Обучение художественной керамике в авторской студии Самарской детской картинной галереи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 30.05.2020

Статья просмотрена: 300 раз

Библиографическое описание:

Колинько, К. Н. Обучение художественной керамике в авторской студии Самарской детской картинной галереи / К. Н. Колинько. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 531-533. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70804/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье представлен опыт и методика работы студии керамики под руководством автора при музее «Детская картинная галерея» (г. Самара).

Ключевые слова: художественная керамика, студия, музей, детская картинная галерея, дети, художественный вкус, художественно-образное мышление.

Условием становления личности будущего художника является понимание им «законов природы», которые в художественном творчестве принимают формы «законов композиции». Обучение детей искусству керамики в студии МБУК г. о. Самара «Музей «Детская картинная галерея» ориентировано на повышение их художественной грамотности и творческое развитие. Задачами обучения являются развитие художественно-образного мышления детей; формирование их художественного вкуса и чувства гармонии; овладение композиционными умениями и навыками реализации художественного замысла с помощью технологических и технических возможностей керамики в самостоятельной творческой деятельности.

В рамках образовательного процесса студии художественно-образное мышление понимается как объединение художественного — отражает «специфику восприятия, владение формами воплощения» и образного — «природная способность сознания к обобщению и выражению субъективного отношения к тем или иным предметам или явлениям окружающей действительности» [7, c. 59]. Показателями его развития, согласно В. Ю. Борисову, являются способность видеть и воспринимать объекты природы, преобразовывать их и воплощать в художественном образе, в произведении как его материальном выражении через освоение изобразительной техники; наличие умений и навыков работы с художественными материалами [1, с. 176–188]. Приемами создания художественного образа декоративного произведения являются: 1) анализ и отбор признаков и свойств прототипа — объекта действительности; 2) синтез авторского образа на основе отобранных элементов; 3) сравнительный (уточняющий) анализ прототипа и художественного образа по найденным признакам; 4) объединение отобранных признаков; 5) избавление от перцептивных признаков, не существенных для художественного образа (абстрагирование) и проектирование итоговой формы на основе значимых признаков (стилизация); 6) конкретизация — воплощение образа в форме с учетом возможностей и характеристик материала [2, с. 8].

Художественный вкус, по Л. Н. Климовой, — это восприятие и оценка произведений искусства [5, c.35–36]. А. П. Мохонько добавляет к этому «исполнение» и предлагает структуру: способности, художественно-образное мышление, рационально-оценочные, нормативно-регулирующие компоненты и художественный опыт [6, c. 150–155]. А. П. Золкин видит связь художественного вкуса с идеалом (в их противоречии — источник развития), который становится реальностью, наполняется содержанием в процессе воплощения в творческой деятельности и через художественно-образное отражение реализуется в художественном творчестве [4, с. 151]. Е. Н. Демченко называет показатели: 1) позитивное отношение к искусству; 2) способность воспринимать единство содержания и формы; 3) умение оценивать пространственно-пластическое решение композиции; 4) умение оценивать композицию в соответствии с общим замыслом работы [3].

Методика обучения в студии «Керамика» предполагает, что 1) педагог отмечает достижения в работах детей, закрепляя проявление их природных способностей, обеспечивая эмоциональную стабильность и «базу» для новых работ, что приводит к плавному и «уверенному» переходу спонтанного творчества в область прочных знаний; 2) педагог учитывает возрастные особенности мышления детей для «разговора на равных» (авторитет зарабатывается взаимным доверием); 3) педагог сочетает рациональное и эмоциональное: дает четкую формулировку практическим заданиям, но оставляет место «эмоциональной работе» на основе опыта спонтанных чувств; 4) применяет дифференцированный и индивидуальный подходы.

Программа рассчитана на 4 года. Формирование практических умений и навыков идет последовательно — от изучения физических и химических свойств материалов в учебных работах до создания авторских проектов. Теоретическая часть: изучение истории керамики, ее технологических процессов; практическая часть: творческий индивидуальный опыт на основе алгоритма композиционного поиска. Содержание предполагает блоки: «Смотреть и видеть», «Движение и выбор», «Анализ», «Практика»; деление условное, блоки находят отражение на каждом занятии в заданиях, упражнениях, практических задачах (рис. 1).

