Библиографическое описание:

Комарова Н. В., Рыбакина Л. А., Фаткуллина С. Ф. Развивающие игры как средство развития личности [Текст] // Теория и практика образования в современном мире: материалы Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.). — СПб.: Реноме, 2012. — С. 190-192. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/21/1653/ (дата обращения: 14.12.2017).

Игровая специфическая детская деятельность неоднородна. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяют три класса игр:

- игры, возникающие по инициативе ребёнка - самодеятельные игры;

- игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью;

- игры, идущие от исторически сложившихся традиции этноса – народные игры, которые могут возникнуть по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвигами. В состав первого класса входят: игра-экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры: сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссёрская и театрализованная. Именно игры, возникающие по инициативе самих детей. Наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребёнка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве. Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребёнка и содержательным общением с взрослыми.

Второй класс включает в себя обучающие и досуговые игры. Все игры могут быть самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными.

Дидактические игры – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогической школой в целях обучения и воспитания детей. Дидактические игры направлены на решение конкретных задач в обучении детей, но в то же время в них появляются воспитательное и развивающее влияние игровой деятельности. Использование дидактических игр как средство обучения младших школьников определяется рядом причин:

- опора на игровую деятельность, игровые формы и приёмы – это наиболее адекватный путь включения детей в учебную работу;

- освоение учебной деятельностью, включение в неё детей идёт медленно;

- способствуют развитию у детей психических процессов;

- недостаточно сформирована познавательная мотивация.

Дидактическая игра во многом способствует преодолению указанных трудностей. Она имеет определённую структуру, характеризующую игру как форму обучения и игровую деятельность. Выделяются следующие структурные составляющие дидактической игры:

  1. дидактическая задача;

  2. игровые действия;

  3. правила игры;

  4. результат.

Дидактическая задача определяется целью обучения и воспитательного воздействия. Она формируется педагогом и отображает его обучающую деятельность. Игровая задача осуществляется детьми. Дидактическая задача в дидактической игре реализуется через игровую задачу. Она определяет игровые действия, становится задачей самого ребёнка. Игровые действия – основа игры. В разных играх игровые действия различны и по отношению к играющим. Они связаны с игровым замыслом и исходят из него. Игровые действия являются средствами реализации игрового замысла, но включают и действия, направленные на выполнение дидактической задачи.

Правила игры, их содержание и направленность обусловлены общими задачами формирования личности ребёнка, познавательным содержанием, игровыми задачами и игровыми действиями.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил педагог управляет процессом познавательной деятельности, поведением детей, незаметно организует действия детей.

Подведение итогов – результат, подводится сразу по окончанию игры. Это может быть: подсчёт очков; выявление детей, которые выполнили игровое задание; определение команды – победительницы и т.д. При этом необходимо отметить достижения каждого ребёнка, подчеркнуть успехи отстающих детей.

При проведении игр необходимо сохранить все структурные элементы. Так как именно с их помощью решаются дидактические задачи.

Взаимоотношения между детьми и педагогом определяются не учебной ситуацией, а игрой. Дети и педагог – участники одной игры.

Таким образом, дидактическая игра – это игра только для ребёнка, а для взрослого – это способ обучения. Цель дидактических игр – облегчить переход к учебным задачам, сделать его постепенным. Из сказанного выше можно сформулировать основные функции дидактических игр:

- формирование устойчивого интереса к учению и снятие напряжения, связанного с процессом адаптации ребёнка к школьному режиму;

- формирование психических новообразований;

- формирование обще учебных умений, навыков самостоятельной учебной работы;

- формирование навыков самоконтроля и самооценки;

- формирование адекватных взаимоотношений и освоение социальных ролей.

Таким образом, дидактическая игра – сложное, многогранное явление. Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:

  1. игры с предметами (игрушками, природным материалом)

  2. настольные печатные

  3. словесные

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Еще можно использовать предметы, в которых разница между ними менее заметна. В играх с предметами младшие школьники выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и расположения предметов, нахождение отсутствующего предмета.

Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, различные виды лото, домино. При их использовании решаются различные развивающие задачи. В этих играх формируются такие ценные качества личности ребёнка, как способность к перевоплощению, к творческому поиску в создании необходимого образа.

Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретённые ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.

Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр в процессе учебной деятельности. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока игра должна решить задачу усвоения темы. В конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной, доступной, увлекательной, включать детей в разные виды деятельности.

Виды игр для детей очень разнообразны. Есть такие игры, которые предназначены специально для развития умственных способностей школьников, совершенствования и тренировки их памяти и мышления, которые помогают лучшему усвоению и закреплению приобретённых в школе знаний, пробуждению у учащихся живого интереса к изучаемым предметам. Таким играм необходимо уделять постоянное внимание.

Для поддержания познавательной активности младших школьников используются разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а так же различные средства обучения.

Игра имеет особое значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего «человека» происходит, прежде всего - в игре. И вся история отдельного человека как деятеля и работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе её в работу. Детство рождает собственную культуру бытия ребенка. Значение игровой деятельности в культуре можно понять из потребности воспроизводства отношений человека к действительному миру, которые он в реальной ситуации осуществить не может, из потребности общения и обмена деятельностью и эмоциями. Игра имеет процессуальный и преходящий характер, ее цель - изменение личности. Игра является средством адаптации к культуре. Она готовит ребенка к будущей самостоятельной жизни. В ней ребенок, прежде всего, учится быть человеком. Игра принципиально отличается от подражания. В игровой деятельности всегда присутствует воображение, которое не дает слиться с объектом подражания, сохраняет по отношению к нему определенную дистанцию. Подражая чему-то красивому, возвышенному, опасному, чему-то другому, чем то, что окружает, ребенок никогда не теряет представления об «обычной действительности». Игра и воображение неразрывно взаимосвязаны. По Л.С. Выготскому игра – это «общий корень» художественной деятельности ребенка. Дети всегда стремятся сочинять, сочинительство – это такая же деятельность воображения, как и игра. Игра выступает в качестве способа освоения им мира. В дальнейшем таким способом освоения мира становится учение, хотя игра и не исчезает полностью из жизни подростка. Игра обладает качествами, обращенными непосредственно к основным сущностным чертам человека; она выступает как своеобразное замещение реальной ситуации, как подлинно человеческая деятельность. Игра возникает с необходимостью в определенный период развития человека, и это непосредственно связано с задачами воспитания целостной личности.

Постепенно игра начинает приобретать для младшего школьника более осознанный характер, становясь самым доступным средством познания мира, проявления и утверждения себя в нём.

Подбор обучающих игр на уроке способствует формированию и развитию психических функций учащихся и требует определенного мастерства учителя начальной школы. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребёнка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а её продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность, позволяет развивать внимание и память, создаёт условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно – мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребёнка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива.


Литература:

  1. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Москва: "Эксмо-Пресс" 1998 г. - 216 с.

  2. Эрик Г.Эриксон. Детство и общество. - Изд. 2-е, 1996.

  3. Ладенко И.С. Игровое моделирование методологии и практики. Новосибирск: " Наука", 1997 г. - 386 с.

Основные термины (генерируются автоматически): самодеятельные игры, игровые действия, дидактических игр, Развивающие игры, урока игра, Дидактические игры, урока игра должна, младших школьников, игровой деятельности, сюжетные самодеятельные игры, личности ребёнка, Развивающие компьютерные игры, урока цель игры, Развивающие игры математического, игровую деятельность, Настольно-печатные игры разнообразны, дидактической игры, инициативе взрослого, Игровые действия, народные игры.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос