Роспись глиняной игрушки как средство воспитания интереса и уважения к народному творчеству
Авторы: Терехова Наталия Николаевна, Золотарева Ксения Шамильевна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №3 (34) июнь 2021 г.
Дата публикации: 03.06.2021
Статья просмотрена: 1394 раза
Библиографическое описание:
Терехова, Н. Н. Роспись глиняной игрушки как средство воспитания интереса и уважения к народному творчеству / Н. Н. Терехова, К. Ш. Золотарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 3 (34). — С. 26-32. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/198/6452/ (дата обращения: 21.11.2024).
Ключевые слова: народная глиняная игрушка, дополнительное образование, глиняная игрушка, творческое объединение, учебное пособие, декоративно-прикладное искусство, обучающийся, национальная культура
Изучение декоративно-прикладного искусства в системе дополнительного образования направленно на развитие художественных и творческих способностей, образного мышления обучающихся; развитие художественного восприятия, эстетических чувств; формирование творческого подхода к художественно-практической деятельности; повышение роли идейно-нравственного, художественного, эстетического воспитания средствами искусства. Знакомство обучающихся с народным творчеством на занятиях декоративно-прикладным искусством в учреждениях дополнительного образования позволяет восстановить преемственность в развитии отечественной культуры, понять ее место в мировой культуре, найти способы решения нынешних социально-исторических, экологических, нравственных, эстетических и других проблем. Организация художественно-творческой деятельности обучающихся, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства — наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре [1].
Формирование ценностного, уважительного отношения к русским народным промыслам средствами художественного пластического искусства — цель дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Золотой завиток», которая реализуется в творческом объединении «Народные узоры» отдела «Центр интеллектуального и творческого развития «Новое поколение» МАУДО «Дворец творчества детей и молодежи» города Оренбурга для обучающихся 7–9 лет. Программа составлена для полноценного художественного развития детей через знакомство с рисунком, живописью, лепкой, дизайном и художественными традициями русских промыслов, традициями и обычаями русского народа. Подробнее познакомиться с программой «Золотой завиток» можно на сайте «Навигатор дополнительного образования Оренбургской области» (https://dop.edu.orb.ru/).
У обучающихся творческого объединения «Народные узоры» особой популярностью пользуется раздел программы, посвященный глиняной игрушке.
Глиняная игрушка — особый вид народного творчества. Нет двух одинаковых глиняных игрушек, ведь каждая из них — это творение одного мастера, результат творческого порыва. Все, начиная от лепки, заканчивая росписью — процесс уникальный — только ручная работа. Именно поэтому в каждой глиняной игрушке незримо присутствует частичка души народного мастера, которая «разговаривает» с нами на языке декоративно-прикладного искусства с помощью формы, пластики, орнамента и цвета. Роспись глиняной игрушки — это «почерк» народа, его живой и образный язык.
На занятиях ребята знакомятся с дымковской, каргопольской и филимоновской игрушками. Изучается история возникновения игрушки, этапы её изготовления, основные элементы, цветы, узоры и приёмы росписи. Шаг за шагом на занятиях происходит чудо: кусочек глины, согретый теплом детских рук, превращается в произведение искусства.
В помощь ребятам Ксенией Шамильевной Золотаревой — педагогом дополнительного образования, руководителем творческого объединения «Народные узоры» разработано учебное пособие «Роспись народной глиняной игрушки» — серия изданий из трех изопрописей: «Дымковская игрушка», «Каргопольская игрушка», «Филимоновская игрушка».
Рис. 1. Учебное пособие «Роспись народной глиняной игрушки»
Учебное пособие разработано с целью формирования у юных художников первоначальных навыков росписи народной глиняной игрушки.
Использование серии изопрописей в образовательном процессе творческого объединения помогает отслеживать развитие индивидуальных навыков обучающихся в области художественной росписи народной глиняной игрушки. Педагог получает возможность исправлять ошибки обучающихся в тот момент, когда они их делают. Кроме того, организация художественно-творческой деятельности обучающихся, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства — наиболее эффективная форма приобщения детей к национальной культуре, что является одним из основных направления развития дополнительного образования.
Все изопрописи серии «Роспись народной глиняной игрушки» имеют одинаковую структуру: содержание, обращение к обучающимся, теоретическую и практическую части, список литературы.
В теоретической части изопрописи обучающиеся знакомятся с историей той народной игрушки, которой она посвящена, этапами её изготовления, основными элементами, цветами, узорами и приёмами росписи.
Рис. 2. Страницы из теоретической части изопрописей
По запросу родителей обучающихся на страницах изопрописей представлен материал о том, как ребенку подготовиться к работе над росписью глиняной игрушки, какие инструменты и материалы использовать, как с ними обращаться, как правильно организовать рабочее место.
