Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 июля, печатный экземпляр отправим 30 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Системообразующие факторы и угрозы экономической безопасности железнодорожной отрасли России

Отраслевая экономика
02.02.2020
1246
Поделиться
Библиографическое описание
Герасимов, А. И. Системообразующие факторы и угрозы экономической безопасности железнодорожной отрасли России / А. И. Герасимов. — Текст : непосредственный // Вопросы экономики и управления. — 2020. — № 1 (23). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/5/archive/153/4881/.


В статье проанализированы системообразующие факторы и условия обеспечения экономической безопасности Российских железных дорогах. Сделан вывод о необходимости комплексного подхода к мониторингу и оценке уровня экономической безопасности железнодорожной отрасли России.

Ключевые слова: экономическая безопасность, мониторинг безопасности

Кризисная ситуация на мировом рынке и в экономике страны привела к снижению объемов перевозок на железнодорожном транспорте России. Уменьшились доходы, а вместе с ними инвестиционный потенциал отрасли. В результате инвестиционная программа ОАО «РЖД» сокращена почти в два раза. Все это влечет за собой недофинансирование ремонтных работ. Это, в свою очередь, может вызвать проблемы с безопасностью движения. Для оценки экономической ситуации в железнодорожной отрасли необходимо: выявить угрозы экономической безопасности, произвести выбор индикаторов и определить пороговые значения экономической безопасности, организовать проведение мониторинга и разработать меры по нейтрализации угроз.

Состояние транспорта, отвечающее требованиям экономической безопасности, характеризуется набором показателей-индикаторов стабильности системы, за пределами которых теряется возможность воспроизводства, а затраты на её поддержание растут. Выбор индикаторов различают по признакам, учитывающим влияние отрасли на обеспечение макроэкономической безопасности и внутриотраслевые угрозы.

К основным индикаторам, как отмечают специалисты [1; 2; 3], относятся объёмные, ресурсные и индикаторы эффективности. В свою очередь к объёмным индикаторам следует отнести: транспортоёмкость валового внутреннего продукта; структуру транспортного рынка; перевозимость продукции стратегических отраслей и показатели транспортной обеспеченности. К ресурсным индикаторам относятся: доля конечной продукции отрасли в валовом внутреннем продукте; доля работников в численности экономически активного населения; доля основных фондов в общей стоимости основных фондов. К эффективности относят: рентабельность; производительность труда; уровень ресурсопотребления; соотношение по показателям эффективности с другими отраслями промышленности и видами транспорта.

Таблица 1

Классификация индикаторов экономической безопасности железнодорожного транспорта

Сфера деятельности

Угрозы экономической безопасности

Индикаторы экономической безопасности

Перевозочная деятельность

Снижение безопасности перевозочного процесса

Физический и моральный износ МТБ

Технологическое отставание в организации и управлении перевозочным процессом

Снижение научно-технического потенциала отрасли

Показатели безопасности, в т. ч. экономические

Износ основных фондов

Уровень использования средств доминирующего технологического уклада

Уровень внедрения современных информационных технологий

Удельные затраты на науку

Социальная сфера

Снижение мотивации в повышении эффективности работы

Снижение социальной защищённости

Соотношение роста производительности труда и средней зарплаты

Показатели отраслевых социальных программ

Финансовая сфера

Убыточность пассажирских перевозок

Соотношение доходных ставок и предельных затрат

Данный состав индикаторов позволяет, как комплексно оценить участие железнодорожного транспорта в общем воспроизводственном процессе, так и соответствие отраслевого экономического потенциала конечным результатам хозяйственной деятельности.

При определении пороговых значений могут использоваться: расчётные методы (общие пороговые значения рассчитываются на основе частных); метод аналогий (пороговые значения определяются по аналогии с параметрами аналогичных индикаторов зарубежных стран или на различных этапах развития отечественной экономики); метод определения пороговых значений на основе принятых директивных решений; экспертный метод (пороговые значения определяются на основе суммирования мнений группы экспертов).

Возможно сочетание нескольких методов, так как они взаимосвязаны. Процесс определения пороговых значений экономической безопасности состоит из следующих действий: а) определение реально достижимых в проектируемый период параметров прогноза социально- экономического развития; б) проведение анализа на предмет соответствия параметров пороговым значениям экономической безопасности; в) выявление наиболее глубоких и опасных с позиций экономической безопасности отклонений между показателями проектируемыми, пороговыми значениями и оптимальными критериями.

