Правовое регулирование работы с кадрами в органах власти: проблемы и пути совершенствования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №22 (312) май 2020 г.

Дата публикации: 27.05.2020

Статья просмотрена: 1287 раз

Библиографическое описание:

Лужбина, Т. А. Правовое регулирование работы с кадрами в органах власти: проблемы и пути совершенствования / Т. А. Лужбина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 22 (312). — С. 272-274. — URL: https://moluch.ru/archive/312/70399/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматриваются особо важные и проблемные вопросы правового регулирования работы с кадрами в органах власти, существующие на современном этапе, в общем, и выделение проблем правоприменения, которые не нашли своего решения в законодательных актах. На современном этапе развития и реформирования возрастает потребность в кадрах, которые имеют качественные профессиональные знания и навыки, позволяющие эффективно осуществлять управление государством.

Ключевые слова: работа с кадрами, государственные и муниципальные служащие, кадровые технологии, органы власти, правовое регулирование работы с кадрами, служебная карьера.

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что государственное управление в России постоянно нуждается в квалифицированных кадровых ресурсах, которые выступают своеобразным аккумулятором и интеллектуальным механизмом реализации государственных административных реформ. Устойчивое развитие общества и государства, непосредственно зависит от результатов деятельности государственных служащих, предоставляемых ими качественных государственных услуг обществу.

Необходимость повышения эффективности правового регулирования кадровой работы в органах власти следует из содержания задач, стоящих перед современно государством, и, в частности, государственными и муниципальными учреждениями. Есть необходимость в выработке инновационных идей и технологии решения работы с кадрами, которые бы соответствовали современному уровню современной управленческой науки, практики и требованиям государства, и на уровне органов государственной и муниципальной власти.

Работа с кадрами в органах власти является результатом интеллектуально-политической деятельности совместных усилий ученых, политиков, практиков. Не до конца разработанным остается механизм участия граждан в выработке и реализации государственной кадровой политики. В этих целях необходимо активизировать форму их прямого участия в принятии кадровых решений; шире использовать договоры о согласии и взаимодействии между различными ветвями власти, социально-политическими силами, субъектами Российской Федерации и федеральным центром.

Правовой аспект работы с кадрами в органах государственной власти означает учет в ней прав гражданина, строгое правовое регулирование основных кадровых процессов и отношений. В вопросах работы с кадрами в органах государственной власти существуют два регулятора: закон, обязательный для исполнения под угрозой применения государственных санкций, и мораль, нравственные ценности общества.

На современном этапе развития российского общества одной из наиболее важных задач является построение эффективного государства, преодоление серьезных недостатков в организации и функционировании системы органов власти. Решение данной задачи требует модернизации государственной и муниципальной службы, которая должна стать открытой, конкурентоспособной и престижной, ориентированной на результативную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных и муниципальных органов, оказанию государственных услуг, активно взаимодействовать с институтами современного общества. Именно государственная и муниципальная служба в органах власти призвана претворять в жизнь политику государства в области культуры, образования, экономики и социального развития [1, с. 144].

Проблемы совершенствования правового регулирования работы с кадрами в органах власти приобретают особую значимость. В научной литературе, где справедливо отмечается, что «давно назрела потребность как в серьезном научном анализе основных норм действующего законодательства и главных направлений реформирования и развития работы с кадрами в органах власти, так и в разработке фундаментальных основ теории ее правового регулирования» [2, с. 7].

