Формирование социальной компетентности младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 22 августа, печатный экземпляр отправим 9 сентября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Соловьева, А. В. Формирование социальной компетентности младших школьников / А. В. Соловьева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 26.1 (316.1). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/archive/316/72280/ (дата обращения: 08.08.2020).



Статья раскрывает возможности формирования социальной компетентности младших школьников. Раскрывается и характеризуется понятие «социальная компетентность», его компонентный и уровневый состав. Представлены способы формирования социальной компетентности младших школьников в учебной и воспитательной деятельности. Проанализированы результаты изучения социальной компетентности младших школьников.

Ключевые слова: младший школьный возраст, компетентность, социальная компетентность, социальные умения и навыки, способы конструктивного поведения.

Одним из требований новых федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования к личностным результатам освоения основной образовательной программы выступает формирование навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и окружающими, готовность выстраивать свое поведение в согласовании с общепринятыми нормами и правилами, самостоятельно работать и отвечать за собственные поступки. В модели выпускника сформированность социальной компетентности младших школьников проявляется в таких характеристиках, как «способный к организации собственной деятельности», «готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом», «умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение».

Цель статьи: раскрыть процесс формирования социальной компетентности младших школьников.

Компетентность есть результат овладения знаниями, умениями, навыками, опытом, проявляющийся в готовности и способности принимать адекватные и ответственные решения в проблемных ситуациях. Понятие «социальный» раскрывает связь с обществом и социальное взаимодействие с ним. Следовательно, социальная компетентность рассматривается как взаимосвязь процессов социализации и индивидуализации, обеспечивающих развитие и саморазвитие личности. В младшем школьном возрасте процесс становления идентичности (личностной, социальной) совпадает с процессом социализации в целом.

Социальная компетентность — сложное понятие, основой которого выступает саморегуляция поведения. Так в статье Е. Б. Каменской представлен анализ подходов к рассмотрению социальной компетентности: уровень социальной действительности; морально-правовая и социальная зрелость личности; соотношение «Я — общество» [3].

Проведенный теоретический анализ позволил утверждать, что социальная компетентность выступает интегративной личностной характеристикой.

Е. В. Прямикова под социальной компетентностью понимает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности [5].

Н. В. Калинина утверждает, что основу социальной компетентности составляют знания об обществе и особенностях взаимодействия людей, знания о традициях, нормах и правилах поведения людей [2].

Согласно исследованиям РГПУ им. А. И. Герцена социальная компетентность представляет собой комплекс умений: ориентация в ситуации и использование ее для собственного образования; включение в деятельность; организация сообщества для овладения опытом взаимодействия при решении круга конкретных задач.

Социальная компетентность младшего школьника, по мнению О. В. Галаковой, включает в себя следующие характеристики: признание ценности себя и другого, значимости сотрудничества со сверстниками и взрослыми, знание правил поведения и взаимодействия, способов разрешения конфликтных ситуаций, ответственность за свои поступки и результаты деятельности на основе рефлексии [1].

Анализ различных определений позволил выделить такие аспекты социальной компетентности, как:

– сложное личностное образование, состоящее из компонентов (мотивационный, когнитивный, деятельностный);

– отражение взаимодействия человека и социального окружения;

– соотношение собственных целей с целями и потребностями других, группы людей, социума в целом;

– оптимизация эмоционального состояния.

В исследовании под социальной компетентностью младших школьников понимается способность ребенка выстраивать взаимодействия с другими людьми в окружающей его социальной действительности, связывая воедино знания, ценности и поведение.

Проведенный теоретический анализ позволил выделить следующие компоненты социальной компетентности младших школьников:

– когнитивный — наличие знаний об особенностях взаимодействия с окружающими людьми, знаний правил и норм поведения, правил работы в паре и группе, способов разрешения конфликтных ситуаций, знание вербальных/невербальных средств общения;

– мотивационный — потребности взаимодействовать, сотрудничать и общаться с другими людьми, проявлять себя в социально одобряемой деятельности, признание ценности сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

– деятельностный — умение понимать других, умение не создавать конфликтных ситуаций и находить компромиссные решения конфликтов, проявление ответственности за свои поступки и результат деятельности, выполнение правил здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

Социальная компетентность младших школьников может быть сформирована на уровнях: низкий, средний, высокий. Систематизация структурных компонентов и уровней сформированностей делает возможным диагностировать социальную компетентность младших школьников в эмпирическом исследовании.

Младший школьный возраст — первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности. При этом считаем актуальным мнение А. М. Прихожан: социальная позиция школьников 3–4 классов «дремлет» до подросткового возраста, момента появления стремления к овладению новой социальной позицией — представителя подросткового сообщества [4].

Принимая во внимание исследования Н. В. Калининой, отметим, что социальная компетентность младшего школьника основывается на таких психологических новообразованиях возраста, как:

– овладение произвольной регуляцией поведения в процессе интенсивного развития познавательной сферы и активного включения в учебную деятельность;

– сензитивность младшего школьника к влиянию взрослых;

– развитие мотивации успеха и достижения;

– способность к адекватной самооценке [2].

