Профессиональное выгорание — это явление, которое развивается на фоне хронического стресса и ведет к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов специалиста. Этот синдром считается одним из самых опасных профессиональных «деформаций». К профессиональному эмоциональному выгоранию больше всего склонны представители профессий, связанных с коммуникацией, в том числе медработники.
Понятие «выгорание» впервые ввел Гербертом Фрейденбергер в 1974 году для описания эмоционального состояния некоторых работников психиатрических учреждений. Сам термин «синдром выгорания» был введён К. Маслач в соответствии с трёхкомпонентной моделью «выгорания».
– эмоциональное истощение
– деперсонализация («обезличивание» человека)
– редукцию личных достижений — умаление собственного достоинства.
С течением времени ученые, такие как: Н. Е. Водопьянова, А. К. Маркова, К. Маслач, В. Е. Орёл и многие другие, рассматривая данную проблему разделились на два фронта. Одни считали, что главными в процессе синдрома эмоционального выгорания являются личностные критерии, другие находят причины, связанные с воздействием профессиональной среды. Известно, что синдром профессионального выгорания возникает под влиянием множества внешних и внутренних факторов, поэтому важно выявить эти факторы, что, в свою очередь, поможет в разработке программы профилактики синдрома эмоционального выгорания медицинских работников.
Профессиональная деятельность медицинских работников требует максимальной самоотдачи и самообладания, она является эмоционально насыщенной. Медицинский персонал сталкивается с ежедневными проблемами пациентов, негативными эмоциями с их стороны и со стороны их родственников, поэтому им приходится самостоятельно устанавливать некий защитный барьер от эмоционального перенапряжения, но это не всегда эффективно. В результате этого посетители больницы часто сталкиваются с грубостью и невнимательностью медработников.
Развитие профессионального выгорания у медицинского персонала может привести к негативным последствиям, как для самого медицинского работника, так и для пациентов, снижается качество выполненной работы и ухудшается психологический контакт с пациентом.
Цель исследования: Выявить масштаб распространения синдрома профессионального выгорания среди медицинского персонала.
Объект исследования: Профессиональное выгорание.
Гипотеза исследования: Постоянное нахождение в сложной профессиональной обстановке может приводить к появлению синдрома профессионального выгорания и к появлению психосоматических заболеваний у медицинских работников.
Задачи исследования:
- Проанализировать психологическую литературу, изучить проблему профессионального выгорания. Выявить основные факторы, влияющие на формирование профессионального выгорания у медицинских работников.
- Изучить статистику профессионального выгорания.
- Составить подходящую анкету для опроса медицинских работников и произвести опрос.
- Анализ заполненных анкет.
Интерес ученых к синдрому профессионального выгорания спровоцирован нарастанием проблем, оказывающих негативное влияние на самочувствие и эффективность труда.
В зарубежной психологии синдром профессионального выгорания заинтересовались с 1974 г., это были Г. Фрейденберг, Б. Перлман, Е. Хартман, К. Маслач, С. Н. Джексон. В отечественной психологии интерес к данному явлению появился в конце 80-х гг. это были ученые В. В. Бойко, В. Е. Орел, Т. В. Форманюк, Н. Е. Водопьянова.
Первоначально под синдромом профессионального выгорания подразумевалось состояние изнеможения с ощущением собственной бесполезности. Позже симптоматика данного синдрома существенно расширилась за счет психосоматического компонента. Исследователи все больше стали связывать синдром с психосоматическим самочувствием, относя его к состояниям предболезни.
На сегодняшний день в данной теме есть разногласия в терминах, а также понимания и толкования вопросов профессионального выгорания. Российские ученые в своих работах используют разные варианты термина. У Т. С. Яценко термин «эмоциональное сгорание», В. В. Бойко — «эмоциональное выгорание», авторы В. Д. Вид, Е. И. Лозинская пишут об эмоциональном перегорании. Н. Е. Водопьянова использует термин «психическое выгорание». Самое популярное «эмоциональное выгорание».
Академик М. Буриш считает, что «Выгорание — психологический термин, обозначающий симптомокомплекс последствий длительного рабочего стресса и определенных видов профессионального кризиса».
В. Бойко определяет эмоциональное выгорание как «…выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избирательные психотравмирующие воздействия».
