Сегодня люди стремятся к лучшим результатам и высоким показателям. Для руководителей важен коллектив — сильный и эффективный. Мы в постоянном поиске талантов, но яркие звёзды могут очень быстро погаснуть ввиду стресса, дискомфорта и тревоги на работе. В данной статье мы рассмотрим самые распространённые причины появления эмоционального выгорания на работе и как с этим можно бороться.
Ключевые слова: эмоциональное выгорание, профессиональное выгорание, руководители, социально-психологический климат, психологический климат, управление.
Today people strive for the best results and high indicators. For managers, a strong and effective team is important. We are constantly looking for talent, but bright stars can go out very quickly due to stress, discomfort and anxiety at work. In this article, we will look at the most common causes of emotional burnout at work and how to deal with it.
Keywords: emotional burnout, professional burnout, managers, socio-psychological climate, psychological climate, management.
Выгорание — это особый тип стресса, связанного с работой, состояние крайнего истощения эмоционального, физического и умственного, наряду с уменьшением чувства выполненного долга и потерей самоидентификации. Такое состояние является механизмом психологической защиты, которое вызвано сильным и длительным стрессом. В отличии от переутомления выгорание не проходит после качественного отдыха.
Возможно, Вы чувствуете себя «опустошенным» на работе?
Некоторые эксперты считают, что за выгоранием стоят другие болезни, например, депрессия, тревожные расстройства, асоциальное поведение и т. д. Исследователи отметили, что личные факторы, такие как черты характера и семейная жизнь, могут влиять на возникновение выгорания.
Какой бы ни была причина, выгорание может повлиять на ваше физическое и психическое здоровье. И чтобы понять, как действовать, нужно узнать, испытывает ли человек психологическое истощение, и что можно с этим сделать.
Вы задумывались о том, насколько профессиональное выгорание влияет на сферу человеческих услуг? Если обратиться к статистическим данным, огромное количество социальных работников, имеющих моральное или физическое истощение, заметно превышают от общего процента, так как имеют негибкий график работы и огромное воздействие социума. Сюда входят медицинские работники, преподаватели и педагоги, широкопрофильные специалисты и работники службы безопасности, а также обслуживающий персонал. Основополагающей причиной, вероятно, является напряженная обстановка, эмоциональный накал, связанный с обратной связью, а не с тяжелой работой каждого отдельного работника.
Тогда желание достичь высоких целей и ожиданий может вступать в конфликт с физической, эмоциональной и умственной усталостью и недостаточной способностью достигать этих целей. После неспособности достичь целей возникает своего рода эмоциональное выгорание, которое может даже включать размышления о неспособности найти смысл и рост в жизни.
Поскольку люди, страдающие от эмоционального выгорания, становятся замкнутыми или, чтобы избежать дальнейших внутренних конфликтов, выгорание влияет на все сферы их жизнедеятельности, в том числе социальные отношения и отношение к взаимодействию в семье и на рабочем месте. Ограничиться от всех — механизм психологической защиты, но на практике, социальное взаимодействие для здоровья людей является важным и незаменимым фактором, поэтому одиночество несет лишь негативные последствия. Когда выгорание проявляется в полной мере человека постоянно преследуют головные боли, боли в мышцах, негативные установки, проблемы с мотивацией, прокрастинация, простуда и бессонница, также эти симптомы сопровождаются постоянной усталостью и приводит к комплексным проблемам со здоровьем. В это время люди могут пытаться употреблять алкоголь, курить, принимать снотворные таблетки, кофе и другие стимуляторы в качестве самолечения и подвергать свое здоровье большему риску. Выгорание приходит постепенно, поэтому этот процесс можно пресечь. [6, с. 78]
Причинами выгорания могут быть:
– Плохие условия труда;
– Перфекционизм;
– Увеличение нагрузки (перегрузка);
– Монотонная работа;
– Противоречивые требования руководства;
– Отсутствие единой цели коллектива;
– Разобщенность сотрудников;
– Несоответствие ЗП выполняемой работе;
– Отсутствие вознаграждения;
– Бюрократическая культура;
А также:
– Конфликтующие роли (члены семьи, близкие);
– Конфликт ценностей (личная ценность / ценность рабочего места);
– Бессмысленность достигнутых целей (“тип успеха” эмоционального выгорания);
– Недостаточные социальные и эмоциональные навыки. [4, с. 125]
Чтобы подтвердить наши доводы о психологическом состоянии работников, мы решили обратиться к различным видам проведенных психологами опросов и интервью, чтобы описать с практической стороны насколько актуальна эта проблема.
