Трансформация образа джентльмена в английском обществе и викторианской культуре | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №28 (318) июль 2020 г.

Дата публикации: 10.07.2020

Статья просмотрена: 1226 раз

Библиографическое описание:

Гаспаров, А. А. Трансформация образа джентльмена в английском обществе и викторианской культуре / А. А. Гаспаров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 28 (318). — С. 119-123. — URL: https://moluch.ru/archive/318/72516/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена исследованию трансформации образа джентльмена в английском обществе и викторианской культуре. Обосновывается идея о том, что с изменением исторической и мировоззренческой эпохи менялась интерпретация термина. Предметом исследования является феномен «джентльменства» как неотъемлемая часть культуры викторианского общества.

Ключевые слова: джентльмен, джентльменство, викторианство, викторианская литература, Джон Локк, Даниэль Дефо, Чарльз Диккенс.

В английской литературе слово «джентльмен» играет очень важную роль, имеет несколько смысловых значений, встречается во многих литературных произведениях XVIII-XIX вв. В книгах этой эпохи читатель видит перед собой благородного человека, который пытается проявить честь и достоинство, не теряя собственного лица. Стоит отметить, что для любого англичанина джентльмен — это, в первую очередь, борец за справедливость, человек внутренней культуры, стремящийся к самосовершенствованию. Но так было не всегда. Изначально понятие «джентльмен» имело множество разных значений, которые менялись от эпохи Средневековья до наших дней. В Средневековье это были люди, происходящие из статусной семьи, не являющейся дворянской, но приближенной к дворянству. Ни о каком внутреннем самосовершенствовании не могло быть и речи, ибо на первое место выдвигается положение в обществе. По тем временам джентльмен — это «тот, кто не зарабатывает себе на жизнь руками, или тот, кто не работает руками» [13].

Если углубиться конкретнее в словари и справочники, то к началу XV века слово «джентльмен» обретает такое значение: младшие сыновья в семье, которые, как правило, не получают наследства, так как оно обычно переходит к старшему сыну. Эти сыновья пытаются отыскать свое счастье на войне или в служении правителю иностранной державы, называя себя джентльменами. В английской Энциклопедии Британика указывается, что к XVI-XVII вв. джентльменами стали называть тех, кто имели право носить оружие, имели свой герб, но так и не стали дворянами [17].

Однако к концу XVII века ситуация меняется: в эпоху Просвещения в свет выходят трактаты английских философов и писателей, среди которых стоит отметить Джона Локка, чей вклад в развитие джентльменства неоценим. По мнению Локка, английская система воспитания должна поменяться: нужно воспитывать не простого человека, а джентльмена, человека-дельца, который будет иметь определенный набор личностных качеств, проявляющихся в английском обществе. Именно в конце XVII века появляется трактат Джона Локка «О воспитании» (1693г.), в котором философ выдвигает несколько важных пунктов о том, каким должен быть джентльмен по духу. Как писал в своем трактате Локк, цель его рассуждений заключается в «выяснении надлежащих методов воспитания молодого джентльмена, начиная с детских лет» [11, с. 74]. Это воспитание должно быть и физическим (спорт, одежда, пища и т. д.), и духовным (отказ от желаний, почтительный страх и т. д.). Для развития духовного воспитания, которое играет в трактате большую роль, нежели физическое, философ призывает молодых джентльменов следовать определенным правилам поведения в обществе. Данные правила помогут освоить кодекс чести, дадут некое представление о том, какой должна быть безупречная репутация. Для всякого джентльмена репутация очень важна, потому что она «есть нечто весьма близкое к добродетели» [11, с. 101]. Репутация играет еще и важную роль потому, что она наглядно представляет престиж Англии на мировой арене.

