Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации
Отправьте статью сегодня! Электронный вариант журнала выйдет 14 августа,печатный экземпляр отправим18 августа.

Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации

В статье рассматривается процесс реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, а также представлен анализ понятий: инклюзивное образование, творчество и техническое творчество, описаны результаты исследования, проведенного среди учащихся 8 класса.
Поделиться в социальных сетях
39 просмотров
Библиографическое описание

Демченко, А. С. Организация технического творчества для детей с ОВЗ в общеобразовательной организации / А. С. Демченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 595-598. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71419/ (дата обращения: 05.08.2021).



Встатье рассматривается процесс реализации инклюзивного образования в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ, а также представлен анализ понятий: инклюзивное образование, творчество и техническое творчество, описаны результаты исследования, проведенного среди учащихся 8 класса.

Ключевые слова:инклюзивное образование, творчество, техническое творчество, дети с ОВЗ, общеобразовательная организация.

В последнее время все больше предлагается инновационных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями.

Независимо от физических и умственных способностей предоставить возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования может инклюзивное образование.

Инклюзивное образование — это процесс развития общего образования, который обеспечивает доступ к обучению для всех, в то числе и для учащихся с ограниченными возможностями.

Это направление является самым активно развивающимся в учебно-воспитательной практике и позволяет детям с ОВЗ получить более качественное образование и комфортнее адаптироваться к социуму.

Инклюзивное образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Инклюзивное образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива.

Инклюзивное образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.

Принципами инклюзивного обучения являются: ценность личности, право на общение, разнообразие обучения, контекст реальных взаимоотношений и другие.

Задача участников учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе — создать благоприятную атмосферу для развития детей-инвалидов, основанную на толерантности и ответственности.

Для гармоничного развития личности дети с ОВЗ должны быть вовлечены во многие виды школьной деятельности, с учетом их возможностей и поддержкой одноклассников и педагогического коллектива.

Несмотря на флагманский характер инклюзивного образования, существует ряд трудностей в осуществлении на практике данного направления в образовании. Речь идет о квалификации педагогических кадров, условий для доступа в большинстве общеобразовательных учреждениях, специфика методик, обеспечение оборудованием, мониторинге численности детей, нуждающихся в обучении.

Решение этих проблем является приоритетным видом деятельности государства.

Инклюзивное образование — это шанс для создания толерантного, открытого и личностно-ориентированного общества, с равными условиями развития для всех его членов независимо от способностей и возможностей.

Во все времена в обучении и воспитании подрастающего поколения важное место занимало техническое творчество. Каждый ребенок проявлял интерес к созданию чего-то нового своими руками. В советское время каждый школьник мнил себя изобретателем или исследователем. Наиболее ярко этот вид деятельности показан в фильме Вячеслава Никифорова «Тихие троечники» 1980 года. В то время особое уважение в обществе имели инженеры, изобретатели, строители, ученые, исследовавшие подземные реки, глубины океана и просторы вселенной. И все советские школьники стремились им подражать. Порой, у обучающихся на основе таких увлечений возникала профессионально ориентированная установка на выбор будущей профессии.

Творчество в общем смысле определяется как деятельность, в которой человек выражает свое личностное видение мира, и, результатом которой становится создание новых материальных и духовных ценностей [3].

Техническое творчество в свою очередь является видом деятельности, результаты которой обладают признаками полезности и субъективной новизны. Данная деятельность направлена на исследование некой проблемы, постановки задачи и самостоятельного поиска ее решения учащимися. В некоторых случаях учащийся находит принципиально новые способы решения поставленных задач. И в этом случае, ребенка не ограничивают предписанными программой способами решения, ему дают волю самовыражения.

Техническое творчество способствует развитию логического и технического мышления, развивает коммуникативные навыки ребенка в процессе работы в команде, формирует умения изложения собственных мыслей в логически правильной последовательности, развивает любознательность и интерес к черчению, проектированию, изготовлению электронных или механических изделий.

Практически каждая программа технического творчества составлена по принципу «от простого к сложному». Этот принцип входит в основу любого личностного развития. В процессе решения трудных, но посильных задач, ребенок убеждается в том, что он способен решить поставленную задачу, приложив определенные усилия. Затем, с каждым следующим разом, задачи будут немного усложняться. Это позволит развить у ребенка желание подниматься все выше и выше и решать все более сложные задачи, познавая границы своего ближайшего развития и преодолевая их.

Выполняя работу в кружке технического творчества, учащиеся приобретают навыки безопасного обращения с различного рода инструментами, знания о грамотной обработке дерева, металлов, резины, приобретают умения чтения чертежей, выведения основных формул для расчета, обучаются моделированию, черчению и воспроизведению по схеме конструкций и многое другое [2].

В современной мировой педагогической практике в течение нескольких десятилетий развивается инклюзивный подход. Дети с ограниченными возможностями здоровья включаются в общеобразовательные классы школ и группы детских садов вместе с обычными сверстниками. Инклюзивный принцип позволяет предоставлять образовательные услуги для любых категорий воспитанников, часто является единственным способом получения образования для детей с нарушениями в развитии.

Инклюзивное образование понимается как создание условий для совместного обучения детей с ограниченными возможностями и их здоровых сверстников [1].

Для детей с ОВЗ развитие технического творчества, очень важно, так как способствует реализации себя, участие в творчестве и созидании, приобретение опыта успешности в конкретной области за счет своих способностей и трудолюбия.

