Сегодня большое количество детей подвергается насилию в школах. Будучи Уполномоченным при президенте России по правам ребенка, Анна Кузнецова заявила, что «более половины детей в РФ сталкивались с буллингом, при этом треть из них не рассказывает об этом».
Ключевые слова: буллинг, несовершеннолетние, насилие, школа, травля.
Today, a large number of children are being abused in schools. Being the Commissioner for Children's Rights under the President of Russia, Anna Kuznetsova stated that «more than half of children in the Russian Federation have experienced bullying, while a third of them do not talk about it».
Keywords: bullying, minors, violence, school.
Термин «буллинг» происходит от английского «bullying», что означает запугивать, травить, задирать. Данный феномен проявляется в разных ситуациях и местах: в школе, на рабочем месте, в армии. Травля в школе получила название «школьный буллинг» — «school bullying», и хотя она существовала с давних времен, исследование этого феномена началось в последней трети прошлого века в странах Северной Европы [1].
Формы травли могут быть разнообразными, например, кибербуллинг, физическое насилие (удары, закидывание предметами), а также психологическое давление (угрозы, запугивание).
Психологическое давление активно развивается с цифровой революцией. Она позволяет обидчику в большей мере чувствовать себя в безопасности, не выходя с жертвой на прямой контакт. Кибербуллинг довольно тяжело выявить, поэтому буллеры в интернет-пространстве, ощущая свою безнаказанность, могут травить других детей [1].
Важно помнить, что школьная травля оказывает значительное воздействие на социальную адаптацию детей и их развитие. Буллинг может оставить психологический след на всю жизнь, привести к изменению мировосприятия и мировоззрения ребенка, к деструктивному поведению, вызвать даже физическую боль и страдания [2].
В буллинге всегда есть три стороны — жертва, буллер и лица, которые наблюдают со стороны. При этом все стороны нуждаются в помощи и поддержке.
Люди неагрессивные и имеющие низкую самооценку часто становятся объектами насмешек и попадают в ситуации, которые могут привести к их изоляции от окружающих и затруднить установление дружеских связей.
Исследователи выделяют следующие факторы, повышающие риск распространения травли в школьной среде в зависимости от субъекта буллинга [1]:
— заниженная самооценка и притупленное чувство самосохранения у ребенка;
— личностные характеристики учащегося;
— неумение выстраивать контакты с другими детьми, основанные на дружбе и сотрудничестве;
— желание доминировать над другими, добиться определенного статуса в группе и поддерживать его;
— опыт пребывания в ситуациях, когда близкие люди жестко демонстрируют власть по отношению к тем, кто слабее их по каким-либо признакам;
— внутрисемейные конфликты, гиперопека или равнодушие со стороны родителей и др.
Со стороны взрослых такими факторами выступают неготовность преподавателей противостоять травле в школе и заниматься её профилактикой; завышенные требования к успеваемости, которые не всегда соответствуют способностям и возможностям ребенка; отсутствие контроля со стороны сотрудников школы за поведением учащихся на перемене; погоня за знаниями, при этом время на привитие навыков «социализации» не остается, и другие [2].
На практике ребенка, подвергнувшегося буллингу, чаще всего переводят в другую школу. Например, к Уполномоченному по правам ребёнка Оренбургской области обратилась семья, которая рассказала, что их дочь-восьмиклассница столкнулась с травлей в школе. Выяснилось это не сразу: девочка ничего не рассказывала родителям, как это бывает чаще всего в подобных ситуациях. Неприятности с группой одноклассников у школьницы продолжались около года. Со стороны семьи неоднократно предпринимались попытки решение данной проблемы, однако результативности не было, поэтому родители приняли решения перевести девочку в другую школу [2]. И таких ситуаций довольно много, что, скорее всего, свидетельствует о том, что в школе не выработаны механизмы, позволяющие распознать буллинг на ранних этапах и предотвращать его.
Многие педагоги просто не знают об отношениях между учениками, в ряде случаев только догадываются, но не понимают, что можно предпринять. На наш взгляд, здесь нужна слаженная работа педагогов, родителей, психологов и наставников (в их числе могут быть как более опытные старшеклассники, так и педагоги). Особую роль играет педагог в начальных классах, так как именно он проводит большинство уроков у детей и может по косвенным или прямым признакам своевременно выявить проблему буллинга. Зачастую дети в этом возрасте даже не знают, что в школе есть психолог, к которому можно обратиться за помощью (90 % из опрошенных нами школьников не знали, куда можно обратиться за поддержкой в школе).
Проведённое исследование также показало, что многие учители не знают о проблеме буллинга и не обладают навыками распознавания учеников, подвергающихся буллингу. Именно поэтому важны просветительские семинары-тренинги для учителей по профилактике буллинга и противодействию травле в школах. Причём семинары-тренинги в каждом регионе необходимы на постоянной основе.
Литература:
- Ярмина А. Н. Периодизация изучения феномена буллинга // Исследователь/Researcher. 2018. № 1–2. С. 82.
- Официальный сайт Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка [Электронный ресурс] — URL: http://www.deti.gov.ru/search (дата обращения: 13.03.2023)