Преемником Джона Локка в начале XVIII века можно смело назвать английского писателя Даниэля Дефо, человека, для которого джентльменство было не пустым звуком. Читателю этот автор известен в первую очередь благодаря знаменитому роману о Робинзоне Крузо, но мало кто знает, что из-под пера этого выдающегося человека выходит книга, которая еще пока не переведена на русский язык «The Compleat English Gentleman», примерный перевод «Совершенный английский джентльмен». Данное произведение было одной из последних работ Даниэля Дефо, изданное в 1730 году. В ней автор упоминает, что нет ничего более важного для английского общества, чем аристократия и джентльменство.

Книга показывает, что Дефо не внес новых лексических значений к слову «джентльмен», оно относилось только к аристократии и богатым землевладельцем, он писал ее как джентльмен джентльменам, т. е. как аристократ аристократам, но, по словам автора, даже эти богатые аристократы и дворяне живут в полном невежестве. Поэтому главной целью данной книги является призыв воспитывать их детей как истинных джентльменов. А заслуживают этого звания те, кто получил хорошее воспитание. По мнению писателя, ни в одной христианской стране нет «большего предрасположения к плохому воспитанию юных джентльменов, нежели в Англии» [16]. Подводя итоги, можно сказать, что Даниэль Дефо выделяет два типа джентльмена: джентльмен по статусу и джентльмен по воспитанию. По мнению автора, истинный джентльмен — это джентльмен по воспитанию.

Однако слово «джентльмен» становится популярным в период правления королевы Виктории. В это время появляется множество писателей, описывающих в своих произведениях не только людей дворянского происхождения, но и «жизнь всех слоев английского общества» [1, с. 149]. Исходя из этого факта, возникает вопрос: почему джентльменом должен быть только аристократ? В романе Чарльза Диккенса «Жизнь и приключения Николаса Никльби» истинным джентльменом повел себя Джон Броуди, помогая главному герою сбежать от злобного старика Сквирса, хотя он был низкого сословия, но поступил как благородный человек.

Это могут быть и представители буржуазии, и люди, не имеющие никакого дохода, но стремящиеся уничтожить промышленный кризис, понизить безработицу, улучшить капитализм в Англии. Все это тесно связано с литературой, т. к. «сравнительно высокое развитие капитализма в Англии позволило английским писателям показать то, что почти не попало в поле зрения Стендаля и Бальзака, — положение городских низов. Жизнь простого рабочего, чартистское движение получили отражение в романах Ч. Диккенса, Ш. Бронте, Э. Гаскелл и др.» [1, с. 149].

Следовательно, для XIX века джентльмен — это почти что уже благородный человек, воспитанный должным образом, однако здесь главным словом является почти . Викторианское общество, каким бы прогрессирующим оно ни было, не могло позволить, чтобы простой человек смог называться джентльменом. Для этого нужна привилегия: герб и ношение оружия уже не обязательны, но материальное положение и внешний вид, характеризующий безбедное существование, просто необходимы.

Если обратиться к современному словарю иностранных слов под редакцией Л. М. Баша, А. В. Бобровой и др., то можно заметить, что именно там термин «джентльмен» точно раскрыт в контексте эпохи и культуры викторианской Англии. В данном словаре джентльмен — это «Благородный, порядочный, воспитанный человек, обладающий прекрасными манерами и тщательно следящий за строгостью и изяществом своего костюма, внешнего вида и поведения» [3, с. 195]. Именно к этому стремились люди, для которых пути к дворянству и аристократии были закрыты, но присутствовало желание выделиться из общей массы, показывая свое богатство и статус. Статус не дельца и торговца, но джентльмена, обеспеченного и ухоженного. Исходя из этих фактов, можно смело заявлять, что термин «джентльмен» стремительно начал «опускаться» по социальной лестнице, теперь он принадлежал не только низшей аристократии, но и буржуазии. Это достаточно важно, ибо для изучения эпохи викторианской Англии, нужно понимать, что на первом месте лидирует уже не дворянство, а «средний класс».