Можно выделить следующие основные проблемы в сфере правового регулирования работы с кадрами в органах власти, на современном этапе:

– несовершенство антикоррупционного законодательства;

– отсутствие во многих органах власти (исследовалось более 50 учреждений органов власти) элементарного положения о защите персональных данных, что является нарушением закона № 152-ФЗ «О персональных данных»;

– неупорядоченность внутренней организации государственной и муниципальной службы;

– отсутствие надлежащей регламентации деятельности органов власти и их служащих, которые способствуют коррупции, злоупотреблениям, бюрократизации отношений между структурными подразделениями государственного или муниципального органа, а также государственных и муниципальных органов с гражданами и структурами гражданского общества;

– недостаточная скоординированность практической деятельности структурных подразделений государственных и муниципальных органов власти, осуществляющих функции, связанные с реализацией законодательства Российской Федерации о государственной и муниципальной службе;

– не до конца проработана методика проведения конкурсов на замещение вакантных должностей государственной и муниципальной службы, квалификационных экзаменов и аттестации служащих;

– не в полной мере ведется целенаправленная работа по привлечению молодых, квалифицированных, перспективных кадров;

– недостаточное использование современных методов планирования и регламентации труда государственных и муниципальных служащих;

– не в полной мере реализуются предусмотренные законодательством механизмы стимулирования государственных и муниципальных служащих к исполнению служебных обязанностей на высоком профессиональном уровне, что снижает мотивацию государственных и муниципальных служащих;

– качество профессионального обучения государственных и муниципальных служащих в недостаточной степени отвечает потребностям развития государственной и муниципальной службы;

– в общем, происходит снижение престижа службы как вида профессиональной деятельности;

– несоответствие возлагаемых на служащего ответственности и ограничений его социальному положению;

– отсутствие унификации основных гарантий государственных и муниципальных служащих различных уровней государственной и муниципальной службы и в ряде случаев декларативным характером этих гарантий.

Необходимо, чтобы определенная в нормативно-правовых актах система управления карьерой, претворялась в жизнь непосредственно на местах. В частности, это должно коснуться процедуры отбора, подбора и найма кадров. Крайне важно, чтобы в систему государственной и муниципальной службы попадали люди, заинтересованные в продвижении по службе, в развитии личной карьеры.

Отметим, что зачастую наблюдаются такие случаи коррупции в органах государственной и муниципальной службы, как использование служебного положения в личных интересах, что также мешает служебному продвижению достойных претендентов на те или иные должности.

На субъективный взгляд, необходимо восстановить целевое государственное распределение для определенной части выпускников ВУЗов, получивших специальности государственного и муниципального управления.

Так же представляется, что необходимо создать Федеральный банк кадрового резерва для обеспечения руководства государства информацией справочного и аналитического характера о состоянии кадрового резерва для государственной и муниципальной службы. Нужно обеспечить гласность и открытость при формировании резерва кадров. Государственные и муниципальные служащие должны знать, как функционирует механизм назначения на должности руководителей, какие гарантии продвижения по службе высокопрофессиональных, талантливых специалистов, а также какие существуют препятствия на пути карьеристов и других лиц, не имеющих право занимать должности в руководящем составе.

Необходимо более четко определить критерии подбора и расстановки кадров государственной и муниципальной службы, позволяющие объективно оценивать кандидатов к выдвижению, снижающие вероятность, ошибочность кадровых назначений, выработать механизм ответственности руководителей за ошибки при назначении кадров.

Служебная карьера — движущая сила аппарата государственной и муниципальной службы. И для того, чтобы этот аппарат работал, каждый должен занять в нем четкое место, определить направление своего движения, обозначить точки взаимодействия с самой системой. Ответственность за это лежит как на государственных и муниципальных органах власти в общем, так и на каждом служащем в частности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что вышеуказанные проблемы работы с кадрами являются причиной низкой эффективности данной работы. Недостаточной гибкости и приспособленности к решению задач развития современного общества и рыночной экономики, невосприимчивости к инновационным методам и формам организации, планирования, ресурсного обеспечения государственных и муниципальных органов власти и стимулирования профессиональной деятельности государственных и муниципальных служащих.

Прежде всего, следует отметить, что кадровое обеспечение государственного и муниципального управления осуществляется непосредственно в рамках и на основе кадровой политики, реализации ее целей, приоритетов и принципов.