К показателям, определяющим устойчивость работы железнодорожного транспорта, относятся показатели оценки состояния безопасности транспортной системы. В качестве количественных показателей используются статистические данные: число крушений, аварий, случаев брака за определённый период. Так как этого недостаточно, используют дополнительно вероятностные характеристики. Показатель безопасности движения поездов определяется как вероятность движения поезда в неопасном состоянии в течение расчётного времени, а показатель безопасности транспортной системы по параметрам движения поезда — как вероятность нахождения транспортной системы в работоспособном нерабочем состоянии в течение расчётного времени.

На практике используется оценка состояния безопасности движения поездов по показателям количества аварий, крушений и брака.

Одним из основных показателей экономической безопасности, оценивающих устойчивость функционирования железнодорожного транспорта, является степень износа и старения основных средств. Для определения порогового значения данного показателя проводят оценку состояния основных производственных фондов (ОПФ) с целью установления максимального износа технических средств, сооружений, устройств железных дорог, при котором они могут безопасно функционировать. Показатель износа основан на бухгалтерских данных об амортизационных отчислениях, не характеризующих истинное состояние основных фондов. К тому же величины берутся средние, что не отражает полной информации о физическом состоянии основных средств. Оценка состояния основных фондов по величине амортизационного износа. Обновление материально-технической базы отрасли чаще происходит не за счёт амортизационных средств, а за счёт централизованных инвестиций в виде государственных капитальных вложений. Фактический износ основных средств требует корректировки в сторону снижения в связи с капитальным ремонтом.

При разработке пороговых индикаторов экономической безопасности в части состояния и использования основных производственных фондов учитываются следующие характеристики их физического состояния: производственные мощности предприятий, объектов; восстановительная и остаточная стоимость основных фондов; износ основных фондов; средний возраст основных фондов; стоимость основных фондов, находящихся за пределами установленных нормативных сроков службы технических средств; стоимость основных средств, не отвечающих современным требованиям к эксплуатации; соответствие зарубежным аналогам; количество основных фондов с просроченными сроками капитальных видов ремонта.

Показателем-индикатором, определяющим развитие инфраструктуры транспорта, служит уровень инвестиций в развитие железнодорожного транспорта. Его пороговое значение определяется минимально потребными инвестициями на ежегодное обновление ОПФ, обеспечивающими возможность расширенного воспроизводства.

Следующий индикатор, влияющий на обеспечение устойчивой работы транспорта — уровень импорта технических средств и запасных частей к ним в процентах от общего количества. Этот показатель даёт возможность вовремя определить зависимость от импорта.

Уровень доступности пассажирских услуг служит мерой оценки размера субсидирования транспорта из государственного бюджета. Показатели должны характеризовать возможности удовлетворения потребности в перевозках и степень удовлетворения этой потребности. Выбор правильных индикаторов и их пороговых значений позволяют своевременно разрабатывать меры по нейтрализации угроз экономической безопасности.

Реформирование железнодорожной отрасли, задачей которого является активизация и наращивание экономико-технического потенциала и необходимость повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта и транспортной системы страны в целом, определяет необходимость новых подходов к методологии и организации управления экономическими процессами. В комплексе подходов особая роль отводится поддержанию должного уровня экономической безопасности как обязательному условию устойчивого функционирования и достижения экономического роста национальной экономики, ее отраслей и хозяйствующих субъектов.

Преобразование структуры управления и форм собственности железнодорожной отрасли определяют особую актуальность данной проблемы на уровне хозяйствующих субъектов железнодорожного транспорта. При этом достигнутые в последние годы показатели работы железнодорожного транспорта, особенно состояния материально-технической базы, не содержат качественных изменений и предпосылок для дальнейшего устойчивого роста. Сложность ситуации усугубляется во время нестабильного современного макроэкономического положения.

Литература:

  1. Иванов, Д.А., Орлов В. В., Охотников, И. В. Мониторинг и оценка безопасности функционирования объектов железнодорожной инфраструктуры на основе методологии УРРАН // Экономика и предпринимательство — 2016. — № 1 (ч. 1).
  2. Латышева Н. А., Шведов Л. А. Совершенствование информационного обеспечения принятия управленческих решений в условиях интеллектуализации производственных процессов // Современная интеллектуальная трансформация социально-экономических систем. Материалы II международной научно-практической конференции. Саратов, ИИРПК, 2019, с.86–89.
  3. Охотников И. В. Риск-ориентированный подход к мониторингу и оценке безопасности функционирования объектов железнодорожного транспорта // Логистика и безопасность России / Под ред. Т. М. Степанян. — М: МАКС Пресс, 2016.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
экономическая безопасность
мониторинг безопасности

Молодой учёный