Технологии проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Автор: Ермоленко Светлана Леонидовна
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Актуальные задачи педагогики» (Чита, январь 2015)
Дата публикации: 09.01.2015
Статья просмотрена: 727 раз
Библиографическое описание:
Ермоленко, С. Л. Технологии проектной деятельности в образовательном учреждении в системе работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма / С. Л. Ермоленко. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7063/ (дата обращения: 16.12.2024).
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задач. Высокий уровень детского дорожно-транспортного травматизма неизменно заставляет искать наиболее эффективные пути сохранения жизни и здоровья обучающихся. Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дороге можем обеспечить в первую очередь мы, взрослые: родители, учителя, воспитатели. С этой целью в образовательном учреждении обучение и воспитание как формы профилактики ДДТТ должны постоянно совершенствоваться. В своей педагогической деятельности, в рамках деятельности по профилактике ДДТТ, учитель просто обязан использовать современные инновации, методы и подходы, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности.
Ключевые слова:технологии проектной деятельности, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, межпредметный проект.
Технологии проектной деятельности предполагают использование разнообразных форм и методов организации учебной и внеурочной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса, школы; стимулирование детей к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий; создание педагогических ситуаций общения в разновозрастных группах, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения. Лекции, беседы с детьми и их родителями, различные конкурсы и викторины, соревнования и другие формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма необходимо объединить в целостную систему непрерывного обучения и воспитания. Требуется комплексный подход, объединяющий теоретические и практические занятия в непрерывный процесс постоянной профилактической работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Для решения этих задач в ГБОУ СОШ № 358 был создан межпредметный проект по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «Дороги, которые мы выбираем!»
Реализация проекта «Дороги, которые мы выбираем!» предполагает снижение уровня детского дорожно-транспортного травматизма и нацелена воспитать поколение грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения. Таким образом проект является одной из важных составляющих частей образовательного и воспитательного процесса в школе.
Цель проекта
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, формирование умений использовать знания правил на практике, в конкретных дорожных ситуациях, создание условий для формирования у обучающихся устойчивых установок безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи проекта
- активизировать познавательную активность и творческую деятельность обучающихся в урочное и внеурочное время;
- создать условия для развития личностных качеств, способствующих формированию активной гражданской позиции;
- создать организационно-педагогические условия для повышения уровня знаний детьми правил дорожного движения для пешеходов и пассажиров;
- сформировать у учащихся убежденность в необходимости выполнять ПДД;
- совершенствовать культуру поведения участников дорожного движения;
- создать условия для вовлечения детей в активные формы пропаганды правил дорожного движения;
- обеспечить взаимодействие педагогов и родителей обучающихся для создания оптимальных условий развития и формирования важнейших социальных навыков;
- содействовать сокращение детского дорожно-транспортного травматизма.
Место проекта в плане развития школы
Проект «Дороги, которые мы выбираем!» следует рассматривать как составную часть общей воспитательной работы школы.
Проектный коллектив: обучающиеся 11 класса, члены отряда ЮИД ГБОУ СОШ № 358.
Целевая группа проекта: Проект предназначен для обучающихся 1–11 классов ГБОУ СОШ № 358.
При этом ученики 5–9 классов выступают в роли активных участников проекта и основной целевой аудиторией, а ученики 10–11 классов действуют как организаторы мероприятий и наставники младших товарищей.
Партнёры по проекту
Учителя начальных классов, учитель ИЗО, учитель музыки, учитель физкультуры, учитель литературы, педагог-организатор, классные руководители 1–11 классов, учитель информатики и ИКТ, учитель технологии, социальный педагог, психолог, учитель ОБЖ, обучающиеся победители и призёры школьных, районных и городских соревнований, конкурсов по профилактики ДДТТ.
