Методы работы со стилем. Русский стиль в мировой моде | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Искусствоведение

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 10.06.2020

Статья просмотрена: 59 раз

Библиографическое описание:

Осипчук, Н. В. Методы работы со стилем. Русский стиль в мировой моде / Н. В. Осипчук. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 523-526. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71590/ (дата обращения: 21.11.2024).



В статье автор анализирует методы работы над стилем в условиях меняющейся моды; подробно рассматривает русский стиль в мировой моде, уделяя внимание образу русской женщины.

Ключевые слова: русский стиль, стайлинг, русский костюм.

Сегодня, в условиях сменяющейся моды и вкусов, добиться сравнительно быстрого успеха позволяет нахождение забытого, не надоевшего публике материала, привлекательного оригинальностью, свежестью, просто чистотой стилевого решения. Главной предпосылкой при этом будет возможность вспомнить или найти то, что пока неизвестно большинству. Так, создавая коллекцию в русском стиле, ассортимент был заимствован из русского костюма XVI-XVII вв. Новые формы, цвета, фактуры, но за счет силуэтного предпочтения и ассортиментной принадлежности, элементов одежды коллекция читается в русском стиле.

Мода навязывает такого рода стилистику, и зачастую в этом процессе проглядывают откровенно рыночные соображения, связанные с интенсификацией желания нового в условиях, когда прежние вещи физически еще не устарели. Но востребованы, в конечном счете, будут лишь формы, которые по каким-либо причинам нашли путь к сердцу человека, поэтому заимствование должно осуществляться целенаправленно и со знанием особенностью менталитета. Так, обращение к русской исторической культуре в последнее время весьма актуально не только в России, но и во всем мире.

В том же русле следование стилю без полного подчинения ему идет работа по мотивам, предполагающая развитие одного или несколько формальных стилевых элементов. Мотив как часть не требует воссоздания целого и делает позицию автора более свободной. Он выступает даже не инвариантом, а скорее — источником формообразования. Так взяв за творческий источник деревянное зодчество, в коллекции прослеживается характерные формы куполов, ритм и фактура деревянных сооружений.

Стайлинг. Для него закономерным и достаточным является обращение именно к формальным стилевым проявлениям. В случаях преподнесения, подачи, презентации это может стать чрезвычайно важно, поскольку создание впечатления от коллекции весьма существенно. История может стать для стайлинга арсеналом выразительных средств и технических приемов. Тенденции нарастающего внимания к сути, ведущая от оболочки к тому, что скрыто за ней, неизбежно приведет стайлинг к полноценности индивидуального стиля.

«Поиск общего вразличном». Основное внимание при создании коллекции обращено на русскую женщину. Делается акцент на сравнение русской женщины XVI-XVII вв. и современной женщиной. Очевидно, что весь мир признает уникальность русских женщин, их необыкновенную красоту, редкие душевные качества и того и настоящего времени. Но в отличии от женщин царских времен изменилось положение женщины в обществе. Сейчас русская женщина способна гармонично сочетать профессиональные качества и умение создавать семейный уют. Она уверенно идет по карьерной лестнице, находится наравне с мужской половиной, она сильная духом, богатая умом и интеллектом. Но природа русской женщины, её сущность едина во все времена. Русская женщина это всегда красивая, статная, богатая душой мать и жена и личность. Сегодня русская «красна девица» — это уверенная в себе сильная и умная женщина, она успешна и красива. Но что отличает русских красавиц от женщин других стран?

О русской женщине написано и сказано столько, что исследование, подразумевающее систематизацию и обобщение многих и многих фактов, свидетельств, высказываний о ней, никогда не сможет завершиться, а значит и претендовать на объективность.

Единственным обстоятельством, которое хоть как-то в данном случае оправдывает исследователя, является объем проанализированных источников и их случайный (не ангажированный) отбор. Методом сплошной выборки по запросу «русская женщина» в одной из поисковых систем было отобрано около 100 источников, представленных в Интернете: научные статьи и публицистика, данные опросов, высказывания в форумах и на блогах.

В процессе анализа все источники обладали одинаковой значимостью. Вся совокупность источников (высказываний, данных опросов и т. п.) была поделена на несколько групп:

– российские мужчины о русских женщинах,

– русские женщины о русских женщинах,

– иностранки о русских женщинах,

– иностранцы о русских женщинах.

Российские мужчины орусских женщинах

Российские мужчины в качестве наиболее значимых выделяют душевные свойства русской женщины — 18 % и ее роль в семье — 18 %. Среди душевных черт (верность, надежность, заботливость, чуткость, способность любить) преобладает верность (как тут не вспомнить пушкинскую Татьяну!). Характерные примеры: «Наши прекрасные подруги будут... верной порукой нам мужикам России»; «Русские женщины к тому же, как правило, очень верны, и семья получается крепкой».

