Данная статья посвящена становлению и современному состоянию арктической политики Республики Корея, ее институциональным и нормативным основам.
Ключевые слова: арктическая политика, Республика Корея, Арктический Совет, страны-наблюдатели, Арктика
Арктический регион в конце XX — начале XXI века стал центром сосредоточения усилий многих государств, преследующих широкий круг интересов в области разведки и разработки природных ресурсов, изменения траекторий традиционных мировых транспортных коммуникаций, перераспределения товарных потоков, изучения влияния климатических трансформаций Севера на остальные регионы планеты и т. п. Причина этого не в последнюю очередь кроется в происходящей сегодня глубокой трансформации Арктики, определяющей необходимость комплексного изучения причин текущих изменений и выработки устойчивых ориентиров для развития Арктического региона в новых исторических условиях.
Сегодня интерес к Арктике выходит далеко за пределы северного полярного круга и неарктические государства пытаются занять важное место в формировании и осуществлении арктической повестки дня. Наибольший интерес в этом отношении представляют государства Северо-восточной Азии (Китай, Япония и Южная Корея), ставшие в 2013 г. странами-наблюдателями Арктического Совета и оказывающие сегодня существенное влияние на его работу.
Отправной точкой включения Южной Кореи в освоение Арктики становится 1987 год, когда при Корейском институте изучения и освоения океана создается Центр полярных исследований, который после ряда трансформаций преобразуется в 2004 г. в Корейский институт полярных исследований.
Начало изучению Арктики Южной Кореей было положено через ряд односторонних и многосторонних научных исследований, проведенных в 1990-е годы, в том числе предварительные научные исследований в период между 1993 и 1995 годами и совместные исследования с Японией.
В 2001 году в Корее организован Арктический научный совет, который в свою очередь скоординировал усилия по изучению арктического региона, в том числе по исследованию потенциала морских путей. Через Совет, Южная Корея провела совместные морские исследования с Геологической службой Японии, а также отправила двух исследователей на китайском ледоколе для изучения Берингова и Чукотского морей.
В 2002 году Южная Корея начала налаживать международные связи в регионе, став членом Международного арктического научного комитета и открыв свою первую научно-исследовательскую станцию на Шпицбергене. В 2009 году было завершено строительство первого исследовательского ледокола Кореи — Араона — и состоялся первый рейс судна. С момента своего запуска, Араон продолжает проводить ежегодные научный исследования в Арктике в период с июля по август.
Существует ряд причин, побудивших Республику Корею рассматривать арктическое направление в качестве приоритетного.
Во-первых, существующие преимущества использования Северного морского пути побудили интерес Южной Кореи в развитии и модернизации арктических портов на всем его протяжении. С учетом высокого общего уровня технологического развития Южной Кореи, а также имеющегося у нее богатого опыта судостроения, в том числе специализированного, и развития портовой инфраструктуры данную сферу можно смело назвать одной из наиболее перспективных в плане сотрудничества России и Южной Кореи применительно к СМП. Крупнейшие корейские судостроительные компании (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering, STX Offshore and Shipbuilding Company, Hyundai Heavy Industries, Samsung Heavy Industries), являясь одними из лучших на мировом рынке, воодушевлены прогнозами о растущем спросе на конструирование и строительство судов для их использования на данном направлении [1].
Во-вторых, как и все страны Северо-Восточной Азии, Республика Корея заинтересована в диверсификации источников ресурсов, в первую очередь углеводородов, и получение определенной независимости от ближневосточной нефти, доставляемой через Суэцкий канал. В то же время, интерес Южной Кореи к проблематике ресурсного освоения Арктики обусловливается ее стремлением превратить страну в региональный нефтяной распределительный узел. Чтобы стать нефтяным «хабом» (Korea Oil Hub) власти РК планируют к 2020 г. значительно увеличить ёмкость своих нефтяных хранилищ.
Применительно к формированию и нормативному закреплению арктической политики Южной Кореи необходимо отметить, что в ноябре 2012 г. Министерством земли, транспорта и морских дел этого государства был принят и опубликован политический план по деятельности в Арктике и в Антарктике [2], предусматривающий инициацию следующих направлений деятельности применительно к арктическому региону: развитие морского транспорта и инфраструктуры; расширение научно-исследовательской деятельности; увеличение политической поддержки в различных областях; сбор, анализ информации и формирование баз данных по законодательству и политике приарктических государств и т. п. Также в документе упоминается необходимость создания новых бизнес-моделей по развитию арктических маршрутов, судостроительной промышленности, освоению природных ресурсов.