Синдром профессионального выгорания имеет свои специфические симптомы. Зарубежные ученые К. Маслач и С. Джекобсон выделяют три основных признака этого синдрома:
- «Эмоциональное истощение (чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой);
- «Редукция личных достижений (ощущение утраты эффективности или достижений, чувство некомпетентности ощущение утраты эффективности и достижений в профессиональной деятельности. Это профессиональная самооценка в синдроме выгорания);
- «Деперсонализация» (личностная отстраненность от своего труда и его объектов).
У каждого человека симптомы «выгорания» индивидуальны. Для выявления этих факторов учеными разных стран разработаны методики по их диагностике. В качестве примера можно привести «Методику диагностики синдрома эмоционального выгорания» В. В. Бойко, «Опросник на «выгорание» MaslachBurnoutInventory (MBI)», Авторы: К. Маслач и С. Джексон», «Опросник психического выгорания», автор-разработчик: В. А. Farber, автор адаптации: Рукавишников А. А.
Синдром профессионального выгорания наиболее характерен для представителей таких профессий как медицинские работники, учителя, менеджеры, психологи, психотерапевты, психиатры, представители различных сервисных профессий. Профессиональное выгорание возникает в межличностных отношениях в системе «человек — человек», когда одна сторона должна постоянно поддерживать другую сторону.
Дж. Гринберг рассматривает выгорание как пятиступенчатый прогрессирующий процесс, включающий ряд следующих друг за другом стадий.
- Первая стадия выгорания («медовый месяц»): сотрудник, обычно с энтузиазмом выполняющий порученные ему задания, по мере усугубления рабочих стрессов становится менее деятельным, с меньшим удовольствием выполняет свои обязанности.
- На второй стадии («недостаток топлива») появляется усталость, апатия, возникают проблемы со сном. При отсутствии дополнительного стимулирования и мотивации работник теряет интерес к своему труду и снижает продуктивность своей деятельности. Могут возникнуть нарушения трудовой дисциплины, отстраненность от профессиональных обязанностей и даже манкирование ими. В случае высокой мотивации «выгорание» работника может продолжаться, но за счет внутренних ресурсов и в ущерб своему здоровью.
- Третья стадия («хронические симптомы»): сверхурочная работа без отдыха, особенно «трудоголиков», может привести к таким физическим проявлениям, как измождение и подверженность заболеваниям, а также к психологическим переживаниям — хронической раздражительности, обостренной злобе или чувству подавленности, «загнанности в угол». Характерно также постоянное переживание дефицита времени (синдром менеджера).
- Четвертая стадия («кризис»): как правило, обостряются хронические болезни, в результате чего человек частично или полностью теряет работоспособность. Углубляются переживания недовольства собой, собственной эффективностью и качеством жизни.
- Пятая стадия («пробивание стены»): психологические и физические проблемы перерастают в острую форму и могут спровоцировать опасные заболевания, угрожающие жизни человека. У работника накапливается такое количество проблем, что его карьера находится под угрозой.
Следовательно, клинические проявления выгорания разнообразны. На начальных стадиях развития это может быть переживание психотравмирующих обстоятельств, а при сильном развитии, симптомы могут перейти в область психосоматических расстройств.
Основные факторы, напрямую влияющие на формирование профессионального выгорания медработников, являются:
– высокая интенсивность трудового дня, обусловленная взаимодействием с людьми, в основном имеющими разные заболевания;
– большое разнообразие разного по содержанию и эмоциональной напряженности взаимоотношения с коллегами и больными;
– высокая ответственность за результат взаимодействия с больными и коллегами;
– определенное зависимое положение от коллег и пациентов;
– понимание индивидуальных особенностей, притязания и экспектации;
– навязчивое стремление на неофициальные взаимоотношения при решении проблем больных;
– враждебные или натянутые ситуации контакта, спровоцированные недоверчивостью, несогласием и проявляющиеся в разных формах отказа от дальнейшего взаимодействия.
Сфера труда с людьми, имеющими тяжелые хронические заболевания, является одной из самых сложных и эмоционально затратных. Отрицательные стороны работы в этой области заключаются в том, что:
- Из-за постоянной работы с сильными эмоциональными переживаниями формируются защитные механизмы, снижающие тяжесть переживания этих эмоций, вследствие чего возможна потеря чувствительности к эмоционально значимым переживаниям больных и их родственников, попавших в трудную ситуацию.
