В статье автор пытается определить значение социально-педагогического сопровождения для формирования культуры досуга школьников в условиях образовательного пространства.
Ключевые слова: социально-педагогическое сопровождение, поддержка, досуг
Досуг является важнейшей социально-педагогической категорией, подразумевающей свободное время, наиболее важное для совершенствования человека. Для подростков данное понятие играет особую роль, так как верная организация свободного времени влияет на нравственное становление, социализацию, в процессе досуговой деятельности происходит творческое самоосуществление личности ребенка, актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе выполняемой деятельности способностей.
Изменение роли и места свободного времени в жизни человека начала XXI века ставит вопрос о повышении досуговой квалификации людей. Необходимость повышения уровня организации досуговой деятельности старших подростков в условиях образовательных организаций требует подходящих условий и методов.
Одним из важнейших условий формирования культуры досуга и грамотной его реализации является педагогическое сопровождение и педагогическая поддержка школьников. Социально-педагогическая деятельность позволяет воздействовать точечно, поскольку всегда направляется на конкретного ребенка и решение его индивидуальных проблем.
В России формирование гуманистической ориентации в педагогике способствовало возникновению таких направлений, как раннее сопровождение, целевое сопровождение различных групп риска, сопровождение в специальном образовании, сопровождение одаренных детей. Тем не менее, в педагогическом сопровождении нуждаются и обычные дети, которым нужна помощь и поддержка в процессах личностного развития и самоопределения, самоутверждения, а также самоактуализации. В связи с этим необходим комплексный подход к организации педагогического сопровождения и специальная организация образовательного учреждения как системы.
Ряд авторов по-разному раскрывает суть данного определения, например, М. Р. Битянова определяет сопровождение как «движение вместе с ребенком рядом, а иногда — чуть впереди»... [2].
Татьяна Михайловна Чурекова определяет сопровождение как «систему профессиональной деятельности, направленную на создание социально-педагогических условий для успешного обучения и личностного развития ребенка, совершенствования педагогического мастерства учителя, формирования субъектно-объектных отношений».
В любом случае, это важнейший процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, деятельность, осуществляемая специалистом, направленная на решение жизненных проблем, оказание помощи ребёнку.
В основе метода сопровождения лежит единство четырех функций: диагностика сущности проблемы, информация о сути проблемы и путях ее решения, консультация и выработка плана решения проблемы и первичная помощь на этапе реализации плана решения проблемы. Одной из характеристик психологического сопровождения является — создание условий для перехода личности к самопомощи.
Целью психологического сопровождения выступает обеспечение оптимального взаимодействия всех субъектов образовательного процесса. В основе лежат принципы — честности и искренности, уважения достоинства и неприкосновенности, взаимоответственности с опорой на принцип «не навреди», компетентности, практической целесообразности, конфиденциальности, осведомленного согласия, беспристрастности, вариативности, и непрерывного личного и профессионального согласия.
Педагогическая поддержка в сфере досуга складывается из следующих компонентов: индивидуальное педагогическое консультирование при включении в досуговую деятельность (как и что делать); самовключение в досуг, воодушевление на досуговую деятельность прямое и косвенное; обеспечение учащихся ролями, соответствующими их возможностям, интересам, задачам индивидуальной работы; одобрение школьника, оценка его успехов, поощрение отличившихся, создание условий безопасности в сфере досуга, психологического комфорта, посредничество в конкурсных досугах; выявление причин затруднений в общении; взаимодействие партнеров по совместному досугу на итоговом обсуждении результатов досуговой деятельности; выводы ребенка, помощь ему в поиске способов самостоятельного решения собственных проблем.
Работа педагога надстраивается над деятельностью воспитанника (ученика). Цели, которые ставит перед собой педагог, формируются как потенциальные эффекты продвижения ученика, процесс продвижения этих целей также реализуется через организацию деятельности воспитанника, оценка успешности действий педагога производится на основе того, насколько успешным оказывается запланированное продвижение ученика. В рамках социально-педагогического сопровождения предлагается две группы средств поддержки, которыми пользуется учитель. Первая группа обеспечивает необходимый эмоциональный фон, доброжелательности, взаимопонимания и сотрудничества. Вторая группа средств направлена на индивидуально-личностную поддержку и предполагает диагностику индивидуального развития, обучения, выявление личных проблем детей, отслеживание процессов развития каждого ребенка. В связи с этим социально-педагогическую деятельность можно рассматривать как целенаправленную работу профессионалов по социальному воспитанию личности в конкретном социуме.
Социально-педагогическое сопровождение играет большую роль в качестве направления, поддержки личности ребёнка, особенно в отношении такого важного аспекта как формирование досуговой деятельности. Только качественное внимательное отношение педагога/психолога может помочь в решении детских проблем, преодолении страхов, повлияет на социальное воспитание личности и даст основу полноценной реализации ребёнка в образовательном пространстве и социуме в целом.
Литература:
- Александрова, Е. Педагогическая поддержка самоопределения старшеклассника в культуре // Новые ценности образования. Сб. № 6 / под ред. Н. Б. Крыловой. — М.: Инноватор, 1996.
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе — М: Совершенство 1998.
- Симонова, Г. И. Педагогическое сопровождение социальной адаптации учащихся образовательных учреждений: теория и практика — Киров: Изд-во ВятГГУ, 2006.
- Чурекова, Т. Е. Непрерывное образование и развитие личности в системе инновационных учебных заведений — Кемерово: Кузбассвузиздат, 2001.