Уровень развития интеллектуальных операций у младших школьников | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №27 (265) июль 2019 г.

Дата публикации: 03.07.2019

Статья просмотрена: 319 раз

Библиографическое описание:

Захарова, И. Н. Уровень развития интеллектуальных операций у младших школьников / И. Н. Захарова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 27 (265). — С. 253-256. — URL: https://moluch.ru/archive/265/61360/ (дата обращения: 20.04.2024).



В статье рассматриваются интеллектуальные операции (анализ, обобщение и классификация), раскрывается содержание операционных, функциональных и личностно-регулирующих механизмов интеллектуальных операций, представлены результаты эмпирического исследования интеллектуальных операций у младших школьников.

Ключевые слова: развитие способностей, диагностика уровня развития, функциональные механизмы, операционные механизмы, личностно-регулирующие механизмы, интеллектуальные операции, анализ, обобщение и классификация.

Проблема интеллектуальных операций является основополагающей не только для педагогической психологии, но и для психологии способностей, психологии обучения и развития, психологии мышления. В практическом плане она является главной в «субъектной» педагогике. В контексте мышления данная проблема была четко поставлена еще С. Л. Рубинштейном, но не получила систематического развития.

Без разработки системы интеллектуальных операций невозможно ответить на вопрос: «Как научить ученика учиться?». С этой точки зрения она является главной и для педагогической психологии.

Еще Л. С. Выготский отмечал, что развитие способностей — это, прежде всего, проблема овладения субъектом своими способностями. Таким образом, задача изучения способностей — это задача поиска ответа на вопрос, как субъект овладевает своими способностями. Ответить на данный вопрос невозможно, если не обратиться к интеллектуальным операциям как операционным механизмам способностей. [6]

Современный отечественный психолог В. Д. Шадриков внес большой вклад в развитие психологии способностей. Он является автором теории познавательных способностей. Большое внимание он уделяет рассмотрению природы способностей, их структуры и развитию. Автор теории определяет способности как «свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, имеющие индивидуальную меру выраженности и проявляющиеся в успешности и качественном своеобразии освоения и реализации деятельности». [4] Согласно теории, способности имеют функциональные, операционные и личностно-регулируемые механизмы. Функциональные механизмы относятся к характеристикам способностей индивида, формирование операционных механизмов определяет развитие способностей субъекта деятельности, регулирующие личностные механизмы характеризуют проявление и развитие способностей личности. Операционными механизмами мыслительных способностей являются интеллектуальные операции, проявляющиеся у ребенка с двух лет с момента формирования функциональной системы мыслительных способностей в предметной манипуляторной деятельности с раннего возраста. Личностно-регулирующие механизмы формируют способности личности через изменения их качества — это мотивация, мотивационное состояние, волевая и эмоциональная регуляция, формирующиеся личностные качества. В нашей работе мы будем рассматривать операционные механизмы. Функциональные механизмы относятся к характеристикам человека как индивида, операционные — к характеристикам человека как субъекта деятельности, мотивационные — к характеристикам человека как индивида и личности [5].

Было отмечено, что «интеллектуальная операция — это операция, которая учитывает существенные условия той объективной ситуации, в которой она совершается. Операция будет интеллектуальной, если она оперирует предметами сообразно с их объективной природой и существенными для данной задачи отношениями» [2]. Под интеллектуальной операцией будем понимать осознанные психические действия, связанные с познанием и разрешением задач. Это познание осуществляется через познавательные процессы. Функциональными механизмами познавательных процессов выступают конкретные функциональные физиологические системы. Операционными механизмами — выступает система приобретенных операций. Интеллектуальные операции выступают в единстве функциональных и операционных механизмов [4]. При разрешении какой-либо задачи человек использует совокупность взаимосвязанных друг с другом операций, каковыми являются сравнение, анализ и синтез, абстракция и обобщение.

Раскроем содержание исследуемых нами базовых интеллектуальных операций у младших школьников. Анализ — это мыслительная операция расчленения чего-либо на части или мысленное выделение отдельных свойств предмета (компонентной части). Обобщение — это мысленное объединение предметов и явлений по их общим существенным признакам. Классификация — это мыслительная операция, основанная на систематизации соподчиненных понятий, используемая для установления связей между понятиями или классами объектов. Интеллектуальные операции обобщение и классификация являются составными.

Овладение интеллектуальными операциями имеет важнейшее значение в развитии способностей. «В процессе учебной деятельности складываются операционные механизмы способностей, которые не заданы природой, а формируются в различных видах научения. Операционные механизмы являются основными преобразующими механизмами способностей в деятельности. Они увеличивают способы обработки материала и тем самым тренируют и развивают психические функции» [7].

Развитие способностей у младших школьников идет за счет овладения операционными механизмами на уроках в учебной деятельности.

Нами проведено эмпирическое исследование, направленное на выявление развития интеллектуальных операций у младших школьников. Выборка исследования составила 20 учащихся третьего класса в возрасте 9–10 лет ГБПОУ ЗКНО г. Москвы.

