Гендерный подход к изучению специфики формирования морали и нравственности в викторианской школе
Автор: Семенова Ирина Александровна
Рубрика: 4. История отдельных процессов, сторон и явлений человеческой деятельности
Опубликовано в
V международная научная конференция «История и археология» (Краснодар, февраль 2018)
Дата публикации: 21.01.2018
Статья просмотрена: 741 раз
Библиографическое описание:
Семенова, И. А. Гендерный подход к изучению специфики формирования морали и нравственности в викторианской школе / И. А. Семенова. — Текст : непосредственный // История и археология : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2018 г.). — Краснодар : Новация, 2018. — С. 28-32. — URL: https://moluch.ru/conf/hist/archive/290/13645/ (дата обращения: 16.12.2024).
В статье рассматриваются особенности школьного образования в Викторианской Англии, исходя из гендерного подхода, а также обучаемость различных слоев населения в викторианской школе. Основное внимание направлено на то, как школьное образование влияет на формирование моральных качеств ребенка.
Ключевые слова: Викторианская Англия, мораль, викторианская школа, гендер.
В современном мире принято считать, что европейский образ жизни и национальный характер, да и не только европейский, в основном сложился под влиянием британского воспитания. В то же время привычный вариант английского образа жизни сложился не так уж и давно, а если быть точнее — в XIX веке, в период правления королевы Виктории.
Одним из важнейших составляющих, повлиявших на образ жизни англичан, является английское школьное образование, которому стали уделять особое внимание и в научном, и в художественном осмыслении.
Важное направление в изучении английского школьного образования занимает морально-нравственный аспект. Ведь где, как ни в школе дети узнают самые первые и главные правила поведения в своем коллективе и в обществе в целом. Социальные функции английской школы значительно возрастают в XIX веке. И это не случайно. Это обусловлено самой Викторианской эпохой и личностью королевы. В викторианской Англии царила своя, необычная и непривычная для других стран, моральная атмосфера. Причем особый интерес представляет не просто морально-нравственные устои английского общества в целом, а разделение его по половому признаку. Ведь образ жизни «женщин-викторианок» значительно отличался от образа жизни «мужчин-викторианцев». И нужно отдать должное развитию педагогической мысли, так как именно в британской школе начинали складываться определенные моральные устои, характерные для типичной английской леди и английского джентльмена.
В Англии проблемам воспитания и образования уделяли внимание еще до правления королевы Виктории. Например, еще в XIV веке у англичан зародилась традиция отдавать детей в более богатые семьи на воспитание, чтобы они усваивали хорошие манеры.
К XIX веку в Англии человек все больше стал понимать важность чтения и письма для собственного развития, несмотря на то, что образование все еще было доступно, главным образом, для детей из высшего общества. Дети из бедных семей чаще не посещали школы, а выходили на работу, чтобы заработать деньги для своих семей. Русский путешественник К. Паулович в «Замечаниях о Лондоне» отмечал, что богатые родители могли себе позволить обучать детей дома до поступления в гимназии, для этого они специально нанимали учителей [1, c. 143]. «Англичане среднего, обыкновенного класса, занятые беспрерывно своими промыслами и делами, отдают детей своих для обучения в «Lodging and Boarding schools»[1]. В этом народном училище дети их постоянно живут, обучаются, подсматриваются и кормятся за низкую плату» [1, c. 143].
С 1880 года начальное образование становится обязательным и для мальчиков, и для девочек [2, с.197]. Но родители из рабочего класса были не в восторге, так как дети тратили драгоценные минуты, просиживая их за учебниками, а не на работе.
