Значение средств самообложения граждан в структуре доходов местного бюджета | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 30.05.2020

Статья просмотрена: 425 раз

Библиографическое описание:

Черненко, А. И. Значение средств самообложения граждан в структуре доходов местного бюджета / А. И. Черненко, В. С. Шахова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 324-326. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70894/ (дата обращения: 17.12.2024).



Ст. 49 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» закрепляет, что экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественных права муниципальных образований. [1]

Одной из актуальных проблем организации финансового управления местного самоуправления выступает дотационность большинства муниципальных образований. Постепенно все большую популярность приобретают не дотации, а субсидии, которые представляют собой участие вышестоящего уровня бюджетной системы в расходах, которые определяет сам субъект федерации. В современной России практически все муниципальные образования являются дотационными. Статистика на экране.

На местные органы власти законодательством возложило немалую базу полномочий, при этом реально финансируется лишь часть; на большую реализацию недостаточно материальных средств. Призыв активнее привлекать граждан к финансированию муниципальных нужд все чаще звучит в докладах глав регионов. Эффективность деятельности местных администраций в субъектах РФ оценивается с учетом показателя, характеризующего поступление средств самообложения в бюджет.

Учитывая сложившеюся проблему, на законодательном уровне были предусмотрены дополнительные возможности увеличения бюджета муниципальных образований, в т. ч. непосредственно с участием населения.

В ст. 56 131-ФЗ устанавливается, что средства самообложения граждан относятся к собственным доходам местных бюджетов. [2] Под средствами самообложения граждан понимаются разовые платежи граждан, осуществляемые для решения конкретных вопросов местного значения. По общему правилу размер платежей в порядке самообложения граждан устанавливается в абсолютной величине равным для всех жителей муниципального образования.

Стоит отметить, что средства самообложения граждан не включены в число местных налогов и сборов согласно Налоговому Кодексу РФ, а также не предусмотрены санкции за неуплату данных платежей. Хотя муниципалитетах данные платежи прямо называют «налогом», примером может послужить решение Совета депутатов Ретюнского сельского поселения от 22.04.2015 № 31 «О налоге по самообложению граждан». [3]

Использование средств самообложения может распространятся для решения местных вопросов, волнующих население соответствующего муниципального образования, в их числе: благоустройство и озеленение территории, организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, созданию мест массового отдыха населения, охрана и восстановление памятников исторического и культурного наследия и т. д.

Важным аспектом средств самообложения выступает узконаправленная конкретная цель сбора средств. Этот критерий также можно рассматривать в качестве гарантии разового использования сбора. Самообложение может быть признано незаконным, если цель его введения носит абстрактных характер и не может быть четко сформулирована. [4] Нормативными актами муниципальных образований зачастую устанавливается ориентировочный перечень мероприятий и целей, на которые планируется расходование средств самообложения граждан. Однако в отличие от пожертвований средства, внесенные в качестве самообложения, не могут быть квалифицированы как безвозмездные.

Для принятия решения о введении самообложения граждан необходимо соответствующее решение местного референдума. В решении указывается: день голосования на местном референдуме вопросу введения и использования самообложения граждан; конкретный вопрос местного значения, решаемый за счет средств самообложения граждан, размер разового платежа для каждого гражданина.

В соответствии с положениями 131 Федерального закона, решения, принятые на референдумах, а также правовые акты, принятые во исполнение решений местных референдумов, действуют на всей территории муниципального образования и подлежат обязательному исполнению гражданами, должностными и юридическими лицами. [5] Данного положение содержит ответ на вопрос об обязательности внесения средств на самообложение. Необходимо, чтобы за самообложение граждан проголосовало больше половины избирателей, пришедших на избирательные участки, в противном случае референдум опять будет признан несостоявшимся.

Средства, собранные способом самообложения, действительно способны улучшить положение населения муниципального образования. Подтверждение и доказательством актуальности этого положения выступает использование многими муниципальными образовании грантов по самообложению. Так, в селе Морты Елабужского района за счет средств самообложения обновили памятник погибшим в Великой Отечественной войне. Жители уверены, это место станет своеобразным центром притяжения и земляков, и самих сельчан. Памятник — не единственное, что сделано в Мортах в рамках республиканской программы. Здесь проведено освещение, всегда чистые дороги. В 2014 году благодаря президентскому гранту село получило трактор. А за счет самообложения технику оснастили дополнительным оборудованием — косилкой, телегой и ковшом.

Так же в 2011 году в Гуренском сельском поселении состоялся первый референдум о введении самообложения. По итогам голосования был установлен единовременный платеж в размере 600 р. с каждого совершеннолетнего постоянно проживающего в поселении гражданина. Согласно принятой программе, средства должны были расходоваться на замену и капремонт водопроводных сетей. В 2011 г. было собрано более 80 тыс. р., а в 2012 около 40 тыс. р. В результате в поселении была полностью заменена водопроводная сеть.

24 ноября 2019 года проводится Референдум по вопросу введения самообложения граждан на территории поселка городского типа Уруссу.

Альметьево — одно из сел Елабужского района, где почти все жители принимают участие в программе по самообложению. Ежегодно жители сообща решают насущные вопросы. Так, за эти годы благодаря самообложению в сельском поселении появилась новая скважина, установлена детская площадка, отремонтирована дорога, благоустроен родник. В этом году жители приобрели трактор с прицепом. У техники есть еще специальная емкость для воды, которую можно будет использовать при тушении пожаров.

