Факторы, влияющие на миграционную политику России в отношении иностранных работников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Политология

Опубликовано в Молодой учёный №13 (147) март 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 1064 раза

Библиографическое описание:

Цымбалюк, В. А. Факторы, влияющие на миграционную политику России в отношении иностранных работников / В. А. Цымбалюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13 (147). — С. 511-513. — URL: https://moluch.ru/archive/147/41305/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье проанализирована миграционная политика России, выявлены положительные тенденции, отрицательные аспекты и меры, предпринятые для их урегулирования. Проанализированы условия и факторы, влияющие на миграционную политику в отношении иностранных работников.

Ключевые слова: иностранные работники, трудящиеся-мигранты, трудовая миграция, высококвалифицированный иностранный специалист, миграционная политика, разрешение на работу

Миграционные проблемы известны большинству стран современного мира. В связи с развалом СССР поменялась полностью государственная политика, изменился политический режим и социально- экономическая система, все это привело к массовому перемещению населения, как из страны, так и в страну. В настоящее время Российская миграционная политика в отношении иностранных работников зависит от целого ряда условий и факторов.

Одним из них является массовый приток мигрантов из других стран преимущественно из стран ближнего зарубежья. В докладе, опубликованном Отделом народонаселения Департамента ООН по экономическим и социальным вопросам, отмечалось, что в настоящее время Россия занимает второе место в мире по числу проживающих на её территории мигрантов.

Второй фактор — это политическое и экономическое положение в мире. Немаловажное значение для миграционной политики России в сфере трудовых отношений имеют факторы, связанные с распадом СССР. Это касается, как оттока рабочей силы из России в страны бывшего Союза ССР и в Европу, так и притока из данных стран в Россию. Трудовая миграция для этого времени стала доминирующим видом миграции в рамках Содружества Независимых Государств (СНГ), которая вызвана, в первую очередь, тяжелой экономической ситуацией и безработицей во многих постсоветских государствах [1].

В свою очередь Россия, в отличие от СССР, стала страной открытых границ и свободных миграционных перемещений. Произошедшие изменения в миграционной политике вызвало принятие указа Президента РФ 22 июня 2006 года № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» в последующей редакции 2012 года, сделавшей данный указ бессрочным. Программа направлена на облегчение процедуры получения разрешения на работу и улучшение условий жизни переселенцев, оказавшихся после распада СССР за пределами РФ и желающих переселиться в Россию [2].

Третий — это рост миграционных потоков в крупные города, создающих социальную напряженность местных жителей [3]. Перспективными для мигрантов стали центральные и южные районы страны, которые не нуждаются в рабочей силе. Такая концентрация иностранных работников в густонаселенных городах на фоне сокращения населения в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока создает ложную нехватку рабочих мест.

Четвертый фактор — большинство иностранных работников не оформляют трудовые или гражданско-правовые договоры с работодателем, то есть относятся к «теневой» занятости (только около 40 % мигрантов заключают такого рода договоры) [4].

С принятием ФЗ от 19.05.2010 № 86-ФЗ о внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» [5] Россией усовершенствован механизм регулирования трудовой деятельности иностранцев, осуществляемой лицами, законно въехавшими на территорию РФ в безвизовом порядке и вставшими на учет по месту временного проживания. С этого момента граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на выполнение работ для личных и домашних нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, по трудовому договору или гражданско-правовому договору, лиц, законно находящихся на территории Российской Федерации, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента. По мнению В. С. Борисова и Н. С. Землянухиной, порядок получения патента стал проще, в связи с чем иностранные граждане, прибывшие на территорию России из стран СНГ (безвизовых стран) с целью осуществления трудовой деятельности, «выходят из тени [6]. Одновременно нарушений трудовых прав иностранных работников уменьшилось по сравнению с прошлыми годами [7, 8].

