В данной статье выявлены угрозы экономической безопасности. А также, установлены задачи и направления модернизации экономической безопасности в сфере здравоохранения.
Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы и проблемы, задачи здравоохранения, направления развития.
Экономическая безопасность региона является основополагающим фактором дальнейшего развития субъекта Российской Федерации, именно поэтому необходимо серьезно относиться к оценке важнейших показателей, которые в свою очередь составляют систему безопасности региона в сфере экономики. Ее общими чертами является устойчивость в целом. Это означает возможность любого субъекта развиваться, a также исключать или устранять угрозы, которые могут возникнуть при данном развитии.
При достижении экономической безопасности Калининградской области, тем не менее, возникают проблемы, которые могут относиться к угрозам безопасности экономики. Это такие проблемы, как
− несовершенство правового и законодательного регулирования экономической безопасности;
− недостаточный уровень взаимных действий региона и органов исполнительной власти центра;
− существование теневой экономики;
− проявляющиеся элементы коррупции;
− недостаточная степень защиты природных ресурсов, которые влияют на чистоту окружающей среды;
− недостаточный уровень кадрового аппарата (в системе здравоохранения также существует эта проблема на высоком уровне угрозы);
− и надо отметить отсутствие единого перспективного плана развития экономической безопасности во всех направлениях и отраслях региона.
Доминирующими элементами системы обеспечения экономической безопасности региона являются объекты и субъекты экономической безопасности. Если первый элемент является всеобщим для большинства регионов (реальный), то региональные субъекты имеют собственные различия. Рассмотрим основные направления дальнейшего развития региона, а также угрозы, препятствующие ему, указанные в проекте стратегии социально-экономического развития Калининградской области до 2030 года.
Основными направлениями, выбранными как базовые для дальнейшего развития региона определены следующие:
− развитие бюджетных отраслей. Именно они обеспечивают максимум вклада в экономику региона;
− развитии инноваций и производство региональной продукции с высокой добавленной стоимостью;
− обеспечение занятости населения в области здравоохранения в том числе, в сельских местностях и их стимулирование для дальнейшего развития.
Для достижения социально-экономического развития Калининградской области необходимо брать во внимание сильные и слабые стороны региона.
Так, к слабым сторонам относятся: высокая монополизация в специальных отраслях; удаленность от рынков сбыта услуг; недостаточный уровень инновационного развития; уход квалифицированных специалистов из здравоохранения. К сильным сторонам мы относим: территориальный резерв; реализация инвестиционных проектов в области здравоохранения; высокое качество трудовых ресурсов; собственная система высшего образования в области здравоохранения; региональный потребительский рынок; стабильная экономико-политическая ситуация региона в целом.
По экономическому потенциалу в области здравоохранения Калининградская область имеет ряд существенных преимуществ, которые позволяют вступать с другими субъектами страны в конкуренцию. Это географическое положение области, которое открывает возможности международного сотрудничества в области здравоохранения. Ресурсный потенциал кадров, т. к. регион имеет самостоятельную базу подготовки медицинских работников. Благоприятный климат, который обеспечивает бесперебойную работу и выполнение медицинских и технических нормативов. Высокий уровень инвестиций, которые позволяют в дальнейшем развивать самые определяющие направления медицинских услуг.
Проведенный анализ социально — экономических показателей показал, что здравоохранение в Калининградской области не лишено как положительных, так и отрицательных элементов. Небесспорно, что в настоящее время остаются нерешенными некоторые проблемы, оказывающие влияние на уровень развития экономической безопасности здравоохранения, в частности. Среди них выделяются:
− несвоевременную замену устаревшего оборудования;
− уход квалифицированных кадров в другие регионы РФ;
− низкая заработная плата и другие.
Здравоохранение Калининградской области переживало и периоды высокой нестабильности, как в экономическом, так и в социальном плане.