Учет данных возрастных новообразований способствует усвоению необходимых социальных норм.

Актуальна для исследования позиция ряда ученых: говорить о компетентности до достижения определенного возраста представляется недостаточно корректным в смысловом отношении, поскольку возможность самостоятельно взаимодействовать с достаточно широким социальным окружением, становясь в определенной мере субъектом саморазвития, появляется не ранее, чем в подростковый период. Поэтому применительно к младшему школьному возрасту правомерно говорить об обретении необходимо-достаточной социальной компетентности. У младшего школьника появляется способность воспринимать и переживать свою некомпетентность в определенных ситуациях как возможность научиться чему-либо, а не как дефект личности или признак неудачи.

Предпосылками возможности формирования социальной компетентности обучающихся начальной школы выступают

– активность и желание ребенка включиться в коллективную творческую, практическую деятельность;

– интенсивность взаимодействия со сверстниками, педагогом, взрослыми.

Младший школьник начинает активно включаться в социальную деятельность, понимать и принимать действия окружающих, соотносить свои действия и поведение с социально значимой оценкой окружающих. Ребенку необходима педагогическая поддержка и помощь в выработке определенных, социально принимаемых способов поведения и взаимодействия.

Начальная школа призвана создать оптимальные условия для формирования социальной компетентности младших школьников в различных видах деятельности (учебной, внеурочной, социальной, воспитательной и др.). Проявление конструктивной социальной компетентности целенаправленно формируется в специально организованной образовательной среде. В ходе учебной деятельности в парной и групповой работе младших школьник учиться устанавливать контакты и организовывать взаимодействие со сверстниками посредством предметного содержания учебных дисциплин. Для выполнения парной и групповой деятельности создаются алгоритмы выполнения заданий, обсуждаются правила и результаты работы, анализируется выполнение учебных задач.

В социальной компетентности, бесспорно, важен когнитивный и деятельностный компоненты, но без сформированности у ребенка личностных образований (мотивация социально значимой деятельности, эмоционально-волевая регуляция, позитивная самооценка и пр.) успешная социальная адаптация невозможна. Поэтому для становления социальной компетентности ребенка важен его опыт активного социального взаимодействия. Средствами организации процесса формирования социальной компетентности в воспитательной работе могут выступать: распределение обязанностей и выполнение поручений, совместные творческие и социально значимые дела (акции, проекты, конкурсы и пр.). Педагог организует целенаправленную работу по объединению детского коллектива, привлекает ребят к выработке правил взаимодействия, обсуждает и разбирает с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии правильного поведения в них.

Формирование социальных умений и навыков младших школьников осуществляется в ходе специально организуемых занятий. Педагог целенаправленно знакомит детей с традициями школы, правилами, нормами поведения и традициями класса, нормами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных жизненных (и не только школьных) ситуациях. С использованием специально подобранных упражнений, игр у младшего школьника целенаправленно формируются умения и навыки социально одобряемого взаимодействия.

Подтверждение теоретических выводов мы нашли в собственных результатах изучения сформированности социальной компетентности младших школьников. С учащимися четвертого класса одной из школ г. Хабаровска была проведена серия диагностических методик: «Оценка уровня общительности» (тест В. Ф. Ряховского); «Оценка уровня дружелюбности» по шкале Д. Кэмпбелла; «Определение социальной компетентности» Перелыгиной Е. А. и Фишман И. С. Выбор данных методик определяется возрастом детей, доступностью.

С целью изучения уровня коммуникабельности учащихся была проведена методика «Оценка уровня общительности» (тест В. Ф. Ряховского). Анализ результатов показал, что 9 % (2 чел.) отличались высоким уровнем общительности: разговорчивы, охотно знакомились с новыми людьми, готовы помогать. Учащиеся быстро ориентируются в ситуациях, любят участвовать в различны играх, мероприятиях, настойчивы в деятельности, которая их привлекала.

Для детей со средним уровнем коммуникабельности 86 %, (16 чел.) характерно: умение планировать свою работу. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей. Проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в мероприятия, способны принять самостоятельное решение в трудной ситуации. При этом потенциал этих склонностей не отличался высокой устойчивостью.

С целью выявления уровня дружелюбности была проведена диагностика «Оценка уровня дружелюбности» по шкале Д. Кэмпбелла. Результаты показали, что 11 чел. (50 %) отличаются высоким показателем доброжелательного отношения к другим людям, для детей со средним уровнем коммуникабельности 11 чел. (50 %) характерно: выраженность стремления к контактам с людьми, не ограниченный круг своих знакомств, проявляют инициативу в общении.

С целью определения сформированности ответственности младших школьников была проведена диагностика «Определение социальной компетентности» Перелыгиной Е. А. и Фишман И. С. Анализ результатов показал, что 9 чел. (43 %) имеют высокие показатели социальной компетенции, 11 чел. (52 %) — средними, дети готовы брать на себя обязанности только, если их об этом попросить, не всегда идут по плану выполнения своих поручений.

