Объектом исследования является молодежь как социально-демографическая группа, имеющая специфические особенности социального положения и в силу этого наиболее уязвимая к проблеме незанятости. Целью исследования проблемы является изучение причин и попытка предложения путей решения проблемы молодежной безработицы в России. Понижение процента безработных среди молодежи отразится на социально-экономической стабильности страны, а повышение интереса к работе повысит качество труда, что положительно скажется на экономическом росте.
Ключевые слова: занятость молодежи, трудоустройство, молодежный рынок труда, проблемы трудоустройства, безработица, национальная безопасность, национальные интересы, экономическое развитие, социально-экономическое развитие.
Понятийный аппарат:
Молодежь ― социально-демографическая группа, которая выделяется на основании совокупности возрастных характеристик, проходит стадию социализации, усваивает общеобразовательные, культурные и профессиональные функции и подготавливается социумом к уяснению и исполнению социальных ролей взрослого [3,С.598].
Занятость — участие населения в трудовой деятельности, включая учебу, службу в армии, ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и престарелыми. Занятость — это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, непротиворечащая законодательству РФ и приносящая заработок или трудовой доход [11].
Трудоустройство — это процесс поиска подходящей работы, подготовки к ней и устройства на эту работу [12, С.5].
Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.
Это одна из самых важных социальных проблем [13].
Государственная политика в сфере обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации способствует реализации стратегических национальных приоритетов и эффективной защите национальных интересов.
Анализируя национальные интересы согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, очевидно то, что главным приоритетом выступает человек — объективно значимые потребности личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития. Состояние общества и государства в целом определяет положение личности. Следовательно, национальная безопасность — состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, при котором обеспечиваются реализация конституционных прав и свобод граждан Российской Федерации, достойные качество и уровень их жизни, суверенитет, независимость, государственная и территориальная целостность, устойчивое социально-экономическое развитие Российской Федерации [1].
Социально-экономическое развитие представляет собой расширенное воспроизводство, постепенные структурные и качественные изменения в экономике, производственных силах, факторах роста и развития, науки, образования, культуры, качества и уровня жизни общества, человеческого капитала.
Угроза национальной безопасности, а соответственно и устойчивому социально-экономическому развитию — совокупность условий и факторов, создающих прямую или косвенную возможность нанесения ущерба национальным интересам [1].
Безработица является не просто индикатором экономической нестабильности в стране, но и одной из самых глобальных угроз социально-экономической стабильности современности. С одной стороны, при росте безработицы происходит снижение доходов населения, что вызывает спад потребления, и, в свою очередь, влечет замедление экономического роста и как следствие — обнищание населения. С другой стороны, массовая безработица среди молодежи углубляет социальные проблемы, которые могут проявляться в виде таких негативных последствий, как появление крупных социальных конфликтов, а также депопуляция населения, криминализация общества, наркомания, проституция и т. д. Каждое из названных явлений в обществе, проявляясь обособленно, таит значительную угрозу. Консолидировано эти процессы и явления могут привести страну к разрушительным последствиям. Такая масштабность от наступления данной угрозы экономической безопасности в социальной сфере явно позволяет её отнести к разряду особо крупных [2].
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения, прежде всего за счет роста его доходов. Следовательно, для обеспечения национальной безопасности со стороны государства необходимо обеспечивать реализацию мер по поддержке трудовой занятости населения, контролю за соблюдением трудовых прав работников, совершенствовать систему защиты от безработицы, создавать условия для вовлечения в трудовую деятельность лиц с ограниченными возможностями [1] и молодежи.
Рассмотрев и проанализировав статьи о молодежной безработице [6, С. 410–413; 7, С. 598–601; 8, С.172; 9; 10, С. 317–319], было выявлено, что проблема, несмотря на ее проработанность, все еще остается актуальной, ведь развитие технологий и мира в целом требует каждый раз нового подхода к проблеме безработицы.