Но необходимо отметить, что в последнее время общие показатели экономики области подтверждают продолжение стабильного роста для дальнейшей перспективы. Но создание механизмов защиты экономической безопасности в области здравоохранения нельзя останавливать. Должна быть создана перспективная (продолжительная) концепция развития здравоохранения в Калининградской области, которая сможет обеспечить достойные условия получения медицинских услуг. Нам представляется, что такая концепция может войти в создание социально-экономической политики региона. Приоритетная задача данной политики — это высокий уровень предоставляемых услуг населению и повышение реальных условий труда работников отрасли здравоохранения.
Рассмотрим стратегию развития здравоохранения Калининградской области. Данная стратегия определила важнейшие направления социально-экономического развития Калининградской области и послужила базисом для разработки конкретных государственных программ в разных направлениях развития Калининградской области, a также совершенствования деятельности органов исполнительной власти Калининградской области, повышению эффективности бюджетов и среднесрочных финансовых планов, a также законодательных инициатив. Здравоохранение и предоставление социальных услуг характеризуется следующими параметрами:
− темп роста — 83,1 %;
− доля в ВРП — 5,7 %;
− доля в общей численности занятых — 7,6 %;
− производительность — 305,0 тыс. руб.
Основной целью государственной политики в области здравоохранения Калининградской области на период до 2031 года явилось формирование системы, которая обеспечивала бы общую доступность медицинской помощи для всей категории населения Калининградской области. Здесь нельзя забывать и о высокотехнологичной помощи, и об объемах и видах медицинских услуг, которые соответствуют болезням населения нашего региона.
В Калининградской области продолжается модернизация системы здравоохранения для увеличения уровня состояния здоровья населения.
В данном направлении необходимо:
- Укрепить материально-техническую базу медицинских учреждений (в настоящее время она соответствует общему уровню развития в РФ. Однако останавливаться на этом нельзя).
- Внедрить информационную систему обеспечения экономической безопасности через новые (современные) элементы ее механизма.
- Усилить условия уровня оказания медицинской помощи (например, повысить доступность амбулаторной медицинской помощи).
В связи с этим, нами выделены перспективные направления работы по улучшению сферы здравоохранения в Калининградской области. Так,
− необходимо усилить контроль за санитарно-эпидемиологическим благополучием Калининградской области;
− реализовывать национальный проект в сфере здравоохранения;
− пропагандировать здоровый образ жизни граждан;
− расширять спортивно-оздоровительную систему программ;
− проводить профилактические работы по предотвращению алкоголизма и наркомании, противодействию потреблению табака;
− совершенствовать существующие программы снижения тяжести заболеваний у инвалидов и их реабилитации;
− развивать новые виды медико-санитарной помощи и методики профилактики заболеваний.
Однако надо отметить, что для дальнейшего развития сферы медицины Калининградской области необходимо реконструировать здания и помещения, и конечно, строить новые современные здания. Существует недостаточность площадей помещений, a это в свою очередь, влечет за собой невозможность проведения реконструкций. Кроме того, многие здания являются объектами культурного наследия Российской Федерации, что не позволяет тем более, проводить расширение или переконструирование.
Исследуя проблемы экономической безопасности здравоохранения Калининградской области, мы выявили задачи, которые стоят перед Министерством здравоохранения Калининградской области. Это:
− завершение программы медицинских организаций первичного звена здравоохранения;(предполагается обустройство фельдшерских и акушерских пунктов на территории от 100 человек до 2 тыс. человек);
− использование мобильных передвижных медицинских комплексов;
− создание механизмов единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения;
− внедрение инновационных медицинских технологий;(одним из приоритетных направлений является система ранней диагностики и дистанционный мониторинг);
− обеспечение квалифицированными кадрами; (возможность получения квалификации или переквалификации без отрыва от производства);
− реализация программ борьбы с онкологическими заболеваниями, сердечно-сосудистыми заболеваниями, развития детского здравоохранения.
