В данной статье рассматриваются основные исторические этапы взаимоотношений Итальянской республики с Организацией Североатлантического договора, их развитие, а также перспективы будущего взаимодействия.
Ключевые слова: Италия, внешняя политика Италии, Североатлантический договор, НАТО.
«Итальянская нация после двух мировых войн, пережитых одним и тем же поколением, с уверенностью и надеждой смотрит на этот договор [Североатлантический]; она видит в нем решительный шаг к установлению спокойствия в свободном и едином мире» –
Карло Сфорца — министр иностранных дел Итальянской республики (1947–1951)
Италия стала одной из стран-основательниц НАТО, однако из-за различных негативных факторов ее участие в этой организации было под вопросом. Внутриполитические перипетии, нестабильность мнений в верхах и неопределенность внешнеполитического курса после окончания Второй мировой войны стали причинами множественных разногласий в политической среде республики.
Тем не менее, членство в НАТО было верным решением для правительства Италии по ряду причин, среди которых были расширенные возможности для европейской интеграции и восстановления экономики. Для партнеров по договору же Италия была важнейшим стратегическим союзником — форпостом НАТО на Юге Европы, в центре Средиземноморья.
Так, 4 апреля 1949 года Итальянская республика закрепила за собой ряд обязательств в рамках Североатлантического альянса и теперь стала наращивать военный потенциал с целью обеспечения безопасности в регионе согласно принципу коллективной самообороны и создания прочных экономических связей со странами-партнерами. [3]
Поскольку Италия продолжительное время не обладала достаточным количеством финансовых ресурсов и не отличалась выдающейся военной мощью, ее роль в принятии важнейших решений в НАТО была невысока. Тем не менее, на протяжении всей второй половины XX века Итальянская республика полностью поддерживала политический курс альянса на международной арене, так как атлантизм стал одним из ведущих внешнеполитических направлений этого государства. Стоит также отметить, что стратегически выгодное, с одной стороны, географическое положение Италии делает ее, с другой стороны, крайне уязвимой с Юга, что также способствовало проатлантическим настроениям итальянских правящих элит, которые осознавали гарантию защищенности собственных границ «под крылом» США. [5]
Нельзя не отметить, что итальянцы внесли действительно большой личный вклад в развитие Организации Североатлантического договора как одного из ведущих институтов международных отношений. Ярким примером такого вклада может послужить деятельность Гаэтано Мартино и Манлио Брозио. Г. Мартино активно выступал за расширение круга направлений сотрудничества стран-участниц НАТО, частые и продуктивные совместные консультации по различным острым вопросам мировой политики, а также за ускорение темпов европейской интеграции и процесса интернационализации Италии. М. Брозио в свою очередь сделал многое для альянса, находясь на посту Генерального секретаря НАТО в 1964–1971 гг.: период его председательствования осложнялся выходом из союза Франции и накалением отношений между Турецкой и Греческой республиками.
Среди прочих высокопоставленных должностей итальянцы чаще всего становились заместителями Генерального секретаря — с 1962 по 2012 год неитальянцы были на этом посту лишь 7 лет.
Во время блокового противостояния и до конца Холодной войны в приоритеты Италии не входила модернизация военного эшелона, тем не менее в этот период она активно участвовала в операциях по сдерживанию агрессии и различных военных учениях, а также поспособствовала 3-м крупным проектам НАТО:
– Создание новой системы противовоздушной обороны НАТО — NADGE, которая должна была обеспечить покрытие системой обнаружения и оповещения о вражеских летательных аппаратах всей территории Европы;
– Перенос военного колледжа НАТО в Рим с территории Франции в 1966 году. Этот колледж до сих пор является одним из крупнейших образовательных учреждений, подготавливающих военных и гражданских специалистов в сфере обеспечения безопасности;
– Образование Противоподлодочного военно-исследовательского центра (The SACLANT ASW Research Centre) в городе Специя. Этот исследовательский институт начал свою работу в 1959 год и продолжает до сих пор. В этом Италии помогают Дания, Нидерланды, Норвегия, Великобритания, Франция, США и Канада. Центр обладает уникальной научной базой и предоставляет технические консультации высшим военным инстанциям командования НАТО. [1]
По окончании Холодной войны НАТО поменяла приоритеты своей деятельности, теперь основной ее целью стало поддержания мира и безопасности в европейском регионе, а также подавление крупных вооруженных конфликтов, местом наибольшей «концентрации» которых в 90-х годах становятся территории в непосредственной близости от Италии: Балканский кризис, две чеченские войны, курдский сепаратизм и др.