Различия в школьном образовании наблюдались не только по классовому признаку, но и по половому. Викторианцы представляли мужской и женский пол как две «отдельные сферы», которые собирались вместе только за завтраком и за ужином. Идеология отдельных сфер основывалась на определении «естественных» характеристик женщин и мужчин. Женщины считались физически более слабыми, но морально превосходили мужчин, а это означало, что они лучше всего подходят для внутренней сферы. Мало того, что их работа заключалась в том, чтобы уравновесить моральную сторону общественной сферы, в которой работали их мужья весь день, они также готовили следующее поколение к продолжению этого образа жизни. В частности это было обусловлено и личностью королевы Виктории, которая была образцовой матерью и женой. Поэтому Викторианский Лондон характеризуется как период высокой морали и культа семьи. Считалось, что основным занятием женщины должно было быть поддержание домашнего очага, рождение и воспитание детей. Поэтому даже зажиточные представители среднего класса не заботились об образовании своих дочерей. Обычно они получали образование не выше базового, то есть не более четырех классов. Их обучали больше музыке, танцам, рукоделию и рисованию [3, с.94]. Девушек воспитывали так, «будто их главным предназначением было стать украшением серванта» [4, с.256]. Мальчиков же напротив готовили к публичной сфере жизнедеятельности, их приоритетными направлениями были рыночные отношения, политика, юриспруденция и т. д. Однако женщины потребовали нового образования, чтобы подготовить их к роли «Ангела дома». В «Гордости и предубеждении» Джейн Остен перечислены основные навыки, которые необходимы любой девушке, которая считает себя образованной: «Женщина, заслуживающая это название, должна быть хорошо обучена музыке, пению, живописи, танцам и иностранным языкам. И кроме всего, она должна обладать каким-то особым своеобразием внешности, манер, походки, интонации и языка — иначе это название все-таки будет заслуженным только наполовину» [5. с.64]
В 1870 году был принят «Закон о начальном образовании», известный также как «Закон Г. Форстера» или «Диккенсовская реформа». Важнейшим из результатов этого закона стала отмена гендерной изолированности начальной и средней школы [6, с.20]. А в 1889 г. был принят «Закон о среднем образовании», согласно которому создавалась общая система среднего образования для мальчиков и девочек.
Путь в университет для девушек был закрыт. Основными предметами по-прежнему оставались «accomplishments»[2]: шитье, игры на музыкальных инструментах, вырезание из бумаги и дерева и т. д. Также, девочек стали обучать родной литературе, основам математики и естественных наук, географии, Священному писанию, иностранным языкам (чаще немецкий и французский), истории. Для аристократок требования к образованию были выше, включая изучение мифологии, истории, географии, рисования, тогда как девушки из бедных семей должны были научиться читать, писать и вести счета. Объем информации для девочек все же зачастую был более ограничен, чем для мальчиков. Например, историю преподавали по сборнику вопросов и ответов Ричмала Магналла, изданному еще в 1798 году [2, с.198].
Большее внимание уделяли изучению хороших манер и этикета, ведь ответственность за поддержание морали и нравственности лежала на женщине. Поэтому обучение манерам было куда полезнее алгебры.
Сама королева Виктория любила писать. Она писала письма, делала записи в дневниках, которые и сейчас хранятся в британских архивах. Ее примеру видимо следовало и высшее общество, о чем свидетельствуют письма английской аристократии. С развитием образования стал более заметен и культурный рост, а бесчинства стали редким явлением. В письмах аристократов уменьшилось количество ругательств, а процент литературных выражений резко увеличился. Перемены коснулись и развлечений богатых англичан. На замену карточным играм пришли шахматы, а в некоторых лондонских клубах были открыты комнаты чтения. Но все эти перемены касались лишь представителей мужского пола. Женщина не могла посещать клубы, это было сродни тому, что мужчину застали бы за вышиванием. Хотя чтение и письмо оставались общей досуговой практикой, как для мужчин, так и для женщин.
Для мальчиков существовали девять закрытых школ: Итон, Харроу, Винчестер, Рагби, Шрусбери, Вестминстер и др. [7, с.225]. Самой респектабельной считается Итон, остальные школы уступают которому и по авторитету, и по количеству известных выпускников, в числе которых самые выдающиеся политики, писатели, дипломаты и т. д.
В школе Рагби в период с 1828 по 1842 г. на первом месте стояли нравственные ценности. Главный наставник Томас Арнольд выработал собственные моральные принципы. Например, система старшинства подразумевала, что старшеклассники могут властвовать над новичками, применяя к ним систему наказания и поощрения. Также главное внимание уделяли спортивным играм, которые рассматривались как особое средство воспитания. Важность физического воспитания отмечал и Герберт Спенсер. Как сторонник теории эволюции он считал физическое воспитание одним из важнейших аспектов образования, влияющих не только на общее здоровье учащегося, но и на умственное и нравственное воспитание. Особенно Спенсера возмущало отсутствие на спортивных площадках представительниц женского пола. В Англии в то время слабость считалась неотъемлемой чертой женщины.
