Риски организации наставничества в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 14.06.2020

Статья просмотрена: 5208 раз

Библиографическое описание:

Тулякова, В. В. Риски организации наставничества в школе / В. В. Тулякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 435-437. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71698/ (дата обращения: 26.04.2024).



Наставничество является востребованным и проверенным механизмом вхождения в корпоративную культуру организации и профессионального становления нового специалиста, а также методом обучения и развития молодых педагогов. Необходимость расширения практик наставничества в образовании обозначена как одна из актуальных проблем в нацпроекте «Образование», принятом в 2013 году [10].

Очевидно, что в новом витке развития наставничества есть свои проблемы. С одной стороны, в педагогическом сообществе XXI века доказательство эффективности системы преподавания на основе опыта учителя-стажиста является неочевидным. Молодые педагоги чаще не настроены «трепетно вслушиваться в слова педагогического гуру». С другой стороны, не каждый опытный педагог рискнет выступить для начинающего коллеги образцом профессиональной деятельности. Поэтому педагогические особенности наставничества, его формы, методы, содержание требуют переосмысления. Этим обусловлена актуальность темы работы.

В чем сущность наставничества, как метода управления профессиональным развитием молодого специалиста? Каково содержание деятельности наставника в современных условиях развития образования? С какими рисками сопряжена наставническая работа в образовательной организации? Как их минимизировать? Задача статьи — попытаться найти ответы на эти вопросы.

Отечественные исследователи рассматривали наставничество как средство вхождения в профессию (С. Г. Вершловский) [1], интенсификации процесса профессионального становления молодого педагога (И. В. Круглова) [9], мотивации к саморазвитию (Е. Ю. Илалтдинова) [6], профессиональной социализации (С. В. Фролова) [6], как технологию субъект-субъектного формирования педагогических кадров (Н. М. Полетаева, Л. Е. Лукина) [12], «синергетическую систему, самоорганизации и самореализации субъектов образовательного сообщества» (Т. Ю. Осипова) [10] и т. д. В трудах западных менеджеров образования наставничество обозначается термином «менторинг», главным преимуществом которого является возможность молодого педагога учиться профессии изнутри.

Задачами наставничества являются интеграция молодого педагога в профессиональную среду, социализация в ней, сохранение и преумножение положительного опыта поколений педагогов, мотивация участников педагогического процесса на творческое взаимодействие. М. А. Червонный называет наставничеством процесс обучения наставником-методистом, назначаемым административно, молодого специалиста теории и методике предмета. [17] Это свойство административного участия отличает отечественное понимание наставничества от западного.

Современная интерпретация понятия наставничества основана на «закрепительно-прикрепительной» тактике и означает сопровождение молодого специалиста наставником-профессионалом, помощь мастера в закреплении в профессии, в ликвидации возможных профессиональных пробелов, которые есть у начинающих педагогов, адаптацию и интеграцию молодого специалиста в педагогический коллектив.

Сущностными признаками наставничества являются систематическая методическая работа опытного педагога с молодым, демонстрация стажистом профессиональных достижений, раскрытие смыслов педагогической деятельности, мотивация к ней, передача ценностного отношения и традиций, утвердившихся в образовательной организации.

Итак, наставничество — это эффективный способ интеграции и социализации молодого педагога, позволяющий сохранить и преумножить опыт многих поколений педагогов.

Наставник, как руководитель профессиональным становлением молодого специалиста, выполняет следующие управленческие функции:

1) содействует формированию профессионально-педагогической компетентности специалиста, освоению им базовых умений и обретению опыта профессиональной деятельности, необходимого для самостоятельной успешной работы;

2) обеспечивает молодому специалисту постоянную конструктивную, развивающую обратную связь о его деятельности, помогает планировать профессиональный рост;

3) помогает осознавать и осмысливать ценностную составляющую педагогической деятельности и профессионально-личностного развития, сохранять корпоративную и соблюдать педагогическую этику.

