В статье рассмотрены основные тенденции развития кадрового и финансового потенциала здравоохранения Курской области, выявлены основные проблемы и предложены пути их решения.
Ключевые слова: экономический потенциал здравоохранения; кадровый потенциал; управление ресурсами; финансовые ресурсы.
Ухудшение состояния здоровья населения, рост потребностей в квалифицированной, высокотехнологической и доступной медицинской помощи, неэффективное использование ресурсов здравоохранения на сегодняшний день являются наиболее актуальными проблемами развития отрасли.
На поддержание, укрепление и восстановление здоровья приходится затрачивать материальные, финансовые, информационные, трудовые и другие ресурсы, поэтому управление ими имеет определяющее значение для отрасли здравоохранения, как в регионах, так и по России в целом.
Цель работы — оценить экономический потенциал здравоохранения Курской области.
Определены следующие задачи исследования:
- изучить нормативно-правовую базу развития экономического потенциала здравоохранения и динамику расходов финансовых ресурсов на охрану здоровья в Курской области;
- провести оценку кадрового потенциала здравоохранения региона.
Для достижения целей использовались методы сравнения, анализа и статистические методы. Материалами исследования послужили данные Росстата и научные публикации.
Объектом исследования является экономический потенциал России и Курской области.
Предметом является исследование финансовых, трудовых, материальных, информационных ресурсов и возможностей здравоохранения региона и страны в целом, а также эффективное управление ими.
На сегодняшний день в России и в ее регионах проходит реструктуризации механизма финансового обеспечения здравоохранения.
Происходит переход на одноканальное финансирование, которое предполагает повышение эффективности управления ресурсами государственных учреждений здравоохранения через сокращение неэффективных расходов [2, с. 125].
Согласно Федеральному закону от 2 декабря 2013г. № 349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» предполагается увеличение бюджетных ассигнований в сферу здравоохранения по сравнению с показателями Федерального закона от 3 декабря 2012 г. № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»:
- в 2014 году на 13 451 млрд. руб.;
- в 2015 году на 39 168 млрд. руб.;
- в 2016 году по сравнению с проектом 2015 года на 9102 млрд. руб. [1, с. 222].
Фактические расходы Федерального бюджета в 2011 году составили 499,6 млрд. руб., в 2012 году 613,8 млрд. руб., т. е. увеличились в абсолютном выражении на 114,2 млрд. (на 22,86 %). Фактические расходы бюджета Курской области на здравоохранение в 2011 году составили 7,38 млрд. руб., в 2012 году 6,39 млрд. руб., т. е. уменьшились в абсолютном выражении на 0,98 млрд. руб. (темп прироста составил -13,32 %).
В рамках Государственной программы развития здравоохранения до 2020 года определены основные направления развития здравоохранения и мероприятия, механизмы их реализации, в частности планируется создание эффективной модели управления финансовыми ресурсами программы государственных гарантий, а также повышение квалификации медицинских работников и создание системы мотивации их к качественному труду.
Нормативно-правовой основой повышения кадрового потенциала в здравоохранении служит План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения». Дорожная карта предусматривает повышение заработной платы врачей к 2018 году на 200 % по отношению к средней заработной платы в субъектах Российской Федерации, а заработной платы младшего и среднего медицинского персонала — на 100 %.
Так, в Курской области среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников здравоохранения в 2010 году составила 9173,4 руб., в 2011г. — 11632,3 руб., в 2012г. –13606 руб., 2013г. — 17876,3 руб. (что на 44,51 %, 36,99 %, 37,38 % соответственно меньше, чем по России). Темпы прироста в 2011г. составили 26,80 %, в 2012г. — 16,97 %, 2013г. — 31,39 % (Таблица 1) [4].
Средняя заработная плата по Курской области была выше заработной платы работников здравоохранения в 2010г. на 52,68 %, в 2011г. — на 39,62 %, в 2012г. — на 37,37 %, в 2013г. — на 18,77 %.
Таблица 1
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников Курской области за 2010–2013гг. (руб.)
|
2010 г. |
2011 г. |
2012 г |
2013 г. |
Темп прироста (%) 2011 г. |
Темп прироста (%) 2012 г. |
Темп прироста (%) 2013 г. |
Отрасль здравоохранения |
9173,4 |
11632,3 |
13606 |
17876,3 |
26,80 |
16,97 |
31,39 |
В целом по области |
14006,5 |
16240,8 |
18690 |
21231 |
15,95 |
15,08 |
13,60 |
Обеспеченность врачами в Курской области с каждым годом снижается. Так, в 2010 году данный показатель составил 58 врачей на 10000 человек населения, в 2011–57,1 врачей, т. е. уменьшился на 1,55 %; в 2012 году данный показатель по сравнению с предыдущим сократился на 0,53 %.
Обеспеченность средним медицинским персоналом на 10000 человек населения в Курской области в 2010 составила 116,4 человек, в 2011 году — 122,1 человек, что на 4,9 % больше, чем в 2010 году. В 2012 году данный показатель был равен 121,3 человека на 10000 человек населения, т. е. на 0,66 % ниже, чем в 2011 году.
Результаты исследования показали, что, не смотря на рост заработной платы, остается не решенной проблема дефицита медицинских кадров. Это объясняется тем, что рост интенсивности труда и нагрузки на одного медицинского работника превышает темпы роста заработной платы медицинского персонала.
Быстрыми темпами развивается коммерческая медицина, максимально оптимизирующая количество работающих и рабочих мест, требующая большей интенсивности труда от работника и эффективности использования трудовых ресурсов, что также объясняет нехватку кадров в учреждениях здравоохранения.
Для того, чтобы преодолеть проблему дефицита медицинских кадров государству необходимо проводить мероприятия, направленные на формирование адекватных и привлекательных условий труда, как для специалистов, так и для выпускников ВУЗов.
Необходимо расширять социальные гарантии медицинским и фармацевтическим работникам, так называемый «социальный пакет». Например, возможность внеочередного получения медицинской помощи, льготное обеспечение лекарственными средствами, помощь в обеспечении медицинских работников жильём. Это позволит привлечь кадры в медицинские учреждения.
Необходимо налаживать экономическую ситуацию в регионах, что обеспечит рост заработной платы работников здравоохранения, тем самым мотивируя медицинские кадры [3, с. 35–36].
Вышеперечисленные мероприятия потребуют дополнительного финансирования. Это затрагивает еще одну проблему российского здравоохранения — недофинансирование отрасли.
Проблема недофинансирования актуальна для здравоохранения как ни для одной другой отрасли. Ее решением является поиск альтернативных источников финансовых средств. В первую очередь — это средства от оказания платных медицинских услуг населению, средства ДМС.
Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день проблемы управления ресурсами здравоохранения остаются не решенными, и как следствие экономический потенциал здравоохранения Курской области развивается медленными темпами.
Литература:
1. Куркина М. П., Борисова Л. И. Проблемы и технологии управления качеством услуг здравоохранения // В мире научных открытий. 2013. № 11.9(47). С.219–224.
2. Куркина М. П., Анохина С. С. Основные предпосылки и направления реформирования системы здравоохранения РФ // Наука и современность. 2010. № 3–3. С. 123–128.
3. Улумбекова Г. Э. Система здравоохранения Российской Федерации: итоги, проблемы, вызовы и пути решения // Вопросы здравоохранения. 2012. № 2. С. 33–38
4. Российский статистический сборник «Здравоохранение в России». 2013. Режим доступа. URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 17.09.2014)