Данная статья посвящена истории формирования арктической политики Японии, а также становлению институциональных и нормативных основ ее реализации.
Ключевые слова: арктическая политика, Япония, Арктический Совет, страны-наблюдатели, Арктика
Сегодня в числе стран-наблюдателей Арктического Совета нет таких, которые бы не имели существенный вес на международной арене и не вели бы активную внешнюю политику. Особое место среди них занимают страны Северо-Восточной Азии, одной из которых является Япония.
В настоящее время это государство демонстрирует высокий экономический рост, положительную демографическую динамику и экстенсивное развитие промышленности, что предусматривает рост потребления ресурсов, как минеральных так и биологических, и соответствующий интерес доступа к новым источникам. Хотя, в первую очередь, декларируется заинтересованность в изучении климатических и экологических изменений в Арктике. Япония успешно проводит научные исследования, реализует свои проекты, разрабатывает стратегические документы, определяющие приоритеты в Арктике.
Но на данный момент правила Арктического Совета не предусматривают механизмом прямого влияния стран-наблюдателей на арктическую повестку дня и продвижения собственных позиций в регионе. Поэтому не передний план выходит сепаратное сотрудничество с арктическими государствами.
В такой обстановке крайне важным становится вопрос понимания расклада сил и выстраивания новых коалиций для достижения взаимоприемлемых целей. Именно поэтому исследование политики, осмысление целей и мотивов Японии в Арктике позволит оценить потенциал и степень влияние на освоение Арктического региона, точки соприкосновения и перспективы сотрудничества.
Интерес к Арктике Японии стал отчетливо виден в начале 1990-х годов, когда учреждается Международный Арктический Научный Комитет и страна входит в его состав как неарктическое государство. В это же время в Национальном Институте полярных исследований Японии, ранее фокусировавшемся на изучении Антарктики, появляется Центр исследования Арктики.
В 1993–1999 годах с участием Японии реализуются масштабные международные исследовательские проекты — «Программа исследования Северного морского пути (СМП)» под эгидой Исследовательского фонда морской политики при тесном сотрудничестве с Норвегией и Россией. В рамках которого, в августе 1995 года был выполнен экспериментальный рейс судном ледового класса Kandalakiha из Иокогамы до Киркенеса в Норвегии, при участии специалистов и исследователей из Японии, России и Канады.
Вторая стадия этого проекта «Программа развития и эксплуатации экологической устойчивости в странах Восточной Евразии» осуществляется в 2002–2005 годах.
Основной целью проекта является стимулирование интереса азиатских стран к СМП посредством представления информации о природных ресурсах и развитии транспортных сценариев.
Подача официальной заявки в 2009 году на получение статуса наблюдателя в Арктическом Совете становится промежуточным итогом активной деятельности в арктическом направлении Японии. Одновременно с этим при Министерстве иностранных дел Японии создается Специальная комиссия по Арктике.
В 2011 году Министерство обороны включает в ежегодный «Обзор стратегии в Восточной Азии — 2011» анализ участия в освоении Арктического региона стран АТР [1].
Обращает на себя внимание тот факт, что в данном документе Япония заявляет о своих интересах по разнообразных арктическим направлениям, говорит о сотрудничестве с прибрежным государствами Арктике.
Новый виток развития арктической политики Японии начался 12 мая 2013 года в Кируне (Швеция), когда на очередном саммите Арктического Совета страна — наряду с другими неарктическими государствами (Китай, республика Корея, Индия, Сингапур, Италия) — получила статус наблюдателя Арктического Совета.
Можно выделить ряд факторов, побудивших Японию добиться усиления своей роли в Арктическом регионе.
Во-первых, экономическая оценка и признание целесообразности использования арктических транспортных маршрутов.
Усиление внимания Японии в данном направлении наблюдается с 2010 года, когда был отмечен существенный рост навигационной активности вдоль побережья Российской Федерации.
В декабре 2012 танкер-газовоз «Река Обь», зафрахтованный компанией «Газпром», успешно завершил первую в мире перевозку сжиженного природного газа по Северному морскому пути в японский терминал СПГ в Японии.
В июне 2015 г. состоялось совещание с участием представителей японских деловых кругов, на котором обсуждалась информация о намерении России ввести с 2020 г. ограничения на использование зарубежных судов для транспортировки нефти и газа с российских шельфовых месторождений [2].
Однако окончательный вывод о целесообразности участия в освоении СМП Япония пока не сделала. По мнению японских экспертов, многое будет зависеть от того, будут ли установленные Россией нормы и правила полностью соответствовать международным стандартам, в том числе Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
В качестве второго фактора, повлиявшего на желание добиться усиления роли в арктическом регионе, можно назвать повышенный спрос на энергоресурсы и потребность в диверсификации их источников.
80 % нефти, которая составляет 42 % первичного энергобаланса Японии, поступает с Ближнего Востока по небезопасному южному маршруту. После аварии на АЭС «Фукусима-1» в марте 2011 г. политическое руководство поставило задачу повысить долю Японии в разработке месторождений за рубежом [3].
Поэтому на данном этапе остро стоит вопрос диверсификации источников поставок ресурсов, что позволит удовлетворить энергетические потребности страны.
