В статье рассмотрены отдельные аспекты регулирования возмездного прекращения права собственности в России, а также исследована сущность юридических фактов, имеющих неоспоримое значение для прекращения права собственности. Итоги статьи позволяют утверждать о несовершенстве законодательства в данной области в целях его последующего совершенствования.
Ключевые слова: принудительное прекращение, право собственности, юридический факт, права и законные интересы собственника.
В настоящее время действующее гражданское законодательство знакомо с институтом прекращения права собственности, которое обусловлено рядом определенных юридических фактов. Зачастую, возникновение и прекращение права собственности имеют одно основание, например, заключенный договор, направленный на отчуждение имущества.
Так, прекращение права собственности у продавца на момент продажи вещи предполагает приобретение права собственности на нее у покупателя. Кроме того, право собственности может быть прекращено при отказе собственника от имущества, при его гибели или уничтожении, при утрате вещи.
По общему правилу, закрепленному в п. 2 ст. 209 ГК РФ, собственник вправе совершать в отношении имущества, которое ему принадлежит, любые действия, если таковые не противоречат закону и иным нормативным актам, не нарушают права и законные интересы других лиц.
То есть, собственник вправе отчуждать свое имущество, передавать его другим лицам в пользование или владение, отдавать в залог, обременять и распоряжаться иными законными способами.
А. Я. Рыженков поясняет, что владение представляет собой «фактическое обладание вещью, подтверждает господство лица над имуществом» [5, с. 73]. Правомочие владения позволяет иметь вещь у себя в хозяйстве, не нарушая при этом норм закона и прав других собственников. Владение позволяет собственнику оказывать непосредственное воздействие на вещь в процессе осуществления той или иной хозяйственной деятельности. Различный характер господства над вещью определяет и разные способы действия, в зависимости от вступления во владение. В частности, землей и природными ресурсами разрешено свободно владеть, пользоваться и распоряжаться только в той мере, в которой это допускает закон (ст. 129 ГК РФ, п. 3 ст. 209 ГК РФ).
Согласно нормам ст. 235 ГК РФ, основания прекращения права собственности можно разделить на две большие группы — добровольные и принудительные. Анализируя существующие добровольные основания прекращения права собственности, М. А. Крюкова выделяет следующие причины для прекращения собственности:
– отчуждение имущества третьим лицам по согласованию сторон или инициативе хозяина в одностороннем порядке;
– фактическая гибель имущества или потеря в связи с причинением значительного вреда его качественных характеристик;
– добровольный отказ от владения на основании заявления, поданного в соответствующие органы власти;
– утрата возможности распоряжаться объектом в связи с наступлением событий, предусмотренных законодательством, и не зависящим от волеизъявления собственника или третьих лиц, контролирующих организаций [4, с. 175].
Во всех перечисленных случаях для утраты собственности требуется проявление намерения собственником имущества. Законодательством, однако, предусмотрены основания, при которых лишение владения осуществляется в принудительном порядке.
Соответственно, законодатель в действующем ГК РФ закрепил перечень юридических фактов — оснований, благодаря которым можно совершить принудительное возмездное изъятие собственности. Предлагается следующая классификация оснований такого принудительного прекращения права собственности:
а) в зависимости от цели изъятия:
– для удовлетворения публичных интересов;
– в целях ликвидации последствий от техногенных катастроф или чрезвычайных ситуаций;
– устранение неправомерного поведения собственника;
б) в зависимости от отсутствия или наличия возмездного характера при принудительном изъятии:
– безвозмездные основания как исключение из правила (конфискация и обращение взыскания по обязательствам);
– возмездные основания;
в) в зависимости от порядка применения оснований принудительного возмездного изъятия:
– административный порядок с сохранением за собственником права на обращение в суд, если возникнет необходимость защиты прав и интересов;
– судебный порядок;
г) в зависимости от проявляемого интереса в совершении изъятия:
– общественный, или публичный интерес;
– частный интерес, обусловленный возможностью обращения взыскания по обязательствам.