Существует большое разнообразие диагностических методик по оценки развития процессов мышления у учащихся младших классов. Тесты позволяют провести анализ и оценить, насколько мышление у испытуемого гибкое и логичное, выявить способности школьника младших классов к анализу, обобщению, классификации и другим интеллектуальным операциям.

Эти группы тестов созданы для полноценной диагностики развития процесса мышления у младших школьников. Применения прикладных материалов является эффективной методикой для выявления уровня процесса мышления для данного возраста человека. С помощью таких методик и диагностик можно сделать анализ текущего уровня развития интеллектуальных операций.

Материал для исследований не должен создавать трудности в его восприятии и опознавании. Материал часто предъявляется в виде таблиц или специальных бланков с цифрами, буквами или графическими изображениями.

Показателями успешности выполнения задания обычно служат: время работы с тестовым стимульным материалом, количество и характер ошибок, объем выполненной работы.

В рамках младшего школьного возраста можно дифференцировать уровень психического развития шестилетнего ребенка и уровень развития учащегося 4 класса, как стоящие на различных ступенях онтогенеза многих психических процессов. Таким образом, важным моментом является правильно подобранная психодиагностическая методика, которая будет интеллектуально доступна и не слишком проста для того, чтобы оценить реальный фактический уровень психического развития младшего школьника. Сам процесс диагностики должен протекать в благоприятной обстановке.

Важной практической задачей данной работы является выбор методики, при помощи которой оценивается уровень развития интеллектуальных операций у младших школьников.

Цель нашего эмпирического исследования заключалась в диагностике уровня интеллектуальных операций анализа, обобщения и классификации. Для этого нами были подобраны следующие методики:

– для диагностики уровня развития интеллектуальной операции анализа применяется методика «Анаграммы» (слова, преобразованные путем перестановки входящих в них букв).

– для диагностики уровня развития интеллектуальной операции обобщения применяется методика «Исключение лишнего».

– для диагностики уровня развития интеллектуальной операции классификация применяется методика «Исключение понятий».

Мы изучили выраженность каждой исследуемой интеллектуальной операции (анализ, обобщение и классификация) у младших школьников.

Результаты диагностики развития интеллектуальных операций (анализ, обобщение и классификация) у младших школьников представлены в таблице 1.

Таблица 1

Показатели диагностики интеллектуальных операций умладших школьников

п/п

Список класса

Анализ (баллы/уровень)

Обобщение

(баллы/уровень)

Классификация

(баллы/уровень)

1

Алина К.

14/высокий

8/средний

9/средний

2

Алина С.

15/очень высокий

15/очень высокий

11/высокий

3

Анна П.

15/очень высокий

10/средний

12/высокий

4

Александра Д.

15/очень высокий

11/высокий

13/высокий

5

Александра С.

15/очень высокий

13/высокий

9/средний

6

Кристина Д.

14/высокий

12/высокий

9/средний

7

Любовь Г.

15/очень высокий

14/очень высокий

13/высокий

8

Мария Г.

13/высокий

13/высокий

12/высокий

9

Александр У.

15/очень высокий

14/очень высокий

12/высокий

10

Алексей Г.

14/высокий

14/очень высокий

14/очень высокий

11

Влад Р.

14/высокий

13/высокий

7/низкий

12

Дмитрий В.

14/высокий

8/средний

9/средний

13

Дмитрий Г.

11/средний

11/высокий

12/высокий

14

Дмитрий Д.

3/очень низкий

4/очень низкий

7/низкий

15

Игорь М.

13/высокий

11/высокий

12/высокий

16

Константин Ф.

15/очень высокий

13/высокий

10/средний

17

Максим Н.

13/высокий

13/высокий

8/средний

18

Мирон С.

14/высокий

12/высокий

9/средний

19

Михаил А.

13/высокий

14/очень высокий

11/высокий

20

Станислав Г.

15/очень высокий

15/очень высокий

14/очень высокий

По данным исследования установлено, что уровень развития трех интеллектуальных операций у одного и того же испытуемого примерно одинаков. Однако, задание на классификацию вызвало наибольшие трудности.

Средние показатели развития интеллектуальных операций у младших школьников по всем испытуемым представлены в таблице 2.

Таблица 2

Средние показатели развития интеллектуальных операций

Анализ

Обобщение

Классификация

баллы

уровень

баллы

уровень

баллы

уровень

13,5

высокий

11,9

высокий

10,7

высокий

По результатам, представленным в таблице 2 установлено, что у младших школьников уровень развития интеллектуальных операций анализ, обобщение и классификация высокий. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью и наглядной опорой. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.

По данным проведенного нами исследования можно сделать вывод, что у учащихся с высоким уровнем развития интеллектуальных операций, успеваемость в их учебной деятельности выше, чем у учащихся с более низким уровнем развития интеллектуальных операций. Уровень развития когнитивных способностей влияет на уровень развития интеллектуальных операций.

