются присвоение “кличек”, высмеивание, постоянные шутки над человеком или же наоборот отсутствие каких-либо слов, то есть бойкотирование [4, c.604].
Если в случае эмоционального насилия мы говорим о преобладании или отсутствии слов, то в случае с физическим воздействием мы уже имеем в виду использование силы. Тут хорошим примером послужит обычное избиение, в частности подзатыльники [4, c.604].
Ситуация буллинга подразумевает некоторое ролевое взаимодействие. Выделяют 3 роли: “жертва”, “преследователь”, “свидетель”. В ситуациях буллинга участник может переходить из одной роли в другую [3, c.150].
Существуют три особые ситуации, повышающие риск ребенка стать жертвой буллинга в детском (школьном) коллективе: наличие отличительных черт, выделяющих школьника; новичок в коллективе; повышенная ранимость и чувствительность [1, c.21].
В ходе нашего исследования мы выдвинули гипотезу, что существует зависимость буллинга в школах от: пола объекта (“жертвы”) или субъекта (“преследователя”) травли; возраста участников; количества объектов и субъектов. Ними также предполагалось изучение особенностей участников, провоцирующих развитие детской травли.
Для исследования мы попросили студентов 4 курса педагогического университета (34 студента) рассказать нам, встречались ли они с проблемой буллинга в школе (написать мини-сочинения). Респонденты были заранее введены в контекст темы буллинга (прочли теоретический материал), поэтому могли занять рефлексивную позицию в оценке ситуаций школьного прошлого.
Результаты анализа мини-сочинений представлены в виде 5 рисунков.
На рис. 1 представлено процентное соотношение студентов, которые встречались или не встречались с этой проблемой. Большая часть (около 80 %) встречалась, причём более 10 % дважды. Это может свидетельствовать о том, что проблема буллинга, а соответственно и её изучение, в достаточной степени актуальна.
Рис. 1.
Рис. 2.
На рис. 2 представлен результат исследования по количественному составу участников. Наиболее часты случаи, когда взаимодействуете коллективный субъект против индивидуального объекта. Однако имеются случаи, когда отдельный ученик (в одном из описанных случаев — ученица) терроризируют весь класс или гендерную группу (всех девочек класса).
На рис. 3 мы видим, что жертвой буллинга в одинаковом процентном соотношении может стать как мальчик, так и девочка (в 10 % историй буллинга не был указан пол объекта). По полу субъекта травли имеются различия — парни тут гораздо активнее. Возможно, это связано с тем, что они физически более подготовлены.
Рис. 3.
Рис. 4.
На рис. 4 показаны наиболее встречающиеся признаки, сопутствующие участию ученика в буллинге в качестве объекта или субъекта. Можно утверждать, что ситуации вовлечения новых учеников и/или учеников с непохожей на остальных внешностью не так часто встречаются. В большинстве описанных ситуаций (более 60 %) упоминается как значимое участие в конфликтах отличников(ниц). Мы предполагаем, что данный факт характерен для современного этапа развития школьного образования и спровоцирован различными факторами, что должно быть подвергнуто дальнейшему изучению. Во всяком случае, на основании данного исследования мы можем сформулировать практические рекомендации для школьных педагогов и психологов: стоит уделять повышенное внимание не только новым ученикам или ученикам другой внешности, но и отличникам (их взаимоотношениям с одноклассниками).
Рис. 5.
На рис. 5 представлено число описанных ситуаций в зависимости от возраста учеников. На ее основании можно сделать вывод, что в младшей школе ситуации буллинга не так часты (не описано ни одного случая). Наибольшее число ситуаций приходится на среднюю школу (6 класс), а по мере взросления детей конфликтов становится все меньше.
Последний рисунок может сформировать оптимистическое представление о том, что буллинг является атрибутом подросткового возраста, и по мере взросления людей исчезает. Однако исследования реалий свидетельствует, что это не так — случаи буллинга встречаются и во взрослой жизни, в частности, в рабочих коллективах [8].
Гендерное преимущество парней в качестве субъектов буллинга (см. рис. 3) подсказало нам расширение исследования. Мы провели пилотажное исследование с целью установить, преобладает ли буллинг в социальных системах, где большая часть людей — парни (армия с пресловутой дедовщиной). Нами были опрошены 27 человек, служивших в разных военных частях в последние 1–2 года. Большинство отвечающих (88,9 %) отметили отсутствие подобных ситуаций.
На основании этого опроса можем положить, что травля во взрослой жизни встречается реже, чем в школе, поскольку она может иметь серьёзные последствия для ее участников (субъектов). В случае армии за дедовщину можно не только получить выговор от учителя, как это было в школе, здесь уже ответственность куда более серьезная вплоть до лишения свободы на 10 лет свободы [5, статья 335].
Таким образом, в ходе нашего расследования было выявлено, что буллинг в большинстве своем явление возрастное. Было так же доказано, что пол человека не влияет на вероятность его стать жертвой травли, и что в школах часто участниками издевательств становятся именно отличники.
Литература:
- Аттинг А. Ю. Особенности влияния детско-родительских отношений на агрессивность подростков // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). URL: https://moluch.ru/archive/318/72523/ (дата обращения: 09.07.2020).
- Кривцова С. В. Буллинг в классе. Как избежать беды? Пособие для родителей. — М.: Русское слово, 2018. — 48 c..
- Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Журнал Высшей школы экономики. — 2013. — № 3. — С. 149–159.
- Малкина-Пых И. Г. Экстремальные ситуации. Справочник практического психолога. М.: Эксмо, 2005. — 960 c.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 08.06.2020)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954
- Методические рекомендации по предотвращению буллинга(травли среди сверстников) в детских коллективах / А. Е. Довиденко [и др.]. Екатеринбург, 2014. — 29 c.
- Петрановская Л. Методичка для УЧИТЕЛЕЙ // травлинет: [сайт]. — URL: https://www.dropbox.com/s/5dcm00c6ucy7ro4/А5 %20Методичка %20для %20УЧИТЕЛЕЙ.pdf (дата обращения: 09.07.2020).
- Травля в офисе: как распознать буллинг на работе. // Hr-Лига Сообщество кадровиков и специалистов по управлению персоналом: [сайт]. — URL: https://hrliga.com/index.php?module=news&op=view&id=20890 (дата обращения: 09.07.2020).