В более конкретизированном виде содержание арктической стратегии Южной Кореи было определено в правительственном документе «Арктическая политика Республика Корея», принятом в 2013 г. и известном как «Мастер-план» [3]. В нем, с одной стороны, были детально перечислены органы и организации, ответственные за реализацию арктической политики Кореи, а с другой определены ее главные цели, к числу основных из которых были отнесены:
– укрепление международного сотрудничества в Арктике;
– развитие научных исследований полярной зоны;
– создание новых возможностей для бизнеса, в том числе за счет активной работы в Арктическом Совете;
– обеспечение безопасности функционирования вовлеченных в арктическую стратегию институтов, в том числе через влияние на выработку правовых условий освоения Арктики.
В «Мастер-плане» были также подробно изложены методы, при помощи которых планируется обеспечить реализацию данных целей. Так, например, для укрепления международного сотрудничества в Арктике Республика Корея планирует проводить регулярные встречи для консультаций с участниками Арктического Совета, разрабатывать планы для участия в целевых группах АС, принимать участие в совместных научно-исследовательских проектах и в работе целевых рабочих групп, повышать уровень сотрудничества со странами-наблюдателями, такими как Япония и Китай, на базе научно-исследовательской деятельности для достижения устойчивого развития Арктики и др.
Было бы преувеличением считать, что освоение Арктики в настоящее время является приоритетом внешней политики азиатских государств. Вместе с тем, изучение их арктических стратегий позволяет прийти к выводу, что активность стран СВА в Арктическом регионе направлена на последовательное решение стратегической задачи расширения их участия в решении вопросов арктической повестки дня с целью поиска дополнительных ресурсов и возможностей для эффективного решения ими общих проблем своей энергетической, транспортной, экологической безопасности, развития инновационных отраслей национальных экономик и реализации важнейших международных проектов.
Что касается формирования совместной арктической стратегии трех государств Северо-Восточной Азии, не смотря на имеющиеся противоречия в их взаимоотношениях (на прошедшем в 2016 г. в г. Владивостоке Восточном экономическом форуме Президент Республики Корея назвала сложившуюся ситуацию «Азиатским парадоксом»), уже предпринят ряд шагов в этом направлении, что вызвано в первую очередь объективной потребностью крупнейших азиатских государств в сотрудничестве друг с другом. Так, Так в 2012 г. начались официальные переговоры Китая, Японии и Южной Кореи о заключении трехстороннего соглашения о создании зоны свободной торговли [4], а в июне 2015 г. Китай и Южная Корея подписали такой договор на двусторонней основе [5]. На этом фоне потенциальная возможность формирования в будущем единой стратегии стран СВА по освоению Арктики уже не выглядит настолько фантастической.
Весьма велика вероятность того, что государства Северо-восточной Азии уже находятся на пороге осознания тезиса о том, что, объединив свои усилия, они будут способны оказывать значительно более действенное влияние на принятие решений в Арктическом регионе на многосторонней или двусторонней основе по сравнению с тем, как это происходит сейчас.
Литература:
- Страны-наблюдатели в Арктическом совете: позиция и мотивы деятельности. М.: АНО ЦСОиП. 2014. С.69. http://gorchakovfund.ru/upload/iblock/f3c/f3c160b4b138de817e51dddd0b736e90.pdf
- «Appropriate political plans in point of the Arctic and Antarctic are realized» // Political briefing web portal. 2012–11–27. http://www.korea.kr/policy/economyView.do?newsId=148753121 (in Korean)
- Arctic Policy of the Republic of Korea http://library.arcticportal.org/1902/1/Arctic_Policy_of_the_Republic_of_Korea.pdf
- Восточноазиатские зоны свободной торговли. http://www.webeconomy.ru/index.php?page=cat&newsid=1250&type=news
- Китай и Южная Корея подписали соглашение о свободной торговле. «Южный Китай». 2015–06–01. https://www.south-insight.com/node/1655