В современном педагогическом сообществе наставнику, кроме богатого профессионального опыта, образования, высоких показателей педагогической деятельности, необходимо быть помощником, андрагогом, коучем и ментором [13]. Также наставник должен обладать профессиональными навыками: глубоким знанием своего предмета, системным мышлением в области проблем образования, коммуникативными способностями. На первый план выходят личные качества наставника: авторитет в коллективе, готовность делиться опытом, позитивный настрой, оптимизм.

Какие риски могут быть в работе института наставничества?

  1. Формализованное неэффективное наставничество.

Формализованное наставничество — это взаимодействие молодого специалиста и опытного педагога, которое дальше оформления на бумаге не ушло. В таком наставничестве принято положение о наставничестве, разработана система мотивации наставников, составлен письменный трехсторонний договор между наставником, молодым учителем и образовательной организацией, оговорены обязанности всех сторон договора. Наставник назначен администрацией, но готовности и профессиональных навыков для этого у педагога нет.

Систематическое взаимодействие не получается ввиду постоянно возникающих дел по более важным «причинам». Возможно, даже состоялись одна-две встречи, составлен план работы, который остался на бумаге. Причинами такого наставничества являются профессиональное выгорание и педагогическая перегрузка наставников, коммуникативные барьеры, авторитарность со стороны наставников, подавление самостоятельности и инициативности молодых педагогов, а иногда недостаточное материальное стимулирование работы наставника.

Управленческими решением в этом случае является непосредственный и опосредованный контроль работы наставника. Непосредственный контроль может быть проведен в виде собеседования, знакомства отчета, совместного посещения и анализа занятия и т. д., опосредованный — в виде представления промежуточных результатов работы: творческого отчета, публичного выступления молодого специалиста, проведения им открытого урока и т. д.

  1. Недостаточная компетентность наставника в решении проблем молодого специалиста.

Риск встречается в модели «один наставник — один наставляемый». Такая модель — самая распространенная в педагогической практике, но требующая высокой квалификации опытного педагога. Для минимизации риска модель можно разнообразить: создать банк наставнических разработок по материалам опыта нескольких наставников, включить дистанционные формы работы с молодыми педагогами.

Действенным способом уменьшения этого риска является организация работы наставнической группы из двух-трех опытных педагогов и молодого специалиста. В этой группе курирующие различные направления деятельности молодого специалиста педагоги работают по направлениям. Один из них помогает решать вопросы учебной деятельности, другой — организацию внеурочных курсов, третий — проектную работу с учащимися.

Содержание деятельности в тандеме «молодой педагог — наставники» разнообразное: знакомство с функционалом, документацией, посещение и анализ уроков, деятельностное сопровождение учителя в выстраивании профессиональной траектории, помощь в участии в профессиональных конкурсах и проектах, включение молодого учителя в новые виды деятельности.

Управленческие решения по развитию этой формы наставничества — опосредованный контроль: участие молодого специалиста в профессиональном конкурсе, выступление в профессиональном сообществе.

  1. Неготовность молодого специалиста принимать помощь наставника.

Этот риск показывает, что наставничество — это двусторонний процесс». Причиной является высокая степень социализированности молодежи в социальных сетях и недостаточная социализация в коллективе. Современных молодых педагогов отличают высокие амбиции, стремление к лидерству, более высокий уровень сформированности информационной компетентности и критического мышления.

В этом случае применимы взаимообогащающие активные формы наставничества: взаимообучение, при котором в зависимости от содержания проблемы и компетентности педагогов, меняются ролевые позиции каждого из участников взаимодействия. Возможно применение приемов коучинга — «персональной тренерской работы», тьюторства — «осуществления постоянной помощи взрослому, обучающемуся в решении вопросов организации обучения» в режиме взаимовыгодного решения педагогических проблем обеих сторон.

Управленческое решение: обучение наставников, включение творческой группы в проекты, применение интегрированных форм работы.

Наставничество в современном мире получает новые признаки: молодые педагоги не имеют достаточных профессиональных навыков, чтобы показывать такие же результаты, но обладают совершенно новыми профессиональными умениями, которых нет у стажистов-наставников. Поэтому к задачам оказания помощи в профессиональном становлении молодых педагогов и освоения ими лучших практик добавляется функция взаиморазвития и взаимообогащения педагогической компетенции обеих сторон-участников наставничества, становится ответом на вызовы времени. Можно смело утверждать, что наставничество — не модный тренд, а форма управления развитием человеческих ресурсов организации, развивающая и молодого педагога, и наставника, его сопровождающего.