Группу качеств «роль в семье» составили те, которые представляют женщину как жену, мать, основу семьи. Среди них наиболее значимым для мужчин, естественно, оказывается представление женщины в роли жены (более 60 %), в то время, как на материнство отводится чуть более 10 % встретившихся контекстов («русские женщины — самые популярные невесты в мире», «они совмещают множество качеств, способствующих созданию крепкой семьи, порой даже не осознавая своего назначения — быть подругой, верной женой и любящей матерью»).

Несколько уступает доминирующим характеристикам внешняя красота (духовная все же оказывается значимее). Мужчины отмечают, что русские женщины красивы (37 % контекстов), даже прекрасны (25 %), обаятельны (25 %) и следят за собой (13 %). Значимость женщин для России (12 %) подчеркивает их исключительную роль в истории и культуре России. Так, современный филолог и философ Г. Д. Гачев говорит о русской женщине как о «субъекте русской жизни». В ряде случаев указывается, что именно русская женщина отражает сам феномен русскости и богатства генофонда («Это сочетание богатого природного генофонда, ведь в крови любого человека, родившегося в любом месте огромного содружества, будь то Киев или Владивосток, каких только кровей не встречается!»). Отмечается исключительность русской женщины (12 % контекстов): она воспринимается как загадка (видимо, «загадочная русская душа» — это, в первую очередь, женская душа), чудо («как можно лишить себя такого чуда как наши российские женщины»), исключительность («русские женщины прекраснее всех женщин мира», «нигде в мире нет столько красивых женщин» и др.).

Доля остальных качеств, выделяемых россиянами, значительно ниже. Так, интеллектуальная сфера занимает всего 6 %, что легко объяснить — мужчины до сих пор не могут поставить интеллектуальные способности женщин на один уровень со своими (ср. «свойственной именно русским женщинам женской логикой, которая, на самом деле, значит отсутствие любой логики»). Среди других характеристик отметим мужественность (6 %), популярность у мужчин (6 %), женская судьба (или то, что называется «женской долей) 4 % и прагматизм 4 %. Заметим, что в этой выборке практически отсутствует отрицательные черты характера и поведения. Это не значит, что мужчины идеализируют русских женщин, дело в том, что российские мужчины обсуждают, как правило, женщин вообще, а не русских женщин, поэтому в выборку не попали многие и многие высказывания.

Иностранки орусских женщинах

Выборка высказываний женщин других стран о россиянках невелика и состоит из мнений американок, канадок, датчанок и уроженок Мальты. Отмечается, что русские женщины настолько серьезно конкурируют на брачном рынке, что представляют реальную угрозу для местных женщин («русские женщины идут», где «идут» понимается как нашествие, которое нельзя остановить). Естественной реакцией является обвинение россиянок в аморальном поведении (25 % всех контекстов): в беспринципности, в легкой доступности и в занятии проституцией (для русских женщин свойственно «заняться проституцией и заработать любым способом»). Однако иностранки отмечают красоту россиянок (38 % контекстов): «Женщины там такие красивые; вернувшись домой, сразу замечаешь разницу» или «Мужчины-полицейские также подпали под чары русских нелегалок». Одной из наиболее обсуждаемых тем является «пассивность» русской женщины: «Почему русские женщины так пассивны?». Американки и канадки призывают россиянок к активности, амбициозности, агрессивному типу поведения. Но именно неагрессивное поведение русских женщин и позволяет им быть «отличными женами» для уставших от эмансипации мужчин на Западе.

Иностранцы орусских женщинах

В целом, иностранцы выделяют как наиболее значимую характеристику русской женщины — ее красоту (речь идет о телесной красоте) — 25 % всех контекстов. Например, «русские женщины даже не просто красивы, они безумно красивы, настолько красивы, что словами это не объяснишь», «я часто езжу по Европе, видел много симпатичных женщин, но теперь я понимаю, что такие, потрясающе обаятельные и женственные, есть только в России». Красота раскрывается через привлекательность, обаяние, очарование, сексуальность, изысканность, элегантность и др. Очень значимой оказывается женственность («Они более женственны. Русские женщины красятся и держатся более женственно, чем швейцарские»). Отмечается, что русские женщины следят за собой, имеют чувство вкуса, позволяющее им хорошо выглядеть. Часто говорится о красоте глаз, причем в самых разных контекстах: «У них необычайно красивые глаза» и «Они же там все ведьмы! У нее и глаза, наверное, зеленые и сверкают! Она тебя заколдует и обдерет как липку».