В соответствии с методологией Росстата к категории «молодежь» относятся лица в возрасте от 15 до 29 лет, он же условно выделяет три группы молодежи:
- 15–18 лет — учащиеся школ или первых курсов профессиональных образовательных учреждений, многие представители данной группы стремятся к получению работы, как правило, временной (краткосрочной), или к получению работы с сокращенным и удобным для них графиком.
- 18–23 лет — это студенты и молодые люди, завершающие или завершившие в основном профессиональную подготовку. Данная категория так же не имеет достаточных навыков и профессионального опыта и в силу этого менее конкурентоспособны.
- 24–29 лет — молодые люди, в основном, имеют определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но недостаточно большой. Они знают, что им интересно, зачастую имеют семью, и поэтому имеют высокие требования и амбиции к желаемой работе [3].
Проанализировав различные точки зрения на определение молодежной безработицы в нашем исследовании, мы согласны с точкой зрения Вишневской Н. Г.: «Молодежная безработица — это социально-экономическое явление, при котором экономически активное население в возрасте 15–29 лет не занято в сфере производства и управления по причине отсутствия подходящих рабочих мест, низкой конкурентоспособности или проявления трудовой дискриминации со стороны работодателя» [4].
По данным об уровне безработицы в России опубликованным Росстатом в октябре 2019 года средний уровень безработицы по стране составил в августе 2019 года 4,3 % (без исключения сезонного фактора). Причем, среди безработных в возрасте 15 лет и старше доля молодежь до 25 лет составляет 22,0 %. В России в настоящее время проживает почти 24,3 млн человек в возрасте от 15 до 29 лет, что составляет 16,5 % всего населения страны и около 35 % трудоспособного населения России, поэтому проблема молодежной безработицы остается актуальной и требующей отдельного внимания [5].
Интерес к данной проблеме обусловлен рядом обстоятельств, так например:
– молодежь наиболее восприимчива к изменениям, обладает способностью к легкой смене трудовых функций, огромными возможностями профессионального роста, умеет адаптироваться к нововведениям;
– длительное отсутсвие занятости молодых людей приводит к социальной апатии и социальному инфантилизму и является фактором роста преступности в молодежной среде.
Как особо важную, следует отметить проблему трудоустройства выпускников вузов, ее основными причинами мы считаем ряд факторов:
- Низкий уровень профессиональной ориентации будущих абитуриентов и пропаганды востребованных профессий или, так называемая, «мода на профессию». Как следствие возникает несоответствие между тем, какие специальности в данный момент требуются на рынке труда, и тем, специалистов каких специальностей выпускают вузы. Современный рынок труда достаточно вариативен и может представить большое количество разнообразных профессий, но в то же время люди, а особенно молодежь, поставлены в более жесткие рамки, т. к. современная ситуация развития экономики диктует свои условия, противоречащие мечтам молодых людей о быстром и легком зароботке. Молодым людям не хватает знаний о современном рынке труда, что не позволяет сделать правильные выводы по построению собственной карьеры. В связи с этим, многие из числа выпускников становятся потенциальными кандидатами на переобучение, получение второй профессии. Кроме того, большая часть молодых людей увольняется из-за неудовлетворенности профессией ― содержанием, характером, оплатой труда.
В этой связи огромное значение имеет выбор профессии выпускником школы, далеко не каждый может быстро и верно определить, какой вид деятельности ему интересен. Выбор специальности, по которой будет осуществляться обучение, часто делается абитуриентом исходя из наставлений родителей, а не в результате анализа реальной ситуации на рынке труда. Если учащимся заранее объяснить в какой области они будут более востребованы как работники, это благоприятно скажется на будущей профессиональной реализации.
- Низкая конкурентоспособность молодых людей, обусловленная высокими затратами на их адаптацию и рисками работодателей при их найме. Многие работодатели скептически относятся к уровню компетентности молодых специалистов, а также проявлениям излишней эмоциональности и неустойчивого поведения, являющихся признаками социальной незрелости человека, недостаточного уровня социализации в обществе, и, при подборе персонала, делают выбор в пользу более опытных и взрослых работников. В конечном счете, эти оценки приводят к дискриминационному отношению к молодежи на рынке труда.