В данной статье хотелось бы представить данные по результатам индивидуально-группового обследования особенностей психического развития учащихся, имеющих рекомендации обучаться по адаптированной образовательной программе.

В сентябре 2019 года было проведено психологическое обследование учащихся 8 класса по следующим методикам:

  1. Тест «Обобщение понятий» (в интерпретации Л. Ю. Субботиной) [4].
  2. Диагностика определения интенсивности познавательной потребности (по В. С. Юркевич)
  3. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» (Лускановой Н. Г.)
  4. Методика «Выделение существенных признаков»
  5. Графический диктант (уровень организации в пространстве)
  6. Корректурная проба (определение уровня внимания)

В обследовании приняло участие 10 учащихся.

По полученным результатам:

Таблица 1

Уровень мышления

(синтез)

Высокий уровень

0% (0 человек)

Средний уровень

80% (8 человек)

Низкий уровень

20% (2 человека)

Интенсивность познавательной потребность

Сильно выражен 40 %

(4 человека)

Умеренно выражена

60 % (6 человек)

Слабо выражена

0 % (0 человек)

Уровень школьной мотивации

Высокий уровень

50 % (5 человек)

Средний уровень

20 % (2 человек)

Низкий уровень

30 % (3 человек)

Уровень мышления

(анализ)

Высокий уровень

30 % (3 человек)

Средний уровень

40 % (4 человек)

Низкий уровень

30 % (3 человек)

Ориентация в пространстве

(гр.диктант)

Высокий уровень

30 % (3 человек)

Средний уровень

30 % (3 человек)

Низкий уровень

40 % (4 человек)

Уровень внимания

Высокий уровень

0 % (0 человек)

Средний уровень

40 % (4 человек)

Низкий уровень

60 % (6 человек)

Исходя из полученных результатов мы пришли к выводу, что для развития практического интеллекта нам необходимо разработать элективный курс по робототехнике для детей с ОВЗ который позволит развить уровень научно-технического творчества и в дальнейшем будет способствовать достижению успехов в обучении.

Литература:

  1. Алехина, С.В., Алексеева, М.Н., Агафонова Е. Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании [Текст] / С. В. Алехина, М. Н. Алексеева, Е. Л. Агафонова — Психологическая наука и образование № 1
  2. Володькина Т. А., Казарин В. Е. Техническое творчество сегодня — вдохновение для успеха в профессии завтра // Молодой ученый. — 2015. — № 12.2 — С. 14–16.]
  3. Завьялов А. В., Вазгустов К. Н. Школьный кружок технического творчества как форма организации инновационной деятельности учащихся 7–8 классов // Молодой ученый. — 2016. — № 6.2. — С. 50–53.
  4. Субботина Л. Ю. Психология защитных механизмов личности \ Л. Ю. Субботина. — Ярославль, 2013. — 164 с.
  5. Юркевич В. С. Одаренный ребенок. Иллюзии и реальность \ В. С. Юркевич. — Москва, 1996. — 81 с.
  6. https://sibac.info/journal/student/83/160863

основные термины

генерируются автоматически
инклюзивное образование, творчество, техническое творчество, дети с ОВЗ, общеобразовательная организация
Похожие статьи
Кольберг Наталья Александровна
Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения
Психология
2017
Зверева Галина Юрьевна
Развитие у школьников мотивации к учению
Педагогика
2015
Крылова Дарья Алексеевна
Учебная мотивация младших школьников
Психология
2016
Гребенникова Галина Сергеевна
Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде
Психологические науки
2015
Петухова Галина Владимировна
Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации
Педагогические науки
2014
Митичева Татьяна Ивановна
Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы
Спецвыпуск
2014
Максакова Людмила Викторовна
Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Педагогика
2019
Захарова Ирина Николаевна
Уровень развития интеллектуальных операций у младших школьников
Педагогика
2019
Жигалин Андрей Владимирович
Развитие уровня технического мышления на занятиях по электротехнике в сельской общеобразовательной школе
Психология
2018
Тушминцева Елена Владимировна
Формирование навыков мышления высокого уровня как один из компонентов оптимизации обучения английскому языку в высшей школе
Педагогика
2010
публикация
№23 (313) июнь 2020 г.
дата публикации
июнь 2020 г.
рубрика
Педагогика
язык статьи
Русский
Опубликована
Похожие статьи
Кольберг Наталья Александровна
Оценка уровня школьной мотивации младших школьников при разных вариантах обучения
Психология
2017
Зверева Галина Юрьевна
Развитие у школьников мотивации к учению
Педагогика
2015
Крылова Дарья Алексеевна
Учебная мотивация младших школьников
Психология
2016
Гребенникова Галина Сергеевна
Отношение детей младшего школьного возраста к сверстникам с нарушениями ин-теллектуального развития в инклюзивной образовательной среде
Психологические науки
2015
Петухова Галина Владимировна
Построение модели работы с одаренными и мотивированными к обучению детьми в общеобразовательной организации
Педагогические науки
2014
Митичева Татьяна Ивановна
Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы
Спецвыпуск
2014
Максакова Людмила Викторовна
Повышение психологического благополучия у школьников с ОВЗ в условиях инклюзивного образования
Педагогика
2019
Захарова Ирина Николаевна
Уровень развития интеллектуальных операций у младших школьников
Педагогика
2019
Жигалин Андрей Владимирович
Развитие уровня технического мышления на занятиях по электротехнике в сельской общеобразовательной школе
Психология
2018
Тушминцева Елена Владимировна
Формирование навыков мышления высокого уровня как один из компонентов оптимизации обучения английскому языку в высшей школе
Педагогика
2010