Особенности миграционной политики России в отношении граждан Вьетнама | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (156) июнь 2017 г.

Дата публикации: 06.06.2017

Статья просмотрена: 406 раз

Библиографическое описание:

Зыонг Тхи, Кхань Линь. Особенности миграционной политики России в отношении граждан Вьетнама / Кхань Линь Зыонг Тхи. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 22 (156). — С. 326-329. — URL: https://moluch.ru/archive/156/44046/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются актуальные вопросы миграции граждан Вьетнама в Россию, определяется правовая основа взаимодействия России и Вьетнама в данной области, анализируются состояние и перспективы её развития.

Ключевые слова: миграция, политика, международные отношения, Россия, Вьетнам

До и после распада СССР вьетнамские граждане всегда остаются одной из наиболее крупных этнически «инородных» диаспор в России. После украинских событий 2014–2015 гг. и роста напряженности между Россией и Западом существенно активизировался «азиатский вектор» внешней политики России — более усилились стремления в сторону стран Юго-Восточной Азии, в т. ч. и Вьетнама. За 2012 г. по данным Росстата число мигрантов, прибывших в Россию, составило 417681 чел., немалая часть из которых прибыла непосредственно из Вьетнама [3, с. 105]. По данным МВД России за январь — март 2017 г. в России насчитывается около 63179 вьетнамских иммигрантов [7].

С правовой точки зрения основными факторами, привлекающими вьетнамских иммигрантов в Россию, являются:

– во-первых, стабильная правовая база. Рассматривая историю вопроса миграции из Вьетнама в России, необходимо отметить, что дипломатические отношения между СССР и Вьетнамом установлены 30 января 1950 г. Договорно-правовая база насчитывает более восьмидесяти межгосударственных договоров, межправительственных соглашений и протоколов, заключенных после 1991 г. [8];

– во-вторых, эффективная помощь Посольства Вьетнама в Москве и генеральных консульств Вьетнама во Владивостоке и Екатеринбурге создаёт благодатную почву для адаптации, трудоустройства и защиты вьетнамских иммигрантов;

– в-третьих, диаспора вьетнамцев, проживающих в России, выступает на сегодняшний момент мощным инструментом защиты прав иммигрантов, решает вопросы, проблемы, возникающие у вьетнамских граждан [4, с. 48].

Для координации работы и осуществления контроля за въездом и направлением вьетнамских граждан для трудоустройства на предприятиях в РФ между Россией и Вьетнамом в октябре 2008 г. заключено Соглашение о временной трудовой деятельности вьетнамских граждан [1]. Данное соглашение сделало важный шаг в сторону легализации многочисленной категории вьетнамских недокументированных иммигрантов в России. Оно признало законность пребывания граждан Вьетнама, прибывших в Россию по соглашению от 2 апреля 1981 г., при условии их регистрации в Посольстве Вьетнама и получения разрешения на работу в РФ. Важной частью соглашения является предоставление вьетнамским гражданам самостоятельности в поиске работы и трудоустройстве на территории России (ст. 2 протокола к Соглашению). Однако к числу недостатков документа справедливо относят отсутствие в нём списка конкретных регионов, отраслей и численности трудовых иммигрантов из Вьетнама, необходимых экономике России [9, с. 66–67].

Из данных Росстата по международной миграции РФ с 2011 по 2015 гг. [11], обобщённых в рис. 1, можно сделать вывод о том, что самый высокий прирост вьетнамских иммигрантов в России наблюдается в городской местности, а более низкий, наоборот, — в сельской. Очевидно, что в городах для иммигрантов открываются куда большие перспективы для трудоустройства. Однако обращает на себя внимание и то, что с 2011 по 2014 гг. миграционные потоки из Вьетнама шли на спад. Только с 2015 г. данная ситуация начала выправляться в обратную сторону.

Рис. 1. Миграционный прирост вьетнамских граждан в РФ

Позитивным надо признать и то, что с 1 января 2015 г. иностранные граждане, прибывшие в Россию в порядке, не требующем получения визы, вправе осуществлять трудовую деятельность на основании патента. Это исключительный шаг в области разработки дифференцированных механизмов привлечения иностранной рабочей силы, востребованной РФ.