Однако работодатели не учитывают гибкость и креативность молодого сознания, что часто положительно влияет на профессиональную деятельность.
- Отсутствие системы целевого распределения выпускников высших учебных заведений на рабочие места в соответствии с полученной специальностью.
- Нежелание работодателей принимать на работу молодых, как правило, неопытных работников. При этом, многие работодатели предъявляют к молодым специалистам такие требования, как: наличие профессиональных навыков и опыта/стажа трудовой деятельности, умение выстраивать взаимоотношения в рабочем коллективе. И здесь возникает парадоксальная ситуация — при наличии вакантных должностей данную категорию специалистов принимают на работу в последнюю очередь, и первыми сокращают при снижении объемов производства.
- Низкая мотивация молодых людей к трудовой деятельности и завышенные ожидания к оплате труда. В поисках работы юноши и девушки хотят получить «все и сразу!». Предъявление высоких требований к качеству будущей жизни при низком уровне вложенных усилий. Завышенные ожидания обусловлены так называемой «рекламой», в которой говорится о легком «получении» миллиона, например, истории успешных блогеров и т. д. В тоже время реклама «Вот бы НАУЧИТЬСЯ так хорошо работать!» отсутствует.
Для того, чтобы молодые люди гармонично вписывались в общество, им нужно иметь четкое представление о своем будущем и о том, как его достичь. Должна быть разработана, своего рода жизненная дорожная карта. Сегодня, для большинства молодых людей «образ будущего» ассоциируется с понятием «успешности» — это картинка, на которой он (молодой человек) обеспеченный и самодостаточный. Однако, связки между мечтой о завтрашнем дне и возможностями повлиять на него современным юношам и девушкам не хватает.
Еще одной причиной низкой мотивации к труду является финансовая поддержка со стороны родителей и отсутствие обязательств перед кем-либо. Это ведет к тому, что, в конечном счете у молодежи создается иллюзия легкого получения благ. Молодежь не готова сталкиваться с трудностями, что ведет к разочарованию в выбранной будущей профессии. Гарантированность жизненной безопасности, социального и материального благополучия — вот основная жизненная ценность молодежи и ее ожидания.
- Рост технической безработицы. Технический прогресс, внедрение роботов и технологий искусственного интеллекта (ИИ) в различные отрасли экономики позволяет повысить производительность, а также качество продукции. Преимущества такого производства: высокая точность, снижение брака, возможность применения на вредном производстве, эргономичная конструкция, экономящая рабочее место. Недостатком же станет исключение участия человека в трудовой деятельности, это лишь увеличит уровень безработицы, что может стать причиной технической безработицы [14].
Рассмотрев проблему безработицы молодежи и выявив ее основные причины сформулируем необходимые современные пути решения данной проблемы:
1) Популяризация профессий, которые нуждаются в рабочем персонале, через организацию: ярмарок рабочих вакансий, временных рабочих мест для молодых людей, тематических семинаров, где раскрываются положительные стороны профессий для будущих выпускников школы. Реализация таких программ позволит молодому поколению получить знания о преимуществах востребованных профессий и специальностей, позволит качественнее подходить к выбору места будущего обучения и как результат — решение проблем профессиональной ориентации молодежи и недостатка кадров.
2) Целевое распределение выпускников по предприятиям страны, как это реализовано в ведомственных образовательных учреждениях, таких как военные училища, университеты МВД и так далее. Данная мера — это гарантия занятости выпускника, молодого специалиста.
Направляясь на конкретное место работы, получают необходимый профессиональный опыт и стаж. По окончании обязательного срока работы, молодой человек может либо продолжить трудиться в данной сфере, не опасаясь, что работодатель уволит его, уже опытного специалиста, либо выбрать другую специальность, при этом подойти более осознанно к новому выбору.
3) В связи с развитием технологического прогресса, необходимо объединить трудовую деятельность человека с полноценным, развитым искусственным интеллектом.