В настоящее время уже невозможно говорить об отсутствии автоматизационных механизмов взаимодействия населения и учреждений здравоохранения. Но создание такой единой системы информатизации отрасли ставит перед специалистами еще более глобальные задачи. Это и внедрение телемедицинских систем, систем электронного документооборота. Существование полисов обязательного медицинского страхования помогает выполнить данную задачу в кратчайшие сроки. Кроме того, для развития конкурентоспособности здравоохранения Калининградской области необходимо повсеместно внедрять современные информационные системы и компьютерные программы. Это позволит усовершенствовать программу профилактики и пропаганды здорового образа жизни среди молодежи и лиц, временно проживающих на территории Калининградской области.
В завершении выделим направления развития экономической безопасности в сфере здравоохранения Калининградской области.
Направление «развития системы организации медицинской помощи». Модернизация объектов медицинской инфраструктуры должна происходить в направлении снижения объема коечного фонда и создания на высвободившихся площадях палат повышенной комфортности и дневных стационаров, обновления технической базы, реализации рациональных походов к процессам профилактики заболеваний, внедрения эффективных механизмов экономического стимулирования организаций здравоохранения и их сотрудников. Реконструкция или строительство новых зданий взамен зданий с высокой степенью износа должны соответствовать современным требованиям, в том числе по противопожарной безопасности и сейсмостойкости.
Направление «лекарственное обеспечение населения». Одним из существенных направлений повышения доступности медицинской помощи является возможность удовлетворить потребности всех пациентов (включая социально незащищенных) в качественных лекарственных средствах в соответствии с утвержденными стандартами лечения. Доступность лекарственных средств определяется наличием препаратов на фармацевтическом рынке и их экономической доступностью, то есть ценовым регулированием и компенсацией затрат населения на лекарственные средства через систему обязательного медицинского страхования.
Направление «строительство и реконструкция объектов здравоохранения».
Направление «сохранение кадрового потенциала отрасли». Основная цель кадровой политики в здравоохранении на период до 2020 года состоит в развитии системы управления кадровым потенциалом здравоохранения, основанной на рациональном планировании подготовки и трудоустройства кадров, использовании современных образовательных технологий и эффективных управленческих и мотивационных механизмов, позволяющих обеспечить здравоохранение кадрами, обладающими современными знаниями и способными обеспечить экономическую и клиническую эффективность применяемых высоких медицинских технологий и новых методов профилактики, диагностики и лечения. А также, достижение оптимального соотношения численности врачей и среднего медицинского персонала, устранение диспропорций в кадровом обеспечении всех уровней системы здравоохранения.
Направление «информатизация здравоохранения». Целью формирования и развития информатизации здравоохранения области является повышение доступности и качества медицинской помощи населению, развитие отрасли здравоохранения, совершенствование системы управления на основе автоматизации процесса информационного взаимодействия между учреждениями и организациями системы здравоохранения и обязательного медицинского страхования, министерством здравоохранения, а также федеральными органами исполнительной власти, обеспечивающими реализацию государственной политики в области здравоохранения.
Литература:
- Постановление Правительства Калининградской области от 30 апреля 2013 года N 273 «О государственной программе Калининградской области «Развитие здравоохранения»// http://docs.cntd.ru/document/424081697
- Каранина Е. В. Экономическая безопасность: на уровне государства, региона, предприятия: учебник / Е. В. Каранина. — Киров: Старая Вятка, 2015, 320 с.,
- Криворотов В. В., Калина А. В., Эриашвили Н. Д. Экономическая безопасность государства и регионов: учеб.пособие / В. В. Криворотов, А. В. Калина, Н. Д. Эриашвили. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 314 с.,
- Экономическая безопасность Российской Федерации: учебник для вузов. В 2ч./под ред. С. В. Степашина. М.;2016.
- Прогноз Калининградской области на 2018–2020 годы. Баланс трудовых ресурсов, https://gov39.ru/biznesu/zanyatost/prognoz_balansa.php,
- Сайт Правительства Калининградской области http://gov.39ru
- Сайт Областной Думы Калининградской области http://duma39ru