Родители – первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы, беря пример с вас. Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности. Поэтому на взрослого человека возложена миссия защиты своего ребенка. Уберечь ребенка от беды на дороге – долг всех взрослых. Поэтому предлагаю и дальше сотрудничать по формированию у наших детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил дорожного движения. В настоящее время актуализировалась необходимость поиска механизмов для формирования у детей сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности в связи с увеличением интенсивности движения на улицах города. Задача взрослых — создавать условия, позволяющие ребенку накапливать опыт безопасного поведения, знакомить с Правилами дорожного движения. В исследованиях Н. П. Парамонова, Е. В. Субботского было показано, что знание правила и даже его понимание далеко не всегда обеспечивают его выполнение. Запоминание правила и его словесное воспроизведение также не гарантирует руководство им в практической деятельности: в своих высказываниях и суждениях ребенок может основываться на заученных правилах и нормах, а в реальной практике все делать вопреки ним. (С. Г. Якобсон).
Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому, оперировать ими, мыслить самостоятельно, творчески, то есть владеть универсальными учебными действиями. Ребенок с рождения является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Ученые доказали, что исследование является одним из ведущих видов деятельности ребенка-дошкольника. В предлагаемой статье отмечается факт того, что процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворять присущую ему любознательность, почувствовать себя первооткрывателем. При этом педагог в данной ситуации выступает равноправным партнером, это позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
П. Лич и П. Статмен в своих исследованиях отмечают, что преимущество дошкольников в обучении персональной безопасности состоит в том, что дети любят правила и целиком придерживаются их. Если правила кем-то забываются, отклоняются, то малыш мгновенно реагирует на это. Стремление ребенка этого возраста к логичности поможет взрослым обучить его правилам безопасности.
К.Д. Ушинский писал, что «образование уменьшает число опасностей, угрожающих нашей жизни, уменьшает число причин страха, и, давая возможность измерить опасность и определить ее последствия, уменьшает напряженность страха ввиду этих опасностей».
Вопросы профилактики дорожно-транспортного травматизма разрабатывались в дошкольной педагогике, начиная с 30-х годов XX века. В 1937 году В. М. Федяевской впервые были выделены причины несчастных случаев с дошкольниками на улице: незнание детьми правил уличного движения; невнимательность к тому, что происходит на улице; неумение владеть собой; отсутствие сознания опасности. Автором была доказана возможность и необходимость обучения детей уличной безопасности, по преимуществу со старшей группы; «...такая работа должна быть постоянной, вклиниваться во все виды занятий в детском саду». Исследования В. М. Федяевской были продолжены практическими работниками дошкольных учреждений и сотрудниками милиции.
Начиная с 1939 года в журнале «Дошкольное воспитание» публикуется большое количество статей, посвященных проблеме безопасности детей на улице. Методы и приемы обучения дошкольников правилам поведения на улице, предложенные В. М. Федянской, позже были дополнены Э. Я. Степаненковой, М. Ф. Филенко и др. В 1997 году была опубликована Программа Р. Б. Стеркиной, О. А. Князевой, Н. Н. Авдеевой, «Основы безопасности детей дошкольного возраста», которая была разработана специально для дошкольных учреждений. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Успехов в работе по обеспечению безопасности детей можно ожидать только в том случае, если сам педагог обладает достаточной информацией, владеет современными технологиями, методами и приёмами в данном направлении. При изучении данной темы я руководствовалась программой и методическими пособиями: О. А. Князева, Н. Н. Авдеева, Р. Б. Стеркина «Основы безопасности жизнедеятельности дошкольного возраста»; К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»; Т. Ф. Саулина «Три сигнала светофора»; Н. А. Извекова «Правила дорожного движения»; Н. Н. Авдеева «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Неутолимая жажда новых впечатлений, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новую информацию традиционно рассматриваются в педагогике как важнейшие черты детского поведения. Следовательно, исследовательская, познавательная деятельность – естественное состояние ребенка. Именно она порождает исследовательское поведение и создает условия для того, чтобы психическое развитие ребенка разворачивалось как процесс саморазвития.
Как же в процессе реализации проектной деятельности можно решать программные задачи, направленные на формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста в быту, социуме, природе? Наиболее актуальной на сегодняшний момент является ситуация с безопасностью детей на дорогах…
Ежегодно на дорогах России происходит свыше 200 тысяч ДТП. В них погибает свыше 35 тысяч человек, получают ранения более 250 тысяч.