На основе изучения теоретических источников и проведенного практического исследовании работы с кадрами в органах власти можно предложить следующие мероприятия:

1. Ужесточить и доработать законодательство о коррупции.

2. Усовершенствовать работу с персональными данными.

3. Оптимизировать ротацию кадров. В отдельных государственных и муниципальных органах периодическое обновление кадрового состава должно принести более эффективные результаты. Речь идет о возможных перестановках между собой, специалистов раз в 3–5 лет, начальников раз в 10 лет. К сожалению, в современных условиях хозяйствования такая кадровая технология как ротация кадров в основном целенаправленно применяется только в отношении определенных должностей, исполнение должностных обязанностей по которым связано с исполнением контрольных или надзорных функций. Однако, данная технология крайне необходима при успешной организации кадровой работы и несет в себе высокий эффект влияния на качество данной работы.

4. Представляется возможным внести традицию взаимозаменяемости внутри отдельных отделов. В данном случае не по горизонтальной линии, а по вертикальной, то есть нижестоящий специалист заменяет вышестоящего с целью проверки профессиональных качеств и перспективы карьерного роста.

5. С целью повышения эффективности функционирования кадрового состава гражданской и муниципальной службы необходимо постоянное и дифференцированное оценивание (аттестация) гражданских и муниципальных служащих с точки зрения их профессионально-функциональной направленности.

6. Необходимо продолжать разработку научных основ, определяющих содержание, принципы, функции, специфику, обеспечение, условия востребованности и социальную обусловленность по решению вопросов работы с кадрами органов власти в системе службы.

7. Предлагается определить и нормативно закрепить полномочия, компетенцию и ответственность органов власти и управления в формировании правовых основ и нормативной базы для реализации работы с кадрами и разрешения конфликтов при их применении и контроле за соблюдением прав государственных и муниципальных служащих в процессе прохождения службы.

8. Необходимо обеспечить формирование условий, программно-методическое и организационное сопровождение профессиональной подготовки должностных лиц к применению кадровых технологий и государственных и муниципальных служащих как объектов управления посредством кадровых технологий.

9. Определить порядок создания кадрово-технологической инфраструктуры управления персоналом государственной и муниципальной службы (финансовое, материальное, программно-техническое, информационно-аналитическое, профессионально-кадровое, методическое, документационное и другое обеспечение).

10. Предлагается сформировать управленческие установки по определению культуры внедрения кадровых технологий в практику управления персоналом государственной и муниципальной службы и оценочных параметров характеристики уровня кадровой культуры руководящего состава в системе государственной и муниципальной службы с позиции их влияния на применение и развитие кадровых технологий.

11. Наладить систематизированное и целенаправленное обобщение опыта правоприменительной практики и реализации локальных нормативных актов в системе государственной и муниципальной службы, обеспечивающих эффективность управления ее кадрами для организационно-функциональной оптимизации кадровых служб органов власти и управления.

Литература:

  1. Артеменко. Т. С. Государственная кадровая политика в современном обществе / Т. С. Артеменко // Молодой ученый.  2017.  № 51.  С. 144–146.
  2. Богданова, Э.Н., Анализ ключевых аспектов кадровой политики на государственной гражданской службе Российской Федерации / Э. Н. Богданова // Вестник экспертного совета. — 2016. — № 1. — С. 3–11.
Основные термины (генерируются автоматически): муниципальная служба, орган власти, кадр, служащий, правовое регулирование работы, муниципальный орган власти, работа, государственная власть, кадровая работа, Российская Федерация.


Ключевые слова

органы власти, кадровые технологии, работа с кадрами, государственные и муниципальные служащие, правовое регулирование работы с кадрами, служебная карьера

Похожие статьи

Правовое регулирование технологий работы с кадрами...

В статье рассматриваются особенности правового регулирования работы с кадрами в органах государственной власти. Выделены современные технологии, закрепленные и регламентируемые правовыми актами Российской Федерации.

О содержании понятия «кадровая работа» в государственном...

