Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 01.07.2020

Статья просмотрена: < 10 раз

Библиографическое описание:

Свалова, Е. В. Игровая деятельность как средство развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников / Е. В. Свалова, О. Н. Талужина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 239-240. — URL: https://moluch.ru/archive/317/71997/ (дата обращения: 08.08.2020).



Дошкольное детство — самое благоприятное время для развития социально — коммуникативных навыков. В этом возрасте зарождаются и быстро развиваются отношения с другими людьми. Эти отношения будут являться фундаментом, на котором будет развиваться личность ребенка.

Ребенок может стать нормальным социальным существом, если он растет в нормальном и чутком окружении. Он будет честным и правдивым, если в его окружении царят честность и правдивость. То, чего мы хотим добиться в воспитании ребенка, мы должны постоянно переносить из области мыслей в область поступков. По своей природе и в кругу своих интересов ребенок добр. Непослушным, недобрым и сложным он становиться тогда, когда его вырывают из этого круга, подталкивают к ранней интеллектуализации.

Родители торопятся научить малыша читать, писать, изучить иностранный язык, музыку, танцы, рисование. Но не могут или не хотят понять, что в первую очередь он должен научиться социализироваться в обществе. К сожалению, сейчас развитие социально — коммуникативных навыков у дошкольников является приоритетной проблемой педагогики. Актуальность проблемы растет в современных условиях в связи с особенностями социального окружения детей, в котором наблюдаются недоброжелательность, невоспитанность, дефицит культуры речи, отсутствие патриотизма.

В своей работе мы направили свои силы не только на развитие эмоций, речи и чувств, но и на решение вопросов социализации: развитие коммуникативности, умение выходить из сложных ситуаций, развивать у детей способности продуктивно решать социальные проблемы. Для этого выбрали игровую деятельность, как эффективную форму взаимодействия с детьми.

Игра у детей — ведущий вид деятельности. Ребенок играет без принуждения взрослого. Дошкольник играет не только с игрушками, но и со словами, ситуациями, событиями. В нашем компьютерном веке у детей наблюдается отсутствие навыка развития игры и потребность играть со сверстниками. Появляется ранняя зависимость от компьютеров, планшетов и телефонов. И это большая проблема!

При распределении времени на занятия мы стремимся к равновесию между свободной игрой детей, во время которой они могут проявить свою инициативу, и занятиями с целой группой под нашим творческим руководством. Считаем, если на свободную игру отвести слишком мало времени, дети лишаться самого ценного в своей деятельности, и для развития фантазии, умения общаться со сверстниками, переработки впечатлений останется слишком мало места. Игра в детском саду организовывается, как совместная игра взрослого с детьми, где воспитатель выступает как играющий партнер и в то же время он носитель специфического «языка» игры. Обычное, эмоциональное поведение воспитателя, который принимает любые детские фантазии и замыслы, гарантирует самостоятельность, свободу действия и непринужденность, способствует возникновению у дошкольников желания самим овладеть игровыми способами.

Для дальнейшей работы с детьми определили для себя цель — формирование социально — коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности.

Для достижения этой цели сформулировали следующие задачи:

  1. Развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками и взрослыми;
  2. Формирование готовности поддерживать и завершать общение, развивать культуру речи;
  3. Стимулировать социально-коммуникативную деятельность посредством игровых действий;
  4. Побуждать дошкольников к выражению своих чувств, мыслей, эмоций при помощи мимики, жестов, слов.

Для достижения результатов и осуществления цели и задач, используем в своей работе следующую классификацию игр:

− Игры, возникающие по инициативе детей:

  • (экспериментирование «Тонет — не тонет», «Что тяжелее?», игры с игрушками, игры с природным материалом «Рябиновые бусы», «Человечки из шишек»).
  • сюжетные игры (сюжетно — ролевые «На приёме у врача»; режиссерские «Снимаем кино», театрализованные «Старые сказки на новый лад»).

− Игры, возникающие по инициативе воспитателя:

  • обучающие игры (сюжетно — дидактические «Путешествие по реке времени»; подвижные «Хали — хало — стоп!»; музыкально — дидактические «Купим мы бабушке…»; развивающие «Разгадай ребус»).
  • досуговые игры (интеллектуальные «Шахматные задачи»; театрализованные «В гостях у Репки»; игры — забавы «Неподвижное пугало»; празднично — карнавальные «Новый год у ворот»; компьютерные «Помоги Буратино собрать азбуку»).

Возникает вопрос, как же игра влияет на развитие социально — коммуникативных навыков?

Богатый материал для диалогической речи дают словесные игры. Воспитывают внимательность к сказанному партнером по игре.

В подвижных играх происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. Правила игры обязывают соблюдать очередность, слушать друг друга.