С данной характеристикой сближается исключительность русской женщины (13 %): иностранцы полагают, что она загадочна, непохожа на других женщин, лучше других: «Современные русские женщины, самым непостижимым образом умеющие сочетать в себе славянскую загадочность и европейскую изысканность», «Не знаю, конечно, что в них такого, почему они такие привлекательные». Иностранцы выделяют и такое качество русской женщины, как эмансипированность (9 %): «Милые, трогательные, жертвенные создания» оказывались весьма энергичными, деловыми и боевитыми, жестко пресекающими посягательства на свои права»; «Независимость русских женщин, их неподчиняемость традиционным социальным, поведенческим и половым нормам».

Хотя, думается, что эмансипированность не является доминантой поведения, о чем свидетельствуют высказывания иностранцев о душевных качествах русской женщины и ее роли в семье. Например, «Общее мнение западных мужчин: русские женщины добрее, заботливее, хозяйственнее, и они хорошие жены»; «Русские женщины, для меня — это женщины, которые посвящают себя целиком своим мужчинам — отцам, сыновьям, а больше всего, своим мужьям и любовникам. В этом смысле им нет равных». Среди душевных качеств отмечаются: доброта, душевность, человечность, искренность, способность любить, заботливость, преданность («открытость к душевным контактам является отличительной характеристикой именно русских женщин») — т. е. те качества, которые не свойственны агрессивно эмансипированному типу поведения.

Среди остальных характеристик отмечаются: эмоциональность поведения 6 %, способность к организации коммуникации 5 %, высокий профессионализм 5 %, агрессивность в поведении 4 %, высокие интеллектуальные способности 4 %, популярность у мужчин 4 %, аморальное поведение 3 %, зависимость от мужчин 3 %, мужественность 2 % и русскость 2 %. Интересно, что иностранцы высоко оценивают интеллектуальные способности русских женщин: «Чем отличается блондинка из России от блондинки вообще? Блондинка из России умеет играть в шахматы», «высокий уровень образования и профессиональной подготовки».

Русские женщины осебе

В качестве наиболее значимого фактора своего облика россиянки выделяют внешнюю красоту (16 % всех высказываний). Подчеркивается обаяние, привлекательность, женственность, красота: «русские женщины — самые красивые», «про красоток наших из Курска и Орла иностранцы слагают легенды», «они красивы душой и телом», «но что отличает наших женщин — это желание нравиться». Немного «отстают» — душевные качества (13 %), среди которых доброта, верность, преданность, заботливость, надежность, терпеливость, отсутствие меркантильности. Эти качества крайне важны для семьи, поскольку, в целом, семья остается главной ценностью для русской женщины: «Они ставят семью превыше всего. Они всегда готовы пожертвовать самой блестящей карьерой ради того, чтобы быть с мужем и детьми»; «Наша женщина естественно ставит семью выше карьеры». При этом роль жены является более значимой, нежели матери: «У них доброе сердце. Если они выходят замуж, они отдаются мужчине полностью»; «Русская женщина естественна в принятии поведения и образа действий мужа. Это не значит, что она не пытается на них повлиять. Она только не пытается их отвергнуть. Она всегда вместе с мужем» и др. (Но с другой стороны: «Забота о детях — пожалуй, самое главное в жизни русской женщины».)

Интеллектуально-духовная сфера присутствует в 9 % всех высказываний, что говорит о несовпадении видения своих возможностей с теми стереотипами, которые сложились в обществе (мужчины — как русские, так и иностранцы — оценивают интеллект россиянок ниже). Среди качеств данной группы отметим изобретательность, образованность, большие способности к обучению, творческость, самосовершенствование, духовность. Поэтому нельзя сказать, что «русские женщины — женщины с очень и очень заниженной самооценкой». Скорее, из-за влияния стереотипов интеллект русских женщин оценивают неправомерно низко. С интеллектуальной сферой сближается трудовая (7 % контекстов), в которой подчеркиваются профессионализм, отсутствие карьеризма, выносливость, работа на износ, инициативность, исполнение мужских обязанностей, связанных с тяжелым физическим трудом.

