В статье авторы анализируют важность принятия Парижского соглашения по климату, а также какова роль Японии в нём.
Ключевые слова: Япония, Парижское соглашение, изменение климата, сокращение выбросов, газ, глобальное потепление.
Изменение климата представляет собой чрезвычайную глобальную проблему, которая выходит за пределы национальных границ. Она требует принятия скоординированных решений на всех уровнях и осуществления всестороннего международного сотрудничества, для того чтобы помочь странам перейти к низкоуглеродной экономике, ведь путь к ней достаточно долог и не прост. В целях борьбы с изменением климата и его негативными последствиями страны приняли Парижское соглашение на КС-21 в Париже 12 декабря 2015 года. Это соглашение, вступившее в силу менее чем через год, направлено на существенное сокращение глобальных выбросов парниковых газов и ограничение повышения глобальной температуры в этом столетии до 2 градусов Цельсия при одновременном поиске средств для еще большего ограничения этого повышения до 1,5 градуса. Стоит отметить, что на сегодняшний день к Парижскому соглашению присоединились 194 страны. Официально оно вступило в силу 4 ноября 2016 года. Продолжается присоединение других стран к Соглашению по мере завершения ими своих национальных процедур утверждения. В 2018 году делегаты КС-24, которая была организована в Катовице (Польша), приняли свод правил, конкретизирующих порядок осуществления Парижского соглашения.
Соглашение предусматривает принятие всеми странами на себя обязательств по сокращению своих выбросов и осуществление совместной работы по адаптации к последствиям изменения климата, а также призывает страны укреплять свои обязательства с течением времени. Соглашение открывает для развитых стран путь в целях оказания помощи развивающимся странам в их усилиях по смягчению последствий изменения климата и адаптации к ним, одновременно создавая основу для транспарентного мониторинга и отчетности о достижении странами целей в области климата. Силами Парижское соглашение может быть обеспечена прочная основа, определяющую глобальные усилия в течение последующих десятилетий. Цель состоит в том, чтобы со временем повысить амбициозность действий стран по борьбе с изменением климата. Для содействия этому в Соглашении установлены два процесса обзора, каждый из которых осуществляется в течение пятилетнего цикла. Осуществление Соглашения имеет важное значение для достижения целей в области устойчивого развития, поскольку оно представляет собой «дорожную карту» действий, связанных с изменением климата, которые позволят сократить выбросы и повысить устойчивость к изменению климата. Амбициозной целью является удержание в текущем столетии прироста глобальной средней температуры намного ниже 2 градусов Цельсия сверх доиндустриальных уровней. Реализовать эту цель пока не удаётся, так как потепление климата идёт гораздо более быстрыми темпами.
Рассматривая принятие Парижского соглашения, как важнейшего события для экологии, отдельно хотелось бы остановиться на стране, которая занимает пятое место в мире по выбросам CO 2 — Японии. Палата представителей Японии приняла проект о ратификации соглашения, передала его на заседание кабинета министров, который одобрил проект. В связи с тем, что Японии не удалось ратифицировать Парижское соглашение до его вступления в силу, стране пришлось участвовать в конференции в качестве наблюдателя. Японские СМИ раскритиковали правительство за это, отметив, что Страна восходящего солнца снизила вклад в противодействие глобальному изменению климата.
Япония — шестой крупнейший эмитент парниковых газов. Эта страна входит в Приложение I Киотского протокола, однако, как и Россия, отказалась от участия во втором периоде этого соглашения.
Одним из ключевых факторов, повлиявших на климатическую политику Японии, стала авария на АЭС Фукусима в 2011 г. Частичное разрушение энергоблока АЭС привело к снижению количества генерируемой атомной энергии и увеличению производства энергии на угольных электростанциях. Последнее, в свою очередь, сильно увеличило выбросы парниковых газов — в 2014 г. они выросли почти на 15 % от уровня 1990 г.
В начале 2012 г. планировалось установить цель по сокращению выбросов на 25 %, однако после прихода новой администрации в конце года, была озвучена новая цель — сокращение к 2020 г. выбросов лишь на 3,8 % от уровня 2005 г. Этот показатель, однако, не включает в себя сокращения за счет использования атомной энергии.
