Авторы: Митичева Татьяна Ивановна, Щеулова Екатерина Алексеевна

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Молодой учёный №21 (80) декабрь-2 2014 г.

Дата публикации: 25.11.2014

Статья просмотрена: 654 раза

Библиографическое описание:

Митичева Т. И., Щеулова Е. А. Работа педагога-психолога по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы // Молодой ученый. — 2014. — №21.1. — С. 123-125.

В статье исследуется проблема возможностей психолого-педагогической помощи младшим школьникам в развитии учебной мотивации в условиях сельской школы. Экспериментальным путем доказывается, что разработанная программа по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы эффективна.

Ключевые слова:учебная мотивация, младшие школьники, развитие учащихся, развитие мотивации, сельская школа.

Abstract. This article is devoted to the problem of the possibility of psycho-pedagogical in developing the academic motivation under the conditions of a village primary school. According to the results of experiments the worked-out program of developing the academic motivation under the conditions of a village primary school is effective. 

Keywords:academic motivation, primary school children, development of the pupils, developing the motivation, village school.

 

С сентября 2011 года введены стандарты второго поколения [6], поэтому возникла необходимость  тщательного изучения новых требований, которые выставляет общество и время. Очень значимо, чтобы система обучения стала меняться, начиная с начальной школы, так как уже здесь начинает сформировываться личность ученика, его мировоззрение, желание получать знания и саморазвиваться.

Нельзя не учитывать тот факт, что дети, начиная уже с начальной школы, не имеют желания учиться, у них страдает мотивация к добыванию и применению новых знаний. Ученика не устраивает пояснение, что ему необходимы знания потому, что они понадобятся ему в будущем, после окончания школы. ФГОС устанавливает личностные, метапредметные и предметные плоды усвоения программы начального общего образования. Новые цели требуют новых подходов их реализации.

Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену убеждения «образование-преподавание» пришло «образование-созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога.

Достижение этой цели вероятно в силу создания системы универсальных учебных действий (УУД), овладение которыми позволяет обучающимся самостоятельно успешно осваивать новые знания, умения и компетентности на основе развития умения учиться. Данное определение «универсальные учебные действия» обозначает саморазвитие и самосовершенствование с помощью осознанного и активного присвоения нового социального опыта. В психологическом смысле данное определение можно охарактеризовать как система действий обучающегося, которые обеспечивают его культурную идентичность, социальную компетентность, терпимость, способность к самостоятельному изучению новых знаний и умений, в том числе и построение этого процесса [1].

Актуальность исследования обусловлена тем, что сейчас образовательной целью является личностное, познавательное и общекультурное развитие обучающихся, обеспечивающее вырабатывание ключевых компетенций, среди которых лидирует «умение учиться». Обучающийся должен сам стать «архитектором и строителем» процесса обучения». Это требует создания в образовательной практике определенных педагогических условий для включения детей младшего школьного возраста в активную познавательную деятельность, в первую очередь, развитие учебной мотивации. Появляется необходимость управлять не только умственными действиями, но и мотивами овладения знаниями, что, как описывает А.К. Маркова, сформировать «еще труднее, чем формировать действия, операции».

Данной проблемой занимались отечественные и зарубежные педагоги и психологи, такие как А. Маслоу, А.К. Маркова, М.В. Матюхина и многие другие.

В психолого-педагогической литературе практически невозможно встретить точной интерпретации понятия «мотивация учения». Можно сказать, что учебная мотивация выступает как частный вид мотивации, входящей в учебную деятельность. Мотивация учения описывается рядом свойственных ей факторов. В первую очередь она обусловливается образовательной организацией, в которой реализовывается деятельность обучения. Во-вторых, — организацией образовательного процесса. В-третьих, – особенностями личности ребенка, такими как возраст, пол, способности, самооценка, умственное развитие, уровень притязаний и т.п. В-четвертых, — особенностями личности педагога и особенно его отношением к ученикам, к работе. В-пятых, учебная мотивация зависит от специфики изучаемых учебных предметов [3].

Соответственно при анализе учебной мотивации нужно не только найти преобладающий мотив, но и учитывать всю систему мотивов ребенка.