Наряду с внедрением робототехники специалисты должны проходить переквалификацию. Вместо ручного труда они будут управлять роботизированным комплексом. Таким образом в данном вопросе подразумевается синтез деятельности человека и робота. И здесь, роботы должны выступать в роли посредников-наставников и стимуляторов, осуществляя помощь новичку в овладении профессией. Таким образом решится проблема нежелания работодателя принять на работу неопытного работника в связи с тем, что он не выгоден по сравнению с опытным специалистом.
В итоге мы получим:
– снижение возрастного порога вхождения молодого человека в профессию, что позволит даже подростку, не имеющему опыта работы, приступить к профессиональной деятельности;
– заинтересованность молодежи в выборе специальностей, востребованных рынком, что распределит трудовые ресурсы в различных сферах;
– активизацию роста микро- и макроэкономических показателей страны;
– снижение показатели уровня молодежной безработицы, тем самым будет нейтрализована угроза социально-экономической стабильности;
Таким образом, решение проблемы молодежной безработицы зависит от поддержки со стороны государственных и негосударственных структур. Только совместные действия всех видов и уровней власти могут дать ощутимые результаты.
Литература:
- О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс]: указ Президента РФ от 31.12.2015 N 683 — Доступ из справ. правовой системы «КонсультантПлюс» (Дата сохранения: 20.11.2019).
- Борисова Д. И., Тимошенко К. В. Экономическая безопасность в социальной сфере: проблемы или возможности? [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — № 6.3. — С. 10–13. — URL httрs://mоluсh.ru/аrсhivе/110/27147/ (дата обращения: 15.11.2019).
- Молодежь в России. 2010: [Электронный ресурс]: Стат. сб./ЮНИСЕФ, Росстат. М.: ИИЦ «Статистика России», 2010–166 с.
- Вишневская Н. Г. Роль государственной службы занятости населения в минимизации молодежной безработицы: теория и практика: [Электронный ресурс] // / Н. Г. Вишневская // Интернет-журнал «Науковедение». — 2014. — № 3. — С. 20.
- Занятость и безработица в Российской Федерации в октябре 2019 года: [Электронный ресурс] — URL ttрs://www.gks.ru/bgd/frее/b04_03/IssWWW.ехе/Stg/d04/227.htm / (дата обращения: 15.11.2019).
- Маркарян А. Б. Некоторые проблемы занятости молодежи на современном этапе: [Электронный ресурс] // // Молодой ученый. — 2016. — № 21. — С. 410–413.
- Шаповал М. А. Особенности рынка труда молодежи: [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — № 28. — С. 598–601.
- Беглова Е. И. Безработица молодежи: первоочередная проблема современного рынка труда: [Электронный ресурс] // //Экономические науки. —2010. — 11(72) — С.172.
- Сергеев И. С. К вопросу об эффективности стратегии профессиональной ориентации «Повышение престижа рабочих профессий»: [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5.
- Бексултанова А. И. Проблема безработицы в России и пути ее решения: [Электронный ресурс] // Молодой ученый. — 2016. — № 1. — С. 317–319.
- Электронная библиотека. Экономика:: [Электронный ресурс] // URL: httрs://studlib.infо/еkоnоmikа/1363357 / (дата обращения: 16.11.2019).
- Правовая организация трудоустройства. Стадии трудоустройства: [Электронный ресурс] // URL: httрs://studfilеs.nеt/рrеviеw/3649448 / (дата обращения: 15.11.2019).
- Безработица: [Электронный ресурс] // URL: httрs://wiki2.оrg/ru/Безработица+Nеwtоn / (дата обращения: 15.11.2019).
- Гайнанова, Л. М. Влияние роботизации на уровень безработицы: [Электронный ресурс] // Вопросы студенческой науки.. — 2017. — № 16. — С. 44–48. // URL: httрs://суbеrlеninkа.ru/аrtiсlе/n/vliуаniе-rоbоtizаtsii-nа-urоvеn-bеzrаbоtitsу/viеwеr / (дата обращения: 15.11.2019).