В статье представлен анализ отечественной и зарубежной научной литературы, рассматривающий особенности эмоционального выгорания у военнослужащих, находящихся в современных условиях Российской армии.
Ключевые слова: синдром эмоционального выгорания, особенности эмоционального выгорания, военнослужащие, современные условия.
С давних пор служить в армии считалось почетным делом. Служба на благо и безопасность своего отечества всегда являлась важным для того, кто шел служить своей Родине. И, несмотря на долгие годы службы в армии, молодое поколение, в пример своих отцов и дедов, отправлялись отдавать честь и достоинство родному государству.
Российская армия представляет собой мощную стену большой страны, которая в непростой период защитит свой народ. На настоящий момент служба в Вооруженных Силах Российской Федерации представляет собой особый и сложный период для тех, кто выбрал путь служения по военной профессии. Данный путь представляет собой некий военный стратегический процесс, в котором существует своя психологическая специфика. Основой специфики является понятие «государственная военная служба». Оно заключается в том, что военнослужащий тесно взаимосвязан с выполнением своих воинских обязанностей и в случае необходимости, обязан выполнить приказ командира, свой воинский долг [3; 6].
Следовательно, оказываясь под огромным психологическим влиянием в реальных условиях, военнослужащие подвергаются регулярному давлению и воздействию негативных факторов, которые в свою очередь, вызывают негативные эмоции. Факторами могут выступать как долг перед Отечеством, так и психологическое давление со стороны руководства и сослуживцев. Немаловажное воздействие оказывает и характер организации труда военнослужащего (регламент рабочего времени, перекладывание обязанностей, уставные отношения и т. п.), а также рост стажа военной службы [3; 6].
Вышеперечисленные факторы, которые оказывают повторяющееся воздействие, снижают психоэмоциональную устойчивость, тем самым возникает усталость, переходит к развитию тревожности, затем вспыльчивости, апатии и раздражительности. В дальнейшем происходит разочарование и утрата к своей профессиональной деятельности. Похожие симптомы личности военнослужащего получили название синдрома эмоционального выгорания [3; 6].
Понятие «синдром эмоционального выгорания» или «burnout» впервые упомянул и воспользовался в 1974 году американский психиатр Фреуденсбергер Х., заимствовав из художественной литературы — романа Грима Г. «Ценой потери». Содержание понятия «burnout» означает психологическое состояние, включающее усталость, снижение работоспособности и разочарование у здоровых людей. Которые находятся в эмоционально тяжелой обстановке при выполнении профессиональной работы [5].
Известно, что большую часть исследований по изучению синдрома эмоционального выгорания проводились за рубежом (К. Армстронг, А. Брадский, С. Браун, С. Варнат, М. Ганн, С. Джексон, С. Ларсон, К. Маслач, Б. Перлман, Е. Хартман и др.) [6].
В процессе научных исследований С. Маслач определила следующие симптомы: эмоциональное возбуждение, потеря интереса к работе и несоответствующие поведение человека гуманным ценностям. Затем определяет суть эмоционального выгорания как потеря интереса и осторожность в работе. Позже добавили следующие симптомы: эмоциональная истощенность, деперсонализация, снижение общей работоспособности [7].
На основе выделенных симптомов С. Маслач определила три группы проявлений данного синдрома. К первой группе относится эмоциональная истощенность (тревога, усталость, депрессивное настроение). Вторая: деперсонализация (циничное, черствое отношение к коллегам). И последняя: редукция личных профессиональных достижений (недооценка собственных достижений, потеря интереса к профессиональному росту) [5; 7].
Изучение понятия «burnout» в России рассматривали следующие ученые: В. В. Бойко, Н. Е. Водопьянова, Н. В. Гришина, Е. И. Кальченко, В. Е. Орел, Е. С. Старченкова, А. Б. Серебрякова, Д. Шульц, С. Шульц [6].
В. В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как: сложный, многоступенчатый процесс, причина которого заключается в переживании профессионального стресса, а следствием является нарушение и деформация профессиональной деятельности, а также снижение результативности труда в целом, появление эмоциональных и психосоматических нарушений.
Анализируя научную литературу, среди многих публикаций говорится о факторах, влияющих на психологическое состояние личности. В том числе к ним относятся факторы, указанные нами выше, оказывающие негативное давление на эмоциональное состояние военнослужащего.
Орел В. Е. [4] в своей работе разделяет две группы факторов, влияющих на эмоциональное состояние человека (индивидуальные и организационные). Рассмотрим в таблице 1.