- Само взаимодействие с больными, попадающими в отделения, нередко может быть затруднено в силу особенностей соматического или психического статуса. Пациенты с тяжелыми и хроническими заболеваниями могут недоверчиво относиться к медицинскому персоналу и воспринимают свое пребывание в больнице как неизбежность.
Результаты работы с определенными категориями больных бывают неощутимы, а затраты на эту работу велики. Эффективность работы в медицине, зависит от разных людей и обстоятельств, порой определенному человеку весьма тяжело ощутить значимость своей работы в жизнь пациента. Помимо этого, лечение многих длительно формирующихся болезней и состояний требует продолжительного времени.
Большая загруженность на работе и недостаток финансовых ресурсов предоставляют небольшие перспективы для профессионального роста, посещения курсов повышения квалификации, научных конференций и семинаров. Копятся личные проблемы, неизбежно появляющиеся в эмоционально-травмирующих ситуациях в работе.
В результате воздействия этих факторов у медицинских работников исчезает страсть к работе, присутствует чувство, что ничего нельзя изменить, что больной обречен или относится к категории «потребителей», появляется желание винить самого больного, его членов семьи, коллег, начальство, систему здравоохранения вообще и государство, искать простейшие объяснения трудностям, появляющимися в процессе лечения больного. Это симптомы профессиональной деформации, которые и приводят к синдрому выгорания.
Итак, условия, опосредующие профессиональное — выгорание, — это не только высокая нагрузка (интенсивность, длительность и когнитивная сложность ситуаций общения в медицине), но и невысокая заработная плата, а кроме того, связанные с этим неудовлетворительные качества жизни: социальная несправедливость и отсутствие защищенности, утрата престижности профессии доктора, медицинской сестры, фельдшера.
В 2019 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включила «синдром эмоционального выгорания» в Международную классификацию болезней, описав его симптомы: хроническую усталость, безразличие к работе и окружающим и чувство опустошенности, которое развивается на фоне постоянного стресса.
Медработники особенно подвержены этому состоянию. Согласно опросу Medscape, в котором приняли участие 15 тысяч врачей 29 специальностей в США, признаки профессионального выгорания обнаружили почти у каждого второго.
Рис. 1
Похожие результаты показал опрос канадских медиков, проведенный Канадской медицинской ассоциацией (Canadian Medical Association), в нем приняли участие 2547 врачей. У 30 % респондентов были признаки выгорания, а у 8 % — суицидальные наклонности. По данным китайского врачебного сообщества DXY, более двух третей врачей в Китае заявили о признаках выгорания на работе в 2018.
Рис. 2
В России подобных масштабных исследований не проводилось.
Для выполнения цели работы проводилось исследование среди медицинского персонала при помощи анкетирования. Анкета была разработана на основе трехфакторной модели К. Маслач и С. Джексон. В ней 15 вопросов, связанных с рабочей деятельностью, при этом вопросы имеют эмоциональный окрас.
Трехфакторная модель «выгорания» К. Маслач и С. Джексон
– Эмоциональное истощение. Данное состояние вызвано утомлением, как физическим, так и эмоциональным, вследствие истощения ресурсов организма, постоянного нахождения в стрессовых ситуациях в процессе трудовой деятельности и взаимодействия с людьми. Человек не находит ресурсов и сил для восстановления собственного состояния до того, которое позволило бы эффективно работать без вреда собственному здоровью.
– Деперсонализация. Проявляется в циничности поведения, бездушности к окружающим, предмету собственного труда, деформации отношений с окружающими. Деперсонализация сегодня заменяется на сходное понятие «цинизм». Также может быть проявлением как сильной зависимости от окружающих, так и проявлением негативизма к реципиентам.
– Редукция личных достижений. Проявляется в негативной оценке собственных профессиональных успехов и достижений, приуменьшении собственного достоинства, ограничении собственных возможностей.
Анкета, которая использовалась при опросе медицинских работников, предложена в Приложении 1.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы нами было проведено исследование:
– Федеральном государственном бюджетном учреждение "9 лечебно-диагностическом центре» Министерства обороны Российской Федерации в городе Москва, в нем приняли участие 30 медицинских работников (медрегистраторы, медсестры).
– Городской кинической больнице № 15 имени Филатова, в нем приняли участие 10 медицинских сестер.
– ГОО Московском доме ветеранов войн и вооруженных сил, в нем приняли участие 10 медицинских сестер.