Литература:

1. Макарова К. В., Таллина О. А. Психология человека. М.: Прометей, 2011. 160 с.

2. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. 2-е изд. СПб.: Питер, 2002. 720 с.

3. Шадриков В. Д. Диагностика познавательных способностей. Методика и тесты. М.: Альма Матер, 2009. 533 с.

4. Шадриков В. Д. Интеллектуальные операции: Монография. М.: Логос, 2006. 108 с.

5. Шадриков В. Д. Психология способностей. Хрестоматия. М.: 2008.

6. Шадриков В. Д. Введение в психологию: способности человека. М.: Логос, 2002. 160 с.

7. Шадриков В. Д., Мазилов В. А. Общая психология. М.: Юрайт, 2018. 411 с.

Основные термины (генерируются автоматически): операция, уровень развития, механизм, анализ, диагностик уровня развития, классификация, обобщение, развитие способностей, учебная деятельность, школьник.


Похожие статьи

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация»...

В данной работе представляется исследование динамики развития интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» у

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как операционные механизмы мышления — познавательной способности...

Интеллектуальные операции как операционные механизмы...

Развитие аттенционных способностей у младших школьников идет за счет овладения операционными механизмами на уроках в учебной

Цель нашего эмпирического исследования заключалась в диагностике уровня интеллектуальных операций сравнения и обобщения и...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в

интеллектуальные операции, формирование интеллектуальных операций, мышление, учебная деятельность, мыслительные способности, синтез, анализ, обобщение, сравнение...

Особенности операционных механизмов мыслительных...

Операционными механизмами способностей являются интеллектуальные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, различение, сопоставление и др. Именно эти интеллектуальные операции представляют конкретные операционные механизмы способностей познания, или...

Особенности развития интеллектуальных операций...

Интеллектуальные операции учеников — операционные механизмы познавательных способностей. В статье представлены результаты сформированности интеллектуальных операций: анализа, сравнения, обобщения на начальном этапе обучения первоклассников.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Обобщение -сложный прием умственной деятельности, который предполагает умение

Учебная деятельность представляет собой процесс, в...

Проблема формирования метаинтеллектуальных операций...

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе. Мотивация как компонент развития способностей.

Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности.

Уровень развития координации у школьников высокий.

Для диагностики уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности была использована «Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности» Г. В. Репкиной, Е. В. Заика [2]. С помощью данной методики можно оценить качественно уровни...

Особенности реализации интеллектуальных операций...

Ключевые слова: интеллектуальные операции, развитие мышления, классификация, обобщение, психические действия, механизмы

Суворова Г. А. Методика психологической классификации учебных задач в целях консультирования по проблемам обучения...

Похожие статьи

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация»...

В данной работе представляется исследование динамики развития интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» у

Интеллектуальные операции «обобщение» и «классификация» как операционные механизмы мышления — познавательной способности...

Интеллектуальные операции как операционные механизмы...

Развитие аттенционных способностей у младших школьников идет за счет овладения операционными механизмами на уроках в учебной

Цель нашего эмпирического исследования заключалась в диагностике уровня интеллектуальных операций сравнения и обобщения и...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных...

Развитие интеллектуальных операций мыслительных способностей младшего школьника в

интеллектуальные операции, формирование интеллектуальных операций, мышление, учебная деятельность, мыслительные способности, синтез, анализ, обобщение, сравнение...

Особенности операционных механизмов мыслительных...

Операционными механизмами способностей являются интеллектуальные операции: анализ, синтез, обобщение, сравнение, различение, сопоставление и др. Именно эти интеллектуальные операции представляют конкретные операционные механизмы способностей познания, или...

Особенности развития интеллектуальных операций...

Интеллектуальные операции учеников — операционные механизмы познавательных способностей. В статье представлены результаты сформированности интеллектуальных операций: анализа, сравнения, обобщения на начальном этапе обучения первоклассников.

Формирование мыслительных процессов у младших школьников

Развитие логического мышления предполагает формирование логических приемов мышления, т. е. мыслительных процессов.

Обобщение -сложный прием умственной деятельности, который предполагает умение

Учебная деятельность представляет собой процесс, в...

Проблема формирования метаинтеллектуальных операций...

Технология развития критического мышления в учебно-воспитательном процессе. Мотивация как компонент развития способностей.

Особенности реализации интеллектуальных операций «классификация» и «обобщение» в процессе познавательной деятельности.

Уровень развития координации у школьников высокий.

Для диагностики уровня сформированности базовых компонентов учебной деятельности была использована «Методика оценки уровня сформированности учебной деятельности» Г. В. Репкиной, Е. В. Заика [2]. С помощью данной методики можно оценить качественно уровни...

Особенности реализации интеллектуальных операций...

Ключевые слова: интеллектуальные операции, развитие мышления, классификация, обобщение, психические действия, механизмы

Суворова Г. А. Методика психологической классификации учебных задач в целях консультирования по проблемам обучения...

Задать вопрос