Самая обширная классификация видов учебных мотивов разработана А.К. Марковой. Она опирается на систематизацию Л.И. Божович. К уровням (подвидам) мотивации познания причисляются: широкие познавательные мотивы (любознательность, проявляющаяся через внимание к фактам, событиям и явлениям окружающего мира), познавательно-учебные мотивы (склонность к получению теоретических знаний, умений, навыков), и мотивы самообразования (направленность на получение сопутствующих знаний). Так же особой группой выделяется игровой мотив [2].

Ребенок, находящийся на этапе младшего школьного возраста (6-11 лет), обучается в начальных классах. Этот период обусловливается важнейшим обстоятельством в жизни ребенка — его вхождением в школьное обучение. В это время начинается усиленное биологическое развитие ребенка (центральной и вегетативной нервных систем, костной и мышечной систем, внутренних органов). В начале этой перестройки лежит четкий эндокринный сдвиг — в работу организма подключаются «новые» железы внутренней секреции и прекращают функционировать «старые». Повышается подвижность нервных процессов, процессы возбуждения доминируют, что обусловливает типичные характеристики младшего школьного возраста: увеличенную эмоциональную возбудимость и непоседливость. 

В результате физиологических трансформаций сильно изменяется и психическая жизнь ребенка. С вхождением в школьную жизнь у ребенка младшего школьного возраста как бы открывается новая эпоха. Л.С. Выготский говорил, что расставание с дошкольным возрастом – это расставание с детской непосредственностью. Младший школьник, придя в школу, попадает в менее терпимый и более суровый мир. От возможностей приспособления к новым условиям зависит его будущее. Педагогам и родителям нужно обладать знаниями об особенностях этого этапа, так как негативное его прохождение для большинства детей может стать причиной будущих неудач, основанием конфликтов в школе и дома, слабого изучения школьной программы. Негативный опыт взаимодействий, приобретённый в начальной школе, может стать основой психологических проблем в дальнейшем [4].

Младший школьный возраст – время усиленного интеллектуального роста ребенка. Вследствие развития мышления у обучающегося происходит перестройка памяти и восприятия, они становятся уже регулируемыми, произвольными процессами. В возрасте 7-8 лет ребенок, обычно, мыслит конкретными категориями.

Мотивация учения в  младшем школьном возрасте развивается во многих направлениях. Широкие познавательные мотивы в середине данного возраста преобразовываются в учебно-познавательные. Мотивы самообразования показаны элементарно – влечением к добавочным источникам знаний. Широкие социальные мотивы движутся от осознания социального значения обучения, к углубленному пониманию потребности обучения. Узкие социальные мотивы изображены жаждой обучающегося к получению похвалы преподавателя. Мотивация к сотрудничеству и коллективному труду у детей младшего школьного возраста имеется, но исключительно в узком представлении.

В нашей работе мы рассматривали обучающихся сельских малокомплектных школ. Основными особенностями таких учебных заведений являются: небольшое количество обучающихся (классы с малой наполняемостью, в которые входят дети разного возраста), недостаточная оснащенность современным оборудованием, сложность организации кабинетов, малочисленность педагогического состава и руководства, слабая развитость сети внешкольных культурно-просветительских учреждений, близость села к природной среде. Такие школы обычно существуют в деревнях и селах, а также в поселках городского типа. Эти особенности нельзя не учитывать при изучении учебных  мотивов младших школьников, обучающихся в сельских школах. Воздействие родителей на формирование мотивов обучения, начиная с младшей школы, крайне низкое и незначительное. Они, в основном, не интересуются успехами своих детей, вследствие своей занятости (работа, свое собственное хозяйство) и часто низкой образованностью. Детям интересно то, что имеет прикладную направленность, то, что они могут применить в повседневной жизни. Поэтому младшие школьники чаще всего не желают усваивать новые знания [5].

Отсюда возникла потребность в углубленном изучении развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста, обучающихся в условиях сельской школы и подготовке специалистов, обеспечивающих гармоничное развитие мотивации учения.

Нами было проведено исследование, целью которого стало изучение особенностей развития учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы. Оно проводилось в 1-2 классах МБОУ Верякушской основной общеобразовательной школы с. Верякуши Нижегородской области. В исследовании участвовало 24 обучающихся в возрасте 6-8 лет. Класс дружный, в целом ребята учатся средне. Дети в целом активные, дружелюбные, хотя есть и замкнутые необщительные. Ребята с охотой шли на контакт, им нравилось отвечать на вопросы анкет. Все вопросы и ответы зачитывались, потому что ребята еще плохо читают. Приходилось часто повторять вопросы, особенно в конце, когда внимание их стало рассредоточиваться. Основная проблема данных детей состоит в низкой мотивированности обучения, слабой успеваемости. На каждом уроке большинство ребят с нетерпением ждали перемены, чтобы пообщаться и поиграть, а некоторые занимались этим на уроке. Педагоги периодически жаловались на невыполненное домашнее задание у детей. Поэтому возникла необходимость исследования уровня учебной мотивации данных детей, а так же структуры учебных мотивов.