Перейдя с 1999 года на полностью контрактную, профессиональную форму организации военной службы, Италия ни раз участвовала в миротворческих миссиях и операциях по сдерживанию агрессии в рамках деятельности Североатлантического Альянса. Одним из новых приоритетных направлений для внешней политики Италии в начале XXI века стало сближение с Россией. Итальянские политики активно содействовали расширению диалога Россия-НАТО, а также четко осознавали необходимость реформ внутри НАТО и расширения альянса. [5]
По представлениям итальянских лидеров Организация Североатлантического договора должна быть площадкой для взаимодействия стран Европы и Северной Америки, для осуществления работы которой, однако, важно наличие четкой и долгосрочной стратегии, ставящей во главу угла обеспечение безопасности в регионе в ответ на новые вызовы и угрозы. [2]
Для внешнеполитического курса правительства С. Берлускони характерна ориентация на атлантизм и США: Италия в значительной мере способствовала подавлению агрессии в Афганистане и Ираке после терактов 9/11, что стоило больших людских потерь Италии и снижению популярности Берлускони среди граждан. В 2006 году после победы на выборах Р Пронди, внешняя политика Италии вновь претерпела изменения: теперь североатлантическое сотрудничество не является для Итальянской Республики первоочередным фактором внешней политики, ЕС и отношения с Россией становятся новыми приоритетами для Италии. Однако уже через 2 года, в 2008 у руля в Итальянском правительстве вновь оказывается С. Берлускони, который теперь делает ставку не только на США и НАТО, но и на диалог с Москвой. [4] Однако, внешнеполитическая активность нового правительства Берлускони снизилась, его усилия были направлены, в основном, на борьбу с последствиями экономического кризиса 2008 года.
Позднее, начиная с 2014 года, внешнеполитический курс нового Итальянского правительства во главе с М. Ренци стал ориентироваться на достижение гармонии между антлантизмом и европеизмом, что позволяло в равной степени уделять внимание как внешнеэкономическим связям государства, так и обеспечению безопасности не только непосредственно Италии, но и в регионе в целом. [8]
Италия на протяжении многих десятилетий остается государством со «средней позицией». Не обладая достаточным весом на мировой политической арене, она вынуждена примыкать к тому или иному крупному блоку. Начиная с 2017 года, правительство Италии выстраивает доверительные отношения с Соединенными штатами Америки, но, тем не менее, в большей степени ориентируется на позицию Европейского союза в принятии внешнеполитических решений. [7] Таким образом, Италия ориентируется сегодня на принципы глобализма и транснационализма, а также стремится повысить свой авторитет на международной арене посредством внутренних преобразований. [6]
В перспективе для Италии — активное участие в военных и космических проектах мирового уровня. Да, безусловно, для доступа к такого рода сотрудничеству Республике необходимо будет решить ряд проблем, связанных с необходимостью расширения военного потенциала страны, обновления технической составляющей военного сектора [9], а также с оптимизацией бюджета и кадрового состава как армии, так и гражданского персонала, обеспечивающего внутреннюю и внешнюю политику государства.
У Итальянской республики есть все ресурсы, которые необходимы для перехода на качественно новый этап взаимодействия государства с организацией Североатлантического договора, ведь теперь, на современном этапе Италия больше не будет слепо следовать лишь политике атлантизма в страхе остаться без защиты со стороны НАТО и США, в частности.
Литература:
- Italy and NATO. — Текст: электронный // North Atlantic Treaty Organization: [сайт]. — URL: https://www.nato.int/cps/en/natohq/declassified_162356.htm (дата обращения: 26.06.2020).
- Italy-NATO Relations. — Текст: электронный // Global Security: [сайт]. — URL: https://www.globalsecurity.org/military/world/europe/it-forrel-nato.htm (дата обращения: 26.06.2020).
- The North Atlantic Treaty. — Текст: электронный // North Atlantic Treaty Organization: [сайт]. — URL: https://www.nato.int/cps/ru/natohq/official_texts_17120.htm?selectedLocale=en (дата обращения: 26.06.2020).
- Арбатова, Н. К. Европеизм и атлантизм как две опоры внешней политики Италии / Н. К. Арбатова. — Текст: непосредственный // Мировая экономика и международные отношения. — 2010. — № 3. — С. 28–38.
- Взаимодействие Италии и НАТО. — Текст: электронный // НАТО.рф Информационно-аналитический портал: [сайт]. — URL: https://нато.рф/ru/italy.html (дата обращения: 26.06.2020).
- Данилов, В. В. Особенности реализации «мягкой силы» Италии во внешней политике / В. В. Данилов. — Текст: непосредственный // Казачество. — 2019. — № 37 (1). — С. 59–65.
- Мансур, Ю. Н. Внешняя политика Италии 2001–2017 гг / Ю. Н. Мансур. — Текст: непосредственный // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 5: история. Реферативный журнал. — 2019. — № 3. — С. 144–149.
- Маслова, Е. А. Европеизм и атлантизм во внешней политике Италии / Е. А. Маслова. — Текст: непосредственный // Международные процессы. — 2016. — № 4 (47). — С. 106–115.
- Табаринцева-Романова, К. М. От устойчивого развития к военному сотрудничеству: две грани внешней политики Италии / К. М. Табаринцева-Романова. — Текст: непосредственный // Вестник Дипломатической академии МИД России. Россия и мир. — 2020. — № 2 (24). — С. 78–88.