На вопрос: «Случалось ли Вам лично сталкиваться с проявлением синдрома профессионального выгорания? Если да, в чем оно выражалось?". Около 49 % опрошенных дали положительный ответ и пояснили его усталостью на рабочем месте, а также раздражительностью на протяжении долгого периода. 40 % пояснили, что такое состояние было вызвано у них безразличием к своим обязанностям и к работе в целом. 27 % сошлись на мнение о том, что выгорания возникает из-за необоснованного чувства профессиональной несостоятельности и неуверенности в своём профессионализме. 20 % испытывают регулярные головные боли, бессонницы от постоянного нахождения на работе. И только 20 % из всех опрошенных отметили, что никогда не сталкивались с данной психологической проблемой. 5 % затруднились ответить.
Далее, нужно было установить следственно-причинную связь, чтобы понять истоки зарождения осложнений, следующий вопрос звучал так:
«Как Вы думаете, с чем связаны эти проявления?»
Около 53 % предположили, что корень проблемы лежит в постоянном стрессе на рабочем месте, например, интенсивный режим, переработка и пр. 48 % склоняются к отсутствию карьерного роста и профессионального развития в целом на протяжении многих лет. 42 % столкнулись с прессингом со стороны руководства, которые выражались в завышенных требованиях и придирках личного характера. 35 % выделили монотонность работы, а также рутину. 26 % длительность работы на одном месте. 13 % предположили, что причина кроется в отсутствии уважения коллег, клиентов, а также руководства. 4 % затруднились ответить. [11, с. 93]
Следующий вопрос, помог рассмотреть нам, какую альтернативу и помощь работники хотят видеть от самих руководителей:
«Что могло бы предпринять руководство, чтобы помочь Вам справиться с профессиональным выгоранием?"
57 % хотели бы, чтобы проблемы стали обсуждаться, конструктивно взаимодействовать, предлагать новые направления работы и функции. 53 % видят решение вопроса в материальном вознаграждении. 49 % хотят, чтобы начали слышать их идеи и предложения по работе, давать возможность самостоятельно их реализовывать. 28 % желают, чтобы их начали хвалить и подчеркивать заслуги. 23 % просят, чтобы их отправили на соответствующие тренинги, которые помогут справиться с данной проблемой. 19 % требуют исключения переработок на своей работе. 6 % затруднились ответить.
Непосредственно заинтересованы ли сами руководители в обеспечении помощи своим работникам? Среди руководства был задан следующий вопрос:
«Обращаете ли вы внимание на психологическое состояние своих подчинённых? "
58 % отметили, что замечают данное состояние и пытаются что-то предпринять, поговорить по душам, помочь советом, но не всегда получается. 29 % стараются отправить своих подчинённых на различные тренинги, поощрить материально или пересмотреть функционал. 10 % сошлись на мнении, что замечают, но считают, что это их личное мнение и лезть не желают. 3 % руководителей считают, что есть куда более важные проблемы, нежели состояние подчинённых. [2, с. 54]
Почему это важно?
Психологические факторы составляют большую часть успеха в создании благополучной рабочей среды. Психологический климат на работе важная тема сегодняшнего дня и этой проблеме посвящён ряд исследований.