Согласно статистике Госавтоинспекции МВД России, количество жертв среди детей-пассажиров за первые пять месяцев 2017 года увеличилось на 23% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. В общей сложности с января по май года на дорогах зафиксировано 7 729 аварий с участием несовершеннолетних, в них погиб 241 ребёнок, травмы получили 8 413 детей. Основные причины дорожных нарушений: незнание дошкольниками элементарных правил; стремление к самостоятельности, но неумение адекватно оценивать свои силы и возможности; безучастное отношение взрослых к поведению детей на дорогах. Поэтому в детском саду вопросу безопасности детей на улицах и дорогах города необходимо уделять большое внимание. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.
Одна из самых удачных новых педагогических технологий – проектная деятельность. Проектные технологии как метод обучения приобрели на сегодняшний день огромную популярность у педагогов, занимающихся как теоретическими исследованиями, так и их практической реализацией в различных учебных заведениях и имеют следующие сущностные характеристики такие как: интеграция знаний в реальную деятельность; активная самостоятельная деятельность; выбор, обоснование и оценка эффективности выполненной работы; взаимодействие в команде; созидание продукта деятельности [5; 9, c. 76]. Реализация проекта позволит сформировать у детей навыки и представления безопасного поведения на улицах и дорогах. Обогатить словарный запас детей по темам: «Я хочу здоровым быть», «Зачем нужны дорожные знаки7», «Перекресток», изготовить макет дороги, дорожных знаков для самостоятельных игр, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, систематизировать представления о различных видах транспорта, о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, повысить компетентность родителей в вопросах касающихся правил дорожного движения, и безопасного поведения ребёнка на улицах города. Таким образом, отметим, что использование проектной деятельности способствует стимулированию выдвижения новых идей, разрушающих привычные стереотипы и общепринятые взгляды, развитию способности детей к самопознанию и само пониманию, воспитания уважения к индивидуальным особенностям другого человека, способности соотносить собственный приобретаемый опыт с чужим [4].
Например, формировать у дошкольников элементарные представления о правилах безопасности дорожного движения, воспитывать у них осознанное отношение к необходимости выполнения этих правил, можно в рамках реализации практико-ориентированного проекта «Дорожные знаки»:
Цель: Познакомиться с историей возникновения дорожных знаков.
Задачи проекта:
Познакомить детей с историей появления дорожных знаков.
Изучение и исследование знаков в жизни человека, развитие свободной творческой личности ребёнка в результате развития познавательных способностей, творческого воображения, мышления, поискового поведения и коммуникативных навыков.
Воспитывать в детях и родителях любознательность, желание самостоятельно узнавать новое и интересное об интересующей их теме, делиться новыми сведениями с ребятами и педагогами детского сада и группы.
Началом проекта может быть ситуация, когда во время похода, переходя дорогу, ребята спросили: «А как люди раньше переходили дороги, машины никого не сбивали?. Что раньше тоже были знаки?» Воспитателю к данной ситуации необходимо привлечь родителей, поэтому она может предложить детям узнать у своих родителей, как раньше люди и машины передвигались, и были ли знаки дорожного движения … Собрав информацию вместе с родителями, дети смогут рассказать о ней в группе …
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ДОРОЖНЫХ ЗНАКОВ
Итак, история ПДД началась очень давно, еще задолго до появления первых транспортных средств, практически с появлением первых дорог. Для обозначения маршрута первобытные путешественники надламывали сучья и делали метки на коре деревьев, устанавливали вдоль дорог камни определённой формы. Следующим шагом стало придание придорожным сооружениям конкретной формы, чтобы выделить их на фоне окружающего пейзажа. С этой целью вдоль дорог стали ставить скульптуры. Одну из таких скульптур – половецкую бабу – можно увидеть в музее-заповеднике «Коломенское».
Далее воспитатель выясняет у детей безопасный маршрут, по которому дети добираются по дороге в детский сад . Потом каждый ребенок рисует свой маршрут, чтобы проанализировав его, убедиться, что он безопасен…
Беседа с детьми поможет закрепить правила дорожногодвижения.
Для этого воспитатель подбирает вопросы к детям:
-Маршрут вы все знаете, а знаете ли вы правила дорожного движения также хорошо?
- Сегодня мы с вами вспомним разные правила, которые нужно соблюдать, чтобы быть здоровым. Мы переходили несколько дорог. Какие правила, мы соблюдали и зачем?