Пятый фактор — низкий уровень образования трудящихся мигрантов. Мигранты современных поколений, прибывающие в Российскую Федерацию из государств-участников СНГ и ближнего зарубежья, по сравнению с работниками старшего поколения, обладают более низким уровнем знания русского языка, образования и квалификационной подготовки. В Россию идет приток неквалифицированной рабочей силы, которая, как правило, используется российскими работодателями в промышленных сферах, на местах с тяжелыми условиями труда и низкой заработной платой (около 55 % мигрантов используются в строительстве, в промышленности — 21 %, в транспорте — 12 %, сельском и лесном хозяйстве — 9 % [9]). Работодателям становится выгодно использование дешевой иностранной рабочей силы для экономии собственных денежных средств, что приводит к ухудшению качества получаемых продуктов деятельности и уменьшению уровня средней заработной платы по региону.

Законодатель попытался решить данную проблему принятием ФЗ от 19.05.2010 № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», который вводит понятие «высококвалифицированный иностранный специалист». Л. В. Андриченко считает, что иностранным высококвалифицированным специалистом считается такой иностранный гражданин, который имеет опыт работы, навыки или достижения в конкретной области деятельности, если условия привлечения его к трудовой деятельности в Российской Федерации предполагают получение им заработной платы в размере двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года [10].

Шестой фактор — неправильное выделение квот на выдачу разрешений на работу иностранным гражданам, ведь количество безработных в некоторых регионах страны в несколько раз превышает потребность в работниках.

Для устранения данного фактора, негативно влияющего на миграционную политику в России, необходимо прибегнуть к международному опыту. Во многих государствах, принимающих трудовых мигрантов, в качестве «позитивных» регуляторов миграционных потоков используются перечни дефицитных профессий. В отличие от квот они не устанавливают ограничений, а создают бальные системы. Функцию регулирования тут выполняют списки профессий, востребованных на рынках труда в определенном регионе, критерии оценки кандидатов, перечни категорий, которым не требуется разрешение на работу.

Балльная система должна учитывать личные и профессиональные навыки работников, уделяя особое внимание их возможностям к адаптации к местным обычаям и знанию русского языка. В данную систему, учитывающую уровень образования и личные характеристики мигрантов, может быть встроен перечень профессий, наиболее востребованных российской экономикой, которые страна не может возместить собственными трудовыми ресурсами. В зависимости от профессии и квалификации работника будут устанавливаться более высокие или низкие балы. Мигранты, успешно прошедшие отбор по балльной системе, в качестве поощрения, должны автоматически получать разрешение на работу в России [6]. На данный момент эффективность механизма квотирования неочевидна, он базируется на заинтересованном анализе и необоснованных завышенных заявках работодателей.

Одним из последних факторов, влияющих на миграционную политику, это сложность процедуры получения разрешения на работу для иностранных граждан. Так, порядок выдачи разрешения на работу и перечень документов, предоставляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на работу, установлен постановлением Правительства РФ от 15.11.2006 № 681 «О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации». В соответствии с ним разрешение на осуществление трудовой деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции либо его территориальными органами при наличии заключения соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения [5].

Заключение территориальных органов службы занятости о целесообразности привлечения иностранных работников составляется на основании поданной информации от работодателей и с учетом принципа приоритетного права российских граждан на занятие вакантных рабочих мест, который включает в себя:

  1. наличие на соответствующей территории равноценной рабочей силы;
  2. наличие возможности перераспределения трудовых ресурсов из густонаселенных регионов, в регионы, нуждающиеся в рабочей силе;
  3. обеспечение равных условий и оплаты труда иностранных работников по отношению к гражданам Российской Федерации;
  4. предотвращение негативно-причинной связи между наймом иностранных граждан и ухудшением условий занятости российских граждан [11].

Квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию устанавливаются Правительством РФ.