Причины, по которым джентльменство поменяло свои ориентиры и «опустилось» по социальной лестнице, очень просты: в первую очередь, это процесс урбанизации, широко охватывающий Англию в XIX веке. Он привел к изменению общественных стереотипов, т. е. если раньше для англичанина была важна землевладельческая культура, то в викторианскую эпоху происходит популяризация городского образа жизни, люди стремились в Лондон, как, например, мистер Уэммик, переселившийся в город и заявивший: «Когда-то и я был здесь новичком» [8, с. 184].

Об изменении общественных стереотипов в викторианскую эпоху писала Е. В. Зброжек, говоря, что «в эту эпоху образ джентльмена подвергается существенной трансформации — он перестает отождествляться с земельным дворянством (landed gentry), представляя отныне горожанина среднего класса» [10, с. 31]. Стоит отметить, что, по мнению автора, для такого типа «джентльмена» важны пунктуальность и точность, т. к. для улучшения своего состояния и увеличения капитала, джентльмен должен уметь располагать своим собственным временем, не тратя его на безрассудные вещи. В гиперболичной форме таким изображен Ральф Никльби. Дядя главного героя, возомнивший себя джентльменом, постоянно повторял, что у него нет времени даже на своих родственников, для него было самым важным — заработать капитал.

Огромную роль для викторианского джентльмена, помимо увеличения состояния, играло капиталовложение, т. е. нужно не просто заработать деньги, но и сохранить, вложив их в движимое и недвижимое имущество. В литературе той эпохи это проявляется через описание огромных домов и поместий, которые бывают иногда не комфортными, но величественными и масштабными. Н. А. Соловьева указывает, что «неслучайно в произведениях великих викторианцев огромное место занимают описания интерьеров — дом Домби холодный и неуютный, у него вся мебель в чехлах, а люстра свисает с потолка как слеза... Дом мисс Хэвишем похож на бастион, где погребены человеческие чувства…» [6]. Важным является то, что эти поместья находятся за чертой города, позволяя людям достичь некого идеала: приблизиться к прекрасной природе. Это попытка выбиться из «среднего класса», потому что для любого викторианского джентльмена иметь загородный дом — это непозволительная роскошь.

Помимо поместий и интерьера, многих джентльменов волнуют какие-то вещи, с которыми они не могут расстаться, т. е. наблюдается идея обладания материальными ценностями, к примеру, тот же мистер Уэммик, достающий шкатулку и показывающий Пипу свои богатства, которые важны для него больше жизни.

Этот культ обладания позволяет раскрыть еще одну роль джентльмена в викторианском обществе и культуре — роль консервативного приверженца английских традиций, сам термин «джентльмен», по мнению Н. С. Аристовой, несет на себе «отпечаток английской национальной культуры» [2, с. 154]. К примеру, джентльмен выказывал уважение к семейному очагу и улучшал единство между поколениями в семье. Джентльмен должен почитать своих родственников, поддерживать их, собирать вместе за семейным ужином, праздновать всей семьей Рождество и т. д., таким образом, джентльмену нужно формировать принцип английскости, соблюдая все ритуалы, традиции и т. п. В английском обществе это «проявляется в двух ключевых фигурах той эпохи, одна из которых — реальное историческое лицо, сама королева Виктория, а вторая — образ английского джентльмена, который предстает практически в каждом произведении английской литературы XIX в. Художественная литература от Ч. Диккенса до П. Акройда предоставляет замечательный материал для иллюстрации процесса формирования понятия английскости как черты менталитета, трансформирующейся в устойчивость национальной идентичности и в повседневной жизни» [10, с. 37].

Именно любовь к викторианским традициям, попытка установить некую «английскость» в обществе приводит к созданию определенной этической основы, представленной в виде «кодекса джентльмена». Данный свод правил позволил английскому обществу вывести такой тип английской личности, как джентльмен, на международную арену. Благодаря этим правилам, каждый уважающий себя англичан осознавал, что должен играть по правилам «честной игры» в обществе, позволяя ему тем самым достичь широкого прогресса. О взаимосвязи джентльмена и принципа «честной игры» писал Хосе-Ортега-и-Гассет, заявляя, что «душа наслаждается свойственной ей гибкостью и позволяет себе роскошь играть по правилам, честно, то есть вести fair play, иначе говоря — быть справедливой, защищая свои права и одновременно признавая права ближнего, никогда не прибегая к обману. Обман — это фальсификация, отрицание самой игры» [12, с. 202].