C:\ДЕТСКАЯ ГАЛЕРЕЯ\!!! КОЛИНЬКО\для работы\АНТИПЛАГИАТ КСЮША\схемака.png

Рис. 1. Содержательные блоки процесса обучения в студии «Керамика»

В процессе обученияиспользуютсякак традиционные методы с учетом уровней познавательной деятельности детей в освоении социального опыта (по И. Я. Лернеру, М. Н. Скаткину), так и методы обучения с учетом дидактических задач этапов обучения (по М. А. Данилову, Б. П. Есипову). Отдельное внимание уделяется методу проектов. Проект понимается и как итоговый художественный продукт — керамическое изделие, и как способ, процесс достижения результата [8, с. 160]. Этапы проекта корректируются художественными задачами, но есть обязательные: информационный (мотивация, цель, задачи) — поисковый (сбор данных) — обобщающий (результат творческой деятельности) — аналитический (анализ итогов).

Методика обучения в студии «Керамика» предполагает следующее: 1) при формулировке заданий применяется метод проблемных ситуаций; 2) задания учитывают индивидуальные особенности детей в части сложности — близки к оптимальному уровню, чтобы обеспечить положительную динамику изменений; 3) сочетаются коллективные и индивидуальные формы взаимодействия; 4) «художественный образ» — основа содержания учебного материала; 5) изучение теории и истории искусства керамики служит стимулом повышения интереса детей к творчеству; 6) технологические процессы выбираются с учетом возрастных возможностей детей в реализации образного содержания; 7) теоретическая и практическая части взаимодополняют друг друга при освоении технологий; 8) учебные задания носят аналитический, исследовательский, практический характер и направлены на освоение образного языка керамики (декоративность, формообразование, композиция, колорит и др.).

Процесс обучения по каждой теме предусматривает: знакомство с технологией конкретного вида художественной керамики — изучение ее исторического аспекта — выполнение исследовательских, аналитических и практических упражнений — выполнение творческих заданий. Цель, задачи, методы, содержание деятельности педагога и детей уточняются в каждой теме. Рассмотрим на примере трех тем раздела «Русская майолика» (1 класс).

Тема «Квасник и кумган». Цель: знакомство с искусством майолики на образцах национальной керамики. Задачи: 1) познакомить с историей майолики; 2) познакомить с историей Гжели; 3) выполнить эскиз и вырезать детали изделия. Методы: объяснительно-наглядный, информационно-сообщающий. Деятельность детей: 1) выслушать и запомнить информацию; 2) выполняют эскиз в цвете в натуральную величину; 3) изготовить выкройки-детали для сборки. Деятельность педагога: 1) рассказать о новых видах керамики; 2) показать образцы; 3) объяснить особенности изготовления выкроек, их конструкции и сборки для переноса на материал.

Тема «Лепка квасника/кумгана». Цель: изучить комбинированный способ формирования изделия (ручная лепка, «пластообразная»). Задачи: 1) научить технологии совмещения приемов ручной лепки жгутами и пластами; 2) вылепить изделие. Методы: творчески-воспроизводящий; частично-поисковый. Детальность детей: 1) выполнение работы в материале: перенос выкроек на материал, скручивание, сжатие — формообразование изделия с помощью пластов; 2) завершение работы в материале, подготовка ее к утильному обжигу (первому). Деятельность педагога: 1) контроль грамотного ведения работы; 2) загрузка работ на обжиг.

Тема «Майоликовая роспись. Технология росписи глазурями». Цель: изучить технологии русской майоликовой росписи. Задачи: 1) познакомить с технологией подглазурной росписи на плоской и объемной формах; 2) выполнить росписи на обеих формах. Метод: творчески-воспроизводящий. Деятельность детей: 1) наблюдают и запоминают технологию работы с глазурями; 2) осваивают навыки росписи глазурями по сырой эмали. Деятельность педагога: 1) рассказать о технологии приготовления глазурей и работы с ними; 2) ознакомить с особенностями покрытия и росписи; 3) подготовить и загрузить глазурованные работы на политой обжиг.

Таким образом, на занятиях в детской студии «Керамика» реализуется методика, которая позволяет ребенку прочувствовать и творчески осмыслить действительность и создать собственный художественный образ.