Представляется, что неправильно сформированная система миграционной политики в России усугубляет положение с безработицей на местах. Данная политика:

− не отвечает целям трудоустройства россиян;

− формирует увеличенный спрос работодателей на дешевую рабочую силу, что приводит к снижению уровня заработной платы россиян, занятых на тех же рабочих местах, что и трудовые мигранты, либо к увеличению числа безработных россиян;

− не отражает реальные запросы страны не просто в иностранной рабочей силе, а высококвалифицированной рабочей силе.

Для решения изложенных в работе факторов и условий, негативно влияющих на миграционную политику в России, необходимо уделять особое внимание созданию подходящих условий для переселения на постоянное место жительство в Россию отдельных категорий трудящихся-мигрантов (в первую очередь, речь идет о высококвалифицированных мигрантах; иностранных работниках, востребованных на российском рынке труда; мигрантах-выпускниках российских вузов), для чего важно создание разнообразных механизмов привлечения, отбора и использования иностранной рабочей силы; уделить значительное место в этой политике борьбе с незаконной миграцией; созданию эффективных механизмов оценки потребности в иностранной рабочей силе с учетом перспектив развития экономики и национального рынка труда в регионе; к заключению длительных трудовых договоров и получению статуса постоянно проживающих в Российской Федерации; совершенствованию института квотирования; совершенствованию механизма осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности на основании патентов; созданию дифференцированных программ краткосрочной и долгосрочной трудовой миграции; созданию механизмов стимулирования к переезду иностранных работников, востребованных на российском рынке труда [12].

Литература:

  1. Зинченко Н. Н. Региональные особенности правового регулирования процессов внешней трудовой миграции (на примере стран — участниц Содружества Независимых Государств) // Lex Russica. № 9. 2013. С. 185.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Российская газета, 28 июня 2006 г.
  3. Болдырев С. И., Саламатов В. Ю., Губенко Р. М. Импортозамещение и миграционная политика // Эффективное антикризисное управление. 2015. № 3. С. 85.
  4. Мукомель В. И. Трансформация миграционных потоков: циркулярные миграции // Миграционное право. 2012. № 3. С. 206.
  5. Федеральный Закон РФ от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями // ИПО «Гарант».
  6. Борисов В. С., Землянухина Н. С. Эффективность регулирования привлечения иностранной рабочей силы // Вестник Саратовского технического университета. 2011 № 1. Том 2. С. 29.
  7. Сапфирова А. А. Административно-правовой статус государственной инспекции труда в субъекте РФ. Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. — Волгоград, 2002.
  8. Сапфирова А. А. Защита трудовых прав и законных интересов работников органами государственного надзора и контроля. Диссертация доктора юридических наук / Москва, 2010.
  9. Федотова М. Ф., Шойко И. С. Современная миграционная политика Российской Федерации // Право и безопасность. 2010. № 2.
  10. Андриченко Л. В. Особенности привлечения иностранных высококвалифицированных специалистов к трудовой деятельности в России // Журнал российского права. 2011. № 7. С. 10.
  11. Кулаева Н. С. Порядок получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников // Бухгалтер и закон. Выпуск № 4. 2008. С. 16.
  12. Семенов И. В. Миграционная политика современной России в отношении иностранных работников // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2014. № 1. С. 243.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Россия, миграционная политика, гражданин, трудовая деятельность, заработная плата, работа, работник, рабочая сила, балльная система.


Ключевые слова

миграционная политика, трудящиеся-мигранты, трудовая миграция, иностранные работники, высококвалифицированный иностранный специалист, разрешение на работу

Похожие статьи

Основные методы регулирования миграции в России

В статье говорится о миграционной ситуации в России, причинах, вызывающих миграцию, и проблемах, возникающих в связи с этим процессом. Рассматриваются методы и механизмы регулирования миграции, уровни регулирования миграции. Определяются условия успе...

Влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране

В статье рассматривается влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране, обосновывается необходимость в совершенствовании государственной миграционной политики

Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии COVID-19

В данной статье рассмотрены ключевые аспекты трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии. Анализируются основные проблемные вопросы, связанные с трудоустройством молодежи с социальной и правовой точек зрения.