В сюжетно-ролевых играх идет закрепление навыков межличностного общения, совершенствование разговорной речи, закрепление знаний и норм поведения в обществе. Дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми. Они на собственном опыте убеждаются, как важно умело налаживать контакты с окружающими. В процессе работы изготовили картотеку сюжетно-ролевых игр и центры для игр «Доктор Пилюлькин», «Супермаркет Земляничка», «Салон красоты «Ветерок», «Компьютерный центр «Клавиша», которые пополняются и расширяются с учетом возраста детей, развития и становления этапов формирования игры.

Для развития диалогического общения детей используем настольно-печатные игры: лото, домино, шашки, игры с правилами. Они развивают навыки работы в команде, логическое мышление, уважение к сопернику, умение соблюдать правила игры.

Таким образом, игровая деятельность как средство социально-коммуникативного развития дошкольников способствует формированию разносторонней, яркой, полноценной личности, способной жить и работать в современном мире.

Литература:

  1. Бондаренко А. К., Матусик А. И. воспитание детей в игре. М.: Просвещение, 1983.-192с.
  2. Тверитина Е. Н. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. — М.: Просвещение.2006. — 112с.
  3. Юзбекова Е. А. Ступеньки творчества (Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника). — М.: ЛИНКА –ПРЕСС, 20111. — 128с.
  4. Грюнелиус Э. М. Вальдорфский детский сад. — М.: — издательство «Мир книги». 1992. — 17с.
  5. Фопель К. Как научить детей сотрудничать. — М.: Генезис, 2001–292с.
  6. Смирнова Е. О. Формирование коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста. — М., 2008–58–62с.
  7. Кон И. С. Социология личности. — М.: Искра, 1967–345с.
Основные термины (генерируются автоматически): игра, ребенок, игровая деятельность, правило игры, развитие.


Похожие статьи

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне; игра как средство приобретения и проработки знаний.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то...

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность...

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность...

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие. Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Развитие игровой деятельности детей третьего года жизни

Итак, игровая деятельность детей третьего года жизни проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их...

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст...

Следующий структурный элемент игры — это игровые правила. Игровые правила — это правильность и последовательность выполнения

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного...

Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность. Игра — это жизнь дошкольника, его маленький мир, необходимая для него деятельность. В игре ребёнок усваивает полученный опыт, наблюдая за окружающими...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников.

Такая игра более сложна для детей. Игры — драматизации помогают детям больше

Каждый ребёнок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, со своим сводом законов.

Развитие игровой деятельности детей на протяжении...

Ключевые слова: игра, ребёнок, Сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, окружающий мир.

Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение...

Похожие статьи

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа...

Игровая деятельность имеет исключительно важное значение в процессе развития ребенка. Игра оказывает влияние на все стороны его психического развития. Также игра — это важное условие социального развития в ребенка, ведь именно играя, дети знакомятся с...

Влияние сюжетно-ролевых игр на развитие игровой...

игра как деятельность, в которой ребенок развивается целостно, гармонично, всесторонне; игра как средство приобретения и проработки знаний.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то...

ребенок, игра, дошкольный возраст, роль, игровая деятельность...

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

игра, ребенок, дошкольный возраст, действие, игровая деятельность, роль, правило игры, игровое пространство, сюжетно-ролевая игра, дошкольное детство.

Игровая деятельность дошкольника | Статья в журнале...

Основная деятельность дошкольника — игровая, в игре ребенок живет, растет, развивается. Игрой ребенок овладевает постепенно. Со стороны воспитателя игра требует постоянного тактичного, незаметного руководства.

игра, ребенок, дидактическая игра, игровая деятельность...

игра, ребенок, правило игры, игровая задача, игровая деятельность, задача, дидактическая игра, познавательная деятельность детей, дидактическая задача, действие. Игры интеллектуального сотрудничества как метод обучения...

Развитие игровой деятельности детей третьего года жизни

Итак, игровая деятельность детей третьего года жизни проходит большой путь развития: от единичных действий одного ребёнка с одной игрушкой до развёрнутой индивидуальной и совместной игры детей, включающей ряд эпизодов, передающих разные действия людей и их...

ИГРА, ребенок, игровое пространство, дошкольный возраст...

Следующий структурный элемент игры — это игровые правила. Игровые правила — это правильность и последовательность выполнения

Игра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Она является потребностью растущего организма, ведь в нее...

Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного...

Ключевые слова: игра, ребенок, речь, правила игры, детская игра, диалогическая речь, игровая деятельность. Игра — это жизнь дошкольника, его маленький мир, необходимая для него деятельность. В игре ребёнок усваивает полученный опыт, наблюдая за окружающими...

ребенок, Игра, игровая деятельность, младшая группа...

Игра как ведущая деятельность в социально-личностном развитии дошкольников.

Такая игра более сложна для детей. Игры — драматизации помогают детям больше

Каждый ребёнок — это отдельный мир, со своими правилами поведения, со своим сводом законов.

Развитие игровой деятельности детей на протяжении...

Ключевые слова: игра, ребёнок, Сюжетно-ролевая игра, игровая деятельность, окружающий мир.

Игра — путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить.

Правила, обязательные при проведении игры, воспитывают у детей умение...

Задать вопрос