Результаты исследования представления о смерти у юношей и девушек с разными психологическими защитными механизмами | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №24 (314) июнь 2020 г.

Дата публикации: 11.06.2020

Статья просмотрена: 58 раз

Библиографическое описание:

Труфанов, А. А. Результаты исследования представления о смерти у юношей и девушек с разными психологическими защитными механизмами / А. А. Труфанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 24 (314). — С. 515-517. — URL: https://moluch.ru/archive/314/71538/ (дата обращения: 18.11.2024).



В статье, автор показывает результаты исследования представление о смерти у юношей и девушек с разными психологическими защитными механизмами.

Ключевые слова: смерть, представление о смерти, юношеский возраст, психологические защитные механизмы.

В последние годы стали заметны проблемы психологического неблагополучия молодого поколения, одной из которых, и может быть самой важной, выступает явное снижение ценности собственной жизни. Об этом свидетельствует увеличение количества детских и подростковых самоубийств, стремительно развивающаяся наркотизация и алкоголизация молодежи, повышение интереса к экстремальным формам проведения досуга, предпочтение виртуального мира реальному миру.

Важно упомянуть психологические защитные механизмы, с помощью которых мы блокируем «то чего не хотим видеть, слышать» о смерти. Механизмы психологической защиты человека весьма разнообразны, цель их — сгладить «острые углы» неприятной реальности, «исказить» ее в свою пользу. Они существуют у всех людей без исключения, но в разной степени: чем осознанней человек, чем больше он принимает на себя ответственность за свои поступки и трезво оценивает свои границы и возможности, тем меньше ему необходимы механизмы психологической защиты. Юношеский возраст — период индивидуальной жизни, в котором становится (развивается) способность деятельно, практически соотносить цели, ресурсы и условия для решения задач строительства собственной жизни, перспективы, характерной для взрослого человека, в это время может остро всплывать вопрос представлении о смерти (утрата близкого, родственников), защитные механизмы, «укрывают» нашу психику от болезненной для нам темы.

Под представлениями о смерти мы будем понимать — обобщенный образ переживания прекращения жизнедеятельности организма как неизбежного естественного конца существования живого существа, как необходимого и существенного момента завершения жизни.

Под механизмами психологической защиты мы будем понимать — бессознательный психический процесс, который призван защищать сознание человека от неврозов, вызванных внутренним или внешним конфликтом, путём применения специальных механизмов защиты, тем самым регулируя его поведение

Гипотеза нашего исследования заключается в предположении о том, что существуют сходства и различия в представлении о смерти у юношей и девушек с разными психологическими защитными механизмами.

Частными гипотезами исследования являются следующие предположения:

  1. Сходство заключается в том, что юноши и девушки с психологическим защитным механизмом компенсация, представляют смерть как достаточно легкий процесс развития.
  2. У юношей и девушек есть сходство в психологических защитных механизмах, а именно, в механизме замещение; но существует разное личное представление о смерти: при использовании данного психического механизма, юноши представляют смерть как убийство, заболевание; смерть для них враждебная, грубая; а девушки представляют смерть через умирание других людей; смерть для них небезопасная, тяжелая.
  1. Юноши с психологическим защитным механизмом отрицание представляют смерть как перерождение, реинкарнация, считают, что есть жизнь после смерти; они равнодушно относятся к смерти и не осознают ее.
  2. У юношей с психологическим защитным механизмом вытеснение в представление о смерти преобладает страх, они не задумываются о смерти; она для них опасная и тяжелая.
  3. Юноши с психологическим защитным механизмом интеллектуализация представляют смерть как биологический процесс, конец жизни живого организма, задаются вопросом «что будет потом?»; смерть для них конкретна и осознана.
  4. У девушек с психологическим защитным механизмом регрессия в представлении о смерти преобладает сила и уверенность в то, что «я не умру»; они представляют смерть слабой, несамостоятельной, большой.
  5. Девушки c психологическим защитным механизмом проекция представляют смерть через переживания других людей («близкие люди будут за меня переживать»); смерть представляют, как страдание, вызывающее неприятные эмоции.
  6. Девушки с психологическим защитным механизмом реактивное образование представляют смерть как радостный, приятный момент; для них смерть легкая, безопасная и неосознанная.

В нашей работе, представлении о смерти у юношей и девушек изучались при помощи методик «Семантический дифференциал» и сочинение «Мое представление о смерти». Защитные механизмы изучались при помощи методики «Индекс жизненного стиля».

На основании проведённого эмпирического исследования и анализа полученных результатов мы можем сделать следующие выводы:

  1. В представление о смерти у юношей выступают механизмы внутренней направленности (подавление, интеллектуализация отрицание),
  2. У девушек преобладают механизмы внешней направленности (реактивное образование, компенсация) и механизмы внутренней направленности (регрессия)
  3. Используя механизм психологической защиты «интеллектуализацию», юноши представляют смерть как биологический процесс, конец жизни живого организма, задаются вопросом «что будет потом?»; смерть для них конкретна и осознана; а девушки представляют смерть как абстрактный, неосознанный процесс развития.
  4. При использовании психологического защитного механизма «замещение», юноши представляют смерть как убийство, заболевание; смерть для них враждебная, грубая; а девушки представляют смерть через умирание других людей; смерть для них небезопасная, тяжелая.
  5. Используя психологический защитный механизм «отрицание» юноши представляют смерть как перерождение, реинкарнация, считают, что есть жизнь после смерти; они равнодушно относятся к смерти и не осознают ее, адевушки боятся собственной смерти.
  6. Используя психологический защитный механизм «вытеснение», в представлении о смерти преобладает страх, они не задумываются о своей смерти; она для них опасна и тяжела, а девушки переключают фокус внимания при представлении о смерти на позитивный; она для них легкая и неопасная.
  7. Используя психологический защитный механизм «регрессия», у девушек в представление о смерти преобладает сила и уверенность в то, что «я не умру», они представляют смерть слабой, несамостоятельной, большой, а юноши не ценят собственную жизнь.
  8. Используя психологический защитный механизм «компенсация» юноши представляют, что есть жизнь после смерти; представляют смерть обычной и холодной, а девушки представляют смерть как определенный процесс развития; как мягкая легкая.
  9. Используя психологический защитный механизм «проекция», девушки представляют смерть через переживания других людей; смерть представляют, как страдание, вызывающие неприятные эмоции, а юноши представляют смерть через переживание о других людях; представляют смерть как наслаждение.
  10. Используя психологический защитный механизм «реактивное образование», девушки представляют смерть как радостный, приятный момент; для них смерть легкая, безопасная и неосознанная, а юноши представляют смерть как спокойствие, конец жизненного пути; представляют смерть тяжелой, опасной, осознанной.