Люди находящиеся под угрозой выгорания — это те работники, которые находят в своей работе мотивацию, которые преданы делу и всегда с головой погружены в свои обязанности, потому что для них это несёт огромный смысл. Для таких работников работа ценный источник жизненных сил, а когда такого человека подводит неумелое, пренебрежительное, безответственное обращение главенствующего лица, то исходом может стать выгорание.
Естественно, не только руководитель может довести человека до подобного состояния. Даже внимательный начальник и хорошие условия труда не способны уберечь человека от выгорания в силу индивидуальных особенностей. Также главенствующую роль оказывают взаимоотношение с другими сотрудниками и их отношение к самим себе, они не бережно относятся к своим ресурсам и не предают значения своей усталости, но, в любом случае, такое поведение важно пресекать управленцу.
Также важно в управленческом процессе обращать внимание на состояние подчинённых и преодолевать сложившиеся трудности, поддерживать успешное взаимодействие руководства и сотрудников.
Здоровый психологический климат помогает сотрудникам достигать целей, поддерживать рост и обеспечивает высокую производительность, также сотрудники с наибольшим удовольствием будут стремиться выполнять поставленные задачи качественно и эффективно. Также поддержание климата влияет на людей на индивидуальном уровне.
На практике существует огромное количество примеров, когда руководящее лицо позволяет себе пренебрежительно относится к сотрудникам и их потребностям. Бывают случаи, когда на совсем юных сотрудников или перегруженных сотрудников перекладывают огромную ответственность или лишние обязанности, неясные задачи, что вызывает стресс и часто на таком фоне могут возникнуть побочные последствия таких действий со стороны начальства, особенно, если такая нагрузка не поощряется вознаграждением или дополнительными выходными. А также случается так, что по совершенно неясным причинам начальство не даёт человеку уйти в отпуск, не объясняя причины и грозясь уволить сотрудника, из-за чего человек вынужденно задумывается над увольнением, даже если он уже привязался к своей работе. Не редко люди, столкнувшееся с такими явлениями перестают нормально спать и есть, теряют энергию и перестают быть способными удовлетворить свои элементарные потребности, из-за чего страдают. Многие работодатели заинтересованы в сверхурочных часах и не желают их поощрять каким-либо образом. [7, с. 207]
То, как человек эмоционально воспринимает работу влияет на его состояние физическое и эмоциональное, формирует отношение к труду, к окружающим и самому себе. Находясь в плохом психологическом климате человек может чувствовать себя и свою работу ненужными, что его дело не приносит результатов, теряет интерес и стремление к жизни. В итоге, он придёт в состояние полного опустошения, а также выгорание может привести к более страшным последствиям, таким как депрессия. Такой сотрудник перестанет быть полезным и эффективным. Руководитель обязан не допустить своим сотрудникам прийти и находится в таком состоянии.
Каким образом за этим можно наблюдать и устранять на ранних этапах?
Мы полагаем, что хорошей практикой для понимания состояния сотрудников были бы обучающие коллективные и профилактические индивидуальные беседы с профессиональным психологом, в более запущенных случаях можно организовать отдельным лицам индивидуальную консультацию с психотерапевтом. Важно, чтобы на консультации присутствовали сами руководители, чтобы они имели представление о состоянии коллектива и могли в дальнейшем оказывать помощь при необходимости, включая самих себя.
Консультации помогут объяснять людям первые симптомы выгорания, чтобы они также могли устранить эмоциональное выгорание самостоятельно, очень важно уменьшить или устранить негативные компоненты, которые приводят к эмоциональному выгоранию. Однако невозможно иметь дело со всеми компонентами, потому что эти симптомы эмоционального выгорания по-разному реагируют на одни и те же профилактические или терапевтические меры. Исследования показали, что вмешательство может фактически ухудшить эффективность людей с низкой работоспособностью.