Механизм реализации проекта
Проект «Дороги, которые мы выбираем!» создан на основе использования межпредметных связей: физкультуры, литературы, информатики и ИКТ, ИЗО, музыки, технологии, окружающего мира и ОБЖ, с опорой на знания модуля «Дорожная безопасность» для 1–9 классов. Мероприятия проекта проводятся по принципу «равных возможностей», то есть их проводят ребята, имеющие опыт и достижения в активной пропаганде ПДД совместно с отрядом ЮИД «ШИ — ШИ — ШИШКИ». Все мероприятия носят позитивный оптимистичный характер и проводятся в рамках образовательной и воспитательной деятельности ГБОУ СОШ № 358.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный — сентябрь 2014 г.
2. Практический — февраль — апрель 2015 г.
3. Аналитический — май 2015 г.
Описание проекта
Мы определили основные проблемы ДДТТ у обучающихся:
1. Почти две трети из общего числа пострадавших на дороге детей попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидения скрытой опасности.
2. Оценка детьми собственного безопасного поведения существенно различается в зависимости от возраста. Чем младше школьники, тем чаще они завышают оценку собственной дисциплинированности на дорогах.
3. Среди подростков лишь 55 % выражают уважение к соблюдению правил безопасного поведения на дорогах. Соответственно, дети подросткового возраста часто становятся участниками и виновниками ДТП по причине проявления поведенческих рисков.
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена также особенностями психофизиологического развития, такими как:
- неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
- неспособность адекватно оценивать обстановку;
- быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
- преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
- преобладание потребности в движении над осторожностью;
- стремление подражать взрослым;
- недостаток знаний об источниках опасности;
- отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
- переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
- неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Исходя из всех этих проблем, мы решили основать свой проект на следующих принципах:
- позитивный характер всех дел и их названий;
- оптимизм и вера детей в себя, свои способности;
- разнообразие форм и направлений деятельности;
- ориентация на личность, учет разнообразия потребностей и интересов;
- обмен позитивным опытом среди сверстников (принцип «равных возможностей»).
Соблюдение всех этих принципов мы считаем преимуществами нашего проекта.
Основные направления реализации проекта
Разработка комплекса мероприятий проекта проводится по пяти направлениям:
Информационное — пропаганда и обучение детей Правилам дорожного движения, формирование комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.
Развивающее — формирование практических умений и навыков безопасного поведения, представлений о том, что дорога несет потенциальную опасность и ребенок должен быть дисциплинированным и сосредоточенным.
Воспитательное — формирование мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, формирование общих регуляторов социального поведения, позволяющих ребенку дорожить собственной жизнью и жизнью других людей, смотреть в будущее с оптимизмом, стремиться к самоутверждению в социально-значимой сфере.
Методическое — методическое обеспечение деятельности субъектов профилактики ДДТТ.
Контрольное — система мероприятий по оценки эффективности внедрения проекта.
Содержание проекта
Данный проект стал связующим звеном всех внеклассных и внешкольных мероприятий школы в рамках профилактической работы по предотвращению ДТП. Он объединил и систематизировал работу классных руководителей и педагогов — партнёров по проекту. Основное содержание нашего проекта состоит в проведении комплекса мероприятий:
1. Творческих — «Добрая дорога!». Здесь смогут проявить себя ребята, увлекающиеся разнообразными жанрами изобразительного и литературного творчества. Тема работ изобразительного и декоративно-прикладного творчества «Красный, жёлтый, зелёный!», «Дорога не терпит шалостей».
2. Познавательно-массовых — «Знаю! Умею! Действую!». Это практические мероприятия для отработки навыков ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, дорожных знаках, разметке дороги, навыков безопасного поведения на дорогах. Школьная игра «Азбука дороги» для 1–4 классов и «Дорожный патруль» для 5–11 классов будет проводиться в два этапа и в ней примут участие все желающие 1–11 классов. Они покажут свои знания в области ПДД, узнают что-то новое, смогут проявить и усилить сплоченность своих классных коллективов, испытают радость и удовольствие от общения и успехов.
3. Исследовательских — «Академия ПДД». Представление и обоснование результатов индивидуальной исследовательской деятельности по проблемам ДДТТ. Оценка эффективности проекта и отношения к нему нашей целевой аудитории в рамках социологического опроса «Мое участие в проекте».