В процессе беседы дети называют эти правила:
1. Прежде чем переходить любую дорогу, остановись на краю тротуара.
2. Внимательно посмотри налево и направо и выясни: какая же это дорога — с односторонним или с двусторонним движением.
3. Прежде чем начнёшь переходить дорогу, убедись, что все транспортные средства находятся от тебя на безопасном для перехода расстоянии.
4. Пересекай проезжую часть быстрым шагом, но не беги.
5. Переходи дорогу под прямым углом к тротуару, а не наискосок.
И самое главное: будь очень внимателен всё то время, пока ты переходишь дорогу!
Изучив проблему ознакомления детей с правилами дорожного движения и увидев актуальность данной темы, педагогу необходимо планомерно и систематически проводить образовательную деятельность по ПДД с детьми в своей группе. При построении системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения надо учитыватьтри аспектавзаимодействия с транспортной системой города:
«Ребенок – пешеход»;
«Ребенок – пассажир городского транспорта»;
«Ребенок–водитель детских транспортных средств (велосипед, ролики и др.)».
В связи с этим работа по воспитанию навыков безопасного поведения детей на улицах ни в коем случае не должна быть одноразовой акцией. Ее нужно проводить планово, систематически, постоянно. Она должна охватывать все виды деятельности с тем, чтобы полученные знания ребенок пропускал через продуктивную деятельность и затем реализовал в играх и повседневной жизни за пределами детского сада. Поэтому в утренние и вечерние отрезки времени, на участке детского сада во время прогулок рекомендуется проводить игры с использованием световых сигналов светофора («Огни светофора», «Перекресток», «Запомни сигналы регулировщика») Дети рисуют ситуации на дорогах («Соблюдай правила», «Нарушение правил»), знакомые знаки дорожного движения.
А также придумывают рассказы и загадки про знаки.
Въезд запрещён.
Знак «Въезд запрещён» обозначает, что проезд или движение в данном направлении запрещён. Знак имеет круглую форму, на яро – красном фоне нарисован белый треугольник. Этот знак также называется «кирпич».
Располагается этот знак на видном месте, с правой стороны дороги. Запомните!!!
Есть кирпич на знаке этом,
Даже если вы с билетом,
Въезд машинам запрещён,
Здесь ходите, вы пешком!
(Рассказ сочинила Одногулова Даша, 7 лет.)
«Светофор»
Горит зелёный свет, как будто бы сигнал.
Пожалуйста, идите, но только не бегите!
Но вот вдруг жёлтый свет горит
И он нам что – то говорит:
«Внимание! Будьте осторожны!
Сейчас ваше движение должно остановиться».
Красный свет зажегся нам, стойте все на месте,
Теперь машина надо в путь, а пешеходам отдохнуть.
(Стихотворение сочинила Александрова Анастасия, 7лет.)
Пешеходный переход.
На пешеходном переходе люди могут переходить дорогу. Машинам следует пропускать пешеходов. Но иногда машина может не останавливаться, а поэтому нужно быть внимательным и смотреть по сторонам. На асфальте пешеходный переход обозначается «зеброй» – это такие белые полоски на дороге.
(Рассказ сочинила Ваганова Виктория, 7лет.)
Решение задач по ПДД осуществляются через все виды образовательной деятельности и в тесном контакте с родителями и со всеми специалистами детского сада.
Комплексные интегрированные занятия вызывают у детей особый интерес. На музыкальных занятиях дети поют частушки про правила дорожного движения:
«Светофор укажет строго –
Переход сейчас закрыт.
Не беги через дорогу,
Если красный свет горит.
Полосатая дорожка –
Пешеходный переход.
На зеленый свет шагай
Поскорее, не зевай!»
На занятиях по физкультуре проводятся эстафеты и подвижные игры с использованием дорожных знаков.
Чтобы привить детям практические навыки в выполнении правил дорожного движения, проводятся групповые прогулки по тротуару для наблюдения за транспортом, действиями пешеходов и водителей, за посадкой и высадкой пассажиров из автобуса, за сигналами светофора. Попутно дети знакомятся со знаками и указателями и запоминают их. Проводя целевые прогулки и экскурсии с детьми по улицам в разное время года, наблюдая, как взаимодействуют пешеходы и транспорт, как работают светофоры, необходимо всегда обращать внимание детей на такие важные моменты для безопасности движения, как освещение, погодные условия, состояние дороги, количество пешеходов, на их двигательную активность (гуляют, или спешат, перебегают дорогу или спокойно идут по переходу). Зимой необходимо обратить внимание на скользкую дорогу: можно поскользнуться и упасть; водителю трудно остановить машину даже после того, как он нажмет на тормоз; машина скользит и проезжает еще несколько метров.