Литература:

  1. Паспорт федерального проекта «Современная школа». Приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации от 7 декабря 2018 г. № 3. [Электронный ресурс]. URL: Современная+школа.pdf/82dc2bf1–04ce-9d57–5f14–6f94d1bce9aa.
  2. Вершловский С. Г. Особенности профессионального становления молодого учителя // Советская педагогика. 2015. № 4. С. 76–84.
  3. Дудина Е. А. Наставничество в системе непрерывного профессионального развития педагогических кадров в Великобритании // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2017. № 1. С. 49–61.
  4. Игнатьева Д. А. Роль наставника в профессиональной деятельности молодого педагога // Инновационные тенденции развития системы образования: материалы V Международной научно-практической конференции (Чебоксары, 5 февр. 2016 г.) / редколлегия: О. Н. Широков [и др.]. Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. С. 9093. ISBN 978–5–9907548–6–7.
  5. Игнатьева Е. В., Базарнова Н. Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. 2018. URL: Электронный ресурс. https://cyberleninka.ru/article/n/nastavnichestvo-v-sovremennoy-shkole-mif-ili-realnost
  6. Илалтдинова Е. Ю., Фильченкова И. Ф., Фролова С. В. Особенности организации постдипломного сопровождения выпускников программы целевого обучения в контексте сопровождения жизненного цикла профессии педагога // Вестник Мининского университета. 2017. № 3. C. 2. DOI: 10.26795/2307–1281–2017–3–2
  7. Круглова И. В. Наставничество как условие профессионального становления молодого учителя: дис.... канд. пед. наук. М., 2007. 178с.
  8. Осипова Т. Ю. Функциональные векторы педагогического наставничества // Концепт. 2015. № 03. С.1–9.
  9. Папуткова Г. А., Картавых М. А., Прохорова И. В. Клиническая практика -инновационный инструментарий компетентностно-ориентированного профессионально-педагогического образования // European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 4. Том 1. С.96–101.
  10. Паспорт федерального проекта «Современная школа». Приложение к протоколу заседания проектного комитета по основному направлению стратегического развития Российской Федерации от 7 декабря 2018 г. № 3. [Электронный ресурс]. URL: Современная+школа.pdf/82dc2bf1–04ce-9d57–5f14–6f94d1bce9aa.
  11. Полетаева Н. М., Лукина Л. Е. Роль наставника как одной из наиболее эффективных форм управления знаниями в развитии кадрового потенциала региональной системы образования // XIX Царскосельские чтения: материалы международной научной конференции / под общей редакцией В. Н. Скворцова; Л. М. Кобрина. СПб., 2015. Т. 2. С.109–115.
  12. Родионова Е. Л., Илалтдинова Е. Ю., Фролова С. В. Институт двойного наставничества -основа механизма постдипломного сопровождения выпускника целевой подготовки педагога // Нижегородское образование. 2017. № 2. С. 85–92.
  13. Седых Е. П., Фёдоров А. А. Тренажер «дополненной педагогической реальности»: теоретическое обоснование // Вестник Мининского университета. 2017. № 2.
  14. Сергеева С. В., Калашникова С. С., Воскрекасенко О. А. Психолого педагогическое сопровождение деятельности наставника в высшей школе // Научные исследования в образовании. 2010. № 5. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskoe-soprovozhdenie-deyatelnosti-nastavnika-v-vysshey-shkole (дата обращения: 15.03.2018).
  15. Шилова О. Н., Ермолаева М. Г., Ахтиева Г. Р. Современное состояние и проблемы развития наставничества в образовательной организации // Человек и образование. 2018. Электронный ресурс. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennoe-sostoyanie-i-problemy-razvitiya-instituta-nastavnichestva-molodyh-uchiteley
Основные термины (генерируются автоматически): молодой специалист, молодой педагог, наставничество, опытный педагог, наставник, образовательная организация, педагог, педагогическая деятельность, молодой учитель, профессиональная деятельность.