Несмотря на достижения отдельных регионов в рассматриваемой сфере, в целом по Российской Федерации самообложение не получило должного распространения ввиду целого перечня проблем как организационного, так и финансового свойства.

Немаловажной проблемой, препятствующей процессу самообложения и пополнения муниципальных бюджетов, является не урегулирования вопроса о правовой ответственности лиц, уклоняющихся от выплаты платежа, ставшего обязательным в силу одобрения его местным населением на референдуме. По нашему мнению, логичнее было бы передать возможность регулирования этого процесса на региональный уровень. Но, например, в Пермском крае имели место попытки ввести административную ответственность, но инициатива не была одобрена ни в региональном, ни в федеральных парламентах. И есть обратные примеры, когда должностные лица незаконно ограничивают отдельные права граждан в качестве меры наказания за уклонение от уплаты разового платежа. Так, жительнице Первомайского района Алтайского края неправомерно было отказано в просьбе выдачи выписки из домовой книги по указанной причине.

Очевидные сложности при осуществлении самообложения связаны с экономической нецелесообразностью проведения местных референдумов, которые могут быть признаны несостоявшимися по причине невысокой явки населения. К тому же низкая собираемость разовых средств не компенсирует тех значительных затрат (в среднем 200–300 тыс. руб.) на подготовку и проведение голосования. Поэтому в некоторых регионах эту проблему решают, совмещая голосование на референдуме с голосованием на выборах в органы власти, применяют рассрочки установленного платежа, а также заменяют это финансовое обязательство общественными работами, соизмеримыми с взносом самообложения. [6]

Следующая проблема связана с установлением размера платежа, величина которого должна обеспечивать решение заявленных на референдуме задач и в то же время не затруднять финансовое положение местных жителей. В основном размер платежа устанавливается до 1000 рублей, но на законодательно он не установлен, что ведет к установлению бюрократических барьеров.

В отдельных случаях отсутствует возможность возврата разовых средств жителям и дальнейшего использования средств, в тех случаях, когда не могут быть достигнуты цели, ради которых осуществлялось самообложение. Правда существует Положительным пример: решение Совета сельского поселения Бадраковский сельсовет Республики Башкортостан, в котором устанавливается: «В случае невозможности использования средств самообложения на решение конкретных вопросов местного значения неиспользованные денежные средства могут быть возвращены жителям пропорционально внесенным разовым платежам».

Однако развитие информационных технологий может позволить модифицировать содержание программы самообложения в части экономически невыгодной процедуры ее реализации. Электронные голосования участников могли бы сократить значительные финансовые расходы на организацию процедур введения разовых средств. На сегодняшний день самообложение является хорошей альтернативой для муниципалитетов, имеющих относительно низкий уровень доходов, для которых оно может стать резервом устойчивости местного бюджета и открыть новые возможности по благоустройству местности.

Введение самообложения граждан в муниципальных образованиях играет важную роль в развитии территорий. Во-первых, у муниципального образования появляется дополнительная финансовая поддержка для решения насущных проблем, относящихся к вопросам местного значения. Во-вторых, введение самообложения граждан позволяет населению непосредственно участвовать в местном самоуправлении, определять направления вложения собственных денежных средств в решение проблемных вопросов и участвовать в общественном контроле деятельности органов местного самоуправления, что повышает уровень ответственности муниципальной власти перед населением.

Литература:

  1. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 23.05.2020) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»/ / [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/
  2. Решение Совета депутатов муниципального образования Ретюнское сельское поселение Лужского муниципального района Ленинградской области от 22.04.2015 N 31 «О налоге по самообложению граждан» / / [Электронный ресурс]: URL: https://base.garant.ru/22932621/
  3. Овакимян М. А., Кислицкая Н. А. Средства самообложения граждан как источник формирования местных бюджетов / / [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-samooblozheniya-grazhdan-kak-istochnik formirovaniya-mestnyh-byudzhetov/viewer
  4. Партисипаторные инструменты в субьекта РФ: самообложение граждан и инициативное бюджетирование О. В. Сивинцева, К. В. Будник / / [Электронный ресурс] URL: https://cyberleninka.ru/article/n/partisipatornye-instrumenty-v-subektah-rf-samooblozhenie-grazhdan-i-initsiativnoe-byudzhetirovanie/viewer
Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, введение самообложения граждан, местное значение, муниципальное образование, сельское поселение, житель, референдум, решение, самообложение, средство самообложения граждан.


Похожие статьи

Особенности заработной платы в системе финансово-экономических показателей региональных предприятий

Влияние социально-экономических процессов на занятость населения моногорода

Особенности планирования расходов местных бюджетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Развитие механизма формирования доходов местного бюджета

Роль целевого финансирования малого бизнеса предприятий Нижегородской области

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства

Тенденции развития бухгалтерского учета основных средств в организациях государственного сектора

Налогово-правовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Социальные факторы повышения эффективности управления предприятиями малого и среднего бизнеса в сфере услуг

Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

Похожие статьи

Особенности заработной платы в системе финансово-экономических показателей региональных предприятий

Влияние социально-экономических процессов на занятость населения моногорода

Особенности планирования расходов местных бюджетов в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Развитие механизма формирования доходов местного бюджета

Роль целевого финансирования малого бизнеса предприятий Нижегородской области

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства

Тенденции развития бухгалтерского учета основных средств в организациях государственного сектора

Налогово-правовое обеспечение деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства

Социальные факторы повышения эффективности управления предприятиями малого и среднего бизнеса в сфере услуг

Особенности предпринимательской деятельности бюджетных учреждений

Задать вопрос