Для исследования уровня развития мотивации учения младших школьников, мы использовали такие методики:

1. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации», разработанная Н.Г. Лускановой, по которой можно определить, какой уровень школьной мотивации у ребенка: высокий, учебная активность; хорошая мотивация; положительное отношение к школе, но больше к внеучебным сторонам (игра, общение); низкая мотивация; негативное отношение, школьная дезадаптация.

2. Исследование учебной мотивации младших школьников по методике М.Р. Гинзбурга, по которой можно определить преобладающие мотивы обучения ребенка: внешние, игровые, получения отметки, позиционные, социальные, учебные.

3. Типология мотивов учения  «Лесенка побуждений» (А.И. Божович, И.К. Маркова), в которой необходимо выстроить лесенку под названием «Зачем я учусь» [3]. Нам важно не то, для чего учатся все дети, а с какой целью обучается каждый ребенок в отдельности, что для него самое главное.

Полученные результаты по вышеперечисленным методикам показали что, в следуемых классах средний уровень учебный мотивации, а у 1/3 учащихся (33%) мотивация учения практически отсутствует. Данные методики взаимодополняют друг друга и позволяют предположить, что недостаточное развитие мотивации учения ведет к школьной неуспеваемости. Полученные данные по методикам позволили разработать нам программу работы педагога-психолога по развитию учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы. В ее основе лежат игровые упражнения, как наиболее действенный метод развития учебной мотивации детей. Также в программе использовались релаксационные упражнения.

Было проведено 10 занятий в групповой форме. Занятия в целом нравились детям. Реализация программы показала, что группа сплотилась, желание лучше учиться у детей очевидно увеличилось. Это мы проверили с помощью повторной диагностики, которая показала положительную динамику в развитии учебной мотивации младших школьников в экспериментальной группе. На 8% увеличилось количество детей с высоким уровнем учебной мотивации, на 8% уменьшилось количество детей со школьной дезадаптацией, на 8% уменьшилось количество детей с низкой учебной мотивацией. Так же изменились мотивы учения. Снизилось количество детей с доминированием социальных мотивов на 16% и на 9% увеличилось количество детей с доминированием познавательных мотивов.

Таким образом, можно сказать, что для решения проблемы развития учебной мотивации младших школьников в условиях сельской школы необходимо проведение с учащимися коррекционно-развивающих мероприятий по развитию мотивов учебной деятельности. Заявленная программа эффективна и в дальнейшем может применяться в практической деятельности специалистов, работающих с детьми младшего школьного возраста, в целях развития учебной мотивации детей, обучающихся в условиях сельской школы.

 

Литература:

1.                  Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

2.                  Гуткина Н.И. Назаренко В.В. Развитие познавательной мотивации у детей 5-7 лет // Вопросы психологии. – 2013. – №1. – С. 3-12.

3.                  Маркова А.К., Матис Т. А., Орлов А. Б. Формирование мотивации учения: учеб. пособие. – М.: Изд. центр «Академия»,  2005. – 243 с.

4.                  Матюхина М.В. Особенности мотивации учения младших школьников // Вопросы психологии. – 2005. – № 1. – С. 25-44.

5.                  Халудорова Л.Е. Развитие сельских школьников: проблемы и решения // Воспитание школьников. – 2011. – №6. – С.19-23.

6.                  Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

Основные термины (генерируются автоматически): учебной мотивации, учебной мотивации младших, младших школьников, мотивации младших школьников, младшего школьного возраста, условиях сельской школы, развитию учебной мотивации, развития учебной мотивации, мотивации учения, учебной мотивации детей, развитии учебной мотивации, развитие мотивации, мотивации учения младших, детей младшего школьного, развитие мотивации учения, учения младших школьников, количество детей, развитие учебной мотивации, анализе учебной мотивации, Изучение мотивации учебной.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос