В статье автор исследует функции нежелательного поведения детей с ЗПР и нормотипичным развитием по методике Шкала оценки мотивации MAS.
Ключевые слова: ребенок, привлечение внимания, нежелательное поведение детей, получение желаемого.
В настоящее время родители и педагоги все чаще сталкиваются с проявлениями проблемного, нежелательного поведения детей и подростков. Грамотная коррекция и профилактическая работа невозможны без определения функциональной направленности выявления причин демонстрируемого ребенком поведения. Для этих целей была выбрана в качестве инструмента Шкала оценки мотивации MAS, которая была разработана Марком Дюрандом и Даниелем Киммисом в 1986 году. Данная анкета состоит из 16 вопросов и направлена на то, чтобы установить список факторов, вызывающих, усиливающих, провоцирующих нежелательное поведение детей. И в конечном итоге выяснить цели и функционал поведения.
Выборку в данном исследовании составили 10 детей с нормотипичным развитием и 10 детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста, обучающихся в условиях инклюзии. Специалисту образования было предложено выявить с его точки зрения самое проблемное поведение конкретного ребенка и заполнить данную шкалу мотивации. При заполнении шкалы необходимо напротив каждого утверждения обвести цифру от 0 до 6, которая наиболее соответствует описанию заявленного поведения, где 0 означает, что поведение в данной ситуации не проявляется никогда, 1 — почти никогда, 2 — редко, 3 — наполовину, 4 — обычно, 5 — почти всегда, 6 — всегда. Впоследствии полученные цифры были занесены в таблицу в соответствии с номером вопроса, и было подсчитано количество очков. Таблица включает в себя следующие категории: сенсорику (стимуляцию), уход от действительности, привлечение внимания, получение желаемого. В данном исследовании рассматриваются следующие функции поведения:
- Получение сенсорной стимуляции. Примером этому может стать следующее поведение ребенка из выборки: мальчик с нормотипичным развитием при выполнении сложного, кажущегося невыполнимым для него задания, начинает грызть ногти. Таким образом, он переключается на сенсорные стимулы для того, чтобы отвлечься от напряжения, связанного с неприятной деятельностью.
- Уход от действительности или прекращение не желаемых стимулов или действий. Ребенок раскрашивает рисунок, но вместо того, что бы продолжать и закончить — комкает бумагу и рвет на части. После этого от него не требуют раскрашивать. Данное поведение так же не было определено как самое проблемное.
- Привлечение внимания. Ребенок с ЗПР на уроках часто перебивает учителя, спорит, вокализирует, громко и демонстративно зевает. Данное поведение было определено специалистом образования как самое проблемное у этого ребенка.
- Получение желаемых стимулов или действий. Примером проявления данной функции поведения служит следующее поведение ребенка из нашей выборки. Мальчик закатывает истерику во время обеда каждый раз тогда, когда не хочет кушать, и требует дополнительную порцию компота.
Таким образом, по результатам оценки мотивации MAS были установлены два варианта функций поведения: привлечение внимания (Таблица 1) и получение желаемого (Таблица 2).
Что касается остальных двух функций: аутостимуляция и уход от действительности, то отсутствие значимых показателей, связано с тем, что в исследовании принимали участие именно дети с нормативным развитием и с ЗПР. Как известно, аутостимуляция — это повторяющиеся действия, осуществляемые с помощью собственного тела или окружающих предметов. Они наиболее характерны для детей с более сложной структурой дефекта, например, с расстройством аутистического спектра. Стоит отметить, что у 40 % детей функции поведения «уход от действительности, избегание нежелаемого» и «привлечение внимания и получение желаемого» набрали практически одинаковое количество баллов. Это объясняется тем, что многие дети демонстрируют нежелательное поведение с целью избежать выполнения определенных задач. Подобное неуместное поведение может продолжаться довольно длительный промежуток времени, поскольку оно, как правило, работает. Когда ребенок ведет себя в классе несоответствующим образом и его отправляют на таймаут, порицают или отводят на серьезный разговор к директору, он, таким образом, получает перерыв и в любом случае не выполняет классную работу. Ребенок получает именно то, чего он хотел — он избегает академической деятельности. Тем не менее, функции «привлечение внимания», «получение желаемого» по результатам нашей мотивационной шкалы являются все же доминирующими.
Таблица 1
Привлечение внимания
Дети сЗПР |
70% |
Дети с нормотипичным развитием |
40 % |
Таблица 2
Получение желаемого
Дети сЗПР |
30% |
Дети с нормотипичным развитием |
60 % |
Таким образом, было выяснено, что привлечение внимания свойственно в большинстве своем для детей с ЗПР. Данное поведение может проявляться в криках, плаче, аутоагрессии, в частности ребенок может бить себя по голове, обвинять себя в неудачах, обзывать. Дети часто не доводят начатое дело и покидают помещения. Имеют место прогулы занятий, целенаправленные действия, досаждающие взрослым и сверстникам. С целью привлечения внимания некоторые дети активно перебивают преподавателей, громко вокализируют, имеет место демонстративная зевота.
Получение желаемого доминирует у детей с типичным развитием. Для поведения свойственным оказывается любыми способами от внешнего демонстративного поведения до различных уловок (хитрости, мнимого послушания) добиться желаемого. Могут присутствовать вспышки гнева, отказы выполнять установленные требования, ярко выражена обидчивость. В ответ на критику дети с ЗПР с целью получения желаемого также могут демонстрировать агрессию, злобность («рычит», «сжимает кулаки»).
И детьми с нормотипичным развитием, и детьми с ЗПР с целью избегания выполнения задания используется плач, отказ от выполнения трудных и неинтересных видов деятельности. Некоторые варианты нежелательного поведения, такие как суетливость, заикание, плачь в ответ на критику или из-за собственной ошибки у разных детей могут использоваться и для получения желаемого и для привлечения внимания. Эти инструменты поведения используют как дети с нормотипичным развитием, так и с ЗПР. Но в случае с нормой в большей степени преследуется цель — получение желаемого, а в случае с ЗПР — привлечение внимания. Стоит отметить, при возникновении подобных ситуаций с последующей эмоциональной разрядкой, по формулировке учителей, дети нормы «отказываются выполнять задание и сотрудничать», а дети с ЗПР «не могут, затруднятся возобновить выполнение».
Таким образом, практически у всех детей как наиболее проблемное поведение выделены обидчивость, болезненное отношение к критике, неадекватные реакции на спорные и болезненные ситуации (истерика, злобность). Только в случае с детьми с ЗПР арсенал поведенческих реакций шире и ярче (имеет место вырывание собственных волос, порча тетрадей и учебников, бросание предметов, возможно заикание и тики.) Функциональная направленность этих проявлений проблемного поведения у детей с ЗПР в большинстве случаев — привлечение внимания, а у детей с нормотипичным развитием — привлечение внимания.