Анализ применения информационных логистических систем интегрированной логистики в деятельности МУП «Метроэлектротранс» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 июля, печатный экземпляр отправим 22 июля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Ибрагимов, Р. Э. Анализ применения информационных логистических систем интегрированной логистики в деятельности МУП «Метроэлектротранс» / Р. Э. Ибрагимов, Д. В. Гудков, В. О. Лемякина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 23 (313). — С. 107-111. — URL: https://moluch.ru/archive/313/71354/ (дата обращения: 09.07.2020).



В статье представленаразработка предложений по изменению логистических информационных потоков внутри МУП «Метроэлектротранс» в процессе контроля над выполнением перевозок на основе интегрированной логистики.

Ключевые слова: общественный пассажирский транспорт; логистическая система; информационный поток; интегрированная логистика

Пассажирский транспорт — одна из важнейших составляющих современного государства. От его функционирования зависит производительность многих других отраслей. Поэтому рациональная организация пассажирских перевозок всегда является актуальной задачей.

В пассажирских перевозках логистика рассматривается как совокупность проектных решений, технических средств и методов организации и управления, которые обеспечивают заданный уровень обслуживания с доставкой пассажиров от “двери до двери” в определенное время при минимальных затратах [1].

Функционирование логистической информационной системы (ЛИС) позволяет получать представление о состоянии рынка пассажиров и своевременно корректировать работу городского пассажирского транспорта для обеспечения наиболее точного соответствия потребностям пассажиров [2].

Базовая ЛИС пассажирского автотранспортного предприятия (ПАТП) чаще всего состоит из следующих компонентов: бухгалтерский учет, учет рабочего времени и расчет заработной платы сотрудников, оценка показателей эффективности процессов и планирование деятельности предприятия. Помимо этого, немаловажными компонентами ЛИС для ПАТП являются системы контроля и мониторинга перевозочной деятельности: контроль за движением транспорта на маршрутах (соблюдение расписания и интервальности), учет пассажиропотока, информационно-справочное обслуживание пассажиров и т. п.

По оценкам специалистов, на ЛИС приходится 10–20 % всех логистических издержек. В настоящее время многие компании проводят совершенствование своей бизнес-деятельности. Для улучшения контроля и увеличения скорости передачи информации все чаще применяются различные IT-решения. Специфика работы компаний и протекающих в них процессов требуют разработки специализированных решений конкретно под существующий процесс, с его особенностями и формализацией [3]. На практике в деятельности отечественных предприятий, занимающихся пассажирскими и грузовыми перевозками, часто применяется программное обеспечение на платформе 1С (отраслевые решения для транспорта, такие как: Транспортная логистика, экспедирование и управление автотранспортом; Управление автотранспортом; Управление транспортным предприятием) [4].

Перевозки пассажиров городским электротранспортом в г. Волгограде осуществляются МУП «Метроэлектротранс», являющимся одним из крупных транспортных предприятий Российской Федерации. На 15.01.2019 года в МУП «Метроэлектротранс» Волгограда насчитывается 558 единиц пассажирского подвижного состава, в том числе: 358 трамвая и 161 троллейбус. Кроме этого, имеется 32 ед. техники специального назначения (27 трамваев и 5 троллейбусов). Предприятие обслуживает 13 трамвайных и 5 троллейбусных маршрутов [5].

При функционировании логистической системы различные ее части (подсистемы) генерируют, поглощают и преобразуют логистические потоки. Рассмотрим особенности течения логистических потоков внутри МУП «Метроэлектротранс» в процессе контроля над выполнением перевозок (рис. 1).

D:\Универ МАГИСТРАТУРА\Интегрированная логистика\схема внутри компании Р2.png

Рис. 1. Информационные потоки при контроле над выполнением перевозок (соблюдение расписания) внутри логистической системы предприятия

Так, от Комитета транспорта (Администрации г. Волгограда) перевозчику МУП «Метроэлектротранс» поступает документ плана перевозок в бумажном виде в отдел маршрутизации. Согласно предписанию плана отдел маршрутизации составляет расписание движения троллейбусных маршрутов и передает для контроля выполнения в отдел диспетчеризации, файлы передаются в электронном виде по почте, а также заверенные бумажные варианты (оригиналы). Диспетчеры на конечных пунктах фиксируют фактическое время прибытия и убытия подвижного состава в табелях, затем отмечая выполнение в путевых листах (бумажные варианты) водителей троллейбусов, при необходимости делая пометки об отклонениях от имеющегося расписания движения. Далее отдел диспетчеризации консолидирует путевые листы с маршрутов и направляет в отдел аналитики. Отдел аналитики составляет отчет по показателям перевозочной деятельности предприятия, в том числе и о соблюдении расписания, полагаясь на путевые листы. Отчет составляется в двух формах: электронной и бумажной, и заверяется ответственным сотрудником отдела. Далее МУП «Метроэлектротранс» направляет в двух формах отчет о выполнении перевозок комитету транспорта (Администрации г. Волгограда), копия отчета остается непосредственно на предприятии для подтверждения факта выполнения объема перевозок и последующей аналитике.