Ясно, что ставить диагноз мы не имеем никаких оснований и заставить человека посещать консультации нельзя, они несут исключительно рекомендательный характер, но можем проявлять заботу о сотрудниках. Также специалисты на основании рассказов других работников смогут выделять проблемы и давать рекомендации руководству. Из таких наблюдений руководство сможет посредством анализа и консультаций делать выводы и способствовать улучшению социально психологического климата в своей организации.
Далее мы хотели бы предложить обязательное присутствие квалифицированного психолога при компании, который в любой момент может поговорить с сотрудником индивидуально. Это поможет иметь представление о состоянии коллектива или отдельных лиц, собирать и анализировать полученные данные и начинать работать с возникающими проблемами.
Если в компании или организации не хватает средств или желания на организацию вышеупомянутых мероприятий, то можно предложить проведение тестирований, опросов, анкетирований, включенных наблюдений и анализ конечных результатов. Также такое комплексное обследование персонала можно проводить даже при наличии психолога и консультаций для общей диагностики социально-психологического климата.
Доверительное отношение действительно очень важная составляющая успешной заботы о работниках, кроме того, что это даёт мотивацию работать и получать от этого процесса меньше стресса, но также способствует лучшему пониманию руководства своих подчинённых, но в этой хрупкой части взаимоотношений необходимо знать меру. Доверие работника и руководителя послужит хорошей альтернативой для небольших организаций, а в больших поможет получать более достоверную информацию о проблемах сотрудников и состояния организации, поскольку хорошие отношения с руководством помогают людям чествовать себя комфортно и раскрываться, а также быть честными, если их что-то не удовлетворяет. [12, с. 111]
Таким образом, исходя из долгого кропотливого анализа мы хотим сделать вывод, что выгорание сотрудников — это действительно обширная трудоёмкая проблема, которая решается не одной головой, а также несёт большие риски для компании. В чем заключаются эти риски? Плохая репутация в качестве работодателя — это лишь крупица в море возможного ущерба. Текучка кадров может привести к полному закрытию компании из-за элементарной нехватки квалифицированных работников. Также организация может нести высокие финансовые потери, находясь в поиске недостающих работников или подвергая своих работников воздействию, приводящему к выгоранию. Каким именно образом? Люди, которых нанимают поспешно могут оказаться хорошими сотрудниками лишь на первый взгляд, как с точки зрения человеческого фактора, включающего в себя умение поддерживать атмосферу в коллективе, рабочая эффективность в долгосрочной перспективе и умение следовать инструкции, так и с точки зрения пользы в собственно организации, когда человек действительно включен в процесс, заинтересован в росте и имеет стремление развития себя внутри организации и хочет сделать саму организацию лучше совместными с коллегами и руководством усилиями. К тому же данный спектр проблемы включает в себя пагубное влияние на работников, что также приводит к потерям хороших работников и в целом здорового коллектива.
Ситуация: вы нашли искру в человеке, он оказался эффективным работником и хорошим человеком, но почувствовав в нём выгоду ваши действия были направлены не на мотивацию и развитие, а на выжимание всех соков из перспективного работника. Что в итоге? Он станет пустым, перестанет иметь желание в способствовании развитию организации, может потерять интерес к взаимодействию и станет очередной единицей коллектива, которая бесцельно бесконечно лишь выполняет требования, не внося никаких новшеств, без интереса и желания работать в целом. [5, с. 45]
Если Вы, как работник, часто чувствуете усталость, раздражение, часто испытываете чувство злости на работе или вовсе не хотите туда идти, нередко меняете работу, чувствуете себя разбитыми — то пора задуматься как бороться с этим, так как это является распространенными признаками профессионального выгорания. Это необходимо начинать лечить. Чем раньше — тем лучше. Каким образом? Снижать уровень тревожности, учиться расстанавливать приоритеты и работать с внутренними установками. Данную проблему невозможно устранить простыми средствами поднятия жизнеспособности — такими как здоровый сон, массаж, путешествия и др. Нужно работать конкретно с внутренним состоянием. На первых стадиях человек уже начинает быть неэффективно трудоспособным и, если руководитель заметил данные факты, чтобы не усугублять выгорание — необходимо отстранить его от работы на некоторое время, либо помочь со сменой рода деятельности. Ведь если не помочь на ранних стадиях возникновения, то выгораете начинает перетекать уже в совершенно патологическую и крайне нездоровую стадию, которая нуждается в исключительно профессиональной помощи. Человек, чувствуя, что он не справляется с работой, чувствуя, что она его раздражает — начинает в принципе терять ощущения от жизни, которые он должен прожить. Так что если отнестись к данной проблеме «спустя рукава» и, кроме того, пытаться как-то финансово ущемить работника за ошибки — то это может привести не только к психологическому, но и к физическому насилию.