работа по формированию кадрового резерва органа власти

работа по размещению информации о кадровом обеспечении органа власти на официальном сайте

Вектор развития кадровой работы формально указывает на то, что кадровые службы государственных...

Теоретико-правовые основы отбора кадров на муниципальную...

Ключевые слова: муниципальная служба, муниципальный служащий, правовой статус, право на доступ к муниципальной службе, кадровые технологии

Таким образом правовой статус конституционно выделился из системы органов государственной власти в 1993 году.

Проблемы кадрового обеспечения органов местного...

Конечно, опыт работы на должностях муниципальной службы является хорошим критерием

Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2018

- муниципальные служащие — это лица, несущие службу на должностях в органах местного...

Особый статус государственного (муниципального) служащего...

3. Концепция кадровой политики в системе органов исполнительной власти муниципального образования Г. Находка.

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по.

Понятие, сущность и содержание кадрового аудита в органах...

Деятельность любого государственного органа сопряжена с работой государственных

Краснова, С. В. Реализация кадрового аудита в органах государственной власти [Текст]

кадровый потенциал, муниципальная служба, государственная служба, кадровая...

Понятие, задачи и функции муниципальной службы...

Муниципальная служба — это работа по обеспечению реализации полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляемая на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными, в органах местного...

Совершенствование структуры управления персоналом в органах...

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного

К сожалению, нередко данным элементам кадровой работы в органах государственной власти и

Муниципальная служба ‑ это профессиональная деятельность, которая осуществляется...

Особенности правового статуса муниципальных служащих...

В Российской Федерации муниципальная служба представляется собой главным элементом местного

Отсюда следует, что запреты, относящийся к работе муниципальных служащих являются

Войтович В. Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие.

Похожие статьи

Правовое регулирование технологий работы с кадрами...

В статье рассматриваются особенности правового регулирования работы с кадрами в органах государственной власти. Выделены современные технологии, закрепленные и регламентируемые правовыми актами Российской Федерации.

О содержании понятия «кадровая работа» в государственном...

работа по формированию кадрового резерва органа власти

работа по размещению информации о кадровом обеспечении органа власти на официальном сайте

Вектор развития кадровой работы формально указывает на то, что кадровые службы государственных...

Теоретико-правовые основы отбора кадров на муниципальную...

Ключевые слова: муниципальная служба, муниципальный служащий, правовой статус, право на доступ к муниципальной службе, кадровые технологии

Таким образом правовой статус конституционно выделился из системы органов государственной власти в 1993 году.

Проблемы кадрового обеспечения органов местного...

Конечно, опыт работы на должностях муниципальной службы является хорошим критерием

Число муниципальных образований по субъектам Российской Федерации на 1 января 2018

- муниципальные служащие — это лица, несущие службу на должностях в органах местного...

Особый статус государственного (муниципального) служащего...

3. Концепция кадровой политики в системе органов исполнительной власти муниципального образования Г. Находка.

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по.

Понятие, сущность и содержание кадрового аудита в органах...

Деятельность любого государственного органа сопряжена с работой государственных

Краснова, С. В. Реализация кадрового аудита в органах государственной власти [Текст]

кадровый потенциал, муниципальная служба, государственная служба, кадровая...

Понятие, задачи и функции муниципальной службы...

Муниципальная служба — это работа по обеспечению реализации полномочий органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляемая на постоянной основе на муниципальных должностях, не являющихся выборными, в органах местного...

Совершенствование структуры управления персоналом в органах...

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного

К сожалению, нередко данным элементам кадровой работы в органах государственной власти и

Муниципальная служба ‑ это профессиональная деятельность, которая осуществляется...

Особенности правового статуса муниципальных служащих...

В Российской Федерации муниципальная служба представляется собой главным элементом местного

Отсюда следует, что запреты, относящийся к работе муниципальных служащих являются

Войтович В. Ю. Государственная и муниципальная служба: учебное пособие.

Задать вопрос