Знания, приобретенные детьми во время экскурсий, прогулок по улицам города, наблюдения за движением пешеходов, транспорта затем уточняются, дополняются во время разнообразных игр и занятий: например, дети выполняют аппликацию «Светофор», рассматривают и рисуют картину «Улица города», строят улицы для кукол. В течение года предлагается организовать выставки рисунков детей: «Какие бывают автомобили?», «Пешеход и дорога» и др. Совместно с ребятами изготавить атрибуты к подвижным и сюжетно-ролевым играм. Такие прогулки способствуют формированию и развитию у детей навыков и положительных устойчивых привычек безопасного поведения на улице. Дети с удовольствием принимают участие в викторинах по ПДД. Ребята соревнуются командами в узнавании дорожных знаков, сигналов светофора.
В уголке ОБЖ периодически надо устраивать выставки литературы по безопасности движения. В группе оформить папки-передвижки, где ярко, наглядно, красочно представлены материалы по ПДД. Обязательно предлагать детям раскраски по данной тематике, ведь дети с удовольствием рисуют, изготавливают аппликации, поделки из разных материалов: мастерят разные автомобили. Для закрепления программного материала, детям можно предложить дома под руководством взрослых выполнить творческие задания, например: «Нарисуй дорогу в детский сад», «Нарисуй дорожные знаки, которые ты встречаешь по дороге домой», «Придумай сказку про дорожный знак, который мы изучали». Большая работа проводится с родителями, и тогда они смогут подготовить для детей, например, виртуальную экскурсию под названием «Интересное о дорожных знаках», из которой дети смогут узнать много нового.
Например, про первые знаки – символы рассказал детям папа Захара М., Павел Александрович: «Первые дорожные знаки (если не считать таковыми верстовые столбы или камни с высеченными предсказаниями «налево пойдешь — коня потеряешь…») появились на улицах Парижа в 1900 году. Они представляли собой синие или черные квадраты, на которых были нарисованы символы, означавшие железнодорожный переезд, опасный поворот и неровную дорогу»...
А про историю появления светофора, детям рассказала мама Алины Б., Дина Риммовна: «Первый в мире светофор заработал 10 декабря 1868 года возле здания парламента в Лондоне, Англия. Его изобрел Джон Пик Найт. У этого светофора было две семафорные стрелки – поднятые вверх означали "стой", а под углом в 45 градусов – движение с осторожностью. Ночью использовался газовый фонарь, который подавал красный и зеленый сигналы. Третью, не существовавшую тогда желтую секцию, заменял регулировщик. В нужную минуту он свистел, давая знать, что один сигнал сменился другим...
Первый светофор, управляемый вручную, появился в Лондоне 10 декабря 1868 года. Первый в мире светофор, регулирующий дорожное движение, появился на пересечении авеню Эвклида и 105-й Восточной улицы в американском городе Кливленде 5 августа 1914 года. Он представлял собой большой деревянный ящик с наклонной крышей, с круговыми отверстиями, в которых находились стекла»….
Мама Иры П.. Наталья Павловна, рассказала детям историю о том, что было бы, если бы знаки исчезли: «Представь себе, что с дорог исчезли все дорожные знаки. Даже страшно подумать, что в этом случае произойдёт! Пешеходы не будут знать: где можно переходить дорогу, а где нельзя; где находятся остановки общественного транспорта и пешеходные переходы. Водители не смогут определить: есть ли впереди опасный поворот или неровная дорога; где на дороге могут появиться дети, а где запрещено движение машин, с какой скоростью можно ездить по дороге, и где дорога пересекается с железнодорожными путями. На дорогах возник бы тогда полный хаос. Авария следовала бы за аварией, а пешеходам было бы опасно переходить дорогу. Для обеспечения безопасности движения и существуют дорожные знаки. Их много, они имеют разные цвета и форму. Сделано это для того, чтобы все, кто участвует в дорожном движении – и пешеходы, и водители – могли лучше понимать язык знаков. Все дорожные знаки помогают организовывать дорожное движение. Их принято делить на восемь групп:
1. Предупреждающие знаки.
2. Знаки приоритета.
З. Запрещающие знаки.