Анализируя рис.1, можно заметить, что в передаче информационных потоков при контроле над выполнением перевозок (соблюдение расписания) внутри логистической системы МУП «Метроэлектротранс» слабым звеном является отдел диспетчеризации. Так как сам контроль происходит непосредственно на конечных остановках, а фиксация времени прибытия и убытия подвижного состава заносится в табели, а затем в путевые листы водителей троллейбусов. Далее отдел диспетчеризации консолидирует путевые листы с маршрутов и направляет в отдел аналитики.

Как видим, контроль маршрутов и связанный с ним документооборот выполняется по большей степени “вручную”. Все это с одной стороны приводит к неполноте оценки соблюдения расписания во время самого движения по маршруту, с другой занимает много времени у диспетчеров, которые контролируют движение троллейбусов на маршрутах, а также у главного диспетчера при консолидации полученной в течение рабочего дня информации и дальнейшей ее передачи в отдел аналитики.

Выполним модернизацию логистического процесса путем внедрения в работу предприятия программного софта «1С: Предприятие 8. Управление Автотранспортом. ПРОФ» (рис. 2). Его функционал позволит повысить качество перевозок, путем улучшения контроля над движением транспортных средств на линии и создания единой информационной системы внутри предприятия.

схема внутри компании с 1с.png

Рис. 2. Схема контроля над выполнением перевозок (соблюдение расписания) при использовании программы «1С: Предприятие 8. Управление Автотранспортом. ПРОФ»

Внедрение софта позволит отделу диспетчеризации в режиме реального времени производить контроль над отклонениями транспортных средств от заданного расписания и маршрута автоматизировано благодаря GPS навигации ТС и встроенной в 1С системой мониторинга «Wialon».

В конце рабочей смены вместо привычного табеля выгружается отчет в формате XLS или PDF, в котором указывается фактическое время прибытия и убытия с конечных пунктов, также возможна фиксация времени прохождения контрольных точек на маршруте в течение дня. Путевой лист выписывается и обрабатывается согласно этому отчету. Выписка путевого листа может выполняться как ручным вводом, так и автоматической пакетной выпиской.

Все путевые листы хранятся в базе данных программы и в любой момент доступны заинтересованным отделам предприятия (например, отделу аналитики). На основании данных путевых листов программа способна формировать аналитические отчеты, позволяющие дать наиболее полную картину выполнения всего объема перевозок, тем самым одновременно упрощая труд и повышая качество работы отдела аналитики предприятия.

В результате модернизации логистического процесса путем внедрения в работу предприятия программного софта «1С: Предприятие 8. Управление Автотранспортом. ПРОФ» и изменения организационной структуры могут быть улучшены следующие показатели функционирования:

− сокращение временных затрат на выполнении процесса;

− улучшение контроля за процессом, получение отчетов в режиме «онлайн»;

− координация деятельности смежных логистических систем;

− улучшение качества обслуживания.

Оценка экономической эффективности от внедрения программного обеспечения может быть получена исходя из затрат при использовании конкретного IT-решения при условии увеличения производительности труда сотрудников, участвующих в логистическом процессе. В данном случае, для этих целей необходимо выполнить оценку уменьшения затрат при контроле над выполнением перевозок.

В общем случае затраты формируются в результате деятельности диспетчеров, выполняющих данный процесс в течение определенного времени. Помимо них внутри логистической системы в данном процессе выделяются сотрудники отделов маршрутизации, которые выполняют операции по созданию маршрутов и расписания движения ТС, и аналитики, заполняющие отчетную документацию о проделанном объеме перевозок. Так как основные улучшения в процессе контроля над выполнением перевозок касаются деятельности диспетчеров, необходимо оценить время, затрачиваемое на выполнение логистических операций в рамках модернизируемого процесса до внедрения в процесс программного продукта «1С: Предприятие 8. Управление Автотранспортом. ПРОФ».