Именно поэтому джентльмен может иметь некую черту индивидуализма, не нарушая важных жизненных принципов: «Его задача — стать в высшей степени индивидуальным, сосредоточиться на себе и поддерживать собственные силы ощущением полной независимости» [12, с. 203], чем заинтересовывает и других людей, которые хотят быть похожими. Как писала Г. Т. Безкоровайная, джентльмен в литературе викторианской эпохи становится представленным как «объект для подражания» [5, с. 63].

В последние годы многих литературоведов и ученых интересует не только принцип «честной игры», но и такой признак джентльмена, как маскулинность, т. е. набор особенностей и качеств, присущих мужскому полу, ибо идеал джентльмена возникает как побочный эффект переосмысления данного признака. Для викторианского общества «джентльмен» — это пример новой модели английскости, созданной на основе демонстрирования образца мужских качеств (маскулинности), взятого из концепта средневекового рыцарства. Лектор университета Неаполя Рафаэлла Антинуччи упоминает это, утверждая, что «появление новой модели маскулинности повлекло за собой даже переосмысление системы образования» [15, с. 82]. Данная модель представляет собой совокупность мужских качеств, среди которых стоит выделить эстетику красоты и полезности, служение обществу, бескорыстность, респектабельность и честность.

Подводя итог, можно смело заключить, что для Англии XIX века главной моделью джентльмена становится в первую очередь воспитанный человек, вежливый, но уже не обязательно «окультуренный». Это может быть уже не представитель дворянства, а лицо «среднего класса». Очень четко это прослеживается в словаре иностранных слов для школьников и абитуриентов Е. Грубер, в котором понятие «джентльмен» раскрывается лишь так: «В Англии —человек, строго следующий светским правилам поведения; 2) воспитанный человек» [7, с. 147]. Следовательно, главное для джентльмена конца викторианской эпохи — это просто вести себя прилично, не совершать подлостей. Об этом с иронией писал Оскар Уайльд, для которого было важно показать, что человек не может стать джентльменом только потому, что он ведет себя не совсем прилично. Это можно заметить в пьесе «Как важно быть серьезным», где главный герой Джек заявляет: «Настоящие джентльмены не читают чужих портсигаров» [14, с. 421].

В качестве завершающей фразы данной статьи хотелось бы привести цитату Галины Тиграновны Безкоровайной, в которой говорится, что «в последующие эпохи концепт номинирует нравственно богатого, сдержанного, воспитанного и образованного человека, не обязательно обладающего материальными благами» [4, с. 101].

Литература:

1. И. А. Алябьева, А. Н. Бадак, И. Е. Войнич и др. Всемирная история: Первая мировая война. Образование СССР. — Мн.: Харвест, М.: АСТ, 2001. — 576 с.

2. Аристова Н. С. К этимологии лингвокультурного понятия «джентльмен» // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2010. Вып. 22. С. 154–158.

3. Баш Л. М., Боброва А. В. Современный словарь иностранных слов: толкование, словоупотребление, словообразование, этимология. 2-е изд. Стереот. — М.: Цитадель, 2001. — 928 с.

4. Безкоровайная Г. Т. К истории формирования концепта gentleman в английской лингвокультуре // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. Сер.: Гуманит. и соц. науки. — 2017. — № 6. — С. 97–102.

5. Безкоровайная Г. Т. Понятие «джентльмен» в английской и французской лингвокультурах: сопоставительный анализ // Вестник Череповецкого университета. — 2014. — № 3. — С. 61–65.