Все опрашиваемые медицинские работники были женщины в возрасте от 26 до 65 лет. Они были распределены на 3 группы по принадлежности к определенному медицинскому учреждению:
– 1 группа: 30 человек, опрос производился с 11 по 15 марта 2021 года.
– 2 группа: 15 человек, опрос производился с 15 по 17 марта 2021 года.
– 3 группа: 10 человек, опрос производился с 17 по 19 марта 2021 года.
Всего в исследовании было задействовано 55 медицинских работников, которые работают в разных сегментах медицинской отрасли:
Рис. 3
Ответы интервьюированных оценивались по семибалльной шкале: «никогда» (0 баллов), «всегда» (6 баллов). О наличии высокого уровня выгорания свидетельствуют высокие оценки, низкие о «профессиональной эффективности». Соответственно, чем ниже человек оценивает свои возможности и достижения, меньше удовлетворен самореализацией в профессиональной сфере, тем больше выражен синдром выгорания.
Диагностируя выгорание, следует учитывать конкретные факторы, которые имеют возрастные и гендерные особенности. Например, некоторую степень эмоционального истощения можно считать нормальным возрастным изменением, а определенный уровень деперсонализации — необходимый механизм психологической защиты.
Анкета состоит из блоков:
– «эмоциональное истощение» (6 вопросов);
– «деперсонализация» (3 вопросов);
– «редукция личных достижений» (6 вопросов).
Ответы испытуемого оцениваются следующим образом:
– 0 баллов «Никогда»;
– 1 балл «Очень редко»;
– 2 балла «Редко»
– 3 балла «Иногда»;
– 4 балла «Часто»;
– 5 баллов «Очень часто»;
– 6 баллов «Каждый день».
Ниже перечисляются баллы и соответствующие им пункты опросника.
– «Эмоциональное истощение» — пункты 2, 3, 6, 8, 13, 14, (максимальная сумма баллов — 36).
– «Деперсонализация» — пункты 5, 10, 11(максимальная сумма баллов — 18).
– «Редукция личных достижений» — пункты 1, 4, 7, 9, 12, 15(максимальная сумма баллов — 36).
Чем больше сумма баллов по каждой шкале в отдельности, тем лучше выражены различные стороны «выгорания». О тяжести «выгорания» можно судить по сумме баллов всех вопросах.
Проанализировав результаты тестирования медицинских работников по группам, можем определить средние значения уровня профессионального выгорания (таблица 1, рис.).
Таблица 1
Показатели теста |
1 группа |
2 группа |
3 группа |
|||
Эмоциональное истощение |
19,2 |
Высокий |
24,2 |
Высокий |
20,2 |
Высокий |
Деперсонализация |
8,5 |
Высокий |
10,1 |
Высокий |
12 |
Высокий |
Редукция личных достижений |
21,8 |
Высокий |
18,4 |
Высокий |
22,1 |
Высокий |
Общее выгорание |
49,5 |
Средний |
52,7 |
Высокий |
54,3 |
Средний |
Рис. 4
Так же проанализированы данные по принадлежности, стажу и возрасту медицинских работников (Рисунок 3, 4, 5).
Рис. 5
Рис. 6
Рис. 7
Ниже представлена таблица с психосоматическими заболеваниями на фоне синдрома профессионального выгорания у некоторых медицинских работников, участвующих в анкетировании (Таблица 2).
Таблица 2
Должность и принадлежность к определенному сегменту медицины |
Психосоматические заболевания |
Постовая м/с А |
Гастрит, хронический тонзиллит |
Палатная м/с Б |
Хронический бронхит, мигрень |
Палатная м/с В |
Нет соматических заболеваний |
Медрегистратор Г |
Мигрень |
Участковая м/с Д |
Гастрит |
Постовая м/с Е |
Хронический бронхит |
Медрегистратор Ж |
Гастрит |
Участковая м/с З |
Нет соматических заболеваний |
Постовая м/с И |
Артериальная гипертония |
Участковая м/с К |
Гастрит, частые ОРВИ |
После выполнения практической работы выявлено, что синдром профессионального выгорания у медицинских работников подтвержден, это продемонстрированно в таблице 1. Для уменьшения показателей синдрома профессионального выгорания необходима профилактика. Профилактику профессионального выгорания стоит начинать проводить с образовательных учреждений, нужно объяснять будущем медикам о всех рисках и трудностях данной профессии.