Таблица 1
Факторы, оказывающие влияние на выгорани е
Индивидуальные факторы |
Организационные факторы |
Социально-демографические |
Условия работы |
Возраст |
Рабочие перегрузки |
Пол |
Дефицит времени |
Уровень образования |
Продолжительность рабочего дня |
Семейное положение |
|
Стаж работы |
|
Личностные особенности |
Содержание труда |
Выносливость |
Число клиентов |
Локус контроля |
Острота их проблем |
Стиль сопротивления |
Глубина контакта с клиентом |
Самооценка |
Участие в принятии решений |
Нейротизм (тревожность) |
Обратная связь |
Экстраверсия |
Таким образом, сначала у военнослужащих происходят незначительные изменения в поведении и деятельности, которые, казалось, не несут опасности для самого человека и для окружающих людей. Но, именно эти изменения могут привести как к существующим изменениям профессиональной адекватности, так и непоправимым потерям при возникновении условий экстремального характера и/или выполнения боевых задач. Следовательно, изучение особенностей эмоционального выгорания у военнослужащих является актуальной проблемой в современном мире [5].
В профессии военнослужащего, помимо существующих факторов, наблюдается еще один немаловажный фактор. Он связан с личностными особенностями военнослужащего (индивидуальные факторы). То есть, личностные характеристики военного человека также влияют на возникновение синдрома эмоционального выгорания. На данный период времени современные исследователи синдрома эмоционального выгорания отметили более ста симптомов, которые, в свою очередь, помогают определить степень выраженности эмоционального выгорания [3].
Военная сфера деятельности напрямую зависит от специфики взаимоотношений и взаимодействия между военнослужащими. Каждый член армии находится на конкретном месте и занимаемой должности, где формируются определенные отношения в коллективе, в семье.
В связи с этим выделяют три типа людей с наиболее частым проявлением синдрома эмоционального выгорания.
Первый тип: педантичный, симптомы — апатия, сонливость (добросовестность, болезненность аккуратностью, излишняя привязанность к прошлому, стремление в любом деле добиться образцового порядка).
Второй тип: демонстративный, симптомы — переутомление, которое выражается в излишней раздражительности и гневливости (стремление первенствовать во всем, высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы).
И третий тип: эмотивный (чувствительность, склонность воспринимать чужую боль, впечатлительность, граничит с патологией и с саморазрушением) [3].
Отсюда следует, что необходим обязательный учет индивидуальности каждой личности (саморегуляция поведения; коммуникативные способности и моральная нормативность) [3] как для начинающих свой профессиональный военный путь, так и для тех, кто со стажем.
Вывод. На основе анализа отечественных и зарубежных научных источников синдром эмоционального выгорания возможно предугадать и предотвратить. В связи с опасной сферой деятельности военного человека, необходимо четко контролировать его поведение в сложных ситуациях и уровень стресса [3]. Вести учет факторов, влияющих на личность каждого военнослужащего, и осуществлять профилактический, при необходимости, психокоррекционный комплекс. А также проводить ряд психодиагностических исследований, направленных на изучение личностных особенностей и выявление симптомов эмоционального выгорания. Следовательно, уровень эмоционального фона военнослужащих и результативность их работы будет полностью зависеть от того, насколько своевременно будут выявлены и откорректированы особенности развития синдрома эмоционального выгорания.
Литература:
1. Воробьева Н. Н. Взаимосвязь личностных характеристик военнослужащих контрактной службы с уровнем эмоционального выгорания // Наука и технологии: Актуальные вопросы, достижения, инновации: сб. ст. 2017. С. 228–233.
2. Зеленова М. Е. Выгорание и стресс в контексте профессионального здоровья военнослужащих / Захаров А. В. // Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. № 2. С. 50–70.
3. Мачульская И. А. Феномен эмоционального выгорания военнослужащих в процессе их профессиональной деятельности / Беляев Р. В., Машин В.Н // Территория науки. 2015. № 5. С. 72–77.
4. Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии // Психологический журнал. 2001. Т. 22. № 1. С. 15–25.
5. Пономаренко И. Л. Профессиональное выгорание в воинском коллективе / Ерошенко Н. Н. // Гуманитарно-педагогическое образование. 2017. Т. 3. № 4. С. 40–47.
6. Хасенова Д. М. Исследование формирования синдрома эмоционального выгорания у военнослужащих в условиях прохождения воинской службы // Достижения науки и образования. 2018. № 4(26). С. 62–67.
7. Чутко Л. С., Козина Н. В. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты. 2-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2014. 256 с.