Литература:

  1. Арьес Ф. Человек перед лицом смерти. / Ф. Арьес. Москва: Прогресс-Академия, 1992. 303 с.
  2. Асмолов А. Г. Психология личности Текст. / А. Г. Асмолов. Москва: МГУ, 1990–271 с.
  3. Баканова А. А. Танатопсихология: современное состояние и основные направления исследований в России // Медицинская психология в России: электрон. науч. журн. — 2014. — N 6(29) [Электронный ресурс]. — URL: http://mprj.ru
  4. Большой толковый психологический словарь / под ред. А. Ребера. Москва: Вече, АСТ, 2000. Т. 2. — 560 с.
  5. Бордуков О. В. Проблема смерти в экзистенциализме / О. В. Бордуков // II Всероссийская научн.-практ. конф. по экзистенциальной психологии: материалы сообщений, под ред. Д. А. Леонтьева. Москва: Смысл, 2004. -С. 136–141.
  6. Васильева О. С. Смысл жизни и отношение к смерти в старшем школьном возрасте / О. С. Васильева, И. Е. Андрущенко // Школа здоровья. 2000. — Том 7 — № 1. — С. 15–23.
  7. Гаврилова Т. А. Экзистенциальный страх смерти и танатическая тревога: методы исследования и диагностика / Т. А. Гаврилова // Прикладная психология. 2001. — № 6. — С. 1–8
Основные термины (генерируются автоматически): смерть, психологический защитный механизм, девушка, механизм, юноша, представление, психологическая защита, собственная жизнь, биологический процесс, внутренняя направленность.


Ключевые слова

психологические защитные механизмы, юношеский возраст, смерть, представление о смерти

Похожие статьи

Представление о смерти у юношей и девушек

В статье автор показывает результаты исследования на тему «Представления о смерти в юношеском возрасте».

Психологические защиты и копинг-стратегии у женщин во время беременности

В статье автор приводит обзор наиболее часто проявляемые психологические защиты и копинг-стратегии, встречающиеся у беременных женщин в условиях изменчивых эмоциональных состояний.

Отношение к смерти у лиц, страдающих ишемической болезнью сердца, с разными защитными механизмами

Цель исследования — изучение отношение к смерти у лиц, страдающих ишемической болезнью сердца с разными защитными механизмами.

Особенности переживания пандемии в подростковом возрасте

В статье представлены данные исследования, направленного на выявление аспектов переживания пандемии подростками в период стремительного роста заболеваемости COVID-19 и его снижения.

Особенности тревожности подростков с задержкой психического развития

В статье представлены теоретические и практические исследования ученых о тревожности подростков с задержкой психического развития, возможности ее коррекции.

Исследование тревожности и фобий у лиц юношеского возраста

В статье представлены данные исследования тревожности и фобий у лиц юношеского возраста.

Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Личностные особенности наркозависимых молодых людей

В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем современного общества — личностные особенности людей с наркотической зависимостью. Получены статистически значимые различия по типам акцентуаций характера и типам реагирования в стрессовых ситу...

Похожие статьи

Представление о смерти у юношей и девушек

В статье автор показывает результаты исследования на тему «Представления о смерти в юношеском возрасте».

Психологические защиты и копинг-стратегии у женщин во время беременности

В статье автор приводит обзор наиболее часто проявляемые психологические защиты и копинг-стратегии, встречающиеся у беременных женщин в условиях изменчивых эмоциональных состояний.

Отношение к смерти у лиц, страдающих ишемической болезнью сердца, с разными защитными механизмами

Цель исследования — изучение отношение к смерти у лиц, страдающих ишемической болезнью сердца с разными защитными механизмами.

Особенности переживания пандемии в подростковом возрасте

В статье представлены данные исследования, направленного на выявление аспектов переживания пандемии подростками в период стремительного роста заболеваемости COVID-19 и его снижения.

Особенности тревожности подростков с задержкой психического развития

В статье представлены теоретические и практические исследования ученых о тревожности подростков с задержкой психического развития, возможности ее коррекции.

Исследование тревожности и фобий у лиц юношеского возраста

В статье представлены данные исследования тревожности и фобий у лиц юношеского возраста.

Коррекция эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития

В статье дано описание экспериментального исследования, нацеленного на оптимизацию эмоциональных состояний детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития в коррекционной работе.

Особенности проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей

Статья посвящена анализу отдельных аспектов проявления одиночества у подростков из неблагополучных семей. Предложены рекомендации по преодолению одиночества у подростков рассматриваемой категории.

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Личностные особенности наркозависимых молодых людей

В данной статье поднимается одна из самых актуальных тем современного общества — личностные особенности людей с наркотической зависимостью. Получены статистически значимые различия по типам акцентуаций характера и типам реагирования в стрессовых ситу...

Задать вопрос