Третий фактор — экологические проблемы и вопросы изменения климата Арктики, их последующие влияние на климат государств Северо-Восточной Азии.
Япония, обладающая передовым научно-техническим потенциалом, относится к Арктике как к общечеловеческому достоянию, которое нуждается в защите и сбережении [4]. Страна, инициировавшая Киотский протокол, традиционно придает огромное значение последствиям глобального потепления. В их числе — ускорение процесса таянья льда в арктических водах и сокращение площади ледяного покрова в Арктике.
Особое место в ряду арктических проблем занимают экологические риски, связанные, в том числе, с потенциально возможными разливами нефти, а также с утечкой загрязняющих веществ, в связи с возрастающей активностью навигации по СМП.
Исходя из данных факторов, можно говорить о постепенном формировании определенной Арктической стратегии Японии.
В Японии нет одного специализированного государственного органа, занимающегося вопросами Арктической политики — отдельные ее вопросы относятся к компетенции соответствующих профильных ведомств. Научными исследованиями Арктики занимается Министерство образования, культуры, спорта, науки и технологии. За внешнеполитический аспект арктической политики отвечает Министерство иностранных дел. А вопросы морских перевозок отнесены к ведению Министерства земель, инфраструктуры, транспорта и туризма.
Большое значение имеют научные исследования, которыми занимаются специализированные учреждения. Основным исследовательским центром является Национальный институт полярных исследований, который в основном занимается материковыми исследованиями, в отличие от Японского агентства науки и технологии моря и земли, реализующего программу океанический исследований.
В апреле 2013 г. Кабинет министров одобрил «Базовый план по океанской политике». В нем впервые были сформулированы ключевые направления арктической политики Японии: наблюдение за Арктикой и изучение арктических проблем; налаживание международного сотрудничества в регионе; изучение экономической целесообразности освоения Северного морского пути.
В области арктических исследований «Базовый план» предусматривает решение следующих задач: создание в стране сетевого исследовательского сообщества; всемерное содействие развитию международного сотрудничества, включая организацию международных конференций в самой Японии и направление японских ученых для участия в форумах за рубеж; инициирование двусторонних конференций по арктической тематике с участием всех заинтересованных стран; увеличение вклада в международные научные академические сообщества по арктическим исследованиям; расширение сети наблюдательных станций в арктических странах, в первую очередь в США и России.
В июле 2013 г. для разработки комплексной стратегии Японии в Арктике было учреждено Совещание министерств и ведомств по арктическим вопросам, которое занималось подготовкой концепции арктической политики Японии.
В октябре 2015 г. была обнародована первая комплексная концепция государственной политики в Арктике. В ней определены стратегические постулаты в области дипломатии, национальной безопасности, защиты окружающей среды, транспорта, развития ресурсов, информации, коммуникаций, науки и техники. Комплексный характер этой политики обеспечивается взаимодействием правительства, представителей промышленности и научного сообщества.
В нем поставлены следующие задачи:
− максимально использовать потенциал страны в области науки и техники;
− учитывать особенности арктической экосистемы, которая отличается большей уязвимостью и более низкой способностью к самовосстановлению;
− обеспечивать верховенство права и содействовать международному сотрудничеству;
− стремиться к тому, чтобы социальная и экономическая ситуация в регионе гармонировала с климатическими и экологическими изменениями;
− добиваться экономических возможностей использования арктического морского пути и освоения ресурсов региона.
Главной целью своей арктической политики Япония видит создание стабильной и безопасной международной среды, основанной на «общих интересах» в противовес «эгоистичным» интересам арктических стран [5]. Под общими интересами Япония понимает универсальные международные нормы и правила, а не региональные, принятые арктическими игроками.
Япония ставит перед собой задачу повысить свою роль в решении арктических вопросов и прилагает большие усилия к отстаиванию собственных интересов в Арктике в тех международных организациях, сфера деятельности которых охватывает Арктический регион. Страна заинтересована в обеспечении безопасности навигации, защите окружающей среды и создании надежной системы ликвидации последствий экологических катастроф.
Литература:
- East Asian Strategic Review 2011. The National Institute for Defense Studies Japan. http://www.nids.go.jp/english/publication/east-asian/e2011.html
- Азиатские игроки в Арктике: интересы, возможности, перспективы. Доклад № 26/2016 / [Т. А. Махмутов и др.]; [гл. ред. И. С. Иванов]; Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НПРСМД, 2016. С.42.
- Sinclair J. Japan and the Arctic: Not So Poles Apart // JOGMEC. 2014. Vol. 48. № 2. P. 44. http://www.iarc.uaf.edu/sites/default/files/node/4484/japan_and_the_arctic_not_so_poles_apart_sincla_96785.pdf
- Asari H. Recommendations for Japan’s Diplomacy. «Arctic Governance and Japan’s Diplomatic Strategy» Project. Chapter 8. P. 4. https://www2.jiia.or.jp/en/pdf/research/2012_arctic_governance/08e-recommendations.pdf
- Холкина Ю. А., Крипакова А. В., Проблемы международно-правового регулирования в Арктике // Международный научный журнал Молодой ученый № 13/117 (2016). С. 603.