В то же время все категории иностранных граждан за исключением высококвалифицированных специалистов, получающих разрешение на временное пребывание, вид на жительство, разрешение на работу или патент, предоставляют документарное подтверждение знания русского языка, истории России и основ законодательства РФ [5, с. 6]. Такое требование имеет важное значение для вьетнамской иммигрантов, т. к. преобладающее среди них число вьетнамских граждан, пребывающих для трудоустройства в Россию, являются неквалифицированными специалистами — работниками сферы обслуживания. У них отмечается недостаточный уровень владения «коммуникативным» русским языком, отсутствие правовых знаний, что приводит к бессознательному нарушению законодательства, административным штрафам за совершение правонарушений по линии миграционного контроля. В 2015 г. Вьетнам занял 4-е место среди иностранных государств с наибольшим количеством граждан, выдворенных с территории РФ: количество выдворенных составило 8939 чел. [5, с. 37] Например, по данным дела № 2–1533/11 Королёвского городского суда Московской области, 4 апреля 2011 г. власти решили поместить гражданина Республики Вьетнам, Нгуена Дунг Су, в ФГУ ФМС России «Учебно-методический и реадмиссионный центр «Болшево» сроком на 90 суток, т. е. с 5 апреля по 3 июля 2011 г., из-за факта нарушения им режима пребывания в России, выразившееся в уклонении от выезда из РФ по истечении срока временного пребывания.

В административном порядке за пределы России с начала 2016 г. выдворено уже 113140 иностранных граждан. Однако существуют пробелы и в законодательстве, в котором без должного внимания остаются сроки безвизового пребывания на территории РФ [6, с. 1038]. Из 12,4 миллиона иммигрантов, находящихся сегодня в РФ, по данным ФМС России 60 % нелегалы [10].

Вне всякого сомнения, незаконная миграция представляет значительную угрозу общественной и национальной безопасности, экономической стабильности и способствует осложнению криминогенной обстановки на территориях государств России и Вьетнама. По вопросу предотвращения незаконной миграции Россия и Вьетнам создали правовую основу для двустороннего сотрудничества государств в борьбе с незаконной миграцией — межправительственное соглашение о сотрудничестве в борьбе с незаконной миграцией [2].

Для России Вьетнам остаётся традиционным партнёром в области человеческого капитала, рабочей силы и налицо тенденция увеличения потока миграции из этой юго-восточной страны. Однако в таких отношениях также остаются существенными недостатки, которые необходимо разрешать на межгосударственном уровне, чтобы гарантировать соблюдение миграционного законодательства, обеспечить национальную безопасность и экономическую стабильность России. Делу укрепления дружественных взаимоотношений между Россией и Вьетнамом по вопросам в т. ч. политики в отношении вьетнамских мигрантов не повредит и обновление межправительственной и межведомственной договорной базы, которая в большей своей части устарела. При этом представляется важным призыв к учёту количественных и качественных особенностей данных иммиграционных потоков в отдельных отраслях экономики и социальной сферы, включая образование.

Литература:

  1. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о временной трудовой деятельности граждан Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам и граждан Социалистической Республики Вьетнам в Российской Федерации от 27 октября 2008 г. // Собрание законодательство РФ. — 2014. — № 14. — Ст. 1564.
  2. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Социалистической Республики Вьетнам о реадмиссии от 27 октября 2008 г. // Бюллетень международных договоров. 2009. № 11. С. 47–53.
  3. Балтуева С. В. Адаптация мигрантов к социокультурным условиям как технология социальной работы // Социально-гуманитарные проблемы современности: человек, общество и культура: Монография [В 6-ти кн.]. — Книга 3. — Красноярск: Науч.-инновац. центр, 2011. — С. 102–110.
  4. Динь Ха Ми. Особенности Вьетнамской диаспоры в России // Общество: социология, психология, педагогика. — 2015. — № 6. — С. 48–52.
  5. Итоговый доклад о миграционной ситуации, результатах и основных направлениях деятельности Федеральной миграционной службы за 2015 год / Федеральная миграционная служба. — М., 2016. — 98 с.
  6. Кобылинская С. В., Усенко А. С. Современная миграционная политика России // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. — 2014. — № 9. — С. 1037–1052.
  7. Отдельные показатели миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — март 2017 года с распределением по регионам // Сайт МВД России: [Электронный ресурс]. URL: https://xn--b1aew.xn--p1ai/Deljatelnost/statistics/migracionnaya/item/10097217 (дата обращения: 26 мая 2017 г.).
  8. Российско-вьетнамские отношения // Сайт Посольства Российской Федерации в Социалистической Республике Вьетнам: [Электронный ресурс], URL: http://vietnam.mid.ru/rossijsko-v-etnamskie-otnosenia/ (дата обращения: 26 мая 2017 г.).
  9. Рязанцев С., Письменная Е. Вьетнамские мигранты на российском рынке труда /// Журнал «Служба занятости». — 2016. — № 3. — С. 66–69.
  10. Сведения о миграционной ситуации в Российской Федерации за январь — апрель 2017 года // Сайт МВД России: [Электронный ресурс]. URL: https://media.mvd.ru/files/embed/1047785 (дата обращения: 28 мая 2017 г.).
  11. Численность и миграция населения Российской Федерации в 2015 году: Статистический бюллетень / Росстат. — М., 2016. — 152 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, Вьетнам, РФ, незаконная миграция, гражданин, иммигрант, временное пребывание, национальная безопасность, территория РФ, ФМС России.