Определим трудоемкость процесса: в нашем случае работа, а именно контроль над движением ТС на линии (около 80 ед. ПС на каждого диспетчера) выполняется одним сотрудником в течение рабочей смены равной 20 часам. Таким образом, трудоемкость Тпр =0,25 чел/час.

Время на выполнение процесса рассчитывается после фотографии рабочего дня сотрудника. По полученным данным можно выйти на приблизительную стоимость выполнения данного процесса:

Спр = Зс ∙ 𝑡 ∙ Тпр,

где: Спр — стоимость выполнения процесса за период; Зс — заработанная плата сотрудника; t — доля процесса в общем рабочем времени сотрудника, %; Тпр — трудоемкость процесса.

При изначальных данных Зс = 25 тыс. руб., t = 75 %, Тпр =0,25 чел./ч стоимость выполнения процесса Спр1 = 4688 руб./мес. После модернизации процесса трудоемкость снизилась примерно до 0,20 чел./ч, а доля процесса в общем рабочем времени сотрудника до 50 %, стоимость Спр2 = 2500 руб./мес.

Таким образом, приблизительная экономия в выполнении процесса будет составлять 2188 руб./мес.

Необходимо отметить, что в расчете не учитывались многие факторы, влияющие на логистические затраты. Данный расчет показывает только влияние снижения трудоемкости на затраты, формируемые конкретным процессом.

В случае приблизительной оценки эффективности при внедрении программного продукта необходимо сравнить затраты на обслуживание программы и экономический эффект от внедрения модернизированного процесса. Стоимость годового обслуживания программы «1С: Предприятие 8. Управление Автотранспортом. ПРОФ» вместе с распределенной стоимостью (на пять лет) приблизительно составит 11940 руб.

С учетом приблизительной экономии в выполнении процесса и стоимости обслуживания софта экономия предприятия в год от внедрения модернизированного процесса контроля над выполнением перевозок можно приблизительно оценить в сумму 14316 руб.

Найденная экономия была получена благодаря внедрению ПО в расчете на одного сотрудника отдела диспетчеризации. Если учитывать весь штат работников, а также возможное его сокращение путем оптимизации данного процесса, то экономия будет еще более значительной.

Литература:

  1. Войда, О. С. Моделирование городских пассажирских перевозок / О. С. Войда, А. А. Масленникова. — Текст: непосредственный // Молодёжь и наука: Сборник материалов VIII Всероссийской научно-технической конференции студентов. — Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2012.
  2. Нургалиев, Е. Р. Логистические подходы к городским автобусным перевозкам по предварительным заявкам / Е. Р. Нургалиев, М. С. Турпищева. — Текст: непосредственный // Вестник АГТУ. — Астрахань: Вестник АГТУ, 2015. — С. 41–45.
  3. Гудков, Д. В. Интегрированная логистика. Методические указания по выполнению курсовой работы / Д. В. Гудков. — Волгоград: ВолгГТУ, 2019. — 16 c. — Текст: непосредственный.
  4. Решения для отрасли: Транспорт. — Текст: электронный // Фирма «1С»: [сайт]. — URL: https://solutions.1c.ru/transport (дата обращения: 25.05.2020).
  5. Предприятие сегодня. — Текст: электронный // Официальный сайт МУП Метроэлектротранс г. Волгограда: [сайт]. — URL: http://www.gortransvolga.ru/about/today/ (дата обращения: 25.05.2020).
Основные термины (генерируются автоматически): выполнение перевозок, управление Автотранспортом, отдел аналитики, отдел диспетчеризации, соблюдение расписания, выполнение процесса, волгоград, логистическая система, логистический процесс, процесс контроля.


Похожие статьи

Единая система учета и мониторинга перевозочных процессов...

7 — Мониторинг выполнения перевозок в режиме реального времени выполнения

Куликов, А. В. Состояние пассажирских перевозок в Волгограде и мероприятия по их

Логистическая система управления пассажирскими перевозками основана на следующих...

Внедрение линейной диспетчеризации с целью повышения...

Регулярность выполнения перевозок позволяет четко выполнять заданное расписание движения ПС на обслуживаемых

Функциями линейной диспетчеризации являются:  контроль над соответствием фактического времени движения каждого транспортного средства...

Совершенствование организации перевозок пассажиров на...

Опираясь на один из основополагающих концептуальных принципов логистики — системный подход, процесс перевозки пассажиров может быть представлен в виде системы, включающей ряд подсистем (подсистему перемещения пассажиров и продажи билетов...

Повышение работоспособности систем диспетчерского...