Россиянки оценивают себя как уникальных, непохожих ни на кого: «Русские женщины — это уникальные существа»; «русская женщина обладает уникальным, богатейшим опытом самостояния и развития» и др. Уникальность оказывается питательной средой для того, чтобы воспринимать себя как отличную от всех личность с такими качествами, как естественность, независимость, внутреннее благородство, индивидуальность, цельность натуры, гармония: «Ее цельная натура не выносит половинчатости»; «Нашим женщинам подвластно все. И каждая достойна стать королевой»; «Мы одеваемся для удовольствия, нам нравится изобретать что-нибудь интересное» и др. Среди остальных характеристик отметим проявление героизма 7 %, выражающегося в самопожертвовании и напротив, всесилии; сферу поведения 7 %, ведущими чертами которой становятся деликатность, терпимость, компромиссность, ответственность; популярность, как среди мужчин, так и в модельном бизнесе (5 %); эмоциональность 5 %, проявляющуюся в стремлении к крайностям, беспечности, непредсказуемости. Среди отрицательных характеристик встречается указание на аморальное поведение 3 %, отсутствие вкуса 3 % и алчность 2 %. Заметим, что отрицательное поле занимает только 8 % от суммы всех полей.

В Индии легко встретить женщину в сари, но вряд ли вы когда-нибудь видели в центре Москвы мужчину в косоворотке или девушку в кокошнике. «Национальный костюм в повседневной жизни будет выглядеть скорее экстравагантно, нежели модно, — признает Наталья Логинова, руководитель Центра моды и дизайна D3 (Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства). — Но обращение к традициям — один из трендов в современном дизайне».

У каждой страны есть своя история, есть свое «лицо» в модной индустрии. Наверняка каждый может представить себе образ современной француженки или англичанки. Российская мода как такового сложившегося «лица» не имеет. Но как же так? Россия всегда была богатой и могущественной страной. У нас богатая культура, история, свой незримый и емкий интеллект. Наша культура формировалась тысячелетиями, и наши предки делали все, чтобы мы гордились своей страной. Широкие просторы, широкая душа, русский фольклор, открытость… богатая природа и культура — можно бесконечно говорить о России.

Что такое русский стиль в моде? Конечно, первое, что приходит на ум, — это обилие красного цвета, лакированные сапоги и громоздкие тулупы. Да, все это имеет самое непосредственное отношение. Только вот исключительно этим все не ограничивается. Также о моде на русский стиль нельзя сказать, что это направление этническое, скорее это то, о чем мы говорим, взгляд Запада на Россию. В целом, в представлении дизайнеров, русское направление в моде выражено, прежде всего, в обилии дорогих натуральных мехов, золотого шитья и, повторюсь, преобладании красного в цветовой гамме.

Всемирное потепление, о котором во весь голос говорят ученные, пока в России ощущается мало, а потому еще задолго до наступления суровой русской зимы, мы задумываемся о том, как не замерзнуть. Необходимость утепляться нас заставляет покупать и носить меха. Причем какие? — натуральные, длинноворсовые, а следовательно, очень дорогие. Объективно, на Западе, особенно на юге, нет таких холодов, чтобы отсутствие вещей из меха в гардеробе сильно ощущалось. Но роскошь и шарм, которые придают меха своим обладателем, а также соблазн стать хозяином шубки из норки или песца заставляют даже рационального западного человека идти, казалось бы, на абсолютно нерациональные поступки, то есть на покупку мехов. Самые актуальные модели этого сезона — это длинные шубы, твидовые пальто с шикарными песцовыми воротниками, высокие шапки-боярки и в противовес им маленькие шапочки из норки.

Вообще русский стиль поражает воображение своей дороговизной. Вы только представьте себе, что в рамках этого модного направления натуральными мехами и драгоценными камнями отделывают как одежду для улиц, так и аксессуары — особенно перчатки и сумки — и просто верхнюю одежду.

Другая тенденция, которая с каждой зимой возвращается в моду, — это шали. Конечно, для западного человека они больше остаются сувенирами, нежели вещами. Но для русских женщин это один из тех предметов гардероба, который даже в наши дни передают по наследству. Шали зимой 2008–2009 года будут украшать не только плечи современных барышень, но и головки.

Мех используется широко и щедро: в виде опушки и отделки по краям юбок, платьев и жилетов, не говоря уже про сапоги, туфли и сумочки. Шикарно выглядят контрастные сочетания набивного шелка с меховыми полосками по краям одежды. В целом можно заметить смешение этнических мотивов, интерпретированных в соответствии с современными тенденциями. Так, снова появились джинсы с вышивкой, пышные юбки с отделкой тесьмой, крестьянские «рубашки”, вязаные или тканые «пончо”, разноцветные вязаные гольфы, металлические восточные и африканские украшения, и повальное увлечение богатой «этнической” отделкой повседневных вещей — бисером, деревянными и керамическими бусами, ракушками, смешение традиционных арабских узоров с индийскими, славянскими или южно-американскими.