Похожие статьи

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой...

Шадрина Т. В. Отношение молодых учителей к своей профессиональной деятельности молодого учителя.

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя проходит поэтапно и включает в себя...

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой...

Наставничество — это планомерная деятельность по передаче навыков от начальника к

Наставничество — одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой

Можно сделать вывод, что профессиональная адаптация молодого педагога напрямую зависит от...

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой...

Руководство образовательной организации, учитель-наставник совместно с молодым педагогом могут собрать портфолио

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

молодой педагог, образовательное учреждение, молодой специалист, образовательный процесс, педагогический коллектив, профессиональное отношение, период адаптации, коллектив, наставник. Деятельность руководства школы по адаптации молодых учителей.

Методическое сопровождение педагога как условие его...

Большой вклад в становление молодого учителя вносят опытные педагоги, которые помогают примерами и советами.

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая...

Определение роли и функции молодого специалиста в системе...

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с целым

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога

Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу...

Профессиональная адаптация молодого учителя...

профессиональная — активное освоение педагогом поведения в соответствии с

Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и

молодой педагог, образовательная организация, молодой специалист, наставник...

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Алексеева В. В. Формирование профессиональных компетенций молодого педагога / В.В. Алексеева

Наставничество — одна из форм передачи педагогического опыта...

молодой педагог, образовательная организация, молодой специалист, наставник...

Проблемы профессиональной компетентности молодых...

Алфеева, Е. В. Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов / Е. В. Алфеева.

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

Похожие статьи

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой...

Шадрина Т. В. Отношение молодых учителей к своей профессиональной деятельности молодого учителя.

молодой учитель, молодой специалист, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, молодой педагог, наставник...

Организация наставничества в школе с молодыми педагогами

Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу, куда молодой специалист будет вносить

Организация наставничества в процессе повышения профессиональной компетентности молодого учителя проходит поэтапно и включает в себя...

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой...

Наставничество — это планомерная деятельность по передаче навыков от начальника к

Наставничество — одна из форм передачи педагогического опыта, в ходе которой

Можно сделать вывод, что профессиональная адаптация молодого педагога напрямую зависит от...

наставничество, молодой педагог, наставник, молодой...

Руководство образовательной организации, учитель-наставник совместно с молодым педагогом могут собрать портфолио

Профессионально-педагогическая компетентность учителя. Профессиональная компетентность педагога дошкольного образования.

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

молодой педагог, образовательное учреждение, молодой специалист, образовательный процесс, педагогический коллектив, профессиональное отношение, период адаптации, коллектив, наставник. Деятельность руководства школы по адаптации молодых учителей.

Методическое сопровождение педагога как условие его...

Большой вклад в становление молодого учителя вносят опытные педагоги, которые помогают примерами и советами.

молодой специалист, молодой воспитатель, работа, образовательное учреждение, профессиональная деятельность, педагог, молодая...

Определение роли и функции молодого специалиста в системе...

В начале своей профессиональной деятельности молодой преподаватель сталкивается с целым

педагог, педагогическая деятельность, элемент, воспитанник, актерское мастерство педагога

Учитель-наставник обязан помочь разработать «портфолио» молодому педагогу...

Профессиональная адаптация молодого учителя...

профессиональная — активное освоение педагогом поведения в соответствии с

Вступая в педагогическую деятельность, молодой педагог попадает в новую для него социальную и

молодой педагог, образовательная организация, молодой специалист, наставник...

Адаптация молодых специалистов как составляющая...

Алексеева В. В. Формирование профессиональных компетенций молодого педагога / В.В. Алексеева

Наставничество — одна из форм передачи педагогического опыта...

молодой педагог, образовательная организация, молодой специалист, наставник...

Проблемы профессиональной компетентности молодых...

Алфеева, Е. В. Проблемы профессиональной компетентности молодых педагогов / Е. В. Алфеева.

молодой педагог, образовательная организация, начинающий специалист, наставничество, профессиональная компетентность, профессиональная деятельность...

Задать вопрос