Исходя из результатов методик видно, что для четвероклассников характерен средний уровень сформированности социальной компетентности. Мы полагаем, что в результате использования различных форм и средств специально организованной деятельности уровень актуального развития социальной компетенции вырастет.

Таким образом, формирование социальной компетентности младших школьников — длительный, специально организуемый процесс происходит в специально организованной образовательной среде. Социальная компетентность сформирована, когда ребенок умеет презентовать себя, взаимодействовать с коллективом сверстников, вступать в эффективные коммуникации с людьми разного возраста и социального статуса, неся ответственность за свои действия и поступки.

Литература:

  1. Галакова О. В., Серякова С. Б. Психолого-педагогические условия развития социальной компетентности младших школьников // Социально-экономические проблемы развития обществ. — 2013. — № 4(22). — С. 72–75.
  2. Калинина Н. В. К вопросу о формировании конструктивного поведения младших школьников // Муниципальное образование: инновации и эксперимент — 2015. — № 6. — С.41–45.
  3. Каменская Е. Б. Социальная компетентность: соотношение научных теорий // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 1 — С.110.
  4. Прихожан А. М. Современный младший школьник: социальная ситуация развития и становление «Социального Я» // Образовательная политика. — 2014. — № 2 (64). — С. 37–45
  5. Прямикова Е. В. Социальная компетентность школьников: смыслы и практики // Социально-политический журнал. — 2009 — № 7. — С. 126–132.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная компетентность, младший школьник, школьник, ситуация, ребенок, младший школьный возраст, социальная действительность, проведенный теоретический анализ, организованная образовательная среда, начальная школа.


Ключевые слова

компетентность, младший школьный возраст, социальная компетентность, социальные умения и навыки, способы конструктивного поведения

Похожие статьи

Развитие социальной компетентности младших школьников...

Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду, неофициальная программа, ориентированная на освоение

Младший школьный возраст — это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности.

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников. Ключевые слова: социальная компетентность, учащиеся младшего школьного возраста, межличностные отношения, социализация.

Формирование социально-психологической компетентности...

Коротина Ю. В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов.

Развитие социальной компетентности младших школьников... Младший школьный возраст — это первый период приобщения ребенка к общественной...

Исследование социальных компетенций младших школьников

Перемены в российском обществе потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования.

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует...

К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших...

Для диагностики социальной компетентности младших школьников мы использовали следующие методики: определение уровня сформированности социальной компетентности младших школьников (Перелыгина Е. А. и Фишман И. С.), «Социометрия» (Дж.

Социализация личности младшего школьника на уроках...

Актуальность управления процессами социализации детей младшего школьного возраста определена ролью образования в социализации человека: социализация, традиционно трактуемая как привносимое обществом извне и присваиваемое ребенком в деятельности...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Особенности коммуникативной компетентности младших...

Турук, Е. П. Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения / Е. П. Турук.

С поступлением ребенка в школу меняется и социальная ситуация развития ребенка, дети адаптируются к новому социальному окружению, учатся...

Похожие статьи

Развитие социальной компетентности младших школьников...

Для младшего школьника, только входящего в образовательную среду, неофициальная программа, ориентированная на освоение

Младший школьный возраст — это первый период приобщения ребенка к общественной жизни в социально значимой деятельности.

Диагностика социальной компетентности младших школьников

В статье представлены результаты диагностики социальной компетентности младших школьников. Ключевые слова: социальная компетентность, учащиеся младшего школьного возраста, межличностные отношения, социализация.

Формирование социально-психологической компетентности...

Коротина Ю. В. Формирование социальной компетентности младших школьников средствами учебных предметов.

Развитие социальной компетентности младших школьников... Младший школьный возраст — это первый период приобщения ребенка к общественной...

Исследование социальных компетенций младших школьников

Перемены в российском обществе потребовало изменений в содержании, формах и методах организации образовательного процесса в школе, переоценки результатов ее функционирования.

Социально-психологическое развитие ребенка в младшем...

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует...

К вопросу о диагностике социальной компетентности у младших...

Для диагностики социальной компетентности младших школьников мы использовали следующие методики: определение уровня сформированности социальной компетентности младших школьников (Перелыгина Е. А. и Фишман И. С.), «Социометрия» (Дж.

Социализация личности младшего школьника на уроках...

Актуальность управления процессами социализации детей младшего школьного возраста определена ролью образования в социализации человека: социализация, традиционно трактуемая как привносимое обществом извне и присваиваемое ребенком в деятельности...

Психологические и возрастные особенности младшего школьника

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется.

Особенности коммуникативной компетентности младших...

Турук, Е. П. Особенности коммуникативной компетентности младших школьников с разным уровнем воображения / Е. П. Турук.

С поступлением ребенка в школу меняется и социальная ситуация развития ребенка, дети адаптируются к новому социальному окружению, учатся...

Задать вопрос