Россия на протяжении очень долгого периода шла к русской моде. Это важно понимать, потому что не надо постоянно думать о том, что мы что-то изобретаем. Мы должны просто жить с уверенностью, что у нас очень большая история моды, именно российской моды, что мы можем многим гордиться!

Основные термины (генерируются автоматически): русская женщина, женщина, россия, русский, русский стиль, мужчина, XVI-XVII, качество, аморальное поведение, иностранец.


Ключевые слова

русский стиль, стайлинг, русский костюм

Похожие статьи

Особенности современной моды

Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...

Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце XIX — начале XX века

В данной статье выделяются и описываются основные тенденции моды в Европе и влияние этих модных тенденций на русскую моду. Значительное внимание уделяется событиям, которые оказали влияние на моду, а также основным элементам одежды и аксессуарам. Так...

Модный показ как новый вид искусства

Данная статья рассматривает модный показ и как средство демонстрации трендов, и как сложноорганизованный художественный процесс с собственной образной системой и методами воспроизведения. Затрагивается следующий вопрос: можно ли считать дефиле новым ...

Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы)

В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.

Маркетинг в модной индустрии

В статье автор рассматривает взаимосвязь модной индустрии и маркетинга, определяет задачи маркетологов в сфере модной индустрии. Автор приходит к заключению, что правильно разработанная маркетинговая стратегия может работать на благо компании даже в ...

Специфика стартапов в индустрии моды

В статье было дано определение понятию «стартап», рассмотрены истоки его происхождения. Было дано определение понятию «мода», и характеристика «модного продукта», раскрыто понятие «индустрия моды».

Спорт и мода: идеальное сочетание стиля и здоровья

В статье автор исследует развитие спортивной моды и появление спортивного стиля в одежде.

Экзотический индийский стиль в интерьере

В статье отражены понятия: особенности индийского интерьера в целом, охарактеризована цветовая палитра индийского стиля, выявлены сущностные характеристики отделки помещения в индийском стиле, охарактеризованы элементы декора в индийском стиле, рассм...

Приёмы рококо в современном интерьере

В статье проанализирована актуальность стиля рококо в современных интерьерах.

Маркетинг в fashion-индустрии: возможности и особенности развития

В статье рассматривается стратегии маркетинга в мире моды, а также приоритетные направления развития модного бизнеса.

Похожие статьи

Особенности современной моды

Статья затрагивает актуальную на сегодняшний день тему современной моды. Основное внимание обращается на развитие данного явления как социокультурного. Основу модного направления составляют различные стили, образы, которые способствуют самовыражению ...

Влияние европейской моды на русскую дворянскую моду в конце XIX — начале XX века

В данной статье выделяются и описываются основные тенденции моды в Европе и влияние этих модных тенденций на русскую моду. Значительное внимание уделяется событиям, которые оказали влияние на моду, а также основным элементам одежды и аксессуарам. Так...

Модный показ как новый вид искусства

Данная статья рассматривает модный показ и как средство демонстрации трендов, и как сложноорганизованный художественный процесс с собственной образной системой и методами воспроизведения. Затрагивается следующий вопрос: можно ли считать дефиле новым ...

Авторский подход к преподаванию современной композиции для студентов-дизайнеров (из опыта работы)

В статье представлены основные аспекты преподавания современной композиции студентам-дизайнерам в высшей школе, основанные на авторской методике и инновационном подходе.

Маркетинг в модной индустрии

В статье автор рассматривает взаимосвязь модной индустрии и маркетинга, определяет задачи маркетологов в сфере модной индустрии. Автор приходит к заключению, что правильно разработанная маркетинговая стратегия может работать на благо компании даже в ...

Специфика стартапов в индустрии моды

В статье было дано определение понятию «стартап», рассмотрены истоки его происхождения. Было дано определение понятию «мода», и характеристика «модного продукта», раскрыто понятие «индустрия моды».

Спорт и мода: идеальное сочетание стиля и здоровья

В статье автор исследует развитие спортивной моды и появление спортивного стиля в одежде.

Экзотический индийский стиль в интерьере

В статье отражены понятия: особенности индийского интерьера в целом, охарактеризована цветовая палитра индийского стиля, выявлены сущностные характеристики отделки помещения в индийском стиле, охарактеризованы элементы декора в индийском стиле, рассм...

Приёмы рококо в современном интерьере

В статье проанализирована актуальность стиля рококо в современных интерьерах.

Маркетинг в fashion-индустрии: возможности и особенности развития

В статье рассматривается стратегии маркетинга в мире моды, а также приоритетные направления развития модного бизнеса.

Задать вопрос