6. Грешных В. И., Дружинина А. А., Соловьева Н. А. и др. История зарубежной литературы XIX века: Учебное пособие — М.: Высш. шк., — 2007. URL: http://19v-euro-lit.niv.ru/19v-euro-lit/articles-eng/soloveva-viktorianstvo.htm.

7. Грубер Е. Словарь иностранных слов для школьников и абитуриентов: более 9000 слов. — М.: ЛОКИД-пресс, 2005. — 654 с.

8. Диккенс Ч. Большие надежды. — Собр. соч.: в 30 т. — М.: 1960. — Т. 23.

9. Диккенс Ч. Жизнь и приключения Николаса Никльби. — Собр. соч.: в 30 т. — М.: 1958. — Т. 5, 6.

10. Зброжек Е. В. Викторианство в контексте культуры повседневности. // Известия Уральского государственного университета. — 2005. — № 35. — С. 28–44.

11. Локк Д. Педагогические сочинения. — М.: Учпедгиз, 1939. — С. 72–221.

12. Ортега-и-Гассет X. Избранные труды: Пер. с исп./ Сост., предисл. и общ. ред. A. M. Руткевича. — М.: Издательство «Весь Мир» 1997. —704 с.

13. Словарь гендерных терминов / Под ред. А. А. Денисовой; Рег. общ. орг-ция «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». — М.: Информация XXI век, 2002. URL: http://www.owl.ru/gender/062.htm.

14. Уйальд О. Я всего лишь гений…: Роман, повести, пьесы. — М.: Изд-во ЭКСМО-пресс, 2000. — 576 с.

15. Antinucci R. A Hero in Transition: the Victorian Gentleman as a Revisited Paradigm of Masculinity // Figures in the Carpet: Studi di Letteratura e Cultura Vittoriana. Sassari, — 2012. — p. 75–89.

16. Defoe D. The Compleat English Gentleman. / ed. by K. D. Bülbring. — L., 1890. URL: https://ia601402.us.archive.org.

17. Encyclopedia Britannica.URL:https://www.britannica.com/topic/gentleman.

Основные термины (генерируются автоматически): джентльмен, английское общество, Англия, викторианская эпоха, викторианское общество, благородный человек, воспитанный человек, главный герой, слово, викторианская Англия.


Похожие статьи

Социальные и этические критерии джентльмена XIX века, кодекс и этикет в викторианском обществе и литературе

Статья посвящена исследованию социальных и этических критериев как неотъемлемой части внутреннего мира англичанина. Обосновывается идея, что джентльмен имеет не только социальный статус, но и как минимум свод моральных правил или, иначе говоря, кодек...

«Большие надежды» как энциклопедия викторианского общества

Статья посвящена исследованию викторианского социума через призму романа Чарльза Диккенса «Большие надежды». Обосновывается идея, что в романе присутствуют все черты реалистического описания, а произведение «Большие надежды» можно смело назвать энцик...

Культурное влияние Запада на мировосприятие советской молодежи в период десятилетия Хрущева

В статье рассмотрен процесс культурного воздействия Запада на мировоззрение и мировосприятие молодого поколения Советского Союза в период хрущевской «оттепели». Авторы пришли к выводу, что более тесное знакомство с западной культурой, моралью и образ...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

К вопросу об образах власти в эпоху «каролингского ренессанса»

В статье рассматривается проблема трансформации образов власти в литературе «каролингского ренессанса». Автор изучает эволюцию представлений о светской власти в контексте социально-политических изменений, происходивших в конце VIII-X веков во франкск...

Фабула об избавлении девушки в романах XX века: освобождение и эмансипация женского героя

В данной статье исследуется фабула об избавлении девушки в литературе XX века как ключевой элемент, отражающий борьбу женщин за равноправие, свободу выбора и самореализацию. Автор рассматривает эту тему как общую черту как русской, так и зарубежной л...