Как самостоятельно избежать выгорания на работе?
Это техническая задача, в начальных стадиях она более легкая. Можно заметить, что некоторые люди, работая в не очень благоприятных условиях — все равно не «сгорают». В чем же причина такого успеха? Превалирующей причиной является возможность устроить качество своей жизни таким образом, чтобы работа не занимала главенствующее место в жизни, в Вашем бытие. То есть люди, которые ведут разнообразную жизнь, которые максимально стараются удовлетворять свои желания — по итогу оптимистичны и эмоционально наполнены. Им гораздо проще выдержать рабочий процесс, который не всегда проходит, так как им бы хотелось. И эта наполненность, внутренняя возможность видеть в мире что-то хорошее, а также замечать это в себе — далее в рабочем коллективе, рабочем процессе, приводит к спокойному отношению к рабочим катаклизмам. По этой причине, в своем большинстве, процесс выгорания личности начинается и тесно связан с тем — насколько хорошо и качественно живет человек. Итак, жизнь не должна состоять из одной работы — обязательно нужно уделять каждый день время семье и своим увлечениям, а главное — психологическому здоровью. Поэтому, пожалуйста, если Вы сейчас из всех вышеперечисленных в статье симптомов, сошлись с большинством — обратитесь за помощью к профессионалу уже сейчас.
Литература:
- Абабков В. А., Перре М. Адаптация к стрессу / В. А. Абабков, М. Перре — СПб.: Пик, 2004. — 123 с.
- Водопьянова Н. Е., Старченкова Е. С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика/ Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова — СПб.: Форум, 2005. — 178 с.
- Гриц Д. Как эффективно мотивировать сотрудников-профессионалов / Д. Гриц — М.: Инфра-М, 2017. — 222 с.
- Самоукина Н. В. Синдром профессионального выгорания / Н. В. Самоукина — М.: Весь Мир, 2018. — 568 с.
- Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика.: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова —М.: Юрайт, 2017–343с.
- Мироненко Е. В. Мировой опыт профилактики эмоционального выгорания / Е. В. Мироненко — Н. Новгород: Проспект, 2015. —100 с.
- Петрова Л. Н., Зарубина Е. В. Основные теории мотивации / Л. Н. Петрова, Е. В. Зарубина — СПб.: Лань, 2015. — 342 с.
- Cамохвал В. Г. Проблемы возникновения профессиональной деструкции и профессионального выгорания / В. Г. Самохвал — В. Новгород: Эксмо, 2016. — 178 с.
- Махорт Н. Проблема мотивации в трудовой деятельности / Н. Махорт — СПб.: Дрофа, 2014. — 145 с.
- Серебренникова М. С., Фатеева Н. Б. Актуальные проблемы мотивации и стимулирования труда / М. С. Серебренникова, Н. Б. Фатеева — М.: Форма, 2015. — 116 с.
- Зарубина Е. В. Мотивация человеческих ресурсов: понятие, сущность, структура / Е. В. Зарубина — М.: Лань, 2016. — 177 с.
- Романенко А. Принципы эффективной кадровой политики / А. Романенко — СПб.: Юрайт, 2017. — 321 с.