4. Информационных — «Вестник ЮИД» раздел школьной газеты «МИКС». Это освещение всех этапов и мероприятий, а также итогов проекта «Дороги, которые мы выбираем!»
С целью распространения педагогического опыта работы по профилактике ДДТТ и эффективности взаимодействия в рамках реализации проекта, проводится конкурс среди родителей и педагогов — партнёров «Моё участие в проекте». Также ведётся работа по привлечению родителей и сотрудников ГИБДД к участию в массовых мероприятиях и конкурсах проекта.
Мероприятия по реализации проекта
№ |
Название мероприятия |
Сроки |
Предполагаемый результат |
1 |
Линейка — старт проекта «Дороги, которые мы выбираем!» |
12 сентября |
Активное участие в мероприятиях проекта обучающихся 1–11 классов, педагогов и родителей. |
2 |
Конкурс газет и рисунков «Добрая дорога» |
6–20 октября |
Оформление школьного стенда «Азбука дорожного движения», классных уголков по БДД. |
3 |
Школьный конкурс «Эрудиты ПДД» |
13–17 октября |
Победители примут участие в районной игре «Юный пешеход — друг дорог» (3 классы), в школьной и районной олимпиаде по ПДД. |
4 |
Конкурс творческих работ школьного этапа конкурса «Дорога и мы» |
10–28 ноября |
Лучшие творческие работы будут представлены в школьной газете «Микс», примут участие в районном этапе конкурса «Дорога и мы» |
5 |
Первый этап игры по станциям «Азбука дороги» для 1–4 классов. |
19 декабря |
Активное участие обучающихся 1–4 классов. Победители примут участие в районном конкурсе «Безопасное колесо» (3–4 классы) |
6 |
Первый этап игры для 5–11 классов «Дорожный патруль» |
12 декабря |
Активное участие обучающихся 5–11 классов. |
7 |
Конкурс исследовательских работ — презентаций «Академия ПДД» |
2 марта |
Лучшие работы будут участвовать в научно-практической конференции Московского района г. СПб для старшеклассников и педагогов «Здоровое поколение России». |
8 |
Финал школьной игры «Азбука дороги» для 1–4 классов, «Дорожный патруль» для 5–11 классов. |
17 апреля |
Награждение победителей, выпуск газеты «Вестник ЮИД — 2015». |
9 |
Подведение итогов школьного конкурса «Моё участие в проекте» |
24 апреля |
Создание новых методических материалов и разработок по профилактике ДДТТ. Лучшие работы примут участие в районном конкурсе методических материалов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма 2015–2016 учебном году. |
10 |
Итоговая линейка. Награждение участников проекта. |
15 мая |
Повышение активности и результативности участия в проекте у обучающих и педагогов по профилактики ДДТТ. |
Планируемые результаты реализации проекта
- создание единой педагогической системы профилактической работы по безопасности дорожного движения;
- расширение содержания работы и методов обучения детей безопасному поведению на дороге;
- сформированность у обучающихся и педагогов мотивов правопослушного поведения;
- создание банка методических рекомендаций по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма;
И как результат — снижение количества учащихся — участников дорожно-транспортных происшествий.
Критерии оценки проекта
Оценку будет проводить проектный коллектив — обучающиеся 11 класса и члены отряда ЮИД. Предусматривается промежуточная оценка (после завершения каждого из мероприятий проекта) и итоговая оценка.
В качестве критериев оценки будут использованы следующие достижения цели проекта:
- вовлечение всех обучающихся 1–11 классов в разнообразные виды активной деятельности в рамках реализации проекта;
- заинтересованность и активность обучающихся, педагогов и родителей в мероприятиях проекта, массовое участие в предлагаемых на выбор делах;
- динамика уровня знаний и умений по ПДД.
Литература:
1. Дети и дорога. Младший школьник на улице. Методический комплект для учителей начальных классов учебных заведений. (Российская академия образования Управление ГАИ ГУВД г. Москвы). М.: Информатик, 2011.
2. Правила дорожного движения Российской Федерации. М.: Мир Автокниг, 2010.
3. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма: Методическое пособие. Под общ. ред. В. Н. Кирьянова. — М.: Издательский Дом Третий Рим.
4. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В. Н. Кирьянова. — М.: Издательский Дом Третий Рим, 2011.
5. Воронова Е. А. Красный. Желтый. Зеленый! ПДД во внеклассной работе. Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2009.
6. Модуль «Дорожная безопасность» по курсу основ безопасности жизнедеятельности для учащихся 1–9 классов. Разработана Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования и допущена Региональным экспертным советом Комитета по образованию Санкт-Петербурга (протокол от 01.03.2006 г.). Авторы: Мельникова Т. В., Данченко С. П., Форштат М. Л.
Ключевые слова
технологии проектной деятельности, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, межпредметный проект., межпредметный проектПохожие статьи
Динамика детского травматизма и предупреждение ранней инвалидности в Республике Узбекистан
На основании проведенного статистического исследования детского травматизма в Республике Узбекистан, г. Ташкенте и Ташкентской области за период с 2010–2014 гг., выявлено, что отмечается подъем травматизма в динамике на 3,8 % у детей до 14 лет. Это т...
Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве
В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...
Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...
Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями
В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...
Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан
Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...
Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде
Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...
Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе
Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...
Организационно-педагогические условия развития трудовой деятельности детей пятого года жизни в дошкольной образовательной организации
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте является одним из основных видов деятельности ребенка. Значение трудовой деятельности многогранно и состоит не только в овладении необходимыми умениями и навыками, но в становлении личностных качеств дошкол...
Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада
В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...
Похожие статьи
Динамика детского травматизма и предупреждение ранней инвалидности в Республике Узбекистан
На основании проведенного статистического исследования детского травматизма в Республике Узбекистан, г. Ташкенте и Ташкентской области за период с 2010–2014 гг., выявлено, что отмечается подъем травматизма в динамике на 3,8 % у детей до 14 лет. Это т...
Дистанционное взаимодействие субъектов психолого-педагогического сопровождения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве
В современных условиях функционирования и развития системы образования остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Это предусматривает совершенствование всех звеньев системы образования, в том числе и обр...
Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию профессиональной ориентации у детей старшего дошкольного возраста
В статье раскрываются решения актуальных задач современной системы до-школьного образования, которыми являются единство и целостность процессов социального и индивидуального развития ребенка. Для эффективного выполнения данной задачи в рамках ДОУ и с...
Физическая культура для детей с ОВЗ и детей-инвалидов
На сегодняшний день Правительство России уделяет достаточное внимание проблеме вовлечения в спорт подрастающего поколения. Отдельное место в этом вопросе занимает адаптация в спортивной сфере детей с ОВЗ, а также детей-инвалидов, возможность для них ...
Интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями
В данной статье рассматривается интегративная роль педагога-психолога в комплексной реабилитации детей с ментальными нарушениями. Автор обращает внимание на важность постоянного обучения и саморазвития педагогов-психологов для успешного применения но...
Совершенствование системы государственного управления образовательной организацией в Республике Башкортостан
Внимание общественности всегда было приковано к организации действенной и эффективной системы образования. Это обусловлено как введением во всех развитых странах единых стандартов образования, так и желанием родителей улучшить качество образования дл...
Первичная профилактика различных видов зависимостей детей и подростков в образовательной среде
Статья посвящена роли и значению различных методик профилактики зависимых форм поведения, а также возможности их реализации в контексте образовательной среды как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жиз...
Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе
Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярк...
Организационно-педагогические условия развития трудовой деятельности детей пятого года жизни в дошкольной образовательной организации
Трудовая деятельность в дошкольном возрасте является одним из основных видов деятельности ребенка. Значение трудовой деятельности многогранно и состоит не только в овладении необходимыми умениями и навыками, но в становлении личностных качеств дошкол...
Организация познавательной деятельности дошкольников в условиях цифровой образовательной среды детского сада
В статье представлена актуальная проблема познавательного развития детей в детском саду — организация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях цифровой образовательной среды. Поставлена цель — обосновать возможность ...