В тоже время, в действующем ГК РФ законодатель не перечисляет признаки принудительного прекращения права собственности, лишь указывая, что процесс принудительного изъятия вещей у собственника определяется ст. 238 ГК РФ.
При этом среди перечня закрепленных оснований законодатель не дает надлежащего пояснения самому юридическому факту, положенному в основу принудительного возмездного изъятия собственности. Стоит полагать, что определение юридических фактов принудительного изъятия позволит разграничивать непосредственно и сами основания прекращения права собственности. В норме указано, что на определенные вещи не может распространяться право частной собственности, поскольку они изъяты из свободного оборота частных лиц и предназначены для достижения государством определенных целей.
Применяется в некоторых случаях изъятие по решению суда. Допускается такой способ только при принуждении к совершению определенных действий, если гражданин или организация не понимает законных требований и отказывается принимать определенные меры.
Зачастую, продажа изъятого имущества проводится с публичных торгов. К таким случаям можно отнести реализацию залоговой недвижимости по договору ипотеки или иного кредитного соглашения при образовании задолженности, либо арест и продажа предметов обстановки, домов, являющихся не единственным местом проживания для должников за долги.
На основании ст. 241 ГК РФ предусмотрена процедура лишения права на бесхозных животных в случае ненадлежащего ухода за ними, проводится она путем выкупа. На владельца налагаются определенные санкции в рамках, предусмотренных законом. В принудительном порядке изъятие их проводится без предоставления компенсации по решению уполномоченных органов по контролю сферы животноводства.
Вполне обосновано Т. В. Белова отмечает, что «любое проявление негуманного поведения в отношении животного следует считать нарушением юридических обязанностей, предусмотренных в п. 2 ст. 1 ГК РФ, что может повлечь наступление неблагоприятных последствий для нарушителей» [3, с. 116].
Учитывая сложившуюся ситуацию, полагаем, на сегодняшний день Пленуму Верховного Суда РФ необходимо дополнить совместное Постановление № 10/22 от 29 апреля 2010 г. «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» [2] соответствующим указанием на признаки института принудительного прекращения права собственности, а именно:
а) основанием принудительного прекращения права собственности является фактический состав, в который входит совокупность юридических фактов, предусмотренных гражданским и иным законодательством, причем перечень этих юридических фактов является исчерпывающим;
б) принудительное прекращение права собственности происходит только в исключительных случаях и лишь в интересах общества, так как по общему правилу право собственности неприкосновенно;
в) принудительное прекращение права собственности в обязательном порядке должно сопровождаться предварительным возмещением стоимости имущества и иных убытков собственности, которое обеспечивается и гарантируется.
Таким образом, принудительное возмездное изъятие имущества может осуществляться только при наличии определенных обстоятельств. Действующее гражданское законодательство лишь содержит указание на то, что для принудительного изъятия необходимы надлежащие основания, не поясняя, в целом, сущность данной юридической категории.
Кроме того, проанализированные точки зрения отечественных правоведов свидетельствуют об отсутствии и между ними единства в данном вопросе. В связи с этим, прежде всего, предлагается под основаниями принудительного возмездного изъятия имущества понимать исключительно юридические факты, с которыми закон связывает прекращение права собственности помимо воли собственника, но в интересах общества, перечень которых законодательно закреплен, при обязательном обеспечении гарантированной выплаты равноценной, предварительной компенсации собственнику.
Литература:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 1.05.2020 г.) // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
- Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 г. (ред. от 23.06.2015 г.) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник ВАС РФ. 2010. № 6.
- Белова Т. В. Проблемы законодательного регулирования прекращения права собственности на животных при ненадлежащем обращении с ними // Ленинградский юридический журнал. 2016. № 7. С. 116–122.
- Крюкова М. А. Угроза неосновательного обогащения истца как основание отказа в иске // Закон. 2018. № 4. С. 175–178.
- Рыженков А. Я. Границы права собственности (теоретико-философский подход) // Современное право. 2018. № 6. С. 73–79.