Организация дорожного движения является отображением современного способа взаимодействия технической и человеческой составляющих транспортных процессов в условиях существующей застройки и городской транспортной инфраструктуры. Практически для всех регионов и градостроительных образований страны является актуальным разрыв между количеством транспортных средств и пропускной способности дорог, который приводит к необходимости пересмотра подходов к формированию показателей транспортной доступности и обеспечению качества и безопасности организации дорожного движения. Осмысленное развитие существующей организации дорожного движения подразумевает разработку эффективных схем и систем управления, направленных на оптимизацию показателей целевой функции транспортной системы.
Одним из наиболее перспективных решений является формирование и развитие комплексной схемы управления транспортными потоками с учетом фактического состояния возможностей и ограничений элементов улично-дорожная сеть города. Координация деятельности различных организаций в структурной целостности и единства системы управления дорожным движением рассматривается в качестве основного аспекта обеспечения надлежащего состояния дорожной сети и условий дорожного движения.
Ключевые слова: транспортные процессы, улично-дорожная сеть города, система управления дорожным движением, комплексный подход, организация дорожного движения, автоматизированные системы управления, особенности транспортных потоков
Формирование и развитие комплексной схемы организации дорожного движения (КСОДД) является современным и перспективным направлением развития городского транспортного комплекса, которое в максимальной степени ориентировано на достижение показателей безопасности и комфорта для всех участников транспортных процессов [1].
Локальные или односторонние мероприятия, направленные на оптимизацию функционирования отдельных элементов улично-дорожной сети города, например, на возведение скоростных магистралей, или многоуровневых пересечений, без учета актуальных изменений в структуре формирования транспортных потоков (транспортных средств) и организации их взаимодействия с новыми инфраструктурными объектами, способны привести к ухудшению условий городского дорожного движения.
Одной из наиболее показательных элементов формирования КСОДД является разработка и внедрение общегородской автоматизированной системы управления дорожным движением (АСУДД). При помощи АСУДД становится возможным решение задач оптимизации условий взаимодействия транспортных потоков, формируемых общественным, личным и специализированным транспортом, пешеходным и велосипедным движением с объектами транспортной инфраструктуры (магистралями, парковками, пересадочными пунктами) [2].
АСУДД способны осуществлять мониторинг показателей состояния дорожного движения за конкретный промежуток времени и проводить анализ возможностей развития существующей ситуации (транспортной модели) на некоторый перспективный период. Полученная (верифицированная и обработанная) информация является основным источником формирования соответствующей базы данных о показателях состояния организации дорожного движения [3].
В рамках мероприятий по формированию КСОДД в такую базу данных целесообразно включать характеристики текущего состояния всех основных структурных элементов улично-дорожной сети, прогнозные модели формирования транспортных потоков (включая пешеходное и велосипедное движение), регламенты и действующие положения нормативно-правовых документов, механизмы взаимодействия уполномоченных органов по организации городского дорожного движения. При этом целесообразно установить принципы функционирования единой платформы, которая позволит автоматически обновлять информационные данные АСУДД на сетевом уровне.
Создание такой единой платформы позволит оптимизировать техническую и организационную процедуру создания КСОДД, а в последующем разрабатывать способы повышения эффективности ее функционирования при внедрении в существующую организацию городского дорожного движения в форматах соответствующих проектов организации движения общественного, личного и специального транспорта, пешеходного и велосипедного движения, функционирования парковок.
Основываясь на результатах мониторинга фактических показателях состояния действующих элементов улично-дорожной сети и транспортных потоков, становится возможным превентивное выявление дисбаланса транспортной системы и селективный выбор рационального способа его устранения. При этом становится возможным не только выявление и устранение обнаруженных проблемных участков, а целенаправленный поиск доступных резервов и разработка комплекса мероприятий по их своевременному задействованию и решения задач средствами организации дорожного движения [5].
Все решения в области транспортного планирования и организации дорожного движения должны быть основаны на анализе актуальной и достоверной информации с применением совершенных алгоритмов, технологий и инструментов ее обработки. Качественный и количественный состав исходных информационных потоков (с учетом доступных возможностей и развития технологий) в конечном итоге и будет характеризовать условия разработки и реализации управленческих решений в структуре КСОДД.
Литература:
- Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ ред. от 15.04.2019 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Об утверждении Правил подготовки документации по организации дорожного движения [Электронный ресурс]: Приказ Минтранса России от 26.12.2018 № 480 // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». — Режим доступа: http://www.consultant.ru.
- Якимов М. Р. Анализ влияния различных сценариев развития транспортной системы крупного города на возможные варианты нарушения целостности городской структуры // Вестник транспорта Поволжья. — 2011. — № 1 (25). — С. 18–24
- Современные походы к разработке комплексных схем организации дорожного движения / В. В. Зырьянов, В. Г. Кочерга, В. Н. Поздняков // Транспорт Российской Федерации. Журнал о науке, практике и экономике. 2011. С. 54–59.
- Ваксман С. А. Проблемы развития и организации функционирования транспортных систем городов // Социально-экономические проблемы развития транспортных систем городов и зон их влияния: материалы VIII Международной научно-практической конференции — Екатеринбург: АМБ. 2002. — С. 10–15.