Конечно, глубокое представление о народной глиняной игрушке только с помощью изопрописей у обучающихся сформировать невозможно, однако некоторые аспекты этого национального промысла, которые могут стать ценным материалом для художественного воспитания ребенка, в учебном пособии отражены. Например, Дымковская игрушка порождена праздником, вобрала в себя все самые яркие приметы народной культуры: ее жизнерадостность, оптимизм, богатство фантазии, остроту реалистического обобщения, высокое мастерство. Она веселая, красивая по цвету, вызывает чувство радости и света, желание повторить эту красоту, сделать ее своими руками. Мир дымковской игрушки — это сказочный, нарядный мир красивых выразительных фигурок: животных, людей, птиц.
В практической части изопрописей представлены разнообразные виды творческих заданий, которые могут выполняться обучающимися как на занятиях под руководством педагога, так и самостоятельно дома с последующим контролем педагога.
Рис. 3. Страницы из практической части изопрописей
Степень сложности заданий варьируется. Первоначально обучающимся предлагается потренироваться в рисовании самых простых элементов росписи, затем элементы складываются в узоры по образцу. В более сложных заданиях обучающиеся должны придумать свои узоры, сочетая различные элементы изучаемой росписи, и в завершении — расписать плоскостное изображение народной глиняной игрушки.
Выполняя творческие задания, обучающиеся знакомятся со всем многообразием элементов росписи народной игрушки, учатся правильно их сочетать, подбирать нужные цвета и орнаменты. Удовольствие от кистевого письма, живого кистевого мазка, и сама природа народной росписи неизменно заряжают оптимизмом, дарят ощущение гармонии и дают возможность реализовать свое право на творчество. Шаг за шагом обучающиеся постигают азы росписи для того, чтобы красивыми и яркими узорами расписать изготовленную своими руками глиняную игрушку.
Рис. 4. Глиняные игрушки обучающихся творческого объединения «Народные узоры»
Разнообразные виды творческих заданий, представленные в издании, могут выполняться обучающимися как на занятиях под руководством педагога, так и самостоятельно дома с последующим контролем педагога.
Занятия с использованием серии изопрописей «Роспись народной глиняной игрушки» способствуют систематизации теоретических знаний обучающихся, активизации их познавательной деятельности, формированию умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал, способствуют развитию воображения и творческого мышления, позволяют добиваться высокой эффективности в освоении дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Золотой завиток».
Учебное пособие «Роспись народной глиняной игрушки» адресовано педагогам дополнительного образования, учителям начальной школы, учителям изобразительного искусства, преподавателям детских школ искусств, воспитателям дошкольных образовательных учреждений, родителям. Издание поможет педагогам сделать занятия по изобразительной деятельности более интересными и любимыми детьми, ведь сохраняя традиционные предпочтения, роспись глиняной игрушки всегда отражает время, поэтому она не может устареть.
Литература:
- Терехова, Н. Н. Декоративно-прикладное искусство в системе дополнительного образования как средство приобщения обучающихся к национальной культуре / Н. Н. Терехова, Л. Н. Катаева. — Текст: непосредственный // Образование и воспитание. — 2021. — № 1 (32). — С. 34–36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5995/ (дата обращения: 31.05.2021).
Ключевые слова
декоративно-прикладное искусство, национальная культура, дополнительное образование, обучающийся, учебное пособие, творческое объединение, народная глиняная игрушка, глиняная игрушкаПохожие статьи
Формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ
В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.
Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе изготовления изделий из бисера
В статье раскрывается содержание практической работы с учащимися Центра детского творчества на занятиях по бисероплетению. Выполнение изделий из бисера способствует раскрытию их творческого потенциала в процессе декоративно-прикладного творчества.
Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю
В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.
Развитие декоративного творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации
В статье представлены материалы по созданию коллективной аппликации, способствующие развитию декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников
В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников. Отмечается, что испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принц...
Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры
В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.
Похожие статьи
Формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ
В статье раскрывается психолого-педагогический потенциал ручной лепки для всестороннего развития детей. Описываются занятия, направленные на формирование практических навыков ручной лепки у обучающихся детских художественных школ.
Приобщение учащихся к декоративно-прикладному искусству в процессе изготовления изделий из бисера
В статье раскрывается содержание практической работы с учащимися Центра детского творчества на занятиях по бисероплетению. Выполнение изделий из бисера способствует раскрытию их творческого потенциала в процессе декоративно-прикладного творчества.
Формирование основ народной культуры — воспитание любви к родному краю
В статье раскрывается вопрос о развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с календарными праздниками, обрядами и декоративно-прикладным искусством.
Развитие декоративного творчество у детей старшего дошкольного возраста в процессе создания коллективной аппликации
В статье представлены материалы по созданию коллективной аппликации, способствующие развитию декоративного творчества у детей старшего дошкольного возраста.
Декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников
В статье рассматривается декоративно-прикладное искусство как средство патриотического воспитания школьников. Отмечается, что испокон веков в народном обучении — от старшего к младшему — декоративно-прикладному искусству существуют традиционные принц...
Музейное пространство как средство формирования духовно-нравственной культуры
В данной статье представлены специфика и формы работы с детьми в музее «Русская изба», а также их польза для развития духовно-нравственной культуры ребенка.