После окончания учебного заведения начинающий специалист выходит на работу в медицинское учреждение, где с ним должны обязательно проводить профилактические беседы. Важно обучить персонал правилам общения с пациентами, правильным действия в критической ситуации, методикам, направленным на борьбу с профессиональным стрессом. Если в процессе работы сотрудник столкнулся с возникновением эмоционального выгорания или депрессией ему должны оказать квалифицированную помощь психолога. Так же можно создать группы взаимопомощи, где медики могут делиться своим опытом преодоления синдрома профессионального выгорания.
Каждый из медицинских работников может сам заботится о своем эмоциональном состояние, главное донести до него несколько факторов способствующих профилактике профессионального выгорания:
– правильное питание и здоровый образ жизни;
– наличие рядом близких людей;
– способность к адекватной оценке собственной работы, отсутствие зависимости от чужого мнения;
– творческий подход к работе;
– адекватное принятие неудач;
– призвание;
– стремление к достижению целей;
– принятие нового опыта, способность учиться на ошибках;
– повышение собственной квалификации, общение с другими специалистами, посещение семинаров;
– наличие хобби.
Разработана презентация по данной теме для научной практической конференции в нашем учебном заведении ГБПОУ ДЗМ «МК № 6»
Приложение 1
Варианты ответа:
а) «Никогда»
б) «Очень редко»
в) «Редко»
г) «Иногда»
д) «Часто»
е) «Очень часто»
ж) «Каждый день».
№ |
Вопрос |
Ответ |
1 |
Я хорошо понимаю, что чувствуют мои подчиненные и коллеги, и стараюсь учитывать это в интересах дела. |
|
2 |
Я чувствую себя эмоционально опустошенным. |
|
3 |
Утром я чувствую усталость и нежелание идти на работу. |
|
4 |
На работе я спокойно справляюсь с эмоциональными проблемами. |
|
5 |
В последнее время я стал более черствым по отношению к тем, с кем работаю. |
|
6 |
После работы на некоторое время хочется уединиться от всех и всего. |
|
7 |
Я умею находить правильное решение в конфликтных ситуациях, возникающих при общении с коллегами. |
|
8 |
После работы я чувствую себя, как выжатый лимон. |
|
9 |
Я легко могу создать атмосферу доброжелательности и сотрудничества в коллективе. |
|
10 |
В последнее время мне кажется, что коллеги и подчиненные все чаще перекладывают на меня груз своих проблем и обязанностей. |
|
11 |
Я уверен, что моя работа нужна людям. |
|
12 |
У меня много планов на будущее, и я верю в их осуществление. |
|
13 |
Моя работа все больше меня разочаровывает. |
|
14 |
Мне кажется, что я слишком много работаю. |
|
15 |
Бывает, что мне действительно безразлично то, что происходит с некоторыми моими подчиненными и коллегами. |
Литература:
- Маслач, К. Выгорание: многомерная перспектива [Текст] / К. Маслач. — М.: Издательство Института психотерапии, 2010. — 147 с.
- Неги, Анна Профилактика синдрома эмоционального выгорания и профессиональной деформации с использованием когнитивного, телесно-ориентированного и экзистенциально-аналитического подходов / Анна Неги. — М.: Издательские решения, 2020. — 311 c.
- Бойко, Р. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других [Текст] / Р. В. Бойко. — М.:Филинъ, 2006–256 с.
- Чутко, Л. С. Синдром эмоционального выгорания. Клинические и психологические аспекты / Л. С. Чутко, Н. В. Козина. — М.: МЕДпресс-информ, 2015. — 256 c.
- Водопьянова, Н. Е. Современные подходы к превенции синдрома выгорания [Текст]: коллективная монография / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова // Современные проблемы исследования синдрома выгорания у специалистов коммуникативных профессий. — Курск: КГУ, 2008. — C. 234–247.
- Изард, К. Психология эмоций [Текст]/ К. Э. Изард. — СПб.: Питер, 2010. — 464 с.
- Орел, В. Е. Исследование феномена «психического выгорания» в отечественной и зарубежной психологии [Текст] / В. Е. Орел // Проблемы общей и организационной психологии. — 2016. — № 4. –С. 70–97.
- Н. Е. Водопьянова Синдром выгорания. Диагностика и профилактика 3-е изд., испр. и доп. Практическое пособие / Наталия Евгеньевна Водопьянова. — М.: Юрайт, 2017. — 193 c.