Субъективно-эмоциональное воспроизведение романтической концепции Ф. М. Достоевского (на примере произведений «Двойник» и «Белые ночи»)

Статья посвящена исследованию субъективно-эмоционального воспроизведения романтической концепции в раннем творчестве русского писателя Ф. М. Достоевского. Предметом исследования является анализ двух произведений «Белые ночи» и «Двойник». Целью статьи...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Топонимы как средства локализации художественного пространства в североирландском романе (на материале романа Анны Бернс «No Bones»)

Статья посвящена роли топонимов в современном североирландском романе. Важность изучения топонимов обусловлена спецификой романа, а именно отражением событий североирландского конфликта. Анализ показал, что основная функция топонимов — локализации и ...

Похожие статьи

Социальные и этические критерии джентльмена XIX века, кодекс и этикет в викторианском обществе и литературе

Статья посвящена исследованию социальных и этических критериев как неотъемлемой части внутреннего мира англичанина. Обосновывается идея, что джентльмен имеет не только социальный статус, но и как минимум свод моральных правил или, иначе говоря, кодек...

«Большие надежды» как энциклопедия викторианского общества

Статья посвящена исследованию викторианского социума через призму романа Чарльза Диккенса «Большие надежды». Обосновывается идея, что в романе присутствуют все черты реалистического описания, а произведение «Большие надежды» можно смело назвать энцик...

Культурное влияние Запада на мировосприятие советской молодежи в период десятилетия Хрущева

В статье рассмотрен процесс культурного воздействия Запада на мировоззрение и мировосприятие молодого поколения Советского Союза в период хрущевской «оттепели». Авторы пришли к выводу, что более тесное знакомство с западной культурой, моралью и образ...

Вариации на тему описания и представления категории времени в романах Т. Пратчетта «Вор времени», «Мор, ученик Смерти», «Интересные времена» и др.

Данная статья посвящена исследованию способов описания и представления концептуального понятия времени в романах британского писателя ХХI века Терри Пратчетта, а также рассматриваются свойственные жанру фентези способы репрезентации этого концепта.

Влияние эпохи на образ главного героя в романе Альфреда де Мюссе «Исповедь сына века»

В статье рассматриваются факторы, оказавшие влияние на возникновение «болезни века» среди молодого поколения начала XIX в. Данная работа позволяет выявить типологию образа героя в литературе первой половины XIX века. Исследование строится на сочетани...

К вопросу об образах власти в эпоху «каролингского ренессанса»

В статье рассматривается проблема трансформации образов власти в литературе «каролингского ренессанса». Автор изучает эволюцию представлений о светской власти в контексте социально-политических изменений, происходивших в конце VIII-X веков во франкск...

Фабула об избавлении девушки в романах XX века: освобождение и эмансипация женского героя

В данной статье исследуется фабула об избавлении девушки в литературе XX века как ключевой элемент, отражающий борьбу женщин за равноправие, свободу выбора и самореализацию. Автор рассматривает эту тему как общую черту как русской, так и зарубежной л...

Субъективно-эмоциональное воспроизведение романтической концепции Ф. М. Достоевского (на примере произведений «Двойник» и «Белые ночи»)

Статья посвящена исследованию субъективно-эмоционального воспроизведения романтической концепции в раннем творчестве русского писателя Ф. М. Достоевского. Предметом исследования является анализ двух произведений «Белые ночи» и «Двойник». Целью статьи...

Особенности художественной типизации персонажей «времени смены эпох» в романе В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени»

В статье рассматриваются образы и типы героев «перестроечной» эпохи в романе современного отечественного писателя В. С. Маканина «Андеграунд, или Герой нашего времени». Данная тема рассмотрена в контексте современной отечественной литературы. Исследо...

Топонимы как средства локализации художественного пространства в североирландском романе (на материале романа Анны Бернс «No Bones»)

Статья посвящена роли топонимов в современном североирландском романе. Важность изучения топонимов обусловлена спецификой романа, а именно отражением событий североирландского конфликта. Анализ показал, что основная функция топонимов — локализации и ...

Задать вопрос