Этапы развития политики России в области трудовой миграции

В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.

Некоторые вопросы дискриминации труда в современном Кыргызстане: социально-экономический и региональный аспект

Данная статья посвящена проблемам дискриминации труда, имеющего место в регионах Кыргызстана. Рассмотрены основные причины и факторы дискриминации женского и детского труда, и их последствия. Даны предложения по искоренению дискриминационных элементо...

Современная миграционная политика и её влияние на положение иностранных мигрантов в Российской Федерации

Молодежная безработица как угроза социально-экономической стабильности государства

Объектом исследования является молодежь как социально-демографическая группа, имеющая специфические особенности социального положения и в силу этого наиболее уязвимая к проблеме незанятости. Целью исследования проблемы является изучение причин и попы...

Оценка коммерческой недвижимости

В данной статье рассмотрены основные тенденции развития оценки коммерческой недвижимости в Казахстане. Рассмотрены характерные особенности рынка оценки в Республике Казахстан. Проведена оценка реструктуризации и законодательной базы оценочной деятель...

Дискриминация женщин на российском рынке труда

В статье рассмотрены проблемы дискриминации женщин на рынке труда Российской Федерации, выявлены проблемы в российском антидискриминационном законодательстве. На основе статистических данных выявления случаев несоблюдения правовых гарантий женщин на ...

Проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ

В данной статье были рассмотрены проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ. Изложены стабилизационные меры, которые должны применяться для увеличения занятости населения.

Похожие статьи

Основные методы регулирования миграции в России

В статье говорится о миграционной ситуации в России, причинах, вызывающих миграцию, и проблемах, возникающих в связи с этим процессом. Рассматриваются методы и механизмы регулирования миграции, уровни регулирования миграции. Определяются условия успе...

Влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране

В статье рассматривается влияние трудовой миграции на экономические и социальные процессы в стране, обосновывается необходимость в совершенствовании государственной миграционной политики

Проблемы трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии COVID-19

В данной статье рассмотрены ключевые аспекты трудоустройства и занятости молодежи в условиях пандемии. Анализируются основные проблемные вопросы, связанные с трудоустройством молодежи с социальной и правовой точек зрения.

Этапы развития политики России в области трудовой миграции

В статье рассматриваются основные этапы развития трудовой миграции России, процесс формирования нормативной базы миграционной политики.

Некоторые вопросы дискриминации труда в современном Кыргызстане: социально-экономический и региональный аспект

Данная статья посвящена проблемам дискриминации труда, имеющего место в регионах Кыргызстана. Рассмотрены основные причины и факторы дискриминации женского и детского труда, и их последствия. Даны предложения по искоренению дискриминационных элементо...

Современная миграционная политика и её влияние на положение иностранных мигрантов в Российской Федерации

Молодежная безработица как угроза социально-экономической стабильности государства

Объектом исследования является молодежь как социально-демографическая группа, имеющая специфические особенности социального положения и в силу этого наиболее уязвимая к проблеме незанятости. Целью исследования проблемы является изучение причин и попы...

Оценка коммерческой недвижимости

В данной статье рассмотрены основные тенденции развития оценки коммерческой недвижимости в Казахстане. Рассмотрены характерные особенности рынка оценки в Республике Казахстан. Проведена оценка реструктуризации и законодательной базы оценочной деятель...

Дискриминация женщин на российском рынке труда

В статье рассмотрены проблемы дискриминации женщин на рынке труда Российской Федерации, выявлены проблемы в российском антидискриминационном законодательстве. На основе статистических данных выявления случаев несоблюдения правовых гарантий женщин на ...

Проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ

В данной статье были рассмотрены проблемы и перспективы государственной политики занятости в РФ. Изложены стабилизационные меры, которые должны применяться для увеличения занятости населения.

Задать вопрос