Литература:

  1. Борисов В. Ю. Развитие художественно-образного мышления школьников 4–5 классов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2010. — № 125. — С. 176–188.
  2. Даутова О. Г. Развитие образно-пластического мышления студентов средствами декоративной керамики на факультете изобразительного искусства в педвузе: дисс.... канд. пед. наук. / Московский государственный областной университет. — М., 2006. — 214 с.
  3. Демченко Е. Н. Воспитание художественного вкуса младших школьников на уроках изобразительной деятельности: дисс.... канд. пед. наук. / Комсомольский-на-Амуре гос. пед. ун-т. — Комсомольск-на-Амуре, 2001. — 181 c.
  4. Золкин А. П. Эстетика. — М.: Юнити-Дана, 2012. — 447 с.
  5. Климова JI. H. Авторская педагогическая модель дизайн-образования // Профессиональное образование. Столица. — 2011. — № 10. — С. 35–36.
  6. Мохонько А. П. Сущность художественного вкуса и его генезис // Вестник ТГУ. — 2013. — Выпуск 5 (121). — С. 150–155.
  7. Ушанева Ю. С. Понятие художественно-образного мышления в эстетике, психологии, педагогике // Гуманитарные и социальные науки. — 2009. — № 3. — С. 50–60.
  8. Худышкина Т. В. Метод проектов в художественном образовании // Социокультурное пространство России и зарубежья: общество, образование, язык. — 2016. — № 5. — С. 158–164.
Основные термины (генерируются автоматически): художественный вкус, деятельность педагога, художественно-образное мышление, деятельность детей, майоликовая роспись, ручная лепка, самар, творческая деятельность, художественная керамика, художественное творчество.


Ключевые слова

дети, художественный вкус, художественная керамика, музей, студия, детская картинная галерея, художественно-образное мышление

Похожие статьи

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Роспись глиняной игрушки как средство воспитания интереса и уважения к народному творчеству

Интерактивная музыкальная деятельность инновационного проекта «Музицирование для всех» как позитивная социализация дошкольника (из опыта работы)

В данной статье рассматривается опыт работы интерактивной музыкальной деятельности инновационного проекта «Музицирование для всех» в детском саду «Красная шапочка» г. Туапсе.

Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов»

В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Использование технологии коллективной творческой деятельности в детской школе искусств

В статье рассматривается использование коллективной творческой деятельности в детской школе искусств. Обучение сотрудничеству является сегодня актуальным, так как современные дети утрачивают не только способности, но и стремление к совместной деятель...

Развитие декоративного творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации

В статье представлены материалы по созданию коллективной аппликации, способствующие развитию декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческой индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии

В статье автор представляет материалы из опыта работы со слабослышащими детьми в вокальной студии «Родничок».

Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок

В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».

Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования

В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.

Похожие статьи

Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры

В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.

Роспись глиняной игрушки как средство воспитания интереса и уважения к народному творчеству

Интерактивная музыкальная деятельность инновационного проекта «Музицирование для всех» как позитивная социализация дошкольника (из опыта работы)

В данной статье рассматривается опыт работы интерактивной музыкальной деятельности инновационного проекта «Музицирование для всех» в детском саду «Красная шапочка» г. Туапсе.

Проект в подготовительной к школе группе «В мире часов»

В статье описан опыт работы педагогов детского сада по организации и проведению познавательно-исследовательского проекта.

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Использование технологии коллективной творческой деятельности в детской школе искусств

В статье рассматривается использование коллективной творческой деятельности в детской школе искусств. Обучение сотрудничеству является сегодня актуальным, так как современные дети утрачивают не только способности, но и стремление к совместной деятель...

Развитие декоративного творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации

В статье представлены материалы по созданию коллективной аппликации, способствующие развитию декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Развитие творческой индивидуальности детей с ограниченными возможностями здоровья в вокальной студии

В статье автор представляет материалы из опыта работы со слабослышащими детьми в вокальной студии «Родничок».

Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок

В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».

Игровая дистрофия как актуальная проблема дошкольного образования

В статье рассмотрены проблемы игровой деятельности у детей дошкольного возраста. Автор представляет проект, направленный на знакомство с русскими народными играми.

Задать вопрос