Анализ функционирующих систем мониторинга и диспетчерского управления автомобильным пассажирским транспортом позволяет говорить о проблеме значительного роста работоспособности каждого автотранспортного предприятия из-за его изолированности.

Рекомендации по формированию организационной структуры...

‒ анализ выполнения сводного расписания городским транспортом общего пользования; ‒ определение перспективных направлений развития и эффективное использование модернизированных информационных технологий контроля и управления пассажирским...

Навигационное обеспечение системы диспетчерского...

контроль выполнения расписаний движения осуществляется дискретно, 1-2 раза на рейсе

В-третьих, в качестве интегральной непрерывной оценки качества процесса перевозок необходимо использовать

Внедрение линейной диспетчеризации с целью повышения...

Разработка алгоритма задачи автоматизации отдела логистики

Логистическое управление в компании выполняет функции организации, планирования, регулирования, координации, контроля и анализа.

Для разработки автоматизации отдела логистики была выбрана система «1С:Предприятие 8.0». «1С:Предприятие» это система...

Бизнес-процессы при реализации логистической стратегии...

Бизнес-процесс — это логически упорядоченная последовательность операций, выполнение которой направлено на достижение определенной цели бизнеса.

Что такое логистический бизнес-процесс? Логистическая система — адаптивная система с обратной связью...

Модель логистической системы общественного пассажирского...

Ключевые слова: логистическая система; общественный пассажирский транспорт; логистический поток; логистическая система общественного

Применение логистического подхода к управлению системой общественного пассажирского транспорта (ОПТ) в крупных...

Управление качеством в логистических системах

Ведь контроль качества всех логистических систем — это один из наиболее важных аспектов в успешной конкурентной борьбы на рынке. Логистика — это наука, основная цель которой — это организация эффективного процесса производства и дальнейшего распространения и...

Похожие статьи

Единая система учета и мониторинга перевозочных процессов...

7 — Мониторинг выполнения перевозок в режиме реального времени выполнения

Куликов, А. В. Состояние пассажирских перевозок в Волгограде и мероприятия по их

Логистическая система управления пассажирскими перевозками основана на следующих...

Внедрение линейной диспетчеризации с целью повышения...

Регулярность выполнения перевозок позволяет четко выполнять заданное расписание движения ПС на обслуживаемых

Функциями линейной диспетчеризации являются:  контроль над соответствием фактического времени движения каждого транспортного средства...

Совершенствование организации перевозок пассажиров на...

Опираясь на один из основополагающих концептуальных принципов логистики — системный подход, процесс перевозки пассажиров может быть представлен в виде системы, включающей ряд подсистем (подсистему перемещения пассажиров и продажи билетов...

Повышение работоспособности систем диспетчерского...

Анализ функционирующих систем мониторинга и диспетчерского управления автомобильным пассажирским транспортом позволяет говорить о проблеме значительного роста работоспособности каждого автотранспортного предприятия из-за его изолированности.

Рекомендации по формированию организационной структуры...

‒ анализ выполнения сводного расписания городским транспортом общего пользования; ‒ определение перспективных направлений развития и эффективное использование модернизированных информационных технологий контроля и управления пассажирским...

Навигационное обеспечение системы диспетчерского...

контроль выполнения расписаний движения осуществляется дискретно, 1-2 раза на рейсе

В-третьих, в качестве интегральной непрерывной оценки качества процесса перевозок необходимо использовать

Внедрение линейной диспетчеризации с целью повышения...

Разработка алгоритма задачи автоматизации отдела логистики

Логистическое управление в компании выполняет функции организации, планирования, регулирования, координации, контроля и анализа.

Для разработки автоматизации отдела логистики была выбрана система «1С:Предприятие 8.0». «1С:Предприятие» это система...

Бизнес-процессы при реализации логистической стратегии...

Бизнес-процесс — это логически упорядоченная последовательность операций, выполнение которой направлено на достижение определенной цели бизнеса.

Что такое логистический бизнес-процесс? Логистическая система — адаптивная система с обратной связью...

Модель логистической системы общественного пассажирского...

Ключевые слова: логистическая система; общественный пассажирский транспорт; логистический поток; логистическая система общественного

Применение логистического подхода к управлению системой общественного пассажирского транспорта (ОПТ) в крупных...

Управление качеством в логистических системах

Ведь контроль качества всех логистических систем — это один из наиболее важных аспектов в успешной конкурентной борьбы на рынке. Логистика — это наука, основная цель которой — это организация эффективного процесса производства и дальнейшего распространения и...

Задать вопрос