Похожие статьи

Особенности общеевропейской миграционной политики

Данная статья посвящена выявлению и анализу особенностей миграционной политики Европейского союза. В статье рассматриваются принципы, на которых строится общеевропейская миграционная политика, её основы и механизмы. Кроме того, сравниваются националь...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.

Этапы развития политики России в области трудовой миграции

В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Актуальные проблемы защиты интересов государства в международных экономических отношениях

В статье раскрыта взаимосвязь с некоторыми международными экономическими организациями, а также некоторые актуальные проблемы, затрагивающие Российскую Федерацию, как на уровне мировой экономики, так и во внутреннем экономическом пространстве.

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

Некоторые проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

В статье описываются современные проблемы Российской Федерации в настоящее время и возможные пути их решения.

Проблемы и перспективные направления развития торгово-экономических отношений России с Украиной

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития торгово-экономических отношений России и Украины, дана оценка их дальнейших перспектив

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Российско-монгольские отношения на современном этапе развития

В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.

Похожие статьи

Особенности общеевропейской миграционной политики

Данная статья посвящена выявлению и анализу особенностей миграционной политики Европейского союза. В статье рассматриваются принципы, на которых строится общеевропейская миграционная политика, её основы и механизмы. Кроме того, сравниваются националь...

Нормативно-правовое регулирование миграционных отношений в России: проблемы и пути их преодоления

В статье рассматриваются вопросы регулирования миграции в Российской Федерации, проблемы миграционного законодательства, даются рекомендации по его совершенствованию.

Этапы развития политики России в области трудовой миграции

В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.

Становление российско-белорусских отношений и их политический аспект на современном этапе

В данной статье рассматривается становление и развитие российско-белорусских отношений в 1990-е и 2000-е годы. Характеризуются основные аспекты политического взаимодействия на современном этапе.

Актуальные проблемы защиты интересов государства в международных экономических отношениях

В статье раскрыта взаимосвязь с некоторыми международными экономическими организациями, а также некоторые актуальные проблемы, затрагивающие Российскую Федерацию, как на уровне мировой экономики, так и во внутреннем экономическом пространстве.

Отношения между Южной Кореей и Россией на современном этапе международных отношений

Актуальность темы исследования заключается необходимости дальнейшего исследования миграционных процессов в условиях увеличения интереса государств Корейского полуострова к развитию отношений с Россией на сегодняшний день. Оценка миграционной политики...

Некоторые проблемы правового регулирования миграционных процессов в Российской Федерации

В статье описываются современные проблемы Российской Федерации в настоящее время и возможные пути их решения.

Проблемы и перспективные направления развития торгово-экономических отношений России с Украиной

В статье рассмотрены актуальные вопросы развития торгово-экономических отношений России и Украины, дана оценка их дальнейших перспектив

Развитие экономических отношений России и Китая: исторический аспект

Рассматриваются исторические предпосылки развития российско-китайских отношений на современном этапе. Акцентируется внимание на участии двух государств в судьбе держав, оказание взаимной помощи в самые трудные исторические периоды.

Российско-монгольские отношения на современном этапе развития

В данной статье исследуются вопросы Российско-монгольских отношений в современных условиях развития. Проведено исследование динамики экспорта и импорта товаров. Рассмотрены перспективы взаимного сотрудничества.

Задать вопрос