В статье, автор показывает результаты исследования представление о смерти у юношей и девушек с разными психологическими защитными механизмами.
Ключевые слова: смерть, представление о смерти, юношеский возраст, психологические защитные механизмы.
В последние годы стали заметны проблемы психологического неблагополучия молодого поколения, одной из которых, и может быть самой важной, выступает явное снижение ценности собственной жизни. Об этом свидетельствует увеличение количества детских и подростковых самоубийств, стремительно развивающаяся наркотизация и алкоголизация молодежи, повышение интереса к экстремальным формам проведения досуга, предпочтение виртуального мира реальному миру.
Важно упомянуть психологические защитные механизмы, с помощью которых мы блокируем «то чего не хотим видеть, слышать» о смерти. Механизмы психологической защиты человека весьма разнообразны, цель их — сгладить «острые углы» неприятной реальности, «исказить» ее в свою пользу. Они существуют у всех людей без исключения, но в разной степени: чем осознанней человек, чем больше он принимает на себя ответственность за свои поступки и трезво оценивает свои границы и возможности, тем меньше ему необходимы механизмы психологической защиты. Юношеский возраст — период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека, в это время может остро всплывать вопрос представлении о смерти (утрата близкого, родственников), защитные механизмы, «укрывают» нашу психику от болезненной для нам темы.
Под представлениями о смерти мы будем понимать — обобщенный образ переживания прекращения жизнедеятельности организма как неизбежного естественного конца существования живого существа, как необходимого и существенного момента завершения жизни.
Под механизмами психологической защиты мы будем понимать — бессознательный психический процесс, который призван защищать сознание человека от неврозов, вызванных внутренним или внешним конфликтом, путём применения специальных механизмов защиты, тем самым регулируя его поведение
Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что существуют сходства и различия в представлении о смерти у юношей и девушек с разными психологическими защитными механизмами.
Частными гипотезами исследования являются следующие предположения:
- Сходство заключается в том, что юноши и девушки с психологическим защитным механизмом компенсация, представляют смерть как достаточно легкий процесс развития.
- У юношей и девушек есть сходство в психологических защитных механизмах, а именно, в механизме замещение; но существует разное личное представление о смерти: при использовании данного психического механизма, юноши представляют смерть как убийство, заболевание; смерть для них враждебная, грубая; а девушки представляют смерть через умирание других людей; смерть для них небезопасная, тяжелая.
- Юноши с психологическим защитным механизмом отрицание представляют смерть как перерождение, реинкарнация, считают, что есть жизнь после смерти; они равнодушно относятся к смерти и не осознают ее.
- У юношей с психологическим защитным механизмом вытеснение в представление о смерти преобладает страх, они не задумываются о смерти; она для них опасная и тяжелая.
- Юноши с психологическим защитным механизмом интеллектуализация представляют смерть как биологический процесс, конец жизни живого организма, задаются вопросом «что будет потом?»; смерть для них конкретна и осознана.
- У девушек с психологическим защитным механизмом регрессия в представлении о смерти преобладает сила и уверенность в то, что «я не умру»; они представляют смерть слабой, несамостоятельной, большой.
- Девушки c психологическим защитным механизмом проекция представляют смерть через переживания других людей («близкие люди будут за меня переживать»); смерть представляют, как страдание, вызывающее неприятные эмоции.
- Девушки с психологическим защитным механизмом реактивное образование представляют смерть как радостный, приятный момент; для них смерть легкая, безопасная и неосознанная.
В нашей работе, представлении о смерти у юношей и девушек изучались при помощи методик «Семантический дифференциал» и сочинение «Мое представление о смерти». Защитные механизмы изучались при помощи методики «Индекс жизненного стиля».
На основании проведённого эмпирического исследования и анализа полученных результатов мы можем сделать следующие выводы:
- В представление о смерти у юношей выступают механизмы внутренней направленности (подавление, интеллектуализация отрицание),
- У девушек преобладают механизмы внешней направленности (реактивное образование, компенсация) и механизмы внутренней направленности (регрессия)
- Используя механизм психологической защиты «интеллектуализацию», юноши представляют смерть как биологический процесс, конец жизни живого организма, задаются вопросом «что будет потом?»; смерть для них конкретна и осознана; а девушки представляют смерть как абстрактный, неосознанный процесс развития.
- При использовании психологического защитного механизма «замещение», юноши представляют смерть как убийство, заболевание; смерть для них враждебная, грубая; а девушки представляют смерть через умирание других людей; смерть для них небезопасная, тяжелая.
- Используя психологический защитный механизм «отрицание» юноши представляют смерть как перерождение, реинкарнация, считают, что есть жизнь после смерти; они равнодушно относятся к смерти и не осознают ее, адевушки боятся собственной смерти.
- Используя психологический защитный механизм «вытеснение», в представлении о смерти преобладает страх, они не задумываются о своей смерти; она для них опасна и тяжела, а девушки переключают фокус внимания при представлении о смерти на позитивный; она для них легкая и неопасная.
- Используя психологический защитный механизм «регрессия», у девушек в представление о смерти преобладает сила и уверенность в то, что «я не умру», они представляют смерть слабой, несамостоятельной, большой, а юноши не ценят собственную жизнь.
- Используя психологический защитный механизм «компенсация» юноши представляют, что есть жизнь после смерти; представляют смерть обычной и холодной, а девушки представляют смерть как определенный процесс развития; как мягкая легкая.
- Используя психологический защитный механизм «проекция», девушки представляют смерть через переживания других людей; смерть представляют, как страдание, вызывающие неприятные эмоции, а юноши представляют смерть через переживание о других людях; представляют смерть как наслаждение.
- Используя психологический защитный механизм «реактивное образование», девушки представляют смерть как радостный, приятный момент; для них смерть легкая, безопасная и неосознанная, а юноши представляют смерть как спокойствие, конец жизненного пути; представляют смерть тяжелой, опасной, осознанной.
Литература:
- Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. / Ф. Арьес. Москва: Прогресс-Академия, 1992. 303 с.
- Асмолов А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. Москва: МГУ, 1990–271 с.
- Баканова А. А. Танатопсихология: современное состояние и основные направления исследований в России // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2014. — N 6(29) [Электронный ресурс]. — URL: http://mprj.ru
- Большой толковый психологический словарь / под ред. А. Ребера. Москва: Вече, АСТ, 2000. Т. 2. — 560 с.
- Бордуков О. В. Проблема смерти в экзистенциализме / О. В. Бордуков // II Всероссийская научн.-практ. конф. по экзистенциальной психологии: материалы сообщений, под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2004. -С. 136–141.
- Васильева О. С. Смысл жизни и отношение к смерти в старшем школьном возрасте / О. С. Васильева, И. Е. Андрущенко // Школа здоровья. 2000. — Том 7 — № 1. — С. 15–23.
- Гаврилова Т. А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностика / Т. А. Гаврилова // Прикладная психология. 2001. — № 6. — С. 1–8