Тем не менее, английская школа брала на себя ответственность в воспитании типичного джентльмена и типичной леди, и в каждой школе помимо учебных предметов складывался определенный «кодекс чести», который иногда приравнивался даже к закону.
Согласно такому кодексу, викторианский джентльмен должен быть вежливым, гостеприимным и законопослушным, аккуратным и трудолюбивым. Настоящий джентльмен сам обязан быть нравственным и учить нравственности других.
Юного джентльмена обычно обучали классическим гуманитарным дисциплинам: праву, истории, географии, языкам, классической литературе. Обязательными были танцы, фехтование и верховая езда.
Английский мыслитель, педагог, политический и общественный деятель, социальный реформатор Чарльз Диккенс опровергал воспитательную систему Викторианской Англии. Задачами воспитательного процесса в школе и семье он называл задачу привития истинных моральных и нравственных ценностей, а также «воспитание настоящего человека, а не джентльмена» в противоположность традиционному английскому воспитанию XIX в. «Воспитать человека — это значит помочь в развитии человеческого сердца» [8, с.49]. Комично он представлял в своих трудах и учебные заведения для девочек. По его мнению, ученики «приобретали поверхностное знание об всем и знания ничего». И это было действительно так, чтобы девушки не заскучали на уроке, педагоги часто переключали их внимание с одной темы на другую. Например, типичный план урока из пособия для учительниц в 1867 году:
- Назови основные исторические достопримечательности Англии.
- Какая из планет ближе всего к Солнцу, а какая дальше всего? Назови их диаметры и период обращения вокруг Солнца.
- Назови главные исторические лица в период правления Октавиана Августа.
- Расскажи о преимуществах и недостатках обучения в Спарте.
- Назови генералов Наполеона Бонапарта.
- Сколько существует типов архитектуры? [2, с.199].
Это означает, что учителя и воспитатели в первую очередь обращали внимание на физические данные, платье девочки, а не на нравственный облик. В девушках сознательно воспитывали глупость, манерность, тем самым подавляя ее индивидуальные качества. Чарльз Диккенс публично выступал против раздельного обучения девочек и мальчиков. Но в то же время поддерживал идею, что девочки не нуждаются в строго научном знании. Им достаточно было быть женственными и уметь вести домашнее хозяйство. А роль общественных деятелей и ведущих профессионалов должны были взять на себя мужчины.
Важно отметить, что в юношеских школах за неповиновение или за невыполнение какого-либо задания мальчики подвергались наказанию, зачастую физическому. Почти во всех школах юноши были сами себе хозяевами во внеучебное время. Главным условием было своевременное посещение занятий, обеда и возвращение к тому времени, когда закрываются ворота. Но и здесь была обратная сторона медали. Несмотря на полную свободу своего времени, ученик должен был своевременно явиться туда, куда ему приказали, и выполнить задания. Малейшая неточность или неповиновение влекли строгое наказание. Наказывали воспитанников обычно строго: лишение отпуска, дополнительное домашнее задание, запирание в карцере или телесное наказание. Основным инструментом телесного наказания были розги. Таким образом в детях воспитывали дисциплину и точность.
Но типаж джентльмена и леди был характерен для аристократии. К середине викторианской эпохи тысячи детей жили в нужде и нищете. И на них распространялись обычно совершенно другие правила. Во-первых, в Англии был очень распространен детский труд, даже существовал ряд детских профессий: работа в угольных шахтах и на заводах, работа трубочистом. Зачастую детский труд был бесплатным, среди представителей высших сословий бытовало свое мнение о детях-сиротах, что лучше такой ребенок задохнется в трубе, чем замерзнет на улице. Какая тут могла идти речь об образовании? Нередки были и такие явления, как детские грабежи и проституция.