4. Предписывающие знаки.
5. Знаки особых предписаний.
6. Информационные знаки.
7. Знаки сервиса.
8. Знаки дополнительной информации (таблички)»....
В результате усвоения дошкольниками правил дорожного движения выясняется, что уровень подготовки воспитанников по отдельным разделам программы значительно возрос: дети усвоили правила поведения на улице и в общественном транспорте; умеют применять полученные знания в играх, развлечениях и повседневной жизни. Высокий уровень дети показали в изобразительной деятельности. Рисунки детей по этому разделу отличаются содержательностью и актуальностью. В беседах с детьми отмечается их владение не только знаниями по этому разделу, но и умениями составлять связные, логически правильно выстроенные рассказы по данной тематике; отмечается владение детьми необходимой информацией. Уровень организации игровой деятельности по данным разделам отмечен не только наличием необходимых умений, знанием ролевых действий, но и правильно подобранным оснащением предметной среды с наличием необходимого игрового материала. Уровень проведения занятий и вечеров-развлечений показал высокую заинтересованность детей этим разделом программы. Дети с удовольствием читают стихи, исполняют песни и танцы по данному разделу программы. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, так как на этом примере ребенок учится законам дороги, у него формируются привычки вести себя в соответствии с правилами дорожного движения.
Из вышесказанного можно сделать следующий вывод: в процессе обучения детей правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети изучают на практике правила для пешеходов, наблюдают дорожное движение, закрепляют ранее полученные знания. Анализируя проделанную работу, можно сказать, что вопрос по формированию дорожной безопасности у дошкольников остаётся актуальным. Дошкольный возраст – период впитывания, накопления знаний. Успешному прохождению этого периода благоприятствуют характерные особенности детей этого возраста — восприимчивость, впечатлительность. И здесь важна роль взрослых, которые вводят ребенка в социальный мир. В процессе разнообразной деятельности, можно успешно решать задачи формирования у дошкольников знаний дорожной безопасности, способных в рамках своего возраста принимать необходимые решения.
При реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой и М.А. Васильевой и решении задач по формированию основ осознанного безопасного поведения на дороге должны быть
учтены дидактические принципы: от близкого к далекому, от простого к сложному, от частного к общему;
содержание и объем знаний подобран с учетом возрастных физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, так как эти знания способствуют накоплению навыков и умений безопасного поведения на дорогах города. Знания о правилах поведения на дороге помогают детям оценить свое поведение и поведение других людей;
но формирование знаний – не самоцель в нашей работе;
главное – это формирование осознанно-бережного отношения к своему здоровью;
необходимо, чтобы у детей выработалась жизненно важная привычка соблюдать правила дорожного движения;
это длительный и трудный процесс, но достичь результата возможно.
Как видно из проведенных нами исследований, правила и знаки имеют очень древнюю историю и играют очень важную роль в нашей жизни. Результатом нашего исследования явились следующие ВЫВОДЫ:
1. Правила дорожного движения и дорожные знаки появились еще в древности, что свидетельствует об их важности для человечества.
2. Знание и соблюдение правил дорожного движения ведет к снижению дорожно-транспортных происшествий. (Статистика говорит о том, что если бы участники дорожного движения 100% соблюдали Правила дорожного движения, количество раненых в ДТП сократилось бы на 27%, а погибших на 48%). Поэтому очень важно с детства изучать и соблюдать правила дорожного движения.
3. Зная правила и знаки своей страны, мы легко сможем ориентироваться на дорогах во время путешествий.
Литература:
- Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002 Добрякова В. А. и др.
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М.: Просвещение, 2004.
- Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. Дошкольникам о правилах Дорожного движения.- М.: просвещение, 2005- 63с.
- Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. — М.: Издательство Мозаика — Синтез, 2009.
- Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 112с.
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС– СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.- 144с.
- Библиографическое описание: Земскова Ю. А. Опыт работы по обучению дошкольников правилам дорожного движения [Текст] / Ю. А. Земскова //Молодой ученый__. — 2014. — №2. — С. 760-762.
- Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения через проектную деятельность [Текст] / Т. В. Гугуман [и др.] // Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2014 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый__, 2014. — С. 47-49.
- Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста Сост. Извекова, Н.А., Медведева, А.Ф., Полякова,Л.Б., Фетодова, А.Н; Под ред. Романовой, Е.А., Малюшкина, А.Б. – М.: ТЦ Сфера, 2006.- 64с