В апреле 2014 г. правительство Японии одобрило Стратегический энергетический план, который, помимо ранее одобренных составляющих стратегии (энергобезопасности, защиты окружающей среды и эффективных поставок энергии), обозначил еще одну — безопасность. Кроме того, в новом плане отказались от идеи полного запрета использования АЭС к 2030 г., что может стать предпосылкой для большего сокращения выбросов парниковых газов.
Цель в рамках Парижского соглашения: сокращение выбросов парниковых газов к 2030 г. на 26 % от уровня 2013 г.
В национально определяемом вкладе Японии наиболее подробно описаны меры в различных отраслях экономики, которые будут приняты для заявленного сокращения выбросов парниковых газов. Достижение цели Японии по сокращению выбросов парниковых газов должно внести свой вклад в ограничение глобального потепления. Кроме того, выступая 26 октября 2020 г. со своей первой политической речью в должности премьер-министра, Ёсихиде Суга объявил о новой амбициозной цели — достижении Японией нулевого уровня выбросов парниковых газов уже к 2050 году. Ранее, согласно базовому энергетическому плану, принятому в 2018 г., к 2050 г. планировалось сократить выбросы лишь на 80 % (от уровня 2013 г.), а срок достижения полной углеродной нейтральности четко не обозначался. По примеру национального правительства в 2020–2021 гг. сотни местных органов власти в Японии, включая крупнейшие города (Токио, Киото и др.), взяли на себя локальные обязательства достичь нулевого выброса парниковых газов к 2050 году
Приоритетными направлениями в рамках движения к низкоуглеродной экономике в Японии являются:
— повышение энергоэффективности зданий;
— увеличение доли высокоэнергоэффективных транспортных средств с 50 до 70 % в 2030 г.;
— увеличение доли возобновляемых источников энергии в произведенной электроэнергии до 20–24 % к 2020 г.
Чтобы обеспечить выполнение цели Рамочной конвенции ООН об изменении климата и удерживать рост температуры на уровне, не превышающем 2 градуса, необходимо принимать долгосрочные меры на глобальном уровне. Япония будет активно участвовать в долгосрочном сокращении выбросов в соответствии со Стратегическим энергетическим планом. Япония также планирует принимать меры по развитию и распространению технологий с низким уровнем выбросов парниковых газов и переходу к соответствующей социально-экономической структуре.
Подводя итог, следует сказать, Япония — развитая страна со стабильным объемом выбросов парниковых газов. Страна продвигает инициативы по сокращению их выбросов, в том числе за счет использования энергоэффективных технологий; в ряде регионов внедрены системы торговли квотами на выбросы углерода. В перспективе сокращение выбросов планируется за счет замещения автомобилей на двигателе внутреннего сгорания, энергоэффективных технологий в энергетике и развития сектора возобновляемых источников энергии. В долгосрочной перспективе в Японии планируется сокращение потребления нефтяных видов топлива на автотранспорте, а также возможен пересмотр политики в угольной отрасли, что вызовет сокращение его использования, прежде всего в электроэнергетике. Это будет сопровождаться снижением импорта нефти и угля в Японию, что негативно скажется на объемах поставок энергоресурсов из России. Существуют возможности для налаживания взаимодействия России и Японии по линии развития производства и технологий в сфере электрического автотранспорта, а также использования водорода.
Литература:
- Япония высоко оценивает достигнутое в Париже соглашение по климату. — Текст: электронный // РИА Новости: [сайт]. — URL: https://ria.ru/20151213/1341234813.html (дата обращения: 26.12.2022).
- Меры по борьбе с изменением климата. — Текст: электронный // ООН: [сайт]. — URL: https://www.un.org/ru/climatechange/paris-agreement (дата обращения: 26.12.2022).
- Вирт, Д. А. Глобальное управление в сфере изменения климата Парижское соглашение: новый компонент климатического режима ООН1 / Д. А. Вирт. — Текст: непосредственный // Вестник международных организаций. — 2017. — № 4. — С. 185–187.