Правительству необходимо было проводить мероприятия, которые бы повлияли на поведение населения. Возможность осуществления этой идеи была найдена в системе образования. Тогда была замечена такая тенденция: чем больше школ в местности, тем ниже уровень преступности. Основу образовательной системы для бедняков составили элементарные школы. В таких школах в основном преподавали чтение, письмо и счет. По данным статистического опроса среди бедных слоев в Англии было 67 % грамотных мужчин и 51 % — женщин [9, с.142]. Относительно грамотным человек считался, если мог написать хотя бы свое имя. Для неграмотных девушек в возрасте существовали вечерние школы, где они могли получить образование по сокращенной программе, как правило, после 6 вечера. Некоторые женщины, получив уже начальную ступень образования, сами начинали преподавать, то есть примерно в возрасте 14 лет они становились учителями, что создавало беспорядочность в системе женского образования. У мужчин такого практически не наблюдалось.
В 1862 году был принят «Код правил», аналог современного ФГОС. Вводился обязательный учебный план по чтению, письму и счету для каждого года обучения с четкими требованиями к уровню подготовки учащегося. Особое внимание уделялось чтению, как у девочек, так и у мальчиков, так как на него возлагали воспитательную функцию. Кроме того, девушек обучали манерам поведения на улице и в помещении.
Следствием всех этих факторов стал заметный рост женщин-писательниц, а значит и появление «женской литературы». Большинство романов освещали проблемы воспитания и образования тех времен. Все больше и больше произведений посвящались английской морали XIX века.
Помимо элементарных школ, в Англии действовали и волонтерские школы, которые содержались за счет крупных промышленников. В таких школах учителя заставляли девочек и мальчиков причесаться, умыться и смиренно прочитать молитву, а также преподавали основные предметы: чтение, письмо, арифметику, а девочек учили еще и шитью.
Основным результатом внедрения школ для бедняков стало то, что среди бедного мужского населения вырос рост грамотных и квалифицированных рабочих, а каждая девушка из бедной семьи смогла почувствовать себя немного леди. Уровень образованности вырос и, как следствие, снизился уровень преступности и проституции, бедное население познавало моральные нормы, которые ранее для них были недоступны, что было важно для государства в целом.
Таким образом, за время правления королевы Виктории произошли существенные изменения в образовательной системе. Женское школьное образование стало доступным, открывались школы для бедных слоев населения, правительство было заинтересовано в повышении уровня грамотности населения, вследствие чего был принят ряд законов об образовании. Благодаря этим факторам появилось больше квалифицированных рабочих, государство процветало, снизилась преступность в стране. Но самым главным было то, что в школе, помимо знаний, ученики приобретали моральные качества, им прививались нравственные ценности. А так как в Викторианском Лондоне царила особая моральная атмосфера, это было очень важным шагом для воспитания истинных джентльменов и леди. Молодое поколение с детства познавало правила поведения в обществе.
Наиболее заметны изменения стали для представительниц женского пола, так как благодаря принятию новых законов женщины стали получать знания не только занимаясь самообразованием, но и посещать школы наравне с мужчинами. И это открывало им большие возможности. Таким образом, викторианская школа оказывала большое влияние на формирование личности англичанина, прививала ему моральные качества, характерные для викторианского периода.
Литература:
- Паулович К. П. Замечания о Лондоне // Харьков: Университетская тип., 1846. — 571 с.
- Коути Е., Гринберг К. Женщины викторианской Англии: от идеала до порока. — М.: Алгоритм, 2013. — 330 с.
- Вершинина Д. Б. Воспитание и манеры английских леди XVIII-XIX вв. // Вестник Пермского университета. — 2010. — № 2. — С. 93–97.
- Grylls R. G. Emancipation of Women // Ideas and Beliefs of the Victorians: An Historic Revaluation of the Victorian Age. — London: Sylvan Press, 1949. — P. 254–260.
- Остен Д. Гордость и предубеждение. — СПб.: КАРО, 2011. — 480 с.
- Калиниченко И. А. Развитие традиций женского образования в Англии XIX в.: атореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. — Волгоград, 2008. — 23 с.
- Bamford T. W. Public Schools and Social Class, 1801–1850 // The British Journal of Sociology. — 1961. — Vol. 12. — № 3. — P. 225–226.
- Clark C. Charles Dickens and the Yorkshire Schools: With His Letter to Mrs. Hall / C. Clark. — London: Chiswick, 1918. — 60 p.
- Altick R. D. The English Common Reader: A Social History of the Mass Reading Public, 1800–1900 / R. D. Altick. — Chicago: University of Chicago Press, 1957. — 458 p.
[1] Пансионы, школы-интернаты, закрытые учебные заведения. В таких школах ученики не просто учатся, но и живут в течение учебного года, вместе с учителями и воспитателями
[2] Достижение, достоинство, совершенство.
Похожие статьи
Из опыта работы в образовательных учреждениях гендерного типа
В статье рассматриваются особенности реализации гендерно-ориентированного подхода в рамках обучения в средней школе. Раскрываются принципы планирования уроков в однополых классах на основании опыта работы в образовательных учреждениях с раздельным об...
Гендерные роли в современном обществе: изменения и сдвиги
Эта работа проводит комплексный анализ гендерных ролей в современном обществе, охватывая их исторические корни, изменения в семейных и общественных динамиках, а также влияние технологий, образования и медиа.
Структура гендерных установок женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры
Статья посвящена гендерным установкам женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры. Представлены результаты эмпирического исследования структуры гендерных установок. Полученные результаты обсуждаются в контексте проблемы построения карьеры.
Индивидуальные особенности практикующих медитацию: гендерный аспект
Статья отражает результаты исследования посвященное гендерному аспекту влияния медитации на психологическое состояние человека. Описаны биографические и психологическое особенности участников исследования. Найдены различия в восприятии занятий медита...
Фигура учителя как образец для подражания и формирования нравственных ценностей
В статье автор исследует вопрос о важности образа учителя для формирования общественной мысли и влияние на общество в Европе во времена классического средневековья.
Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте
В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.
Становление концепций аутизма XX века в Великобритании
В данной статье рассматриваются ключевые подходы английских ученых в определении понятия аутизма. Также затрагивается процесс преобразования этого понятия в определение «расстройства аутистического спектра».
Особенности установок и представлений о материнстве у женщин разных поколений
В статье автор исследует влияние различных факторов на установки и представления о материнстве у женщин разных поколений, описывает актуальность выбранной темы и методологию исследования.
Актуальные проблемы обеспечения эффективности среднего образования
В этой статье дается важность начального образования, которое имеет особое значение при воспитании личности и педагогико-психологических основах. Автор классифицировал принципы педагогического мастерства и предлагал способы увеличения памяти отдельны...
Похожие статьи
Из опыта работы в образовательных учреждениях гендерного типа
В статье рассматриваются особенности реализации гендерно-ориентированного подхода в рамках обучения в средней школе. Раскрываются принципы планирования уроков в однополых классах на основании опыта работы в образовательных учреждениях с раздельным об...
Гендерные роли в современном обществе: изменения и сдвиги
Эта работа проводит комплексный анализ гендерных ролей в современном обществе, охватывая их исторические корни, изменения в семейных и общественных динамиках, а также влияние технологий, образования и медиа.
Структура гендерных установок женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры
Статья посвящена гендерным установкам женщин и мужчин на начальных этапах построения карьеры. Представлены результаты эмпирического исследования структуры гендерных установок. Полученные результаты обсуждаются в контексте проблемы построения карьеры.
Индивидуальные особенности практикующих медитацию: гендерный аспект
Статья отражает результаты исследования посвященное гендерному аспекту влияния медитации на психологическое состояние человека. Описаны биографические и психологическое особенности участников исследования. Найдены различия в восприятии занятий медита...
Фигура учителя как образец для подражания и формирования нравственных ценностей
В статье автор исследует вопрос о важности образа учителя для формирования общественной мысли и влияние на общество в Европе во времена классического средневековья.
Гендерные различия мотивации достижения в юношеском возрасте
В статье представлены результаты изучения мотивации достижения в юношеском возрасте у лиц разного пола. Были проанализированы материалы по данной теме, а также проведено исследование.
Становление концепций аутизма XX века в Великобритании
В данной статье рассматриваются ключевые подходы английских ученых в определении понятия аутизма. Также затрагивается процесс преобразования этого понятия в определение «расстройства аутистического спектра».
Особенности установок и представлений о материнстве у женщин разных поколений
В статье автор исследует влияние различных факторов на установки и представления о материнстве у женщин разных поколений, описывает актуальность выбранной темы и методологию исследования.
Актуальные проблемы обеспечения эффективности среднего образования
В этой статье дается важность начального образования, которое имеет особое значение при воспитании личности и педагогико-психологических основах. Автор классифицировал принципы педагогического мастерства и предлагал способы увеличения памяти отдельны...